Дисковый тормоз

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозных механизмов с автоматическим регулированием зазора между тормозными колодками и ди6-5 сками. Цель изобретения - упрощение конструкции тормоза при уменьшении габаритов . Дисковый тормоз состоит из диска 1, вала, суппорта (С) 3. В окне С 3 на пальцах установлены колодки 6. В цилиндрических проточках 7 С 3 установлены поршни 8 с полостями, в которых расположены головки штоков 9, удерживаемые с помощью гаек 10. Средние их части расположены в отверстиях крышек 11, а свободные концы имеют лыски 12 и отверстия 13. Жидкость подается по каналам 14. Поворотные рычаги (Р) 15 с прорезями 16 установлены на осях 17 кронштейнов 18 и верхними концами соединены шарнирно с корпусом и штоком. На осях 17 установлены храповики (X) 21, каждый из которых снабжен пластинчатой пружиной Ј О ю о о со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s F 16 D 55/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ в

I bi. у ) I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4343512/27 (22) 01.10.87 (46) 07.02.91. баюл. M 5 (71) Московский автомобильный завод им, И.А.Лихачева (72) M.È.Ñóãðîáîâ, В,Н.Нестеренко и

В.П.Васильев (53) 62-592.117 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1548552, кл, F 16 О 55/224, 11.09.87, (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозных механизмов с автоматическим регулированием зазора между тормозными колодками и ди„„ЯХ„„162б013А1 сками. Цель изобретения — упрощение конструкции тормоза при уменьшении габаритов. Дисковый тормоз состоит из диска 1, вала, суппорта (С) 3. В окне С 3 на пальцах установлены колодки 6. В цилиндрических проточках 7 С 3 установлены поршни 8 с полостями, в которых расположены головки штоков 9, удерживаемые с помощью гаек 10.

Средние их части расположены в отверстиях крышек 11, а свободные концы имеют лыски 12 и отверстия 13, Жидкость подается по каналам 14, Поворотные рычаги (P) 15 с прорезями 16 установлены на осях 17 кронштейнов 18 и верхними концами соединены шарнирно с корпусом и штоком. На осях 17 установлены храповики (Х) 21, каждый из которых снабжен пластинчатой пружиной

1626013

I>r „ã

22, рабочая,3сть которой входит в прорези

23. 21, соединенных со штоками 9 пальцами 24. Фиксирование X 21 обеспечивается собагл:ами 25, каждая из которых удерживается !1ру>ки ой 26. Поворот P 15 обеспечивается стяжными пружинами 27, сьязанными с одним из Р 15 болтом 28 с серьгой 29, д с другим Р 15 пальцем с уравИзобретение относится к транспортному машиíострсениlo, s чдстtlîcãë к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозных механиз!10в, с двтоматичеcêèì регулированием зазора между тормозными колодками и дискдми.

Цель изобретения — упрощение конструкции тормоза при уменьшении габаритов.

Нд фиг. 1 изображен дисковый тормоз, общий вид; на фиг, 2 — вид А на фиг. 1; на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4— схема взаимодействия пальца храповика и штока, Дисковый тормоз транспортного средства состоит из диска 1, установленного на валу 2, и суппортд 3, охватывающего диск 1.

В окне 4 суппорта 3 на пальцах 5 с возможностью осевого перемещения установлены тормозные колодки 6. В цилиндрических проточках 7 суппорта 3 установлены поршни 8, выполненныMè с внутренними полостями, t3 которых располо>кены головки штоков 9, удерживаемые с помощью гаек

10, неподвижно закрепленных в поршнях 8.

Средние части штоков 9 расположены в отверстиях торцовых крышек 11 суппорта 3, а свободные концы штоков выполнены с лысками 12, торцовыми цилиндрическими поверхностям!1 и расположенными на лысках

12 отверстиями 13.

Для обеспечения отвода тормозных колодок 6 от диска 1 при растормаживании рабочим тормозом головки штоков 9 установлены в поршнях 8 с осевым зазором а.

Подача рабочей жидкости под давлением t> поршневые пространства цилиндрических проточек 7 производится с помощью каналов 14, выполненных в суппорте 3.

Поворотные рычаги 15 с выполненными в них прорезями 16 своими нижними концами устдн0влены нэ осях 17 кронштейнов 18, жестко закрепленных на суппорте 3, а верхними концами соединены шарнирно с корпусом 19 и штоком 20 управляющего пневмоцилиндра, На осях 17 в прорезях 16 с возмо>кностью поворота установлены храповики 21. Каждый хрэповик 21 снабжен нителем. Взаимодействие цилиндрических поверхностей пальцев 24 и прямых участков отверстий 13 штоков 9 осуществляется при торможении по линии, что исключает пластические деформации рабочих поверхностей пальцев 24 и обеспечивает постоянство рабочего хода Р 15. 1 з,п. ф-лы, 4 ил, пластинчатой пружиной 22, параболическая рабочая часть которой входит в сквозные прорези 23 храповика. Храповики 21 соединены со штоками 9 пальцами 24, входящими в отверстия 13, при этом цилиндрические поверхности штоков 9 взаимодействуют с рабочими частями плэстинчатых пружин 22, воздействуя на штоки 9 таким образом, чтобы между прямыми участками отверстий 13 штоков 9 и пальцами 24 обеспечивался зазор в. Величина зазора в в расторможенном положении поддерживается постоянной благодаря тому, что в фигурных отверстиях

13длины вертикальных прямыхучастков, по которым осуществляется контакт пальцев

24 и фигурных отверстий 13 при торможении, выбираются из условия где! — длина прямого участка отверстий;

r — расстояние между центром пальца 01 и центром качания храповика Ог;

L — величина хода штока.

Фиксированное положение храповиков

21 относительно поворотных рычагов 15 обеспечивается шарнирно установленными в верхних частях прорезей 16 собачками 25, входящими своими зубьями в зацепление с зубчатыми частями храповиков. Каждая собачка 25 удерживается в зацеплении с соответствующим храповиком пружиной 26, один конец которой закреплен на рычаге 15, а другой опирается на собачку 25.

Поворот рычагов 15 вокруг осей 17 обеспечивается стяжными пружинами 27,, связанными с одним из рычагов болтом 28 с серьгой 29, а с другим рычагом — пальцем 30 с уравнителем 31. Вершины зубьев собачек

25 выполнены со скруглениями, имеющими определенный радиус.

Дисковый тормоз транспортного средства работает следующим образом.

Во время рабочего торможения рабочая жидкость под давлением по каналам 14 подается в подпоршневые пространства цилиндрических проточек 7, перемещая

1626013 поршень 8 и тормозные колодки 6 в направлении диска 1. Тормозные колодки 6, взаимодействуя с диском 1, осуществляют торможение (фиг. 1 и 2). Одновременно поршни 8, связанные гайками 10, со штоками 9 увлекают их эа собой. Штоки 9, перемещаясь в осевом направлении, взаимодействуют с помощью пальцев 24 с храповиками 21, поворачивая последние вокруг осей 17 на величину, пропорциональную зазору между тормозными колодками 6 и диском 1 (фиг, 2 .и 3), По мере износа тормозных колодок 6 зазор между ними и диском 1 увеличивается, при этом зубья собачек 25, скользя по зубьям храповиков 21, перемещаются в направлени их вершин. При достижении между тормозными колодками 6 и диском 1 величины зазора, пропорциональной шагу зубьев храповика 21, собачки 25 изменяют точки зацепления с ними и входят в зацепление с последующими зубьями храповиков

21.

Храповики 21 поворачиваясь вокруг осей 17, взаимодействуют установленными в них пальцами 24 с прямыми участками отверстий 13 штоков 9, перемещая последние вместе с поршнями 8 и тормозными колодками 6 в направлении диска 1.

Тем самым величина зазора между тормозными колодками 6 и диском 1 поддерживается в заданных пределах, Собачки 25, перемещаясь вместе с рычагами 15, поворачивают вокруг осей 17 храповики 21, которые посредством пальцев 24 воздействуют на штоки 9. Пальцы 21, выбирая зазоры в, воздействуют на штоки 9, перемещая их вместе с поршнями 8, тормозными колодками 6 в направлении диска 1, осуществляя торможение, Во время стояночного торможения давление воздуха в пневмоцилиндре снижается, в результате чего под действием стяжных пружин рычаги 15 поворачиваются вокруг осей 17. Собачки 25, перемещаясь вместе с рычагами 15, поворачивают вокруг осей 17 храповики 21, которые, воздействуя установленными в них пальцами 24 на штоки 9, перемещают последние вместе с поршнями 8 и тормозными колодками 6 в направлении диска 1, осуществляя торможение. Наличие зазоров в и соответствующих им радиусов округлений зубьев собачек

25 при жесткости пружин собачек 26, превышающей жесткость пружин храповиков

22, исключает воэможность остамова зубьев собачек 25 на вершинах зубьев храповиков

50 21. Взаимодействие цилиндрических поверхностей пальцев 24 и прямых участков отверстий 13 штоков 9 осуществляется по линии, что энач тельно снижает удельные давления в пятне контакта, исключая пла55 стические деформации рабочих поверхностей пальцев 24 и штоков 9.

Это обеспечивает постоянство рабочего хода поворотных рычагов 15, а следователь-. но, времени срабатывания тормоза и тормозного момента (фиг. 3 и 4).

Формула изобретения

1. Дисковый тормоз, содержащий вал с диском, суппорт с установленными в нем с возможностью осевого перемещения ко5 лодками, механизм управления, выполненный в виде привода, рычагов с прорезями, связанными одним концом с приводом и стяжными пружинами, а другим — с суппортом, и в виде шарнирно установленных в

10 прорезях на рычагах подпружиненных собачек, находящихся с ними в зацеплении храповиков с пазами, установленных соосно с рычагами, нажимных элементов в виде поршней с гайками, в которых с контактом с их

15 торцовыми поверхностями установлены с зазором относительно торцовых поверхностей поршней и с воэможностью взаимодействия с ними головки штоков, связанных другими концами с храповиками посредст20 вом размещенных в отверстиях штоков пальцев и подпружиненных в направлении колодок посредством плоских пружин, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции. пальцы установлены в от25 верстиях штоков с зазором, а плоские пружины установлены в пазах храповиков с контактом с выполненными на торцах вторых концов штоков цилиндрическими поверхностями.

30 2. Тормоз по п, 1, отл ич а ю щи йся тем, что, с целью обеспечения постоянного тормозного момента, отверстия в штоках выполнены с прямыми участками, длина которых выбрана из условия

i г —, — H . где1- длина пр мого участка отверстия штоков;

r — расстояние между центром пальца и центром качания храповика;

L — максимальная величина хода штока.

1626013

Р2

О

1626013

Составитель В.Дружнов

Редактор В,Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Заказ 267 Тираж 408 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозов

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам для лифта. Тормозное устройство содержит две тормозные колодки, кулачковые средства, соединенные с колодками для их перемещения, и сжимаемые пружинные средства, соединенные с кулачковыми средствами. Тормозное устройство по первому варианту содержит приводной зубчатый редуктор и фиксирующее средство. Приводной зубчатый редуктор соединен с кулачковыми средствами и действует через них для сжатия пружинных средств и выполнен с возможностью регулирования усилия, действующего на кулачковые средства, когда устройство переключается между положением приведения в действие тормоза и положением отпускания тормоза. Тормозное устройство по второму варианту содержит упругий элемент. Упругий элемент предназначен для ускорения перемещения колодки по направлению к другой колодке при освобождении пружинного средства из сжатого состояния. Тормозное устройство по третьему варианту содержит зубчатый редуктор, приводимый в действие двигателем и соединенный через кулачковые средства с пружинными средствами для их сжатия. Способ торможения лифта заключается в приведении в действие зубчатого колеса, перемещении наружной стороны колодки от наружной поверхности другой колодки, обусловленном сжатием пружины, удерживании пружины в сжатом состоянии после сжатия пружины и затем освобождении пружины из сжатого состояния. Достигается упрощение конструкции тормозного устройства и уменьшение его габаритных размеров. 4 н. и 18 з.п. ф-лы, 11 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к лебедочным тормозам. Электромагнитный тормоз содержит рамную часть, арматурную часть, содержащую магнитный сердечник, пружинный элемент и электромагнит. При этом электромагнитный тормоз содержит плоскую, упруго изгибаемую демпфирующую пластину, установленную с противодействием изгибанию с созданием демпфирующего усилия. Тормоз содержит рамную часть, арматурную часть, воздушный зазор и плоскую упруго изгибаемую демпфирующую пластину. Способ изготовления тормоза заключается в его выполнении с рамной и арматурой частями. На рамной и арматурной части выполняют сопряженные поверхности, расположенные напротив друг друга. Затем выполняют плоскую, упруго изгибаемую демпфирующую пластину и устанавливают в воздушном зазоре между сопряженными поверхностями, расположенными в тормозе. Достигается уменьшение уровня шума при работе тормоза. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх