Измерительное устройство лага

 

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и позволяет повысить точность измерения скорости судна и пройденного расстояния путем автоматизации и повышения точности юстировки

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 P 5/14

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4343173/10 (22) 09.10.87 (46) 07.02.91, Бюл. М 5 (72) В.С.Григорьев. М.Е.Угорец, А.Е.Фельдман и В,С.Эпштейн (53) 532.57(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 901909, кл. G 01 Р 5/14, 1980.

„„5U„„1626156 А1

I (54) ИЗМЕРИТЕЛ6НОЕ УСТРОЙСТВО ЛАГА (57) Изобретение относится к области навигационного приборостроения и позволяет повысить точность измерения скорости судна и пройденного расстояния путем автоматизации и повышения точности юстировки

1626156

5м сф — — —, Чз лага на мерной линии. В режиме юстировки лага при прохождении начального створа мерной линии включается один из фиксированных интервалов задатчика 18. Частотомер 5 сбрасывается в нуль через элемент

ИЛИ-НЕ 14, формирователь 17 узких импульсов и элемент ИЛИ 13 и на вход его начинают поступать выходные импульсы преобразователя 2 напряжение-частота через делитель 7 частоты с и выходами, соответствующие различным коэффициентам деления, определенным выбранным интервалом времени эадатчика 18, По окончании этого интервала времени триггер 15 переключается выходным импульсом формирователя 16, запрещая прохождение импульсов на вход частотомера 5 через злеИзобретение относится к навигационному приборостроению и может быть использовано для измерения скорости судна, пройденного пути и юстировки лагов.

Цель изобретения — повышение точности и уменьшение трудоемкости юстировки лага на мерной линии.

На чертеже представлена функциональная схема устройства. 10

Измерительное устройство лага содержит датчик 1 лага, преобразователь 2 напряжение-частота. счетчик 3 пути, индикатор пути 4, частотомер 5, индикатор 6 скорости, делители 7 и 8 частоты, линейки из и элемен- 15 тов И 9 и 10, элементы ИЛИ 11 — 13, элемент

ИЛИ-НЕ 14, триггер 15, формирователи 16 и 17 узких импульсов, задатчик 18 временных интервалов, элементы И 19-21, регистр

22 памяти, умножитель 23 кодов, реверсив- 20 ный счетчик 24, устройство 25 сравнения кодов, эадатчик 26 длины мерной линии, сумматор 27, переключатель 28, кнопку 29, а также счетчик 30 скорости, регистр 31 памяти, делитель 32 частоты и генератор 33, 25 входящие в состав частотомера 5, Измерительное устройство лага работает в двух режимах; режиме измерения текущих значений скорости и пути судна; режиме юстировки лага на мерной линии. 30

В первом режиме задатчик 18 фиксированных интервалов времени отключен. Напряжение с датчика 1 лага поступает на преобразователь 2 напряжение-частота.

Частота с выхода преобразователя 2 посту- 35 пает на счетчик 34 пути, на счетный вход мент И 19 и фиксируя на его выходе код средней скорости по лагу. При установке переключателя 28 в положение V на индикаторе 6 индицируется средняя лаговая скорость. При прохождении судном конечного створа мерной линии нажимается кнопка 29, на выходе регистра 22 вырабатывается код времени прохождения мерной линии, в результате чего при переключении переключателя 28 в положение Л V на сумматоре 27 происходит вычитание кодов средней лаговой скорости и истинной скорости и на индикаторе 6 устанавливается значение Л Ч поправки, необходимой для ввода в измерительную схему лага с целью компенсации систематических погрешностей лага. 1 з,п, ф-лы, 1 ил. частотомера 5 через элементы И 20, ИЛИ

11, И 19.

Выход счетчика 3 пути подключен к индикатору 4 пути, а выход частотомера 5 через сумматор 27 — к индикатору 6 скорости для отображения текущих значений пути и скорости судна. В этом режиме переключатель 28 находится в положении V и подает сигнал на вход "Установка нуля" реверсивного счетчика 24, фиксируя на его выходе нулевой код, который поступает на второй кодовый вход сумматора 27. В частотомере

5 периодически через фиксированные промежутки времени с выхода делителя 32 частоты поступают импульсы на управляющий вход регистра 31 памяти для фиксации текущих значений скорости и через элементы И

21 и ИЛИ 13 на управляющий вход счетчика скорости 30 для его обнуления, Таким образом, на индикаторе 6 отображается текущее значение лаговой скорости.

В режиме юстировки лага в момент прохождения начального створа мерной линии включается один из фиксированных интервалов времени задатчика 18. В зависимости от эксплуатационных скоростей судна эти временные интервалы выбираются из условия где ф — фиксированный интервал времени;

V3 — величина эксплуатационной скорости, на которой производится юстировка лага.

1626156

15

NSM

М2И =NVH м

При включении одного иэ фиксированных интервалов времени задатчика 18 элементы И 20 и 21 закрываются через элемент

ИЛИ-НЕ 14 и один из и элементов И в каждой из линеек 9 и 10 открывается. Импульсами с формирователя 17 обнуляется счетчик-делитель 8 и через элемент ИЛИ 13— счетчик 30 скорости.

Импульсы с преобразователя 2 через делитель 7 частоты и открытые элементы И линейки 9, ИЛИ 11, И 19 поступают на счетный вход счетчика 30 частотомера 5. По окончании 1ф с выхода делителя 32 через счетчик-делитель 8, открытые элементы И линейки 10, ИЛИ 12 и формирователь 16 поступает импульс на вход триггера 15, вырабатывающего сигнал останова счета для счетчика 30 скорости. На регистре 31 фиксируется код счетчика 30 Nv средней скорости судна по лагу за выбранный интервал 1ф, причем масштаб средней скорости равен масштабу текущей скорости, так как коэффициенты деления делителей 7 и 8 частоты равны между собой для каждого из и выходов, соответствующих и фиксированным интервалам времени задатчика 18.

При прохождении конечного створа мерной линии с нажатием кнопки 29 на регистре 22 фиксируется код времени и „прохождения мерной линии, вырабатываемый на кодовом выходе счетчика-делителя 8, Пока переключатель 28 находится в положении Ч, с выхода реверсивного счетчика 24 поступает нулевой код на второй кодовый вход сумматора 27, в то время как на его первый кодовый вход поступает код Ny среднего значения лаговой скорости, отображаемый на индикаторе 6.

При установке переключателя 28 в положение Л V открывается вход счетчика 24.

его выходной код умножается с помощью умножителя 23 кодов на выходной код N

Этот код поступает на второй кодовый вход сумматора 27, на выходе которого образуется код пОправки hN< скорости лагоа

v.;;

ЛNï,= Nv Ny„

Поправка Ь Ч„- К Ь N>, где К вЂ” коэффициент пропорциональности. выводится на индикатор 6 скорости и затем вводится в измерительную схему лага.

Формула изобретения

1. Измерительное устройство лага, содержащее датчик лага, преобразователь напряжение — частота, счетчик пути, индикатор пути, блок измерения частоты, состоящий иэ счетчика скорости, регистра памяти, делителя частоты, генератора, и индикатор скорости, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и уменьшения трудоемкости юстировки лага на мерной линии, оно снабжено вторым и третьим делителями частоты, двумя линейками с и элементов И, тремя элементами

ИЛИ, элементом ИЛИ-НЕ, триггером, двумя формирователями узких импульсов. задатчиком временных интервалов, тремя элементами И, при этом выход преобразователя напряжение — частота подключен к входу второго делителя частоты, выходы которого подключены через первую линейку и элементов И к и входам первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к счетному входу счетчика скорости через первый элемент И, второй вход которого подключен к выходу триггера, один вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ-НЕ, а второй — через первый формирователь узких импульсов к выходу второго элемента ИЛИ, и входов которого через вторую линейку с и элементов

И подключены к и выходам третьего делителя частоты, вход которого подключен к выходу первого делителя частоты, и выходов задатчика,временных интервалов подключены к вторым входам элементов И первой и второй линеек, к и входам элемента ИЛИНЕ, выход которого подключен к первым входам второго и третьего элементов И и через второй формирователь узких импульсов и третий элемент ИЛИ к входу установки нуля частотомера, второй вход второго элемента И подключен к выходу преобразователя напряжение — частота, а выход — к(п+ 1)-му входу первого элемента ИЛИ, второй вход третьего элемента И подключен к выходу первого делителя, а выход — через третий элемент ИЛИ к входу установки нуля частотоме ра, 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено вторым регистром памяти, умножителем кодов, реверсивным счетчиком, устройством сравнения кодов.

1626156

Составитель Д. Морозов

Техред М.Моргентэл Корректор Н Король

Редактор С.Патрушева

Заказ 274 Тираж 340 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 задатчиком длины мерной линии, сумматором, третий делитель частоты в нем выполнен в виде счетчика, причем кодовый вход второго регистра памяти подключен к кодовому выходу третьего делителя частоты, а кодовый выход — к первому кодовому входу умножителя кодов. к второму кодовому входу которого подключен кодовый выход реверсивного счетчика, к управляющему входу которого подключен выход устройства сравнения кодов, первый кодовый вход которого подключен к кодовому выходу умножителя кодов, а второй — к задатчику длины

5 мерной линии, первый кодовый вход сумматора подключен к кодовому выходу первого регистра, второй кодовый вход — к кодовому выходу реверсивного счетчика, а кодовый выход — к входу индикатора скорости.

Измерительное устройство лага Измерительное устройство лага Измерительное устройство лага Измерительное устройство лага 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скоростей потоков жидкостей и газов

Изобретение относится к измерительной технике ,в частности, к устройствам измерения расхода газа или жидкости

Изобретение относится к навигационному приборостроению

Изобретение относится к турбомашиностроению

Изобретение относится к термоанемометрическим устройствам

Изобретение относится к технике измерений параметров воздушного потока, скорости ветра, температуры воздуха и их пульсаций

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для одновременного измерения в одной точке двух ортогональных компонент турбулентных пульсаций скорости движущихся сред

Изобретение относится к средствам для определения параметров полета летательных аппаратов или параметров потока в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текучих сред

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текучих сред

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текучих сред

Изобретение относится к измерению давления и расхода текучих сред, например, в закрытых трубопроводах, имеющих большое поперечное сечение, при возможности легкого передвижения устройства вдоль трубопровода

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текущих сред

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения параметров пространственного течения жидких и газообразных сред или для определения параметров движения твердых тел, судов, самолетов относительно текущих сред

Изобретение относится к технической физике, измерительной технике и технике воздухоплавания, а именно к измерителям высотно-скоростных параметров (ВСП) полета, и может быть использовано в летных испытаниях летательной техники в части оценки погрешностей измерения ВСП
Наверх