Инвалидная коляска

 

Изобретение относится к медицинскому оборудованию и позволяет повысить удобства в эксплуатации за счет использования при перемещении по горизонтальной поверхности и лестничным маршам ручного и электромеханических приводов, кинематически связанных с одним ведущим валом, а также за счет использования самоустанавливающегося независимого от наклона поверхности сиденья. Для этого в устройстве вал редуктора электромеханического привода выполнен полым и кинематически через храповой механизм связан с размещенным внутри него ведущим валом, снабженным полумуфтами, имеющими возможность взаимодействия с ведущими шестернями . Сиденье снабжено механизмом регулирования положения центром тяжести и имеет возможность горизонтального и вертикального перемещения, а также возможность вращения вокруг вертикальной оси. Механизм перемещения по лестничным маршам выполнен в виде гибкой замкнутой связи, имеющей возможность взаимодействия с ведущими и ведомыми колесами . 1 з.п.ф-лы, 20 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л А 61 G 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{21) 4431721/14

{22) 25,05,88 (46) 23.02.91. Бюл. ¹ 7 (75) А.А.Мелихов (53) 615.412 (088.8) (56) Патент CLIjA ¹ 3529688, кл. В 62 В 9/02, 1970, (54) ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА (57) Изобретение относится к медицинскому оборудованию и позволяет повысить удобства в эксплуатации за счет использования при перемещении по горизонтальной поверхности и лестничным маршам ручного и электромеханических приводов, кинематически связанных с одним ведущим валом, а также за счет использования самоустанавливающегося независимого от наклона поИзобретение относится к медицинскому оборудованию, в частности к транспортным средствам для перемещения больных как по обычным поверхностям, так и по лестничным маршам.

Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации, На фиг. 1 изображена инвалидная коляска, общий вид; на фиг, 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 и 4 — схемы перемещения коляски по лестни ; на фиг. 5 — кинематическая схема коляски; на фиг. 6 — соединение колес гибкой связью; на фиг, 7 — разрез

А — А на фиг. 6; на фиг. 8 — соединение колес клиновым ремнем; на фиг. 9 — разрез Б — Б на фиг, 8; на фиг. 10 — узел I на фиг. 7; на фиг.

11 — узел II на фиг. 9; на фиг. 12 — узел соединения ведущих колес с ведущим валом; на фиг. 13 — узел ручного привода, на

„„5U„„1629058 А1 верхности сиденья. Для этого в устройстве вал редуктора электромеханического привода выполнен полым и кинематически через храповой механизм связан с размещенным внутри него ведущим валом, снабженным полумуфтами, имеющими возможность взаимодействия с ведущими шестернями. Сиденье снабжено механизмом регулирования положения центром тяжести и имеет возможность горизонтального и вертикального перемещения, а также возможность вращения вокруг вертикальной оси. Механизм перемещения по лестнич-. ным маршам выполнен в виде гибкой замкнутой связи, имеющей возможность взаимодействия с ведущими и ведомыми колесами, 1 з.п.ф-лы, 20 ил. фиг. 14 — узел крепления подпружиненного ролика; на фиг. 15 — узел И! на фиг. 13; на 01 фиг, 16 — узел соединения вала редуктора с Я ведущим валом; на фиг. 17 — вид В на фиг. сО

16; на фиг. 18 — 20 — сиденье коляски.

Коляска состоит иэ рамы 1, ведущих 2 и ведомых 3 колес, электромеханического привода, состоящего из электродвигателя 4 и редуктора 5, ведущего вала 6, ручного привода

7, цепи 8, сиденья 9 с подножкой 10, снабженной опорными роликами 11, механизмом 12 а регулирования положением центра тяжести, подпружиненными фиксаторами 13, механизма 14 подъема сиденья, тормозного элемента

15, муфт 16 сцепления ведущего вала, рычагов 17 включения муфт сцепления, рычагов и тяг рулевого управления 18, подпружиненных роликов 19, гибкой замкнутой связи 20 колес, аккумуляторной батареи 21.

1629058

ЗО

Ручной привод 7 состоит из рукоятки 22, свободно размещенной и фиксируемой на валу 23 ведущей шестерни 24, промежуточной шестерни 25, ведомой шестерни 26 с внутренним зацеплением, ведущей звездочки 27, прикрепленной к внешней стороне шестерни 26 с внутренним зацеплением с помощью, например, винтов, Шестерни и ведущая звездочка размещаются в открытом разборном корпусе-редукторе 28, прикрепленном к площадке 29, жестко прикрепленной с передней стороны по боковинам рамы 1, при этом площадка 29 имеет продольную прорезь 30 для возможности перемещения ручного привода 7 в горизонтальной плоскости с целью натяжения или ослабления цепи, На валы ведущей 24 и промежуточной 25 шестерен для облегчения вращения устанавливаются подшипники (не показаны). Рукоятка 22 при работе с ручным приводом 7 фиксируется с валом 23 с помощью подпружиненного фиксатора 31.

При работе с электромеханическим приводом, чтобы рукоятка ручного привода не вращалась, вал 23 с рукояткой 22 рассоединяют оттяжкой вверх подпружиненного фиксатора 31 за шарнирно установленную на нем скобу 32 с крючком и установкой этой скобы крючком вниз под шарнир соединения скобы с фиксатором (по стрелке на фиг.

15). Ручной привод 7 связан цепью 8 с ведомой звездочкой 33 ведущих колес 2, а электромеханический привод связан с ведомой звездочкой 33 ведущих колес 2 посредством крепежных винтов, крепящих жестко соединенные с ведущим валом 6 полумуфты 34, при этом тормозной рычаг обгонной муфты втулки 35 колеса укорачивается, чтобы мог свободно разместиться внутри полумуфты

34, так как в качестве ведущих и ведомых колес коляски могут быть использованы любые из серийно выпускаемых велосипедов.

Втулки 35 ведущих колес находятся в постоянном зацеплении с ведомой звездочкой 33 за счет соединения имеющихся в них сквозных отверстий, жестко закрепленных на корпусе втулки 35 подпружиненным фиксатором 36 с кольцом 37 и крючком 38.

Рассоединение ведомой звездочки с втулкой производят оттяжкой подпружиненного фиксатора 36 и надеванием кольца

37 на крючок 38. На цепи 8 для безопасности надевают легкие защитные кожухи (не указаны). С противоположной стороны втулка 35 ведущего колеса 2 крепится к стойке

39 рамы коляски. Ведущий вал 6 соединен с ведущими колесами 2, как указано выше, и приводится во вращение червячным колесом 40 редуктора 5 посредством шлицевого полого вала 41 червячного колеса, через который свободно проходит ведущий вал 6 храпового колеса 42, жестко закрепленного на ведущем валу 6, подпружиненных собачек 43, шарнирно укрепленных на торце фланца полого вала 41, Во избежание смещения с противоположной стороны червячного колеса установлена упорная втулка 44, прикрепленная к червячному колесу на винтах и свободно насаженная на ведущий вал

6. Возможно выполнение вращения ведущего вала червячным колесом посредством храповых колес 42, подпружиненных собачек 43, полых шлицевых валов 41, симметрично размещенных по обе стороны от центра червячного колеса, Рама коляски выполнена из велосипедных трубок, за исключением боковых стоек

45, на которых размещены подвижные в вертикальной плоскости опоры 46 с подпружиненным роликом 19, квадратные во избежание проворачивания в них стойки ролика

19. К раме, кроме того, крепятся опоры 47 для закрепления сиденья.

В качестве муфты 16 сцепления могут быть использованы I;ðåäoõðàíèòåëüíûå муфты и тогда поворот и разворот кол,ñêè на месте достигается созданием предельного крутящего момента эа счет прижатия левого или правого тормоза к резине соответствующего колеса, Для управления поворотом и разворотом на месте могут быть использованы также муфты сцепления с синхрониза-; орами, которые разъединяют ведущий вал 6 с помощью рычагов 17. В обоих случаях при использовании муфт 16 сцепления для управления коляской необходимо застопорить либо рычаги, либо тяги рулевого управления крючками 48. Рычаги рулевого управления 18 выполнены съемными, могут быть использованы по одному слева или справа и закреплены на поворотных трубостойках 49, размещенных в опорах 50, жестко прикрепленных к каркасу рамы.

Ведущие и задние колеса при перемещениях по лестничным маршам соединяются между собой гибкой связью 20 швеллерообразного коробчатого типа, выполненной из прорезиненной кордовой ткани, при этом во избежание спадения гибкой связи с колес и придания гибкости ее внутренние края по всей длине выполнены в виде лепестков, ибо к ободам передних и задних колес прикрепляются опоры 51, к которым крепятся дополнительные ободы

52 с профилем под клиновой ремень типа В, Г. При перемещении коляски по обычной поверхности гибкие связи 20 снимаются с колес и находятся между стойками 39 и ведущими колесами и подвешиваются на раму. Коляска перемещается без гибких

1629058 связей на колесах без препятствий, так как резина колес при этом выступает над прикрепленным профильным ободом. При перемещениях по лестничным маршам ремни или коробчатый профиль надеваются на колеса, при этом опускаются закрепленные на боковых стойках 45 подвижные опоры 46 опорных подпружиненных роликов до соприкосновения роликов с коробчатым или клиновым профилем, в соответствии с которым выполняется профиль ролика, Сиденье подвешивается по центру на опорах 47, расположенных на раме 1, и содержит подножку 10 с опорными роликами

11, подпружиненные фиксаторы 13, закрепленные на боковых стойках 45 рамы.1. Механизм.14 подъема сиденья, состоящий из роликов.53, ручной червячной лебедки 54 с рукояткой троса 55, соединен с сиденьем, состоящим из опорной 56 и подвижной 57 частей. Опорная часть 56 сиденья снабжена корытообразными направляющими 58 и в них размещены снабженные роликами таврообразные ползуны 59, прикрепленные к подвижной части 57 сиденья, Опорная часть

56 сиденья для облегчения подъема снабжена роликами 60, установленными с передней и задней сторон сиденья. При вращении рукоятки лебедки 54 сиденье поднимается. Подвижная часть. 57 поднятого сиденья приложением незначительных усилий смещается по необходимости вправо и влево от продольной оси коляски. Сиденье также снабжено прикрепленным к нижней части каркаса сиденья направляющими 61, в которых размещается снабженная ползунами подвеска 62, перемещается по этим направляющим с помощью связанного с ней механизма 12 регулирования положения центра тяжести, представляющего собой винт 63 с маховиком и гайкой 64, жестко закрепленной на подножке 10 сиденья, необходимого для предварительной установки сиденья в вертикальном положении в соответствии с центром тяжести, зависящих от веса пли расположения в кресле больного. установка осуществляется эа счет вращения винта 63 при отжатых фиксаторах 13 с последующей фиксацией сиденья в этом положении. При подъеме или спуске коляски достаточно расфиксировать сиденье, оно автоматически займет горизонтальное положение в точном соответствии с углом наклона поверхности и в этом положении оно и фиксируется. Для удобства эксплуатации коляски и более четкого действия механизма 12 в подвеску 62 устанавливают аккумуляторную батарею 21. Ролики 11 подножки 10 при перемещениях сиденья в вертикальной плоскости опираются на

55 дугообразные направляющие рамы 65 и перемещаются по ним. Направляющие 65, связанные с каркасом рамы, служат одновременно площадкой для размещения на них привода коляски.

Коляска функционирует следующим образом.

При работе с электромеханическим приводом вращение передается от червячного колеса 40 через полый шлицевой вал 41, храповое колесо 42 и подпружиненные собачки 43 ведущему валу 6 и ведущим колесам 2 вперед с постоянной скоростью, при этом храповое колесо 42, взаимодействуя с подпружиненными собачками 43, надежно предохраняет коляску при подъемах от обратного хода.

При работе с ручным приводом 7 вращение передается через рукоятку 22, шестерни, ведущую звездочку 27, цепь 8, ведомую звездочку ЗЗ ведущему валу 6 и ведущим колесам 2, в этом случае храповое колесо 42, жестко укрепленное на ведущем валу 6, проходит подпружиненные собачки 43, отжимая их.

При подъеме с ручным приводом 7 собачки 43.исключают обратный ход коляски.

Коляска может перемещаться по ровной поверхности и с переменной максимально безопасной скоростью с ручным приводом, если больной имеет достаточные физические данные. Для этого необходимо разьединить ведомую звездочку 33 с втулкой 35 ведущего колеса 2, оттянув подпружиненный фиксатор 36 за кольцо 37 и закрепив кольцо на крючке 38. Рулевое управление как при ручном, так и при электромеханическом приводе осуществляется либо с помощью рычажного механизма рулевого управления, либо с помощью муфт 16 сцепления. При торможении могут быть использованы тормозные элементы 15, кроме того, торможение может производиться поворотом в обратном направлении зафиксированной с валом 23 рукоятки 22.

Формула изобретения

1, Инвалидная коляска, содержащая раму с сиденьем, ведущими и ведомыми колесами, размещенными соответственно на ведущем и ведомом валах, ручным приводом, кинематически связанным через ведущие. шестерни с ведущими колесами, имеющими возможность взаимодействия с тормозными элементами, электромеханическим приводом, включающим в себя вал редуктора, и механизмом перемещения по лестничным маршам, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, механизм перемещения по лестничным маршам выполнен в виде гиб1629058 кой замкнутой связи, имеющей воэможность взаимодействия с ведущими и ведомыми колесами, и снабжен закрепленными на раме, подпружиненными роликами, имеющими воэможность взаимодействия с гибкой 5 связью, вал редуктора выполнен полым и кинематически через храповой механизм связан с размещенным внутри него ведущим валом, снабженным полумуфтами, имеющими возможность взаимодействия с ведущими 10 шестернями, рама выполнена с дугообразными направляющими, сиденье закреплено на раме шарнирно, снабжено подпружиненным фиксатором и механизмом регулирования положения центра тяжести и выполнено с подножкой, снабженной опорными роликами, имеющими возможность перемещения по дугообразным направляющим, и из опорной и подвижной частей, имеющими возможность перемещения друг относительно друга в вертикальной и горизонтальной плоскостях, причем сиденье имеет возможность вращения вокруг вертикальйой оси.

2. Коляска по и 1, отличающаяся тем, что гибкая связь выполнена из прорезиненной ткани и имеет поперечное сечение швеллерообраэного типа с внутренними краями в виде лепестков.

1629058

1629058

1629058

1629058

Фие. 18

1629058

gU8. 19

Фи . 20

Составитель И. Курдченко

Техред М.Моргентал Корректор О. Ципле. Редактор А.Коэориз

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 397 Тираж 331 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска Инвалидная коляска 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коляскам для самостоятельного перемещения инвалидов

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к коляскам самостоятельного передвижения инвалидов

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к самоходным креслам для инвалидов, и может быть использовано для движения по лестничным маршам и преодоления аналогичных профильных препятствий

Изобретение относится к коляскам для инвалидов, имеющим приспособления, облегчающие преодоление препятствий, например для подъема по ступенькам, и может использоваться с приводом от двигателя

Изобретение относится к транспортным средствам и способам транспортирования объектов, а точнее к транспортным средствам и способам транспортирования объектов по местности, поверхность которой может быть неровной

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для подъема по ступеням

Изобретение относится к устройствам, облегчающим подъем по ступенькам

Изобретение относится к высокоманевренным транспортным средствам и может быть применено для перемещения людей с ограниченной подвижностью по горизонтальным, наклонным и ступенчатым поверхностям

Изобретение относится к креслам для инвалидов, обеспечивающим подъем по ступенькам посредством крестовин

Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов
Наверх