Токоприемник

 

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой , а именно к токосъемным устройствам , и может быть использовано на контактных рудничных электровозах Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит верхние рычаги 26, 29, выполненные с возможностью упругой телескопической связи между кареткой 15 с токопроводящими вставками 39, 40 и основанием 2, а также нижние рычаги 5, 13, выполненные с возможностью изменения угла между основными 5 и дополнительными 13 нижними рычагами. При разносторонних ударах в горизонтальном направлении поворот каретки 15 по часовой стрелке и поворот нижних рычагов 5, 13 против часовой стрелки ограничен упорами 6 Соответственно длина верхних рычагов 26, 29 изменяется, а посредством односторонних шарниров 12 с пружинами 19 изменяется взаимное расположение верхних 26, 29 и нижних 5, 13 рычагов. 4 ил Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ .

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4650809/ 11 (22) 15.02.89 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электрических машин Харьковского завода «Электромашина» и Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) Е. С. Гапчинский, Н. А. Тимченко, Н. В. Пономаренко, П. В. Натаров, А. М. Парафило и А. П. Колесник (53) 621.336(088.8) (56) Заявка ФРГ № OS 3641084, кл. В 60 1 5/26, 1988. (54) ТОКОПРИЕМНИК (57) Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, а именно к токосьемным устройствам, и может быть использовано на кон„„SU„. 1632823 А 1 (51)5 В 60 1 5 26

2 тактных рудничных электровозах. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство содержит верхние рычаги 26, 29, выполненные с возможностью упругой телескопической связи между кареткой 15 с токопроводящими вставками 39, 40 и основанием 2, а также нижние рычаги 5, 13, выполненные с возможностью изменения угла между основными 5 и дополнительными 13 нижними рычагами. При разносторонних ударах в горизонтальном направлении поворот каретки 15 по часовой стрелке и поворот нижних рычагов 5, 13 против часовой стрелки ограничен упорами 6. Соответственно длина верхних рычагов 26, 29 изменяется, а посредством односторонних шарниров 12 с пружинами 19 изменяется взаимное расположение верхних 26, 29 и нижних 5, 13 рычагов. 4 ил.

1632823

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, а именно к токосъемным устройствам, и может быть использовано на рудничных контактных электровозах в качестве подъемного механизма для контактных дуг, устойчивого к динамическим воздействиям.

Цель изобретения — повышение надежности путем изменения длины рычагов при ударных воздействиях на полоз.

На фиг. 1 представлен токоприемник, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — положения, занимаемые рычагами опорного устройства токоприемника при движении справа налево; на фиг. 4 — то же, при движении слева направо.

Токоприемник содержит жестко установленное на поверхности 1 кабины рудничного электровоза основание 2, с которым посредством шарниров 3 соединены нижние основные рычаги 4 и 5, угловое перемещение которых в осях шарниров 3 против часовой стрелки ограничено упорами 6.

Последние жестко соединены с основанием 2.

Рычаги 4 и 5 жестко соединены между собой рамой 7. К раме 7 подсоединены одними концами пружины 8 и 9, другие концы которых закреплены в шарнирах IO и ll, установленных на основании 2 на различной высоте от поверхности l. При этом рычаги 4 и 5 занимают промежуточные положения между упорами 6 и горизонтальным положением.

С рычагом 5 посредством однонаправленного шарнира 12, исключающего поворот по часовой стрелке, соединен дополнительный рычаг 13, один конец которого через шарнир 14 соединен с кареткой 15, к которой жестко подсоединены упоры 16 и 17, ограничивающие угловое перемещение каретки 15 по часовой стрелке. Второй конец рычага 13 через шарнир 18 соединен с пружиной 19, второй конец которой через шарнир 20 соединен со стойкой 21, установленной на рычаге 5. Рычаг 4 посредством шарнира 22, аналогичного шарниру 12, соединен с дополнительным рычагом 23, который соединен с кареткой 15 через шарнир 14 и через пружину — с рычагом 4.

На основании 2 на одной вертикальной оси с шарнирами 3 установлены шарниры 24, на оси вращения одного из которых установлена втулка 25 с возможностью перемещения внутри нее верхнего основного рычага 26. На одном конце рычага 26 установлен упор 27, ограничивающий перемещение рычага 26 вправо от втулки 25. Между втулкой 25 и выступом на поверхности рычага 26 установлена предохранительная пружина 28 сжатия с возможностью перемещения рычага 26 до соприкосновения упора 27 с втулкой 25.

Рычаг 29 телескопически соединен с внутренней цилиндрической поверхностью рычага

26 с ограничением перемещения его левого конца внутри рычага 26. Правый конец рычага 29 посредством шарнира 30 соединен с кареткой 15.

Рычаги 29 и 26 соединены между собой посредством предохранительной пружины 31 растяжения. Таким образом, втулка 25, рычаг 26 и рычаг 29 выполнены соосно и соединяют упругой телескопической связью основание 2 и каретку 15 с возможностью изменения суммарной длины рычагов 26 и 29.

Соединение основания 2, втулки 32, рычага 33, предохранительной пружины 34 сжатия, рычага 35, предохранительной пружины 36 растяжения и каретки 15 выполнено аналогично соединению основания 2 с кареткой 15 через рычаги 26 и 29.

Нижние рычаги 5, 13, 4, 23 и верхние рычаги 26, 29, 33, 35 составляют опорное устройство токосъемника.

С кареткой 15 посредством шарнира 37 соединен полоз 38, с которым жестко соединены контактные вставки 39 и 40. Между кареткой 15 и полозом 38 установлены упругие элементы 41 и 42: Вставки 39 и 40 имеют механический и электрический контакты с токоведущим проводом 43, установленным через изоляторы 44 и 45 на опорах рудничной контактной сети.

Токоприемник работает следующим образом.

При установке токоприемника за счет передачи усилия пружин 8 и 9 через рычаги 13 и 23, каретку 15 и полоз 38 контактные вставки 39 и 40 подключаются к токоведущему проводу 43 (фиг. I). При движении электровоза и воздействии неровностей провода 43 на контакты 39 и 40 рычаги 5 и 4 могут совершать угловые перемещения вокруг оси шарниров 3. Эти воздействия в вертикальном направлении компенсируются пружинами 8 и 9 для исключения потери контакта с токо ведущим проводом 43.

Особенностью предлагаемого решения является отработка опорным устройством токосъемника ударных воздействий, действующих на контактные вставки 39 и 40 в горизонтальном направлении по оси провода

43. Эти ударные воздействия при движении электровоза могут возникнуть от изоляторов 44 и 45, потерявших связь с опорами рудничной контактной сети и висящими на проводе 43.

При прямом движении электровоза и горизонтальном ударе слева направо (по фиг. 3) на контакты 39 и 40 усилие передается через полоз 38 на каретку 15, которая поворачивается по часовой стрелке вокруг оси шарнира 14 и аналогичного

1632823 шарнира до установки упоров 16 и 17 (фиг. 2) на рычаги 13 и 23. Дальнейший поворот по часовой стрелке происходит вокруг оси шарниров 3, а также шарниров 24.

Рычаги 29 и 35 (фиг. 2 и 3), соеди- 5 ненные шарнирно с кареткой 15, перемещаются внутри рычагов 26 и 33. При этом рычаги 29 и 35, растягивая пружины

31 и 36, удлиняют общий рычаг 26 и 29 и аналогично рычаг 33 и 35. Удар на контакты 39 и 40, таким образом, компенсируется. После прохождения электровозом участка с неисправным изолятором пружины 31 и 36 восстанавливают рабочее положение контактов 39 и 40.

Эффект повышения надежности опорного устройства токосъемника путем исключения поломки полоза и рычагов от ударов достигается при обратном движении электровоза, например при маневренных работах.

При воздействии удара, например, от неисправного изолятора 45 на контактные вставки 39 и 40 в горизонтальном направлении справа налево (по фиг. 4) усилие через каретку 15 передается на рычаги 5 и 4, которые поворачиваются против часовой стрелки в шарнирах 3 и устанавливаются на упорах 6. Дальнейший поворот каретки 15 против часовой стрелки происходит вокруг оси шарниров 14. При этом рычаги 13 и

23 (фиг. 4 и 2) поворачиваются вокруг оси шарниров 12 и 22, растягивая пружи- 30 ны 19. Рычаги 26 и 33, соединенные посредством рычагов 29 и 35 с кареткой 15, совершают перемещения во втулках 25 и 32, сжимая пружины 28 и 34. Удары на контактные вставки 39 и 40, таким образом, компенсируются. После прохождения электровозом участка с неисправным изолятором пружины 28, 34 и 19 (фиг, 4 и 2) восста н а вл и ва ют ра бочее положе ние ко нтактов 39 н 40.

Формула изобретения

Токоприемник, содержащий нижние основные рычаги, шарнирно связанные с основанием и жестко между собой, основные пружины, установленные между основанием и нижними основными рычагами, шарнирно установленные верхние основные рычаги, дополнительные пружины и дополнительные рычаги, соединяющие нижние и верхние основные рычаги с кареткой, на которой шарнирно установлен полоз с контактными вставками, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем изменения длины рычагов при ударных воздействиях на полоз, он снабжен четырьмя предохранительными пружинами, упорами, одни из которых ограничивают перемещение каретки по часовой стрелке, а другие — нижних основных рычагов против часовой стрелки, и двумя втулками, шарнирно установленными на основании, в каждой из которых установлен один из верхних основных рычагов, выполненных телескопическими и подпружиненными относительно подвижныx частей и втулки двумя предохранительными пружинами, а нижние основные и дополнительные рычаги подпружинены и связаны между собой шарниром с ограничением перемещения по часовой стрелке.

1632823

Составитель Ю. Шбрба

Редактор Н. Тупица Техред А. Кравчук Корректор О. Кравцова

Заказ 588 Тираж 325 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, .101

Токоприемник Токоприемник Токоприемник Токоприемник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним контактным узлам токоприемников электроподвижного состава

Изобретение относится к устройствам токоприемников электрического транспорта, в частности электроподвижного состава скоростных поездов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к токоприемникам электроподвижного состава и предназначено для использования на моторных вагонах электропоездов и электровозов

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта

Изобретение относится к токоприёмникам для линий энергоснабжения транспортных средств с электротягой. Токоприемник для высокоскоростных поездов содержит раму, верхнее звено которой состоит из одноплечего и двуплечего рычагов. Нижнее звено одним концом установлено с возможностью поворота на оси упора платформы, а другим концом посредством первых оси и пружины соединено с двуплечим рычагом. Одно плечо двуплечего рычага скреплено с первым аэродинамическим профилем, а другое - через вторые ось и пружину связано с первым концом одноплечего рычага, несущего второй аэродинамический профиль со стабилизатором. Второй конец одноплечего рычага соединен с лыжей, взаимодействующей с контактным проводом. На первой оси, которая установлена с возможностью вращения в звене и двуплечем рычаге, с натягом посажен упругий элемент, закрепленный одним концом в двуплечем рычаге. При этом в звене выполнен паз с заклинивающей поверхностью, в котором размещено тело качения, имеющее возможность взаимодействия с заклинивающей поверхностью и концом первой оси. Технический результат заключается в повышении надежности токоприемника. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к токоприёмникам для линий энергоснабжения транспортных средств с электротягой. Пантограф (5) содержит по меньшей мере одну рамку (51), токоприемную дугу (52) и подвеску токоприемной дуги, установленную между рамкой (51) и указанной токоприемной дугой (52). Подвеска токоприемной дуги содержит по меньшей мере один пневматический привод (6). Пневматический привод (6) содержит цилиндр (7), который жестко соединен с рамкой (51), и поршень (8), который жестко соединен с токоприемной дугой (52). Поршень (8) установлен с возможностью поступательного перемещения в цилиндре (7) таким образом, чтобы разделить объем цилиндра (7) между верхней пневматической камерой (61) и нижней пневматической камерой (62). Каждая из пневматических камер (61, 62) содержит сжатый газ, который демпфирует перемещение поршня (8). Технический результат заключается в улучшении динамических характеристик пантографа. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх