Муфта сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента , преимущественно в гайковертах с большим крутящим моментом. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения вращения ведомого вала с разными скоростями и передачи различных по величине моментов. Муфта состоит из ведущего 1 и ведомого 18 валов, связанных посредством планетарного механизма, водило которого соединено с ведомым валом. В полости ведущего вала расположен промежуточный элемент в виде конусного диска 15, поджатого пружиной 16. В исходном положении конусный диск раздвигает шарики , которые, находясь в пазах вала 1 и втулки 7, соединяют их. Момент передается от ведущего вала через водило на ведомый вал. Если момент на валу 18 превышает расчетный , шарики перемещаются к центру муфты, соединяя пазы 2 ведущего вала с пазами 10 хвостовика солнечного колеса. Вращение при этом будет передаваться от вала 1 на вал 18 через планетарный механизм с уменьшением частоты вращения и увеличением момента. Применение муфты в гайковертах позволит повысить производительность труда и уменьшить габариты и расход энергии. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 D 11/00, 3/44

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

E 7j

Фиг. 1 (21) 4196889/27 (22) 18.02.87 (46) 30.03.91. Бюл. (Ф 12 (72) В.Б. Цукерник и В.Н. Пастушенко (53) 621.825.8 (088.8) (56) Патент СССР М 725573, кл. F 16 0 3/44, 1976. (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента, преимущественно в гайковертах с большиМ крутящим моментом. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения вращения ведомого вала с разными скоростями и передачи различных по величине моментов. Муфта состоит из ведущего 1 и ведомого 18 валов, связанных посредством планетарного механизма, во,, Ы„„1638394 А1 дило которого соединено с ведомым валом.

В полости ведущего вала расположен промежуточный элемент в виде конусного диска 15, поджатого пружиной 16. В исходном положении конусный диск раздвигает шарики, которые, находясь в пазах вала 1 и втулки 7, соединяют их. Момент передается от ведущего вала через водило на ведомый вал. Если момент на валу 18 превышает расчетный, шарики перемещаются к центру муфты, соединяя пазы 2 ведущего вала с пазами 10 хвостовика солнечного колеса.

Вращение при этом будет передаваться от вала 1 на вал 18 через планетарный механизм с уменьшением частоты вращения и увеличением момента. Применение муфты в гайковертах позволит повысить производительность труда и уменьшить габариты и расход энергии. 9 ил.

1638394

20

30

40

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращения, преимущественно в гайковертах с большим крутящим моментом.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения вращения ведомого вала с разными скоростями и вращающими момен- . тами в зависимости от момента сопротивления на ведомом валу.

На фиг. 1 схематично показана предлагаемая муфта в исходном положении, вариант с планетарным редуктором; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, в режиме повышенного крутящего момента; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 5 — узел

II на фиг. 1; на фиг. 6 — узел I на фиг. 2 в промежуточном положении; на фиг . 7 — узел

II на фиг. 1 в промежуточном положении; на фиг. 8 — узел! в режиме повышенного крутящего момента; на фиг. 9 — узел II в режиме повышенного крутящего момента.

Муфта содержит ведущий вал 1 с выполненной в нем полостью со сквозными пазами 2 в ее стенках, в которых размещены шарики 3. Одна из стенок пазов выполнена с прямым участком и скосом 4, который образует с радиусом угол .Прямой участок сопряжен с наружной поверхностью вала и скосом по линиям 5 и 6. Наружную поверхность вала 1 охватывает внутренняя поверхность втулки 7, соединенной с водилом планетарного механизма, В стенках втулки

7 выполнены пазы 8, одна из стенок которых расположена под углом а к радиусу. Скосы пазов 2 и 8 направлены в противоположные стороны.

С внутренней поверхностью полости вала 1 сопряжен хвостовик 9 солнечного колеса планетарного механизма, на торцовой поверхности которой выполнены равнорасположенные пазы 10, с выступами 11, вершины которых выполнены с фаской 12. (фиг. 5). Число пазов 10 равно числу пазов 2 и 8. В осевом направлении взаимное положение деталей 1, 7 и 9 фиксируется пружинным кольцом 13 и буртиками 14. С шариками 3 сопряжена конусная поверхность диска 15, расположенного внутри вала 1 и поджатого к шарикам пружиной 16.

Глубина пазов 10, наружный диаметр втулки 7 и диаметр шариков выбраны таким образом, что, находясь в крайних положениях — выдвинутом к периферии или утопленном, шарики могут соединять ведущий вал

1 только либо с втулкой 7, либо с хвостовиком 9.

На фиг. 1 муфта изображена в комбинации с планетарным механизмом, состоящим из сателлитов 17 водила 18, жестко связанного с выходным валом (шпинделем) солнечного колеса 19 и неподвижного эпициклического колеса 20.

Муфта работает следующим образом.

В исходном положении конусный диск

15 посредством пружины 16 раздвигает шарики к периферии до упора их в скосы пазов

9 втулки 7, связывая ведущий вал 1 и ведомый вал 18. При передаче вращающегося момента усилие Р>, направленное подуглом

Р> (фиг. 4), от линии 6 через шарик 3 передается на скос паза 8, Реакция от скоса Pz раскладывается на горизонтальную и вертикальную Раерт, составляющие. Подбором усилия пружины 16, угла а и угла д (фиг. 5) достигается положение, когда вертикальное усилие PgpHyca диска будет больше Рверт., при передаче определенного момента.

При превышении этого момента на валу

18 увеличится усилие Peep .. оно превысит величину усилия Рконуса (фиг. 5), вследствие чего шарик 3 переместится к оси муфты и займет положение, изображенное на фиг. 6.

В этом положении шарик 3 выводит из зацепления с валом 1 втулку 7 и сцепляет с ним хвостовик 9.

Угол между усилиями Р2 и P>

,и, где,и- угол самоторможения. Усилие Р4 от ребра 5 воздействует на шарик под углом О (фиг. 6), а усилие Рв от выступа 11 действует под углом (, Сложение вертикальных составляющих усилий Р4 и Рь создают усилие Peep ., которое превосходит по величине РКоНус3, что приводит к продолжению движения шарика вниз к оси муфты до упора его в дно паза 10 (фиг. 8).

В этом положении величина Рверт. определяется углом у скоса 4 и углом ф и дол-. жна превосходить Рхо уса (фиг. 9). Таким образом происходит зацепление вала 1 с солнечным колесом 19 и передача вращения через планетарный механизм на вал 18 с уменьшением частоты вращения и увеличением момента.

Если опускание шарика 3 из исходного .(фиг. 4) в промежуточное положение (фиг. 6) происходит в тот момент, когда под ним находится выступ 11, то последний благодаря фаске 12 сместится, сжимая пружину 16, по пазам 2 и 8 и таким образом обойдет выступ 11. При уменьшении. момента сопротивления на валу 18 уменьшается Paepr. u

1638394

10

Напрабление

5ращения

Фиг. 2 шарик 3 усилием P конуса диска 15 выталкивается в исходное положение.

Таким образом, предлагаемая муфта позволяет автоматически изменять частоту. вращения в зависимости от момента сопро- 5 тивления на ведомом валу. Муфта может применяться в сочетании с планетарным или другим редуктором. Применение муфты в гайковертах позволит производить наживление гайки с большой частотой вращения 10 и затягивание с большим моментом, что приведет к увеличению производительности труда, уменьшению габаритов гайковерта и уменьшению расхода энергии.

Формула изобретения 15

Муфта сцепления, содержащая ведущий и ведомый валы, связанные посредством планетарного механизма, водило которого соединено с ведомым валом, промежуточный элемент, установленный в по- 20 лости, выполненной на конце ведущего вала, и подпружиненный относительно дна полости, втулку с пазами вдоль образующей, охватывающую ведущий вал и соеди- -ненную с водилом, элементы сцепления в виде шариков, на ведущем валу и солнечном колесе выполнены пазы, шарики установлены в пазах ведущего вала с возможностью взаимодействия с пазами солнечного колеса и втулки и контактируют с промежуточнымэлементом, отл ича ю щаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения вращения ведомого вала с разными скоростями, промежуточный элемент выполнен в виде конусного диска, пазы в ведомом валу и втулке водила выполнены с противоположно направленными скосами, при этом углы д иа соответственно конуса диска и скосов связаны соотношениями ,и <а — j3; д ),и, где p — угол самоторможения;

Р- угол между касательной и линией, соединяющей ребро паза ведущего вала с центром шарика.

1638394

Фиа4

Ф/ы Х

Фиг. Е

Составитель Ю,Рунов

Редактор Ю.Середа Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Заказ 913 Тираж 416 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам передачи момента вращения в механизмах и машинах

Муфта // 1506195
Изобретение относится к общему машиностроению, служит для соединения валов и передачи крутящего момента с замером его величины

Шарнир // 1149075

Изобретение относится к машиностроению , а конкретно к зубчатым муфтам, используемым , например, в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к общему ма-л и построению и служит для переключения вра щающихся звеньев механизмов Цель изобретения - повышение надежности в работе путем обеспечения плавности переключения

Изобретение относится к общему ма-л и построению и служит для переключения вра щающихся звеньев механизмов Цель изобретения - повышение надежности в работе путем обеспечения плавности переключения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сцепления и расцепления валов

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в любой отрасли, в механизмах для принудительного соединения, отсоединения валов приводов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах при транспортно-перекладочных операциях в производстве керамических строительных материалов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам передачи момента вращения

Изобретение относится к области машиностроения, и объект изобретения может быть использован в качестве составного узла в различных механизмах и агрегатах, например, в качестве сцепной муфты в автомобилестроении
Наверх