Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С ЗЗ 10 43 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯ Л

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4424310/27 (21) 12.05.88 (46) 15.04.91. Бюл. ¹ 14 (72) А. Л. Карлов (53) 621.882.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ !318745, кл. F 16 С 33/10, F 16 С 43/04, 1986. (54) СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯГА В ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛАХ ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРОВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автомаИзобретение относится к машиностроению, а именно к автоматизации сборочных процессов с использованием вибрационного воздействия.

Цель изобретения — повышение точности сборки, качества и долговечности подшипникового узла, а также автоматизация и интенсификация процесса приработки подшипников.

На фиг. 1 показана установка, реализующая предложенный способ; на фиг. 2 и 3— виды А и Б на фиг. 1; на фиг. 4 — графики зависимости М р от угла поворота; P от угла поворота и (Р) от и.

Установка содержит основание 1, на котором установлен поворотный стол 2, имеющий привод его вращения в виде регулируемого по оборотам электродвигателя 3 (фиг. 2) и червячной передачи 4.

Установка оснащена устройством для создания переменной осевой нагрузки F, выполненной в виде силового цилиндра 5, поршень 6 которого связан с опорным стаканом 7. Для контроля величины осевой нагрузки имеется манометр 8 и датчик 9 давления, связанные с рабочей полостью силового цилиндра 5. Собираемый подшипниковый

„„SU„„1642127 д 1 тизации сборочных процессов с использованием вибрационного воздействия. Цель изобретения — повышение точности сборки, качества и долговечности подшипникового узла, а также автоматизация. При сборке на подшипниковый узел устанавливается устройство для создания переменной осевой нагрузки в подшипниках с управлением осевым усилием по величине момента сопротивления вращению. Цель изобретения достигается за счет контролируемого процесса прикатки подшипников непосредственно в собранном узле. 4 ил. узел в общем случае состоит из корпуса 10, вала 11, кольца 12, втулки 13 и гайки 14.

Корпус силового цилиндра 5 установлен на валу 11 подшипникового узла, а поршень 6 через опорный стакан 7 опирается на внутреннее кольцо подшипника 15. Фиксация корпуса силового цилиндра на валу 11 подшипникового узла осуществляется гайкой 16.

Установка также содержит устройство для определения удлинения вала 11 подшипникового узла, выполненное в виде индикатора 17 часового типа. Для измерения момента трения в подшипниках предусмотрен узел измерения, включающий кроме поворотного стола 2 рычаг 18 (фиг. 3), закрепленный на корпусе гидроцилиндра 5, т. е. неподвижного относительно вала 11 подшипникового узла, и опирающийся свободным концом на чувствительный элемент датчика 19 усилия (фиг. 3), установленного на расстоянии l от оси вращения поворотного стола 2 на стойке 20, закрепленной на основании 1. Устройство 21 служит для завинчивания стяжной гайки 14.

Способ реализуется следующим образом.

1642127

Формула изобретения

В рабочую полость силового цилиндра 5 подается от насоса рабочая среда (например, масло) до определенной величины давления, P кг/см, соответствующей требуемой величине осевой нагрузки F. Усилие F через стакан 7, внутреннее кольцо подшипника 15, компенсационное кольцо 12, внутреннюю втулку 13 и внутреннее кольцо подшипника 12 через тела качения подшипника, наружное кольцо подшипника 22, корпус 10, наружное кольцо и тела качения подшипника 15 создает предварительный натяг в паре подшипников. Под действием усилия F происходит удлинение вала ll, подшипникового узла, которое измеряется по индикатору 17. Включается привод поворотного стола 2, скорость вращения которого фиксируется через датчик 23 оборотов и управляется электронным анализатором 24 посредством системы (тиристорной) 25 управления

iëåêTð0äâHãàòåëåM. При вращении поворот,ого стола 2 и в результате притормажи«ания вала 11 через датчик 19 фиксируется величина момента сопротивления вращению, равная

Мv = 7X/ где 1 — усилие, Н;

l — плечо, м.

Величина М.р. сопротивления вращению в каждом значении угла сс поворота стола 2 относительно вала 11 имеет свое значение, обусловленное разноразмерностью тел качения и отклонениями в геометрии беговых дорожек самих подшипников 22 и 15.

Сигнал от датчика 19, пропорциональный

М Р, проходит на электронный анализатор 24, где сравнивается с заданным значением (или средним значением М за несколько оборотов). В моменты, когда величина превосходит заданную, электронный анализатор 24 включает генератор 26 давления, который генерирует давление — AP в устройстве для создания осевой нагрузки с частотой f (P) .

Процесс прикатки идет до момента стабилизации величины М.р. у подшипникового узла. Для создания условия нескольких пуль5

20 саций давления — ЬР в устройстве осевой нагрузки установка имеет два канала регуляции процессом, управление которым осуществляется с электронного анализатора 24; первый канал — это управление частотой генерации давления f(P); второй — управление угловой скоростью вращения а поворотного стола 2.

Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает возможность повысить точность в определении основной характеристикии подшипникового узла — величины М р сопротивления вращению; осуществить прикатку подшипников в окончательно собранном узле и стабилизировать величину М.p .

Регистрация, сравнение и запись самого процесса сборки по данному способу представляют полную и достоверную информацию о подшипниковых узлах, что позволяет определить их качество и надежность. Кроме того, возможна интенсификация процесса прикатки, а также автоматизация сборки подшипниковых узлов с предварительным натягом.

Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов, заключающийся в том, что подшипники полностью собранного узла нагружают осевым усилием, вращают корпус или вал и заменяют величину момента сопротивления вращению, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки, качества, долговечности подшипникового узла, а также автоматизации и интенсификации процесса приработки подшипников, при сборке на подшипниковый узел устанавливается устройство для создания переменной осевой нагрузки, создающее при относительном вращении соответствующих элементов переменное осевое усилие в подшипниках с управлением осевым усилием по величине момента сопротивления вращению на принципе стабилизации величины момента у среднего допустимого значения.

1642127

1642127

1642127

Жр

@mlle

Мn7in тр

Pq ,ф

/ р 9

1 еО

f(p)

Составитель Н. Бухарев

Редактор М. Келемеш Техред А. Кравчук Корректор А. Обручар

Заказ 1134 Тираж 439 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, >K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к сборке подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении велосипедных подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматической сборки подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке конических роликоподшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке подшипников качения по схеме Т-дуплекс

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для сборки подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению , в частности к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при разработке и выборе смазочных материалов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям подшипников горизонтальных валов

Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть применено в химических аппаратах с вертикальным расположением вала, опора которого погружена в рабочую среду, содержащую абразивные частицы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям опор горизонтальных валов

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство
Наверх