Планетарная коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности использования. Планетарная коробка передач снабжена установленным на неподвижной опоре 9 рычагом 13 управления , имеющим возможность движения в двух ллоскостях. и ограничительной кулисой 15 с двумя параллельными 16 и 17 и связывающей их одной перпендикулярной 18 к ним прорезями, пои этом рычаг 13. управления связан с управляющим устройством посредством механизма 19, обеспечивающего од чэковость его переключений при перемещении рычага 13 по параллельным прорезям 16 и 17 от перпендикулярной прорези 18. и с переключающим устройством 4 - посредством рычажно-тяговой системы 20, обеспечивающей его переключение при перемещении рычага 13 по перпендикулярной прорези 18. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО.ИЗОБРЕТЕ НИЯМ И. ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

), ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В»

М

1 (21):4666913/11 . (22) 27..03.89 (46) 15.04.91, Бюл. М 14

-(71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар. M. И, Трофимович,.

А. А. Черкас и, О. H. Протасеня (53) 629. t 19(088.8) (56} Авторское свидетельство СССР

М 1558746; кл. F 16 Н 57/10, 1988.

:(54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57)Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач, используемым. например. в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости. Цель изобретения — улучшение условий:зКсплуатации и повышение безопасности использования. Планетарная К0„,5U„„1642153 А1 (sIIs F 1б. Н 57/10 В бО К 17/08 робка передач снабжена установленным на неподвижной опоре 9 рычагом 13 управления, имеющим возможность движения в двух плоскостях. и ограничительной кулисой 15 с двумя параллельными 16 и 17 и связывающей их одной перпендикулярной

18 к ним прорезями. пои зтом рычаг 13. управления связан с управляющим устройством посредством механизма 19, обеспечивающего одинаковость его переключений при перемещении рычага 13 по параллельным прорезям 16 и 17 от перпендикулярной прорези ",8, и с переключающим устройством 4 — посредством рычажно-тяговой системы 20, обеспечивающей его переключение при перемещении рычага 13 по перпендикулярной прорези

18. 2 з.п. ф-лы. 2 ил, 1642153

10 числа. в выбранном диапазоне. Для приме- 25

: ра, в планетарном механизме.З ведущим элементом, связанным с.выходным аалом 1, выполнена коренная шестерня 6; ведомыми элементами, выборочно: связанными с выходным валом 2 посредством пЕреключаю- .30 жения.в двух плоскостях на шарнире 14, и ограничительной кулисой 15 с двумя параллельными 16; 17 и связывающей их Одной перпендикулярной 18.прорезями, при этом рычаг управления 13 связан с управляющим 45 .устройством 5 посредством механизма 19, обеСпечивающего его одинаковость переключений при перемещейиях рычага 13 по параллельным: про:.эзям 16. 17 от перпендикулярной прорези 18, и с переключаю- 50 щим устройством 4 — посредством рычажно-тяговой системы 20, обеспечивающей Ега переключение при перемещении рычага 13 по перпендикулярной прорези 18.

Механизм 19 в первом варианте (фиг, 1) 55 выполнен в виде. упоров 2:1 и 22 на рычаге .

13, расположенных с двух сторон от шарнира 14, и лунок 23 и 24, связанных с поводком

25 золотника 26 распределителя управляю- щего устройства 5, при этом .выборочное

Изобретение относится к машиностроению; в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных. машин для изменения их скорости.

Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности использования, На фиг, 1 приведена схема предложенной коробки передач с- одним Вариантом выполнения механизма, Обеспечивающего одинаковость переключений управляющего устройства при перемещении рычага пс параллельным прорезям от .перпендикулярной прорези; на фиг.:2.— фрагмент схемы коробки передач с. другим вариантом Выполнения рассматриваемого механизма;

Планетарная коробка передач: содержит установленный между входным 1 и выходным 2 валами планетарный механизм 3, переключающее устройство. 4 для выбора диапазонов с передаточным числом, большим или меньшим единицы, и управляющее устройство 5 для. измейения передаточного щего устройства 4, выполнены. водило, 7 и коронная шестерня ..8, и. промежуточными элементами, выборочно связанными с корпусом 9 посредством управляющегоустройства 5. (тормозОВ); выполнены солнечные шестерни 10-12. Возможно и другое выполнение планетарного механизма 3. Кроме того, коробка передач снабжена устанавленйым на неподвижной опоре 9 рычагом

13 управления, имеющим возможность двивзаимодействие упоров 2 1 или 22 с лунками

23 или 24 осуществлено при нахождении рычага 13 в параллельных прорезях. 16,.17 кулисы 15.

Во втором варианте (фиг. 2) механизм 19 выполнен в аиде двух. зубчатых реек 27 и 28, расположенных с двух сторон от связанного .с. золотником 26 распределителя:управляющего устройства 5 зубчатого колеса 29, и двух лунск 30, 31 на рейках 27, 28, для выборочной связи с концом 32 рычага 13 управления при его нахождении в параллельных прорезях 1.6, 17 кулисы 15. Возможно,и другое выполнение механизма 19.

Предложенная планетарная коробка передач работает следующим образом.

При йеремещении рычага 13 управления по перпендикулярной прорези 18 из среднего положения (показано на схеме) в

0 одном .ив крайних положений одновременно.с включением посредством рычажно-тяговой системы 20 одной из позиций переключающего устройства 4, чем осуществляется выбор диайазонов с передаточным числом, большим единицы (низший диапазон, с выходным валом.2 связано водило 7) или меньшим единицы (высший диапазон, с ВыхОдным валом 2 связана коронная шес- ерня 8}, за.счет механизма 19 рычаг 13 связывается.с золотником 26 распределителя управляющего устройства 5 с возможностью его одинакового переключе- ния, т.,е, входит одним из упоров 21 или 22 в одну из лунок 23 или 24 поводка 25 (фиг. 1), 5 или концом 32 в одну из лунок ЗО или 31 зубчатых реек 27 или 28 (фиг. 2).

Перемещением рычага 13 по параЛлельным прорезям 16 или 17 осуществляется одна и та же последовательность включения

0 управляющего устройства 5, т.е. для приме.ра данного планетарного механизма 3, при перемещении по прорези 16 первоначально тормозится солнечная шестерня 10 (низший диапазон, пониженное передаточное отношение), затем солнечная шестерня 11 (низший диапазон, среднее передаточное отношение) и окончательно солнечная шестерня 12 (низший диапазон, повышенное передаточное отношение), а при перемещении по прорези 17 первоначально тормозится солнечная шестерня 10 (высший диапазон, повышенное передаточное отношение), затем солнечная шестерня 11 (высший диапазон, среднее передаточное отношение) и окончательно солнечная шестерня 12 (высший диапазон, пониженное передаточное отношение), чем достигается разложение обеспечиваемой коробкой передач передаточного отношения в, линейный ряд.

1642153

ФиГ 1

Составитель В.Яковлев

Техред М.Моогентал Корректор О.Ципле

Редактор М,Келемеш

Заказ 1135 Тираж 397 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Этим достигается как управление предложенной планетарной коробкой передач посредствам одного рычага 13 управления, так и вне зависимости от внимания оператора обеспечивается линейный скоростной 5 ряд при однозначности положений рычага управления.

Формула изобретения.

1. Планетарная коробка передач, содержащая установленный между входным и вы- 10 ходным валами планетарный механизм с переключающим устройством для выбора диапазонов . с передаточным числом, большим или меньшим единицы, и управляющим устройством для изменения переда- 15 точного числа в выбранном диапазоне, о т л- .

:и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и повышения безопасности использования, она снабжена установленным на неподвижной опоре 20 рычагом управления с возможностью перемещения в двух плоскостях и ограничительной- кулисой с двумя параллельными.и связывающей их одной перпендикулярной к ним прорезями, при этом рычаг управле- 25 ния.связан с управляющим устройством посредством механизма, обеспечивающего одинаковость его переключений при перемещении рычага по параллельным прорезям от перпендикулярной прорези, и с переключающимм устройством — посредством рычажно-тяговой системы. обеспечивающей его переключение при перемещении рычага по перпендикулярной прорези, 2. Коробка передач )то и, 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм, обеспечивающий одинаковость переключений управляющего устройства при перемещении рычага по параллельным:прорезям от перпендикулярной прорези, выполнен в виде упоров на рычаге управления, расположенных с двух сторон от неподвижной опоры для выборочной связи с лунками золотника распределителя упоавляющего устройства при нахождении рычага уйравления в параллельных прорезях кулисы.

3. Коробке передач по в. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм, обеспечивающий одинаковость переключений управляющего устройства. при перемещении рычага по параллельным прорезям от перпендикулярной прорези, выполнен в виду двух зубчатых реек, расположенных с двух сторон от связанного с золотником распределителя управляющего устройства зубчатого колеса, и двух лунок на рейках для выборочной связи с концом рычага управления при его нахождении в параллельных прорезях кулисы.

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, в частности в тракторах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к транспортному машиностроению, и позволяет расширить кинематические возможности планетарной коробки передач путем получения двух рядов передаточных отношений

Изобретение относится к машиностроению, может использоваться в любой отрасли для переключения передач при неподвижных валах и позволяет уменьшить габариты и массу коробки передач, а также улучшить ее технологичность за счет упрощения конструкции управляемой муфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к автомобильной технике

Изобретение относится к машиностроению, главным образом транспортному, и в первую очередь к автоматостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач таких транспортных средств, как тракторы, автомобили и подобные самоходные машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств
Наверх