Гидропривод мобильной машины
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO И306РЕТЕНИЯМ И ОТНЯТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4451553/29 (22) 01.07.88 (46) 23.04.91. Бил. Р 15 (71) Псковский филиал Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина (72) В.Д.Глебов, A.JJ.Тархов, В.M.Иванова и А.M.Ветлицын (53) 671 8 79.878 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
М- 1303681, кл. Е 02 F 9/22, 1985.
„.SU„„1643810 А 1 (gg)g Р 15 В 1/02, В 66 F 9/12
2 (54) ГИДРОПРИВОД МОБИЛЬНОЙ MAUJHHbI (57) Изобретение относится к гидроприводам подъемно-транспортных мобильных маиин. Цель изобретения повышение точности управления погрузочным органом за счет блокирования упругой связи. Гидропривод содержит гидропилиндр 1, полости 2 и 3 которого сообцены с гидрораспределителями 4 и
7. Гидрораспределители 25 и 26 сообщают полость 2 подъема гидроцилиндра
1643810
: 1 с гидроаккумуляторами 8, 10 и 13.
При перемещении погрузчика по неровной поверхности с грузом последний совершает колебания за счет упругой связи, образуемой путем последовательного соединения гидроакХумуляторов
8, 10 и 13 к поршневой полости 2 гидроцнлиндра 1. Гидроаккумуляторы имеют различную величину зарядки. ДемпАиру-10
Изобретение относится к гидронриводам мобильных, в том числе и подъемно-транспортных машин, и может быть использовано в автостроении.
Цель изобретения — повышение точности управления нагрузочным органом.
На чертеже представлена схема гидропривода мобильной машины.
Гидропривод мобильной машины с грузоподъемным органом содержит гидроцилиндр 1, полости 2 и 3 которого через 25 пятилинейный гидрораспределитель 4 соединены с источником 5 давления и гидробаком 6, а также с отводами четырехлинейного гидрораспределителя 7; третьей линией подключенного к гидроаккумулятору 8 через регулируемый дроссель 9, другой гндроаккумулятор 10, регулируемый дроссель 11 и обратный клапан 12.
Гидропривод дополнительно снабжен
35 гндроаккумулятором t3, регулируемыми дросселями 14 и 15, вентилями 16-18 и редукционными клапанамн 19-21, которые вместе с основными образуют аккумуляторные блоки 22-?4, подключенные к источнику 5 давления и посредством редукционных клапанов 19-21 отрегулированные на различное давление, а также трехлинейными гидрораспределнтелями 25 и 26 с полостями 45
27 и 28 управления, один 26 из которых соединен с двумя, аккумуляторными блоками 23 и 24, а третьей линией— с первой линией другого трехлинейного гидрораспредепителя 25, вторая линия которого соединена с третьим аккумуляторным блоком 22, а третья линия - с третьей линией четырехли-. нейного гидрораспределителя 7, четвертая линия которого соединена с
55 гидробаком 6 через обратный клапан 12 с регулируемым дросселем 15. При этом четырехлинейный гидрораспредели- тель 7 выполнен с полостьв 29 гидющие свойства регулируются в соответствии с эксплуатационными .условиями с помощью дросселей 9, 11 и 14, а упругие свойства упругой связи — с помощью редукционных гидроклапанов 19, 20 и 21. При подъеме или опускании груза упругая связь для повышения точности управления блокируется управляемым гидрораспределитепем 7. 1 нл. роуправления, связанной с пятой линией пятипинейного гидродвигателя
4, а полости 27 и 28 управления гидрораспределителей ?5 и 26 через регулируемый дроссель 30 соединены с третьей линией четырехлинейного гидрораспределителя 7.
Гндропривод мобильной машины, в данном случае погрузчика, работает следующим образом.
В исходном положении золотник основного гидрораспределителя 4 занимает нейтральнув позицию, а золотники управляемых гидрораспределителей
7, 25 и 26 опущены вниз и удерживаются пружинами. Вентили 16, 17 и 19 закрыты, а гидроаккумуляторы 8, 10 и
13 заряжены на заданную величину давления, различнув для каждого из них.
Величина зарядки гидроаккумулятора
8 меньше, чем для гидроаккумулятора 10, а у последнего меньше,чем у гидроаккумулятора 13. Заданная велина зарядки поддерживается автоматически с помощьв гидроклапанов 19-21.
Для подъема или опускания груза, установленного на грузозахватный орган, оператор переключает золотник основного гидрораспределителя 14 соответственно вверх или вниз от нейтральной позиции . Гидролинии, сообщающие полости гидроцилиндра 1 грузоподъемника с гидробаком 6 и гидроаккумуляторами, перекрыты золотником гидрораспределителя 7, т.е. упругая связь между.грузозахватным ! органом н базовой машиной вьитолненУ ная в виде гидроаккумуляторов, заблокирована. Поэтому при подъеме и опускании грузовой каретки ее жесткая связь с базовой машиной через гидроцилиндр 1 обеспечивает точность управления грузозахватным органом при захвате груза и при его установке на
164381
5 установочную поверхность (грузовую платформу, стеллаж и т.д.).
Для перемещения погрузчика по неровной опорной поверхности с грузом, установленным на грузозахватный орган, оператор поднимает золотник основного гидрораспределителя 4 до конца. В укаэанной позиции золотник сообщает полость. 29 управления гидрорас- 0 пределителя 7 с напорной гидролинией.
Поэтому золотник гидрораспределителя
7, преодолевая усилие пружины, поднимается и сообщает нтоковую полость 3 гидроцилиндря ?1 с гидробаком 6 че15 рез дроссель 15 и обратный клапан 12, а поршневую полость 2 через гидрораспределитель 26 — с гидроаккумулятором
8. Поднятый груз опускается на некоторую величину вместе со штоком гидроци-р0 линдра 1, поршень которого вытесняет рабочую жидкость иэ поршневой полости
2 через гидрораспределитель 7 и 25 в гидроаккумулятор 8, повышая в нем давление рабочей жидкости. Возрястяю- 25 щее давление и гидроаккумуляторе 8 и в поршневой полости 2 гидроцилиндрл
1 уравновешивает силу тяжести грузя, который при неподвижном погрузчике устанавливается в точке статического равновесия. Золотники гидрораспределителей 25 и 26 удерживаются пружина— ми. С началом перемещения погрузчика по неровной опорной поверхности груз начинает совершать колебательные движения относитепьно точки статическо35 го равновесия, поскольку сообщение поршневой полости гидроцилиндра 1 с гидроаккумулятором 8 образует упругую связь между грузозяхвятным органом и базовой машиной. Рассмотрим явления, возникающие в элементах погрузчика в случае колебаний грузя. Пусть, например, груз, совершая колебательное движение относительно точки статического равновесия, перемещается вниз под действием сил инерции. Поршень гидроципиндра f также движется вниз и штоковяя полость 1 заполняется . иэ гидробака 6 через обратный клапан
14 и дроссель 15, я рабочая жидкость из поршневой полости 2 вытесняется в гидроаккумулятор 8 через гидрораспределители 7 и 25 и дроссель 9. Кинетическая энергия движущегося груза преобразуется в тепловую при дроссе55 лировании рабочей жидкости в дросселе 9. Пусть теперь в другой момент времени груз, совершая колебательное движение, перемещается под воздействием неровности дороги вверх.
В этом случае поршень гидроцилиндра
1 также перемещается вниз, и поршневая его полость ? заполняется рабочей жидкостью из гидроаккумулятора 8, а рабочая жидкость из щтоковй полости
3 вытесняется в гидробак 6 через дроссель 15, который осуществляет демпфирование, рассеивая тепловую энергию в окружающее пространство.
Описанные колебания груза и демпфирование этих колебаний происходит в том случае, если силы инерции груза не превышают установленного зна(чения. В случае превьпчения сил инерции груза при его движении вниз некоторого заданного значения соответственно увеличивается давление в поршневой полости гидроцили 1, в гидрояккумуляторе 8 и в сообщенных с ними через дроссель 30 полостях 27 и
28 управления гидрорлспределитепей
25 и 26. Под действием уклзянного давления рабочей жндкости золотник гидрорлспределптеля ?5 преодолевает усилие пружины и поднимлется, сообщяя поршневую полость 2 гидроцилиндря 1 с гидрояккумулятором 10 через гидрорлспределители 7, ?5 и ?6 и дроссель 11. В этом случае, если силы инерции превышают и это установленное значение, то золотник гидроряспредслителя ?6 преодолевает усилие пружины, имеющей наибольшую силу упругости, и поднимается, сообщая поршневую полость гидроцилиндрл 1 с гидрояккумулятором 13 через гидрорлспределители
7, 75 и 26 и дроссель 14. Сила упругости пружины золотцнкл гидроряспределителя 7 установлена меньше, чем для гидрораспредслителя 25, я последнего — меньше, чем у гндроряспределителя 26, поэтому при увеличении сил инерции груза осуществляется автоматическое последоватсльное подключение к полости подъема гидроцилиндра 1 гидроаккумуляторов 8, 10 и 13, имеющих различную величину зарядки. Величина зарядки гидроаккумуляторов задается с помощью редукционных гидроклапанов 19, 20 и ?1 и поддерживается автоматически гидрокляпанами, обеспечивая заданную силу упругости в соответствии с эксплуатационными условиями. Демпфирующие свойства регулируются с помощью дросселей 9, 11 и 14.
1643810
Гидропривод мобильной машины с грузоподъемным органом, содержащий
Составитель IO.Ëîìàõèí
Техред M.Äèäûê Корректор Л.Бескид
Редактор О, Головач
Заказ 1228 Тираж 400 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101
Обратный клапан 12 обеспечивает работоспособность устройства, предотвращая разрежение и разрыв потока рабочей жидкости в штоковой полости
3 гидроцилиндра 1 и в гидролиниях при опускании груза под дествием сил инерции. Дроссель 30 выполняет функции фильтра, предотвращающего случайные включения гидрораспределителей 10
25 и 26 при высокочастотных забросах давления рабочей жидкости. При остановке погрузчика колебаний груза прекращаются и он устанавливается в точке статического равновесия, и золотники гидрораспределителей 25 и 26 воз-. вращаются пружинами в исходные позиции. Для разгрузки золотник гидрораспределителя 4 опускают в любую необходимую позицию, в результате чего полость 29 управления сообщается сo сливом, и золотник гидрораспределителя 1 возвращается пружиной в исходную позицию, блокируя упруги связь.
Таким образом, обеспечивается повы-. 5 шение точности управления за счет блокирбвания упругой связи при подъеме и опускании груза. Кроме того, расширяются эксплуатационные возможности погрузчика за счет задания и автома- 30 тического поддержания силы упругости гидроаккумуляторов и регулирования демпфирувщих свойств в соответствии с эксплуатационными условиями.
Формула изобретения гидроцилиндр, попости которого через пятилинейный гидрораспределитель соединены с источником давления и гидробаком, а также с отводами четырехлинейного гидрораспределителя, третьей линией подключенного к гидроаккумулятору через регулируемый дроссель, другой гидроаккумулятор, регулируемый дроссель и обратный клапан, о т л и ч а в шийся тем, что, с целью повышения точности управления, он дополнительно снабжен гидроаккумулятором, регулируемыми дросселями, вентилями и редукционными клапанами, образувщими с основными аккумуляторные блоки, подклвченные к источнику давления и посредством редукционных клапанов отрегулированные на различные давления, а также трехлинейными гндрораспределителями с полостями гидроуправления, один из которых соединен с двумя аккумуляторными блоками, а третьей линией — с первой линией другого трехлинейного гидрораспределителя, вторая линия которого соединена с третьим аккумуляторным блоком, а третья линия — с третьей линией четырехлинейного гидрораспределителя, четвертая линия которого соединена с гидробаком через обратный клапан с регулируемым дросселем, при этом четырехлинейный гидрораспределитель выполнен с полостьв гидроуправления, связанной с пятой линией пятилинейного гидрораспределителя .