Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение качества и снижение трудоемкости изготовления и ремонта. Вектор теплового дисбаланса строится по результатам замеров расхода хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения ротора. Допустимые значения вектора дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний, опыта эксплуатации и допустимых норм. При превышении допустимой величины вектора теплового дисбаланса создается вектор компенсации за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения. Указанный способ позвбляет контролирозать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость периодических ремонтов. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ .

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 15/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4653636/07 (22) 22.02,89 (46) 07.05.91. Бюл. N- 17 (71) Харьковский центр научно-технического творчества молодежи "Практика" и

Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им, В,И,Ленина (72) В.Г.Кацман, B.В.Кузьмин, А.Л.Лившиц и

А.И.Корецкий (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельства СССР

М 915175, кл, Н 02 К 15/16, 1979.

Брановский М.А. и др. Устранение тепловой неуравновешенности роторов с форсированным охлаждением обмоток.—

Электрические станции, 1964, t4 9, с. 38-43.

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве, эксплуатации и ремонте крупных электрических машин, в частности мощных турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки, Целью изобретения является повышение качества и уменьшение трудоемкости изготовления и ремонта.

На фиг. 1 показана тепловая диаграмма ротора электрической машины до компенсации вектора теплового дисбаланса; на фиг, 2 — то же, после компенсации вектора теплового дисбаланса; на фиг. 3 — ротор электрической машины с установленными в

„„5U„,., 1647784 А1 (54) СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ТЕПЛОВОГО ДИСБАЛАНСА РОТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИН61 (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения — повышение качества и снижение трудоемкости изготовления и ремонта. Вектор теплового дисбаланса строится по результатам замеров расхода хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения ротора, Допустимые значения вектора дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний, опыта эксплуатации и допустимых норм. При превышении допустимой величины вектора теплового дисбаланс"à создается вектор компенсации за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения. Указанный способ позвбляет контролирозать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость периодических ремонтов. 4 ил. пазах ротора дросселями, вид сверху; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг. 3.

Ротор электрической машины представляет собой массивный сердечник, в пазах которого размещена обмотка возбуждения с непосредственным охлаждением с помощью хладагента, проходящего по системе каналов обмотки, объединенных в несколько ветвей. Обмотка удерживается в пазах с помощью клиньев, в которых выполнены радиальные отверстия с установленными в них калибрами.

Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора реализуется следующим образом.

1647784

Измеряют расходы хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения. Результаты замера сравнивают между собой и строят по результатам этих замеров вектор теплового дисбаланса.

Допустимые значения вектора теплового дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний.и опыта эксплуатации электрических машин, а также исходя из допустимых норм.

При превышении вектора теплового дисбаланса допустимой выличины необходимо устранить тепловой дисбаланс ротора.

Это осуществляется путем компенсации вектора теплового дисбаланса, для чего создают вектор компенсации

Ак = — Ат, где Ак — вектор компенсации теплового дисбаланса;

А — вектор теплового дисбаланса.

Вектор компенсации Ак создают за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения.

Выбор пазов, выходных отверстий и внутренних диаметров дросселей осуществляется по зависимости:

А, = KI> ац + Kig aiz + ..., где l>, 1г — номера выбранных каналов охлаждения;

Кн,К(- номера калибров, соответствующие необходимым внутренним диаметрам дросселей;

3i,3tq- единичные векторы, направленные от центра поперечного сечения ротора к геометрическим центрам пазов 1 и 1р.

Технико-экономическая эффективность предлагаемото способа состоит атом, что по сравнению с известными способами появляется возможность контролировать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость перио5 дических ремонтов. Кроме того, допустимый уровень вибрации обеспечивается без трудоемких и дорогостоящих операций типа перемотки или переклиновки ротора. В результате сокращаются простои

30 электрических машин на электростанциях и соответственно недовыработка электроэнергии на основных агрегатах.

Предлагаемый способ обнаружения и компенсации теплового дисбаланса ротора

15 электрической машины может быть внедрен при серийном изготовлении и ремонте турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки.

Формула изобретения

2О Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащего массивный сердечник и состоящую из отдельных ветвей обмотку

25 возбуждения с непосредственным охлаждением с помощью хладагента, проходящего по системе каналов обмотки, включающий измерение параметров хладагента в отдельных ветвях обмотки, сравнение этих параЗО метров, построение по этим параметрам вектора теплового дисбаланса и его коррек.тировку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и уменьшения трудоемкости изготовления и ремонта, упо35 мянутый вектор теплового дисбаланса определяют по расходу хладагента, а корректировку вектора теплового дисбаланса производят путем дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения, исхо40 дя из допустимых норм вибрации.

1647784 647784

Составитель А. Воинов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор И. Муска

Редактор М. Бланар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 191

Заказ 1410 Тираж 350 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113О35, Москва, Ж-35, Раукская наб„4/5

Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции роторов синхронных вентильных двигателей с возбуждением от постоянных магнитов

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к злектромашиностроению

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьпиленности

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к машиностроению
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к технологии изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин, в частности опорных шеек роторов турбоагрегата тепловых электростанций

Изобретение относится к области производства и динамической балансировки малогабаритных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается преимущественно технологии изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин, в частности опорных шеек роторов турбоагрегата тепловых электростанций

Изобретение относится к технологии электрических машин и может быть использовано для управления концентричностью в некоаксиальном асинхронном двигателе

Изобретение относится к электротехнике, в частности электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для балансировки роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для механических испытаний роторов магнитоэлектрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и может быть использовано при проектировании турбоэлектрических установок, предназначенных для получения электрической либо механической энергии, например, парогенераторных и газотурбинных электростанций, компрессорных агрегатов
Наверх