Подшипник скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам скольжения . Цепь изобретения - повышение срока службы за счет увеличения предела усталости и износостойкости. Подшипник скольжения содержит слой из стали и нанесенный на него несущий слой на основе металлического сплава. На поверхности несущего слоя выполнены углубления в виде пазов, заполненные наполнителем из металлическогосплава. Ширина, глубина пазов, ширина перемычки между пазами и расстояние между центрами двух соседних перемычек определяются из приведенных соотношений з зависимости от нагружаемости несущего слоя. Подшипник скольжения может быть выполнен в виде опорной втулки, из двух половин или с полукольцевыми упорными шайбами. 8 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4203749/27 (86) PCT DE 86/00377 (18.09.86) (22) 20.11.87 (31) P 3609743.8 (32) 22.03.86 (ЗЗ) DE (46) 15.06.91. Бюл.М 22 (71) Глюко-Металл-Верке Дэлен унд Лоос

ГмбХ (DE) (72) Виллем Лугтенбург (NL) и Экарт Шопф (ОЕ) (53) 621.822.5 (088.8) (56) Европейский патент

N. 0057808, кл. F 16 С 33/24, 1983, (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжеИзобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения.

Цель изобретения — повышение срока службы за счет увеличения предела усталости и износостойкости, На фиг. 1 изображен подшипник скольжения, образованный из двух половин; на фиг.2 — подшипникскольжения в видеопорной втулки; на фиг, 3 — половина цельного подшипника с буртиком; на фиг. 4 — половина подшипника и две полукольцевые упорные шайбы; на фиг. 5 — выполнение пазоподобных углублений с шириной

Ь = 0,3э, Ь = 0,23а, Ь = 1,6t; на фиг. 6- то же, с шириной Ь = 1э, Ь - 0,5а, Ь = 4t; на фиг. 7— то же, с шириной Ь = Зэ, b = 0,75а, b = 10t;

„„5U 1657068 АЗ

0 91а, Ь = 25t.

На фиг. 1 и 2 изображен подшипник (Л скольжения 1 в виде двух половин 2 и 3 или в виде опорной втулки 4, которая может. С быть выполнена без шва или же изогнутой и ( с аксиальным шлицем 5, CO

Подшипник скольжения 1 имеет опорный слой 6 из стали и нанесенный на него несущий слой 7 на основе металлического сплава, причем по поверхности несущего слоя установлены пазоподобные углубления 8, наполненные металлическим сплавом, который может отличаться от сплава несущего слоя. Между пазоподобными углублениями 8 выполнены перемычки 9.

Пазоподобные углубления 8 могут быть выполнены самым различным образом. Так, 1657068 например, можно импользовать круговые пазы или винтовые пазы с малым углом подъема (до 15 ). Позицией 10 обозначена центральная ось подшипника. При этом соотношении ширины b пэзоподобных углуб- 5 лений к ширине з остающихся между углублениями перемычек, расстоянию а между центрами двух смежных перемычек и их глубине 1 выполнено таким образом, что

Ь = (0,3 — 1)s,. Ь = (0,23 — 0,5)а, Ь = (1,6 — 4)t для 10 несущего слоя нагружаемостью 10 — 30

Н/мм с наполнителем нагружаемостью 40—

100 Н /мм в пазах; b = (1 — 3)s, Ь = (0,5 — 0,75)а и Ь =(4 — 10)t для несущего слоя нагружаемо- 15 стью 30 — 50 Н/мм с наполнителем нагружа2 емостью 20 — 40 Н/мм в пазах; Ь =(3 — 10)s, Ь

= (0,75-0,91)а и b = (10 — 25)t для несущего слоя нагружаемостью 50 — 140 Н/мм с на2 полнителем нагружаемостью 50 — 20 Н/мм2 20 в пазах, Между несущим слоем 7 и заполняющим пазоподобные углубления 8 материалом может располагаться диффузионный запирающий или соединительный 25 слой с толщиной 0,5 — 6 мкм.

Половина 3 подшипника скольжения (фиг,3) снабжена первым буртиком 11 и вторым буртиком 12, причем буртик 11 также снабжен в несущем слое пазоподобными 30 углублениями 8, выполненными спирально или концентрически к центральной оси подшипника. Второй буртик может быть выполнен TBK же, как и первый, или же обычным образом,т,е, с гладкой поверхностью 35 несущего слоя..Для образования полного подшипника скольжения половину 3 соединяют с второй половиной (не показана), которая может быть выполнена как и половина 3, или же обычным образом. 40

Так же могут быть выполнены такие подшипники скольжения, у которых имеются буртики 11 и 12 в виде разделенных упорный шайб, установленные на радиальной части подшипника через соединительные накладки.

В зависимости от выбора материала для несущего слоя и заполнения пазоподобных углублений последние, как правило, имеют ширину 40 — 250 мкм и глубину 10 — 25 мкм, причем ширина между пазоподобными углублениями остающихся перемычек составляет 25 — 120 мкм.

Таким образом, достигается повышение срока службы подшипника скольжения за счет увеличения предела усталости и износостой кости, Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий слой из стали и нанесенный на него несущий слой на основе металлического сплава, на поверхности которого выполнены углубления в виде пазов, заполненные наполнителем из металлического сплава, о т л и аю шийся тем, что, с целью повышения срока службы путем увеличения предела усталости и износостойкости, ширина, глубина пазов и расстояние между ними определяются из соотношений Ь = (0,3 — 1)s, Ь = (0,23-0,5)а, b = (1,6 — 4)t для несущего слоя нагружаемость 10-30 Н/мм с наполните2 лем нагружаемостью 40 — 100 Н/мм2 в пазах, Ь = (1 — 3)з, Ь = (0,5-0,75)а и Ь = (4-10)t для несущего слоя нагружаемостью 30 — 50

Н/мм с наполнителем нагружаемостью 20—

40 Н/мм в пазах, Ь = (3 — 10)s, b = (0,75—

0,91)а и b = (10-25)t для несущего слоя нэгружаемостью 50-140 Н/мм с наполни2 гелем нагружаемостью 5 — 20 Н/мм в пазах, 2 где b — ширина паза, s — ширина перемычки между пазами, а — расстояние между центрами двух соседних перемычек, t — глубина пазов.

1657068

1657068

Фиг. 5

Фвг, 6

Фиг. 7

Фяг. 8

Составитель В.Ситушкин

Техред M. Моргентал Корректор М,Шароши

Редактор М.Циткина

Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2058 Тираж 451 Подписное

ВНИИХИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при! КНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нанесению защитных покрытий в вакууме и может быть использовано в машиностроении для получения поверхностей трений, например, подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, работающих при высоких контактных давлениях

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения сельхозмашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах различных машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к опорам ск1эльжения - направляющим и подшипникам, работающим при отсутствии смазки или при недостаточной смазке

Изобретение относится к машиностроению , а именно к составам для смазки подшипников скольжения тяжелонагруженных машин

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для получения антифрикционных (АФ) поверхностей (П) на деталях машин, работающих в узлах трения

Изобретение относится к изготовлению подшипников скольжения для эксплуатации в высоконагруженных узлах трения и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства
Изобретение относится к приспособлению и машиностроению и может быть использовано в качестве опор в прецизионных приборах, опор роторов высокоскоростных турбин, компрессоров, устройств для контроля размеров, моментов трения, элементов памяти ЭВМ и т.д

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к порошковым антифрикционным композиционным материалам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении для покрытия трущихся поверхностей, в частности для пар трения, например поршень - гильза

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трехслойным вкладышам для использования в тяжелонагруженных подшипниках коленчатого вала тракторных и транспортных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам производства подшипников скольжения
Наверх