Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить достоверность безразборной оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В начале и в конце эксплуатационного периода теплоноситель в системе охлаждения прогревают при работе двигателя с выключенным вентилятором и закрытыми жалюзи до номинальной температуры, охлаждают его с максимально возможной скоростью посредством включения вентилятора и открытия жалюзи до значений температур, равных 0,65...0,70 номинальных значений, и останавливают двигатель. Температуры поверхности каждой радиаторной секции измеряют на расстоянии 1/4 длины секции от индивидуального коллектора, находящегося со стороны выхода теплоносителя. О степени загруженности судят по изменению температуры секции в начале и в конце эксплуатационного периода. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕН<ЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о о о ()

ОО (61) 1455261 (21) 4682906/06 (22) 27.03.89 (46) 07.07.91. Бюл ЛФ25 (71) Харьковский. институт инженеров железнодорожного транспорта им С.M. Кирова (72) Г.Б.Розенблит и В.Г.Алексеев (56) 621.436.001.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1455261, кл. G Oi М 15/00, 1986. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ РАДИАТОРНЫХ СЕКЦИЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить достоверность безразборной оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутренне- .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, и является усовершенствованием изобретения по авт. св..М 1455261.

Цель изобретения — повышение достоверности получаемых .результатов оценки степени загрязненности радиаторных секций.

На фиг.1 приведена гистограмма изменения времени истечения воды через радиаторные секции, характеризующая степень их внутреннего загрязнения и полученная экспериментальным путем (пунктирной линией показано значение измеряемого параметра в начале эксплуатационного периода, а сплошной — в конце); на фиг.2 — гистограмма изменения температур поверхности радиаторных секций, полученная экспериментальным и;ем (пунктирной линией по Ы«, 1661608 А2 (st)s G 01 М 15/00, F 01 P 11/14 го сгорания, В начале и в конце эксплуатационного периода теплоноситель в системе охлаждения прогревают при работе двигателя с выключенным вентилятором и закрытыми жалюзи до номинальной температуры, охлаждают его с максимально возможной скоростью посредством включения вентилятора и отнрытия жалюзи до значений температур, равных0,65...0,70 номинальных значений, и останавливают двигатель. Температуры поверхности каждой радиаторной секции измеряют на расстоянии 1/4 длины секции от индивидуального коллектора, находящегося со стороны выхода теплоносителя. О степени загруженности судят по изменению температуры секции в начале и в конце эксплуатационного периода. 2 ил. казан измеряемый параметр в начале периода эксплуатации, а сплошной линией —. в конце периода эксплуатации).

Способ оценки технического состояния радиаторных секций 1 — 10 системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания осуществляют следующим образом, После получения двигателя с завода-изготовителя либо выхода его из планового ремонта теплоноситель в системе охлаждения прогревают при работе двигателя с выключенными вентилятором холодильника и закрытымй жалюзи до номинального теплового режима, после чего, открыв жалюзи и включив вентилятор, охлаждают теплоноситель с максимально возможной скоростью до температуры, равной 0,65...0,70 номинальной, что определяется допустимым температурным перепадом, позволяющим избежать роста температурных напряжений

1661608 уровне 55...59 С в двигателе и в радиаторных секциях, обеспечить возможность получения различных температур поверхностей радиаторных секций в зависимости от степени их внутреннего загрязнения.

Охладив секции радиатора, двигатель останавливают, при этом движение теплоносителя в системе осуществляется только за счет слабой естественной циркуляции,, что обеспечивает время выравнивания тем: ператур в различных рэдиаторных секциях, достаточное для проведения замеров тем пературр, так как в этом случает условия, в которых производятся замеры по первым и последним радиаторным секциям, практически одинаковы.

Далее измеряют температуру в каждой радиаторной секции непосредственно на ее поверхности со стороны выхода теплоносителя на расстоянии 1/4 длины радиаторной секции от индвидуального коллектора, находящегося со стороны выхода теплоносителя, охватывая ее фронт, после чего эти температуры фиксируют.

Повторно эти же изменения в той же последовательности и на том же режиме осуществляются на этом же двигателе перед постановкой его на следующий плановый ремонт либо при проведении технического обслуживания.

Определяя изменение температуры каждой радиаторной секции за период эксплуатации, определяют по нему величину стео пени загрязнения каждой радиаторной секции, Так как измерения производятся на одних и тех же секциях радиатора, практически исключены влияния на достоверность получаемых результатов всевозможных дефектов, технологических погрешностей изготовления, качества материала секций.

Даннь и способ был проверен при оценке технического состояния радиаторных секций тепловоэного двигателя.

На тепловозе 2 ТЭ 116, на котором установлен двигатель 1А-5Д49 с чистыми радиаторными секциями, закрыв жалюзи холодильной камеры тепловоза и выключив вентилятор при работе двигателя, нагревают воду в системе охлаждения до температуры номинального теплового режима, за который принята температура на 5 С ниже предельно допустимой температуры 95 С, которая, в свою очередь, определяется настройкой существующих систем защиты, После нагрева вода в системе охлаждения до температуры 88...90 С открывают жалюзи, включают вентилятор холодильника и резко охлаждают воду в системе охлаждения до температуры 60 С соответственно охладив и корпуса ридиаторных секций, по20

ЗО

55 сле чего двигатель останавливают, уменьшив тем самым до минимума расход охлаждающей воды, после чего на расстоянии 1/4 длины радиаторной секции от индивидуального коллектора, находящегося на выходе воды по фронту радиаторной секции и на ее поверхности, замеряют температуры, которые были на уровне 65...60 С;

Эти температуры были зафиксированы, после чего тепловоз отправлен в эксплуатацию.

Перед постановкой этого тепловоза на следующий плановый ремонт в описанной последовательности были вновь измерены температуры, величина которых была на

Затем определили изменение температуры каждой радиаторной секции за период эксплуатэции, после чего радиаторные секции, имеющие изменение температуры до

0,5 С были признаны пригодными к дальнейшей эксплуатации, а свыше 0,5 С по окончании работ были сняты и отправлены на промывку.

При осуществлении оценки степени загрязнения радиаторных секций использовались опытные данные, отражающие зависимость падения температуры поверхностей рэдиэторных секций от увеличения времени протекания воды, т,е. степени загрязнения (фиг.1 и 2), Температура поверхности радиаторной секции недостаточно достоверно отражает степень ее загрязнения, так как, кроме загрязнения, зависит и от других факторов, например качество изготовления и ремонта, возможные дефекты при монтаже, Так, например, радиаторные секции №

2 и 3 имеют разную температуру поверхности в конце периода эксплуатации, э изменение температуры за период эксплуатации у них одинаковое, так же как и величина загрязнения. Аналогичная картина наблюдается и при сравнении радиаторных секций М 9 и ¹ 10. Радиаторнэя секция ¹ 10 имеет более высокую температуру поверхности в конце периода эксплуатации по сравнению с радиаторной секцией № 9, а время пролива через них, а следовательно, и степень из загрязнения в начале и в конце периода эксплуатации практически равны, Таким образом, и редложен н ый способ позволяет проводить более точную оценку технического срстояния радиаторных секций без их демонтажа.

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния радиаторных секций систем охлаждения двигателя внутреннего сгорания по

1661608

170

130

УО

1 2 5 Ф 5 о 7 8 .У 10

Фаг. 1

t 2 5 4 5 о 7 8 У Ю

Составитель Л. Черный

Редактор А. Шандор Техред M.Moðãåíòàë Корректор С. Черни

Заказ 2117 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина, 101 авт. св. % 1455? 61, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности получаемых результатов, замеры температуры поверхности секций производят в начале и в конце каждого межремонтного периода эксплуатации двигателя.

Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям электрических машин, например тахогенераторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, к области сельскохозяйственного машиностроения, и может быть использовано при испытаниях почвообрабатывающих рабочих органов на надежность

Изобретение относится к технике контроля горения в тепловых машинах, а именно к автоматизированному или визуальному контролю горения топливо-воздушной сме16 си в двигателях внутреннего сгорания, и может найти применение в транспортных, и стационарных теплоэнергетических установках циклического действия

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к стендам для испытания двигателей внутреннего сгорания и служит для повышения эффективности шумоглушения и улучшения санитарно-гигиенических условий обслуживающего персонала

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к испытаниям и обкатке двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить качество приработки и оптимизировать процесс обкатки двигателя

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить качество испытаний дисков турбомашин

Изобретение относится к турбостроению

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания , снабженным устр-вами для автоматического слива воды при ее замерзании в системе охлаждения и для исключения запуска двигателя при недостаточно.м уровне жидкости в системе

Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля и предназначено для сигнализации аварийного режима работы двигателя внутреннего сгорания
Указатель // 2193497
Изобретение относится к измерительной технике
Наверх