Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства

 

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузок. Целью изобретения является повышение надежности устройства. Цель изобретения достигается введением в устройство накопителя энергии 9, выключателя 10, реле 11, выполняющего функции элемента памяти, и диода. При снятии аккумуляторной батареи с автомобиля замыкается выключатель 10 и срабатывает реле 11, запитывая обмотку 8 контактора 5 в случае, если его контакт 6 замкнут, что дает возможность при последующей установке аккумуляторной батареи на автомобиль в случае ее инверсного подключения защитить бортсеть автомобиля от токов короткого замыкания. 2 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 Н 11/00, 7/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

It АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4643476/07 (22) 30,01.89 (46) 07.07.о1, Бюл. М 25 (71) Научно — производственное объединение по автоэле ;.Тронике и автотракторному электра борудованию "Автоэлектроника (72) Б.C. Кокотов, В.В. Терехин и Ю.Ф. Ярошевский (53) 621.316.925 (088.8) (56) Патент ФРГ гв 1913241, кл. Н 02 Н 7/18, 1976.

PTM 37.003 — 87, черт. 1,10, с. ":9. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ИНВЕРСНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ К БОРТСЕТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

SU 1661906 А1 (57) Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузок. Целью изобретения является повышение надежности устройства. Цель изобретения достигается введением в .устройство накопителя 9 энергии, выключателя 10, реле 11, выполняющего функции элемента памяти, и диода. При снятии аккумуляторной батареи с автомобиля замыкается выключатель 10 и срабатывает реле 11, запитывая обмотку 8 контактора 5 в случае, если его контакт 6 замкнут, что дает

so3M0>KH0cTI при последующей усТВНоеке аккумуляторной батареи на автомобиль в случае ее инверсного подключения защитить бортсеть автомобиля от токов короткого замыкания. 2 ил, 1661906

Изобретение относится к области электрооборудования транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузки.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства, на фиг. 2 — кинемати- ческая схема взаимодействия концевого выключателя с корпусом аккумуляторной батареи, Устройство (фиг. 1) содержит два зажи, ма для подключения аккумуляторной батареи: зажим 1 для подключения цепи минуса и зажим 2 для подключения плюсовой цепи, диод 3, выключатель 4, контактор 5 с функцией счетного триггера, исполнительные контакты 6 которого включены между зажимом 1 и корпусом 7 транспортного средства (массой), а обмотка 8 включена последовательно с диодом 3 и выключателем 4 между зажимами 1 и 2, накопитель 9 энергии (конденсатор), один из выводов которого соединен с зажимом 2 через диод 3, а второй вывод соединен с массой 7, концевой выключатель 10, связанный электрически с обмоткой 8 контактора 5 по схеме ИЛИ с выключателем 4, а с исполнительными контактами 6 — по схеме И, элемент 11 памяти (конденсатор), подключенный параллельно обмотке 8 контактора 5. На схеме показана аккумуляторная батарея 12, подключенная к зажимам 1 и 2, и генератор 13, включенный между плюсовым зажимом 2 и корпусом 7 транспортного средства (массой).

Схема на фиг. 2 содержит привод (толкатель) 14 концевого выключателя 10, корпус 15 аккумуляторной батареи 12, посадочное место 16, на которое устанавливается корпус 15 акумуляторной батареи, взаимодействующий с приводом 14 выключателя 10 таким образом, что при установленной аккумуляторной батарее 12 контакты выключателя 10 разомкнуты, а при снятой аккумуляторной батарее 12 контакты выключателя 10 замкнуты. Контактор 5 выполнен с механизмом фиксации контактов 6 s замкнутом и разомкнутом положениях; переключение контактов 6 из одного положения в другое происходит при подаче на обмотку 8 импульса напряжения определенной длительности, что соответствует функции счетного триггера. Выключатель 4 выполнен с нефиксированными контактами.

Устройство работает следующим образом.

Аккумуляторная батарея 12 устанавливается в посадочное место 16, ее корпус 15 нажимает привод 14 выключателя 10, контакты которого разомкнуты; выводы аккумуляторной батареи 12 присоединяются: минусовый к зажиму 1, плюсовый — к зажиму

2. Подключение аккумуляторной батареи 12 к массе 7 производится нажатием выключателя 4, ток течет от зажима 2 через диод 3, выключатель 4, обмотку 3, зажим 1, заряжается также конденсатор 11, Контактор 5 срабатывает, его контакты 6 замыкаются и удерживаются в замкнутом положении механизмом фиксации; после размыкания выключателя 4 конденсатор 11 разряжается на обмотку 8, конденсатор 9 заряжается. Отключение аккумуляторной батареи

12 производится повторным нажатием выключателя 4, Для снятия аккумуляторной батареи с автомобиля с целью проведения ремонтных или профилактических работ ее выводы отсоединяют от зажимов 1 и 2; извлекают корпус 15 из посадочного места 16, что приводит к освобождению привода выключателя 10, контакты которого замыкаются, Если при этом контакты 6 контактора 5 находятся в разомкнутом состоянии, то в схеме ничего не изменяется. Если же контакты 6 находятся в замкнутом состоянии, то конденсатор 9 разряжается по цепи: конденсатор 9, выключатель 10, обмотка 8, контакты 6, масса 7; одновременно заряжается конденсатор 11; под действием этого обмотка 8 размыкает контакты 6; разряд конденсатора 9 прекращается, однако через обмотку 8 еще некоторое время протекает ток разряда конденсатора 11, что обеспечивает надежное срабатывание контактора 5 и фиксацию контакта 6 в разомкнутом положении.

При последующей установке аккумуляторной батареи, в случае инверсного присоединения ее выводов к зажимам 1 и 2, короткого замыкания в цепи генератора 13 не происходит, поскольку контакты 6. как показано выше, находятся в разомкнутом положении, а при нажатии выключателя 4 водИтелем ток в цепи обмотки 8 не протекает благодаря диоду 3.

Таким образом, энергия, занесенная в накопителе 9, используется для автоматического размыкания контактов 6 контактора

5 при снятии аккумуляторной батареи.

Поэтому при последующей установке аккумуляторной батареи 12 в случае неправильного (инверсного) подключения ее выводов, как было показано выше, подключение ее к бортсети невозможно, что пред1661906 мыкающим контактом, первый вывод которого подключен к второму выводу обмотки контактора, а второй — к катоду первого диода,реле. отличающееся тем,что,с

5 целью повышения надежности, в него дополнительно введены накопитель энергии, второй диод, а реле выполнено с контактной системой из двух замыкающих контактов, при этом анод второго диода соединен с

10 анодом первого диода и имеет клемму для подключения к "плюсу" аккумуляторной батареи и бортсети транспортного средства, а катод соединен с первыми выводами накопителя энергии, размыкающего контакта

15 вновь введенного второго выключателя и первого замыкающего контакта реле, второй вывод которого соединен с вторым выводом обмотки контактора, второй вывод размыкающего контакта второго вы20 ключателя соединен с первым выводом обмотки реле, второй вывод которой соединен с вторым выводом замыкающего контакта контактора и с первым выводом своего второго замыкающего контакта, вто25 рой вывод которого соединен с вторым выводом обмотки контактора. отвращает возникновение короткого замыкания при переполюсовке. . Дополнительным преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известным является то, что в случае серьезной дорожной аварии, например, при переворачивании автомобиля, привод 14 выключателя 10 освобождается, контакты выключателя 10 замыкаются и аккумуляторная батарея автоматически отключается от бортсети, что повышает пожаробезопасность автомобиля.

Формула изобретения

Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства, содержащее контактор, первый вывод обмотки которого имеет клемму для подключения к

"минусу" аккумуляторной батареи и соединен с первым выводом своего замыкающего контакта, второй вывод которого имеет клемму для подключения к "минусу" бортсети и корпусу транспортного средства, первый диод, первый выключатель с заСоставитель С, Балашов

Техред М.Моргентал Корректор T. Палий.Редактор Е. Папп

Заказ 2132 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защиты от изменения направления постоянного тока, и дополняет основное авт

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к мощным малоиндуктивным конденсаторным батареям и может быть использовано в экспериментальных физических установках для получения сильноточного газового разряда, в особенности для магнитного сжатия плазмы и ряда других исследований, где требуются сильные магнитные поля

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для ограничения разряда батарей из герметичных аккумуляторов, используемых в шахтных головных и других светильниках

Изобретение относится к источникам электропитания и может быть использовано для защиты маломощных аккумуляторов от глубокого разряда

Изобретение относится к электротехнике , в частности к защите источников постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам для переключения обмоток трансформатора питания при подключении потребителя к сети с различным напряжением, при этом напряжение должно подаваться одной и той же величины

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам релейной защиты

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите распределительной сети

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для защиты от аварий вследствие недопустимого отклонения от нормальных неэлектрических рабочих параметров (температуры, давления, влажности , оптической прозрачности и т.д.)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи, преимущественно 6-10 кВ

Изобретение относится к противоаварийной автоматике электроустановок и предназначено для использования в высоковольтных трехфазных электроустановках для присоединения к ним различных контрольно-блокировочных устройств

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах дистанционного и местного управления преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике, а конкретно к способам включения линии электропередач высокого напряжения с шунтирующими реакторами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в цепях электропитания преимущественно переменным током с комбинированной защитой как от сверхтоков, так и от нарушения каких-либо технологических параметров (например, температуры)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автономного электроснабжения железнодорожных вагонов с электрогенераторами самовозбуждения для регулирования тока возбуждения электрогенераторов
Наверх