Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологических процессах сборки подшипниковых узлов машин для предварительной приработки подшипников. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипниковго узла путем повышения точности и стабильности в процессе приработки параметров. Внутренние и наружные кольца подшипников в дуплексе устанавливают на вал и в корпус от эксплуатационной машины по рабочим посадкам, заданным техническими условиями, создают преднатяг, заданный по техническим условиям по моменту трения в дуплексе. Прикладывают осевую и радиальную нагрузки, величины которых равны эксплуатационным. Вращают внутренние кольца подшипников с рабочим числом оборотов. Через равные промежутки времени изменяют направление действия нагрузок и вращения на противоположное. При вращении измеряют момент трения в подшипниках, уровень вибрации и температуру и изменение этих параметров во времени. Приработку завершают после стабилизации последнего из параметров. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4707792/27 (22) 21.06.89 (46) 15.07,91. Бюл. N 26 (71) Московский автомеханический институт (72) И.А.Булавин, А.В.Смолюгов, А.Ю.Груздев, Н,В.Агеев, Н,Е,Паршин, В.П,Адаричев и В.В.Гришин (53) 621.882.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

753213, кл. F 16 С 43/00, 1977. (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ РАДИАЛЬНОУПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ В ДУПЛЕКСЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологических процессах сборки подшипниковых узлов машин для предварительной приработки подшипников. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности подшипникового узла путем повышения точности и стабильности в процессе приработИзобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в технологических процессах сборки подшипниковых узлов машин для предварительной приработки подшипников, Цель изобретения — повышение надежности и долговечности подшипникового узла путем повышения точности и стабильности достигаемых в процессе приработки параметров, На фиг. 1 показана конструкция стенда приработки подшипниковых узлов; на фиг.

2 — график изменения характеристики момента трения в дуплексе конических подшипников в зависимости от осевой силы во время приработки; на фиг. 3 — график изменения момента трения в дуплексе до его

„„5U„, 1663256 А1 (я)ю F 16 В 43/00, G 01 М 13 /04 ки параметров. Внутренние и наружные кольца подшипников в дуплексе устанавливают на вал и в корпус от эксплуатационной машины по рабочим посадкам, заданным техническими условиями, создают преднатяг, заданный по техническим условиям по моменту трения в дуплексе, Прикладывают осевую и радиальную нагрузки, величины которых равны эксплуатационным.

Вращают внутренние кольца подшипников с рабочим числом оборотов. Через равные и ромежутки времени изменяют направление действия нагрузок и вращения на противоположное.

При вращении измеряют момент трения в подшипниках, уровень вибрации и температуру и изменение этих параметров во времени. Приработку завершают после стабилизации последнего из параметров. 5 ил. стабильного значения во время приработки подшипникового узла; на фиг. 4 — график стабилизации температуры на поверхностях наружных колец конических подшипников во время приработки подшипниковых узлов; на фиг. 5 — график стабилизации общего уровня вибрации подшипникового узла во время приработки конических подшипников, Стенд предварительной приработки конических подшипников в дуплексе устанавливается испытуемый подшипниковый узел, состоящий из, например, конических роликоподшипников 1 и 2. вала-шестерни 3, распорной втулки с компенсатором 4, корпуса 5, фланца 6 привода от карданного вала, шайбы 7. гайки 8 на резьбовом хвостовике.

1663256

35 щения вала испытуемого подшипникового узла с рабочим числом оборотовот шкива 14 45

Стенд содержит корпус стенда 9, опору 10 испытуемого подшипникового узла, имеющую шариковый подшипник 11, Опорой 12 служит подшипниковый узел. Кроме того, стенд содержит вал 13, шкив 14, диск 15, силовой шток 16, нагружатель 17, диафрагму 18; крышку 19, измеритель 20 уровня вибраций, вибродатчик 21, измеритель 22 температуры, термопары 23 и 24,шкалу 25 измерителя момента трения дуплекса подшипников, стрелку 26 измерителя момента трения, пружину 27 и направляющие стержни 28.

Способ осуществляют следующим образом, Собранный испытуемый подшипниковый узел по заданным техническим условиям на сборку, состоящий иэ конических роликоподшипников 1 и 2, внутренние и наружные кольца которых устанавливают соответственно на вал 3 и в корпусе 5 от эксплуатационной машины по посадкам, заданным техническими условиями, имеющий преднатяг, заданный по техническим условиям по моменту трения в дуплексе путем подбора распорной втулки с компенсатором 4, фланца 6 привода от карданного вала шайбы 7, гайки 8 на резьбовом хвостовике, устанавливают в корпус 9 стенда с соответствующим уровнем масла, на опору 10, имеющую шариковый подшипник 11, и на опору

12, состоящую из подшипникового узла, включающего в себя два конических подшипника. Дуплекс испытуемого подшипникового узла через диск 15, закрепленный на корпусе, эксплуатационной осевой и радиальной нагрузками нагружают с возможностью изменения направления их действия на противоположное через равные промежутки времени через силовой шток 16 нагружателя 17, связанного диафрагмой 18 и крышкой 19 с гидропоршнем. Внутренние кольца подшипников вращают путем врачерез вал 13 с возможностью изменения направления вращения на противоположное через равные промежутки времени, Периодически измеряют момент трения в дуплексе подшипников, снимая при этом нагрузку,с помощью устройства, состоящего из шкалы 25, неподвижно закрепленной на крышке корпуса стенда, показывающей стрелки 26, закрепленной неподвижно на корпусе испытуемого подшипникового узла, уравновешивающейся в исходном положении с помощью пружины 27 с направляющими стержнями 28, жестко скрепленными с корпусом стенда. Одновременно в процессе приработки измеряют

30 уровень вибраций посредством измерителя

20 с помощью вибродатчика 21, расположенного на корпусе испытуемого подшипникового узла и температуру с помощью измерителя 22 и термопар 23 и 24, расположенных в контакте с наружными поверхностями наружных колец подшипников, Предварительную приработку конических подшипников в дуплексе завершают при стабилизации последнего из параметров: момента трения, температуры наружных колец подшипников, уровня вибраций испытуемого подшипникового узла.

Пример. Испытывают подшипниковый узел ведущей шестерни редуктора грузового автомобиля с подшипниками 27911 в дуплексе. Внутренние и наружные кольца подшипников устанавливают соответственно на вал и в корпусе по посадкам, заданным техническими условиями; момент трения по ТУ в дуплексе Мтр.vcx. = 0,35 кгм с соответствующей силой преднатяга Fo = 400 кг (фиг,2), внутренние кольца первого подшипника с гарантированным натягом Л! =

0,04 мм; внутренние кольца второго подшипника с гарантированным зазором S =

0,03 мм; наружные кольца обоих подшипников с гарантированным натягом N = 0,07 мм (действительные натяги позволяют обеспечить реальную угловую геометрию поверхностей качения, после за прессовки наружных и внутренних колец соответственно в корпус и на вал и действительный контакт в процессе приработки); эксплуатационные нагрузки: осевая F = 1200 кг, радиальная F< = 1500 кг); рабочее число оборотов п = 2500 об/мин.

Собранный подшипниковый узел устанавливают в корпус 9 стенда на вспомогательные опоры, устанавливают измеритель момента трения, измеритель температуры и датчик вибраций.

Приработка подшипникового узла осуществляется нагружением дуплекса подшипников эксплуатационными осевой F> =

1200 кг и радиальной Рг = 1500 кг нагрузками, вращают вал испытуемого подшипникового узла с рабочим числом оборотов n =

2500 об/мин, измеряют момент трения в подшипниках, уровень вибрации и температуру и изменение этих параметров во времени. Исходный момент трения подшипников падает до значения М р =- 0.1 кгм и стабилизируется через 4 ч, температура на поверхности наружных колец подшипников стабилизируется через 0,85 ч и составляет

90 С, общий уровень вибраций изменяется и стабилизируется через 1 ч до 90 дБ, после стабилизации последнего из параметров, T,å. момента трения подшипников.

1663256

0 гПЮ F,=u40 ба Юп шт гпту га. i

ОЬг. 2

Предлагаемый способ предварительной приработки конических подшипников в дуплексе позволяет повысить точность и стабильность достигаемых в процессе приработки параметров момента трения подшипников, температуры наружных колец подшипников, общего уровня вибраций подшипникового узла, надежность и долговечность подшипникового узла в целом, что обеспечивает повышение работоспособно-, сти агрегатов, в которые входит данный подшипниковый узел.

Формула изобретения

Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе, при котором внутренние и наружные кольца подшипников в дуплексе устанавливают на вал и в корпус, прикладывают осевую нагрузку и вращают внутренние кольца подшипников, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности подшипникового узла путем повышения точности и стабильности достигаемых в процессе приработки параметров, в качестве вала и корпуса используют вал и корпус эксплуатационной машины, внутренние и наружные кольца подшипников устанавливают по ра5 бочим посадкам, заданным техническими условиями, после чего создают преднатяг, заданный по техническим условиям по момент трения в дуплексе, одновременно с осевой нагрузкой к дуплексу, прикладывают

10 радиальную нагрузку, причем величины осевой и радиальной нагрузок выбирают равными эксплуатационным, вращение внутренних колец подшипников осуществляют с рабочим числом оборотов, через

15 равные промежутки времени изменяют направление действия осевой, радиальной нагрузок и вращения на противоположное, при вращении измеряют момент трения в подшипниках, уровень вибрации и

20 температуру и изменение этих параметров во времени, а приработку завершают при стабилизации последнего из параметров.

1663256

ОФ

0 1 2 3 Ф Х t,v 0 02 04 06 ОР 10

Риг 3 4ЬГ 4

0 Г 04 08 D8 10 1Ã 14 16 18 Р .5

Составитель H.Eôðåìîaà

Редактор Л.Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор О.Ципле

Заказ 2249 Тираж 443 .: Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям на трение и износ шаровых шарниров

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения производственных параметров радиально-упорных подшипников в испытательных лабораториях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно при эксплуатации и ремонте машин и механизмов, имеющих подшипниковые узлы , Цель изобретения - повысить точность и надежность контроля состояния подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников качения и скольжения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам и агрегатам, содержащим подшипники

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для определения технического состояния подшипниковых узлов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения (ПК)

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к составной шайбе, и может быть использовано в разъемных соединениях деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к пружинным стопорным шайбам для контровых резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам фиксации деталей от осевого смещения на валу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях деталей машин , требующих больших усилий затяжки , подвергаю1гдхся в процессе эксплуатации периодической разборке и последующей сборке

Изобретение относится к механической обработке металлов и может быть использовано в станочных приспособлениях для закрепления деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления и виброизояяции трубопроводов

Изобретение относится к области производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций
Наверх