Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости. Устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода, удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе 2, независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллектор при пусках и остановах электрической машины, что повышает надежность ее работы. 2 ил.

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 9/193

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с о с (Л

Ф (Ь

Ы, (21) 4663049/07 (22) 13,03.89 (46) 23.07.91.Бюл.М 27 (71) Ленинградское производственное электрома шиностроител ьное объединение

"Электросила" (72) В.М.Червяковский, И.А.Кади-Оглы и

И.Г. Балабанов (53) 621.313.713(088.8) (56) Сборник "Электросила", N 3333, — Л: Энергоиздат, 1981, с.33-34.

Чертеж ОБС 419.308 ГЗ ЛПЭО " Электросила", 1987. (54) УСТРОЙСТВО ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента.

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости.

На фиг.1 показано устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины, продольный разрез; на фиг.2 изображен дроссельный кран, продольный разрез.

Устройство содержит вращающийся вместе с ротором 1 напорный кольцевой коллектор 2, концентрично совмещенный с неподвижным коллектором 3, заполненным охлаждающей жидкостью, поступающей из,, Ы„„1665463 А1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости, Устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода, удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе 2, независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллектор при пусках и остановах электрической машины. что повышает надежность ее работы. 2 ил. напорной системы 4 от насосной установки (не показана). Напорный кольцевой коллектор 2 на рабочих режимах электрической машины заполнен охлаждающей жидкостью 5 вместе с каналами 6 обмотки ротора

1, В коллекторе 2 размещен заборник 7жидкости в виде трубки. торцом обращенной навстречу вращения ротора 1 (стрелка Д).

Другой конец трубки опущен в резервуар 8 автономного поплавкового регулятора уровня. который выполнен проточным благодаря наличию в нем сливного патрубка 9 с краном

10, а также переливной трубы 11, соединенных с резервуаром сливной системы, снабженным поплавковым регулятором уровня в ней (не показаны), В резервуаре 8 автономного поплавкового регулятора уровня имеется попла вок 12, механически соединенный с полым стрежнем 13, распо1665463

45 сигнала по частоте вращения стопорное устройство освобождает поплавок 12 и одно- 50 временно клапан 22 перекрывает на 2 — 3

55 ложенным с возможностью поворота в корпусе 14 дроссельного крана. Полый стержень 13 и корпус 14 дроссельного крана снабжены входными15 и 16 и выходными 17 и

18 окнами соответственно для прохода охлаждающей жидкости в напорной системе, Стержень 13 снабжен канавкой 19 (фиг.1.), а корпус 14 — отверстием 20 с трубопрово дом 21, в котором установлен электроклаI пан 22, подсоединенным к резервуару 8,, Место расположения канавки 19 подбирает ся опытным путем, исходя из требования; при крайнем верхнем положении поплавка

12 канавка должна соединять отверстие 20 !

; с входным окном 16. Для фиксации поплав-! ка 12 в верхнем положении предусмотрено !

1 управляемое стопорное устройство 23.

Дроссельный кран встроен в кольцевую ка, меру 24, разделенную на центральный от сек 25 (фиг,2), служащий для входа жидкости, через окна 15,16 в кран (стрелка А), и два боковых отсека 26 для выхода жидкости че,, рез окна 17,18 из крана в патрубки напорной системы 4 (стрелки Б и В).

Устройство работает следующим обра, зом, В исходном положении при невращающемся роторе поплавок 12 удерживается ! стопорным устройством 23 в верхнем положении, т.е. находится на уровне переливной трубы 11. B этом положении входные 16 и выходные 18 окна в корпусе 14 дроссельного крана полностью закрыты стержнем 13, а канавка 19 соединяет отверстие 20 и частично входное окно 16. Электроклапан

22 на трубопроводе 21 открыт, После включения насоса жидкость через трубопровод 21 наполнит резервуар 8 до переливной трубы 11, так как расход ее через трубопровод 21 достаточен, чтобы восполнить расход через сливной патрубок

9, заданный краном 10, а избыток поступит в переливную трубу 11, При подъеме частоты вращения ротора, например при пуске и достижении ею заданной величины, при которой удерживается уровень жидкости 5 во вращающемся кольцевом коллекторе 2, от электрического мин. трубопровод 21. Уровень жидкости в резервуаре 8 будет снижаться, перемещая поплавок 12 вниз и обеспечивая через открывающиеся окна 15-18 поступление жидкости в напорный кольцевой коллектор 2 ротора 1 до уровня, при котором будет захват жидкости 5 заборником 7. По мере роста частоты вращения ротора уровень жидкости 5 во вращающемся напорном

30 кольцевом коллекторе будет стремиться переходить на большой диаметр и захват жидкости заборником 7 уменьшится, а поплавок

12, перемещаясь вниз, обеспечит большее поступление жидкости в напорный коллектор 2.

При снижении частоты вращения, например при остановке ротора, уровень жидкости 5 в коллекторе 2 будет переходить на меньший диаметр и захват жидкости заборником 7 увеличится, обеспечивая подъем поплавка 12 и соответствующее уменьшение подачи жидкости во вращающийся кольцевой коллектор ротора за счет дросселирования в кране его окнами, а при достижении определенной частоты вращения канавка 19 соединит отверстие 20 и частично окно 16, что обеспечит быстрое наполнение через трубопровод 21 резервуара 8 до переливной трубы 11, а поплавок 12 зафиксируется стопорным устройством 23, В дроссельном кране охлаждающая жидкость протекает от центрального отсека.

25 в полость пустотелого стержня 13 через окна 16 корпуса крана и окна 15 стержня и далее по полости стержня 13 в боковые отсеки 26 через окна 17 в стержне и 18 в корпусе. При подъеме или опускании поплавка 12 механически соединенный с ним стержень 13 поворачивается, в результате чего проходные сечения в окнах 15-18 уменьшаются или увеличиваются, уменьшая или увеличивая подачу охлаждающей жидкости в напорной системе, Предложенное устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллекторе при пусках и остановках электрической машины, что повышает надежность ее работы.

Ф о р мул а. и зоб рете ни я

Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины, содержащее установленный на роторе напорный кольцевой коллектор, резервуар с размещенным в нем поплавковым регулятором уровня и дроссельный кран, состоящий из пустотелого стержня, механически соединенного с поплавком и размещенного в корпусе с входными и выходными окнами для прохода жидкости, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения автоматического регулирования подачи охлаждающей жидкости, напорный кольцевой коллектор снабжен заборником жидкости в виде трубки, торцом обращенной

1665463 навстречу вращения ротора, второй конец которой размещен в резервуаре, соединенном через трубопровод с злектроклапаном с дроссельным краном, нэ наружной повер5 хности стержня которого расположены канавка, сообщающая трубопровод с входным окном корпуса дроссельного крана при крайнем верхнем положении поплавка. . 665463

Составитель А.Воинов

Редактор Л,Лашкова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Màêcèìèøèíåö

Заказ 2397 Тираж 333 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям электродвигателей с большим отношением длины к диаметру, используемых для привода в погружных скважинных насосных агрегатах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения бесконтактных синхронных генераторов индукторного типа, работающих, преимущественно, на выпрямительную нагрузку и применяемых, например, в генераторных установках автотракторной техники. Предлагаемый индукторный генератор, содержащий переднюю и заднюю крышки, статор с рабочей обмоткой, источник возбуждения и ротор с валом, согласно изобретению, дополнительно снабжен ферромагнитным кольцом, замыкающими элементами, магнитопроводом в виде звездочки с отверстием и немагнитной вставкой, причем ферромагнитное кольцо установлено первой боковой стороной во внешней от лобовых частей зоне статора вплотную, с другой стороны ферромагнитного кольца установлены замыкающие элементы, соединенные с зубцами звездочки, при этом сама звездочка прикреплена к задней крышке при помощи немагнитной вставки, а ротор с валом размещен в центральном отверстии звездочки. Технический результат - обеспечение возможности генерирования ЭДС при скоростях вращения от низких до номинальной вала ротора синхронного генератора индукторного типа по сравнению с тем, что для работы асинхронного генератора требуется обеспечить вращение ротора выше номинальной скорости. 4 ил.

Изобретение касается электрической машины (1, 51), в частности асинхронной машины, и её системы охлаждения. Технический результат - повышение эффективности охлаждения машины. Электрическая машина (1, 51) включает в себя статор (2), ротор (4), находящийся в магнитном взаимодействии со статором (2), вал (5), на котором закреплен ротор (4) и который имеет осевое сверление (6), подводящий элемент (7, 47), который проходит в осевое сверление (6) так, что обеспечивается возможность протекания охлаждающего средства (15) из подводящего элемента (7, 47) в осевое сверление (6). Электрическая машина (1, 51) включает в себя камеру (32, 42), которая расположена на открытом конце вала (5) так, что обеспечивается возможность протекания охлаждающего средства (15), из осевого сверления (6) в камеру (32, 42). Камера (32, 42) в осевом направлении ограничена осевым обрамлением (320, 420), которое обеспечивает возможность спиралеобразного направления охлаждающего средства (15) вокруг оси (3) вращения в выход (33, 43) охлаждающего средства. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх