Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель - расширение кинематических возможностей зубчатой передачи. Это достигается за счет варьирования передаточного отношения. Два тороидальных зубчатых колеса зацепляются с возможностью изменения взаимной ориентации осей путем взаимной обкатки колес по образующим торовых поверхностей в плоскости расположения осей. Каждое из колес выполнено из зубчатых дисков 4, 5, 6, 7 и зубчатых дисков 8, 9, 10, 11, 12, соответствующих друг другу при обкатке и имеющих различное число зубьев. Диски 4...7 закреплены на валу 2 жестко. Диски 8....12 установлены на валу 3 с последовательным чередованием жесткого крепления и крепления с возможностью вращения под действием расчетной нагрузки (диски 8, 10, 12 - жестко, диски 9, 11 - с возможностью вращения). Вращение дисков 9, 11 под действием расчетной нагрузки обеспечивается путем соединения их с валом 3 муфтами предельного момента. При работе передачи вращающий момент передается зацеплением тороидальных зубчатых колес. Для изменения передаточного отношения изменяют взаимную ориентацию осей колес путем обкатки. При этом зона зацепления перемещается по образующим торовых поверхностей. В момент прохождения зоны зацепления через границу дисков 8, 9, 10, 11, 12 в пакете жестко закрепленные диски участвуют в передаче вращения, а соседний диск поворачивается под действием момента, превышающего предельный для его муфты. При нахождении зоны зацепления на поворачиваемых дисках они передают вращающий момент, меньший предельного для их муфт. Таким образом, соседние пары дисков на колесах образуют ступени передач. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧ Е CK ИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 3/34. 35/06

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4718059/28 (22) 05.06.89 (46) 30.07.91. Бюл. М 28 (75) И.М. Колобов (53) 621,833(088.8) (56) Кожевников С.Н. и др. Механизмы. М„

Машиностроение, 1976, с, 500. рис, 8,29. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. а именно к коробкам передач. Цель—

„„Я2„„1666830 А1 расширение кинематических возможностей зубчатой передачи, Это достигается за счет варьирования передаточного отношения.

Два тороидальных зубчатых колеса зацепляются с возможностью изменения взаимной ориентации осей путем взаимной обкатки колес по образующим торовых поверхностей в плоскости расположения осей.

Каждое из колес выполнено из зубчатых дисков 4-7 и зубчатых дисков 8-12, соответствующих друг другу при обкатке и имеющих

1666830 различное число зубьев. Диски 4-7 эакроплены на валу 2 жестко. Диски 8-12 установлены на валу 3 с последовательным чередованием жесткого крепления и крепления с возможностью вращения поддействием расчетной нагрузки (диски 8, 10, 12— жестко, диски 9, 11 — с воэможностью вращения). Вращение дисков 9, 11 поддействием расчетной нагрузки обеспечивается путем соединения их с валом 3 муфтами предельного момента. При работе передачи вращающий момент передается зацеплением тороидальных зубчатых колес. Для изменения передаточного отношения изменяют

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей зубчатой передачи за счет того, что в зубчатой передаче с изменяемой взаимной ориентацией валов одновременно с изменением этой ориентации происходит изменение передаточного отношения.

На фиг.1 изображена зубчатая передача; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1 (разрез по диску, закрепленному на валу с возможностью вращения под действием расчетной нагрузки).

Зубчатая передача содержит корпус 1, размещенные в нем два вала 2 и 3, установленные на них два зацепляющихся тороидальных зубчатых колеса, каждое в форме усеченного с большим и меньшим основаниями веретена, оси валов 2 и 3 расположены в одной плоскости (плоскости чертежа), а один иэ валов (3) установлен с возможностью изменения ориентации оси относительно другого вала (2) в плоскости их расположения путем взаимной обкатки веретен по образующим торовых поверхностей. Основания веретен ориентированы взаимно противоположно вдоль осей валов

2 и 3. Каждое из веретен выполнено в виде пакета соответствующих gpyr другу на разных веретенах при их взаимной обкатке соосных зубчатых дисков 4-7 и 8-12 с различными числами зубьев. Диски 4-7 одного из веретен закреплены на валу 2 жестко, а диски 8-12 другого веретена установлены с последовательным чередованием в пакете жесткого крепления и крепления с возможностью вращения под действием расчетной нагрузки.

35 взаимную ориентацию осей колес путем укаэанной обкатки, При этом зона зацепления перемещается по образующим торовых поверхностей. В момент прохождения эоны зацепления через границу дисков 8-12 в пакете жестко закрепленные диски участвуют в передаче вращения, а соседний диск поворачивается под действием момента, превышающего предельный для его муфты.

При нахождении эоны зацепления на поворачиваемых дисках они передают вращающий момент, меньший предельного для их муфт. Таким образом. соседние пары дисков на колесах образуют ступени передач. 2 ил.

На фиг,1 зубчатая передача изображена в составе коробки передач транспортного средства. Вал 2 получает вращение от ïåðвичного вала 13 через зубчатые колеса 14 и

15. Взаимная обкатка веретен, обеспечиваемая при изменении ориентации вала 3 относительно вала 2, осуществляется при соответствующем изменении положения рамки 16, в которой установлен вал 3, Механизм, обеспечивающий изменение положения рамки 16, включает шарнирно связывающие рамку 16 с корпусом 1 рычаги

17 и 18. В пакете дисков, установленных на валу 3, диски 8, 10 и 12 закреплены на валу

3 жестко, а диски 9 и 11 — с возможностью вращения под действием расчетной нагрузки. Последнее обеспечивается установкой дисков 9 и 10 на вал 3 на встроенных в них муфтах предельного момента.

На фиг.2 изображена кулачковая муфта предельного момента, связывающая диск

11 с валом 3. Внутренняя обойма 19 муфты установлена на валу 3 на шлицах. Наружная обойма 20 муфты несет на себе зубчатый диск 11. Между обоймами 12 и 20 в сепараторе 21 равномерно по окружности размещены пальцы 22, имеющие возможность радиального перемещения в гнездах сепаратора 21. Обрвщеные к пальцам 22 поверхности обойм 19 и 20 имеют периодический профиль в плоскости вращения муфты, т.е. являются поверхностями кулачков. Зубья дисков 4-12 в соответствии с переменным диаметром по ширине каждого диска имеют и переменную толщину. Число зубьев на дискв 8 в частном случае может быть равно числу зубьев на соседнем диске 9.

Зубчатая первдача работает следующим образом.

1666830

8 изображенном на фиг.1 положении вал 2 получает вращение через пару колес

14 и 15 от первичного вала 13. Далее через зацепление веретен вращение передается на вал 3, являющийся вторичным (выход- 5 ным). Соответствующую ступень передачи образует зацепление дисков 5 и 10, закрепленных на своих валах жестко, Соединение ступени передач образуют соответствующие пары дисков 4, 9 и 6, 11. При необходи- 10 мости изменения передаточного отношения посредством рычагов 17 и 18 изменяют положение рамки 16, осуществляя взаимную обкатку веретен. При этом зона зацепления веретен смещается, на- 15 пример. вправо (фиг,1).

B момент прохождения зоны зацепления через границу дисков 10 и 11 в пакете диск 11 проворачивается на валу 3, находясь под действием момента, превышающе- 20 го расчетный для его кулачковой муфты.

Обоймы 19 и 20 последней вращаются одна относительно другой, преодолевая трение периодических профилей с пальцами 22, В момент полного выхода из взаимного 25 зацепления дисков 5 и 10 происходит включение следующей ступени передач, так как кулачковая муфта диска 11. рассчитанная на заданный момент нагрузки на этой передаче. обеспечивает неподвижное соединение 30 диска 11 с валом 3 (пальцы 22 этой муфты в этот момент неподвижны и силами трения заклинивают обоймы 19 и 20 между собой).

В зону зацепления в этот момент попадают лишь диски 6 и 11. Следующая ступень пе- 35 редачи включается в момент попадания в зону зацепления пары дисков 7 и 12 (при дальнейшем смещении эоны вправо при обкате веретен). При этом передаточное отношение определяется зацеплением дисков 7 40 и 12 а диск 11 в момент прохождения зоны зацепления через границу дисков 11 и 12 в пакете проворачивается нв валу 3, находясь под действием момента, превышающего расчетный. Последовательность переключения ступеней передач при смещении эоны зацепления влево при обкатке веретен аналогична. В случае равенства числа зубьев на дисках 8 и 9 оси составляют (как изображено на фиг.1) с диском 4 одну ступень передачи, однако кулачковая муфта диска 9 в этом случае выключена иэ работы на соответствующей крайней ступени передач, даже если эона зацепления находится на границе диска 8 и 9. Это снижает потери. Передача характеризуется компактностью и простотой переключений ступеней передач, Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая корпус, размещеные в нем два вала, установленные на них два зацепляющихся тороидальных зубчатых колеса, каждое в форме усеченного с большим и меньшим основаниями веретена, оси валов расположены в одной плоскости, а один иэ валов установлен с возможностью изменения ориентации оси относительно оси другого вала в плоскости их расположения путем взаимной обкатки веретен по образующим торовых поверхностей. отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет варьирования передаточного отношения при изменении взаимной ориентации осей валов, основания веретен ориентированы взаимно противоположно вдоль осей валов, каждое иэ веретен выполнено в виде пакета соответствующих друг другу на разных веретенах при их взаимной обкатке соосных зубчатых дисков с различными числами зубьев. диски одного веретена закреплены на валу жестко, а диски другого установлены с последовательным чередованием в пакете жесткого крепления и крепления с воэможностью вращения под действием расчетной нагрузки.

1666830

4-A

Составитель В.Сергеев

Техред М.Моргентал Корректор Л.Бескид

Редактор А.Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2513 Тираж 391 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к угольной промышленности, а именно к редукторам поворотным, на выходном валу которых установлены шнеки для отбойки и погрузки угля на лавный конвейер

Изобретение относится к способу переоборудования распределительного редуктора для нескольких ведомых элементов, присоединенных к общей трансмиссии через промежуточные зубчатые колеса, в подшипниковых корпусах (7) которых размещены их аксиально демонтируемые оси. Отдельные ведомые элементы отсоединяются от общей трансмиссии и присоединяются к отдельным приводам. Для этого ось, по меньшей мере, одного промежуточного зубчатого колеса в кинематической связи между соответствующим ведомым элементом и общей трансмиссией заменяется исполнительной осью (8), установленной в подшипниковых крышках (11) через эксцентричные торцевые цапфы (10) преимущественно эксцентрично. При повороте исполнительной оси (8) вокруг торцевых цапф (10) соответствующее промежуточное зубчатое колесо поворачивается заодно с ней и выходит из зацепления с соседними зубчатыми колесами. Изобретение направлено на создание простых условий переоборудования распределительного редуктора. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх