Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов

 

Изобретение относится к устройствам автоматизированной оплаты и может быть использовано для оплаты проезда на метрополитене. Цель изобретения - повышение точности оплаты и контроля прездных документов. Цель достигается введением в кассовый аппарат блока кодирования сообщений, в станционные АКП - регистра кода жетона, блока сравнения кодов, блока управления створками АКП, на центральном посту - блока сравнения кода ключа блока задания кода тарифа, регистра данных, декодера числа поездок. Пассажир оплачивает проезд, предъявляя жетон с индивидуальным кодовым признаком, содержащим адресную часть и код для исключения подделки, автоматическому кассовому аппарату. По адресной части сумма, оплаченная пассажиром, заносится в соответствующие ячейки блока памяти центрального поста с учетом кода тарифа, определяемого с помощью блока задания кода тарифа в зависимости от величины внесенной суммы с учетом фактических затрат метрополитена. Центральный пост, связанный с кассовым аппаратом линией связи, постоянно заполняет эти ячейки памяти изменяющейся информацией. При проходе на станцию пассажир передает в АКП жетон, с которого считывается кодовый признак, поступающий по линии связи на центральный пост, где в блоке декодирования выделяется адресная часть и код ключа. По коду ключа в блоке сравнения проверяется подлинность жетона и, в случае совпадения кодов, оплаченная сумма уменьшается на стоимость поездки в зависимости от тарифа, заданного блоком. Результат проверки передается в АКП для управления автоматическими створками. Если оставшееся число поездок положительное и код ключа совпадает, то пассажир пропускается на посадку, в противном случае ему выдается информация о необходимости оплатить проезд. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 07 В 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 (21) 4710165/24 (22) 26.06.89 (46) 30.07.91. Бюл, М 28 (71) Ленинградский метрополитен им.

В.И.Ленина (72) В,Г.Кучумов, Е.M.Ïoòàïîâà, В,Б,Паперный и Л.И.Анциферова (53) 681,178(088.8) (56) Заявка ФРГ N 3441518, кл. 6 07 F 7/08, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА

И КОНТРОЛЯ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ (57) Изобретение относится к устройствам автоматизированной оплаты и может быть использовано для оплаты проезда на метрополитене. Цель изобретения — повышение точности оплаты и контроля проездных документов. Цель достигается введением в кассовый аппарат блока кодирования сообщений, в станционные АКГ1 — регистра кода жетона, блока сравнения кодов, блока управления створками АКП, на центральном посту — блока сравнения кода ключа, блока задания кода тарифа, регистра данных, декодера числа поездок. Пассажир оплачивает проезд, предьявляя жетон с индивидуальным кодовым признаком, содержащим адресную часть и код для исключения подделки, автоматическому

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, предназначено для автоматизированного сбора платы эа проезд и может быть использовано на метрополитене.

Цель изобретения — повышение точности оплаты и контроля проездных документов.

На чертеже представлена структурная схема предложенного устройства.,, Ы2„, 1667124 А1 кассовому аппарату, По адресной части сумма, оплаченная пассажиром, заносится в соответствующие ячейки блока памяти центрального поста с учетом кода тарифа, определяемого с помощью блока задания кода тарифа в зависимости от величины внесенной суммы с учетом фактических затрат метрополитена. Центральный пост, связанный с кассовым аппаратом линией связи, постоянно заполняет зти ячейки памяти изменяющейся информацией. При проходе на станцию пассажир передает в

АКП жетон, с которого считывается кодовый признак, поступающий по линии связи на центральный пост, где в блоке декодирования выделяется адресная часть и код ключа. По коду ключа в блоке сравнения проверяется подлинность жетона и в случае совпадения кодов оплаченная сумма уменьшается на стоимость поездки в зависимости от тарифа, заданного блоком, Результат проверки передается в АКП для управления автоматическими створками. Если оставшееся число поездок положительное и код ключа совпадает, то пассажир пропускается на посадку, в противном случае ему выдается информация о необходимости оплатить проезд. 1 ил.

Устройство содержит жетон 1, расположенный на станции кассовый аппарат 2, содержащий блок 3 считывания кода жетона, блок 4 кодирования сообщений. блок 5 кодирования оплаты проезда, блок 6 управления, мультиплексор 7, блок памяти 8 передаваемого кода, канал 9 связи, блок 10 управления центрального поста, мультиплексор 11 передачи данных, блок 12 памяти принимаемого кода центрального поста. блок 13 декодирования сообщений цент1667124 рального поста, блок 14 памяти, блок 15 сравнения, блок 16 задания кода тарифа, сумматор 17, мультиплексор 18 центрального поста. регистр 19 данных, блок 20 задания тарифа, автоматический контрольно-пропускной пункт (АКП) 21, блок 22 считывания кода, регистр 23 кода жетона, буферный блок 24 памяти, блок 25 кодирования сообщений центрального по, ста, блок 26 памяти передаваемого кода, блок 27 памяти принимаемого кода, деко, дер 28 числа поездок, декодер 29 сообще, ний, блок 30 сравнения кодов, регистр 31, индикатор 32 числа поездок, блок 33 управ ления створками АКП, Работа устройства рассматривается на примере использования его на метрополи тене.

Устройство работает следующим образом, Для оплаты проезда в кассовый аппарат

2 вставляется жетон 1, на который нанесен индивидуальный считываемый кодовый признак, содержащий адресную часть и ключ, Ключ — это часть кодового признака жетона, наносимая на жетон 2 во время его изготовления для защиты от подделки и вычисляемая, например, с помощью генератора случайных чисел, Блок 3 считывания кода жетона кассового аппарата производит считывание кода жетона и вводит его на первый вход блока 4 кодирования сообщений, Кассовый аппарат 2, приняв денежную плату за проезд, выдает чек об оплате и жетон 1 пассажиру, а закодированная в блоке 5 кодирования оплаты проезда сумма поступает на второй вход бока 4 кодирования сообщений, где формируется код сообщения, содержащий код жетона и код оплаты проезда, Блок 6 управления (станционный) обеспечивает управление последовательным считыванием кодов сообщений с кассовых аппаратов 21...2> через соответствующим образом скоммутированный мультиплексор

7 в блок 8 памяти передаваемого кода, осуществляющий запоминание введенных кодов и последующую передачу их через канал 9 связи на центральный пост.

Блок 10 управления центрального поста с помощью мультиплексора 11 передачи данных обеспечивает поочередное подключение канала 9 связи к каждой станции.

При подключении центрального поста к станции блок 8 памяти передаваемого кода через канал 9 связи передает в блок 12 памяти принимаемого кода центрального поста накопленную информацию.

20 16 задания кода тарифа. Результат сравнения кодов поступает на управляющие входы сумматора 17 и мультиплексора 18 цент25

Блок 13 декодирования сообщений центрального поста последовательно принимает коды сообщений с блока 12 и декодирует их, выделяя адресную часть кодового сообщения и информационную, включающую коды ключа и оплаты проезда. Адресная часть кода поступает на второй (адресный) вход блока 14 памяти, с соответствующей ячейки которого по команде с блока 10 управления центрального поста происходит считывание информации. Считанное из блока памяти 14 информационное слово содержит код остатка ранее оплаченной суммы проезда, код ключа и ко4 тарифа.

Код ключа поступает на второй вход блока 15 сравнения, на первый вход которого поступает вновь принятый код ключа, поступивший с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок рального поста, В случае равенства кодов ключей код остатка из блока 14 памяти, поступающий на суммирующий вход сумматора 17, суммируется с кодом оплаты проезда, поступающим с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок 16 задания кода тарифа на второй вход сумматора 17 и на первый информационный вход регистра 19 данных. Информационная часть сообщения с блока 13 декодирования сообщений центрального поста проходит через блок 16 задания кода тарифа, где по величине оплаты проезда определяется код тарифа, присоединяемый к информационному сообщению. Код тарифа с целью введения льготной стоимости поездки в зависимости от внесенной суммы и максимально учтенных фактических затрат транспортного предприятия задает тариф стоимости одной поездки, определяемый в дальнейшем блоком 20 задания тарифа.

Код тарифа, поступая на второй вход блока 20 задания тарифа поездки, блокирует выдачу тарифа поездки по коду тарифа, поступившему на первый вход блока 20 задания тарифа из блока 15 памяти, и проходит в дополнительном коде на вычитающий вход сумматора 17, где преобразуется в прямой и поступает вместе с кодом оплаты проезда на второй информационный вход регистра 19 данных, на первый вход которого с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок 16 задания кода тарифа поступает код ключа. По команде с блока 10 управления центрального поста зта информация вводится в регистр 19 данных, с выхода которого поступает ма второй кодовый вход мультиплексора 18 цент1667124 рального поста, на первый кодовый вход которого поступает информационная часть слова, принятая с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок

16 задания кода тарифа.

В случае равенства кодов ключей по команде с блока 15 сравнения на выход мультиплексора 18 центрального поста коммутируется код, поступающий с регистра 19 данных (второй кодовый вход), и по команде с блока 10 управления центрального поста он вводится в ранее выбранную ячейку памяти блока 14 памяти. При этом в ячейку памяти вводится новый код оплаты проезда, код тарифа и старый код ключа.

В случае неравенства кодов ключей (оплата поездки по предъявляемому жетону производится впервые) блок 16 сравнения кода ключа блокирует работу сумматора 17 и подключает выход мультиплексора 18 центрального поста на первый кодовый вход, т.е, через блок 16 задания кода тарифа к выходу блока 13 декодирования сообщений центрального поста. В блок 14 памяти вводится информационная часть слова, поступившего в него по адресу адресной части совместно с кодом тарифа, вычисленным блоком 16 задания кода тарифа, На этом заканчивается цикл оплаты проезда, при этом сумма, оплаченная пассажиром с учетом остатка, оказывается занесенной в блок

14 памяти центрального поста, а на жетоне

1, имеющемся у пассажира, информация об оплате проезда отсутствует, что исключает потери транспортной организации при подделке жетона.

При проходе пассажира на станцию для проезда он. вставляет жетон 1 в блок 22 считывания одного иэ АКП 21, при этом считанный код поступает в регистр 23 кода жетона АКП и в блок 24 памяти, В блок 24 вводятся коды жетонов со всех АКП 21 данной станции. Блок 6 управления (станционный) через мультиплексор 7 (станционный) периодически очищает блок 24, переписывая его содержимое в блок 8 станции.

При очередном цикле связи данной станции с центральным постом содержимое блока 8 памяти через канал 9 связи и мультиплексор 11 передачи данных переписывается в блок 12 приемника центрального поста.

Блок 10 управления центрального поста, закончив управление опросом первой части массива, хранящегося в блоке 12 при- 5 емника центрального поста, в котором содержатся коды сообщений об оплате проезда, по описанному алгоритму переходит во второй режим работы по управлению опросом второй части массива, занесенной в блок 12 приемника центрального поста и содержащей коды жетонов. Сигнал о приемке первого кода жетона поступает в блок 10 управления центрального поста с блока 13

5 декодиоования сообщений центрального поста и переводит блок 10 управления во второй режим работы. Приняв код жетона, блок 13 декодирования сообщений центрального поста выделяет адресную часть ко10 да и подключает ее на адресный вход блока

14 памяти. Блок 10 управления центрального поста по данному коду адреса производит считывание ячейки памяти.

Считанное слово содержит код ключа, 15 код оплаты проезда и код тарифа, Код ключа сравнивается в блоке 15 сравнения кода ключа с поступившим с блока 13 декодирования сообщений центрального поста и результат сравнения вводится

20 в блоки 25 кодирования и сообщений, блок

10 управления центрального поста и на управляющие входы мультиплексора 18 центрального поста сумматора 17.

В случае равенства кодов ключей код

25 оплаты проезда поступает на сумматор 17, где он уменьшается на стоимость одной поездки, определяемую блоком 20 задания тарифа, соединенным с вычитающим входом сумматора 17. Стоимость поездки опреде30 ляется блоком 20 задания тарифа по коду тарифа, поступающему на его первый вход с блока 14 памяти. Одновременно с кодом стоимости одной поездки код тарифа в дополнительном коде поступает на вычитаю35 щий вход сумматора 17, где преобразуется в прямой и передается на второй информационный вход регистра 19 данных вместе с кодом остатка. На первый информационный вход регистра 19 данных поступает код клю40 ча с блока 13 декодирования сообщений центрального поста и по команде с блока 10 управления центрального поста информационное слово с обоих входов вводится в регистр 19 данных.

45 При этом "1" на выходе заема сумматора 17, поступая на вход обнуления регистра

19 данных, стирает содержимое последнего. Это означает, что получен отрицательный результат и кредит по данному жетону

50 исчерпан. Информационное слово с регистра 19 данных через второй информационный вход мультиплексора 19 вводится в ячейку памяти блока 14 памяти и по тому же адресу.

5 Код остатка из регистра 19 данных через декодер 28 числа поездок, в котором формируется код оставшегося числа поездок, поступает на,один из входов блока 25 кодирования сообщений центрального поста. На другие его входы поступают код же1667124 тона с блока 13 декодирования сообщений центрального поста и результат сравнения кодов ключей с блока 15 сравнения.

Код сообщения центрального поста, содержащий восстановленный код жетона, результат сравнения кода ключа и код числа оставшихся поездок вводится в блок 26 центрального поста, В случае неравенства кодов ключей соответствующий сигнал с блока 15 сравнения кода ключа, поступая на блок 10 управления !, центрального поста, работающего в режиме, обработки второй половины информационного массива блока 12 приемника централь, ного поста, не формирует команду записи информации в блок памяти 14 и информация с первого входа мультиплексора 18 центрального поста не вводится в ячейку памяти и в ней сохраняется прежнее значе, ние. Кроме того, по сигналу неравенства кодов ключей блокируется работа суммато| ра 17, Неравенство кодов ключей означает,,, что предъявлен или поддельный, или негод, ный жетон и он подлежит изъятию.

Таким образом, последовательно обра батываются все коды жетонов, принятые блоком 12 приемника центрального поста.

1, По сигналу с блока 13 декодирования сообщений центрального поста об обработке по" следнего кода жетона блок 10 управления центрального поста обеспечивает передачу информации, накопленной в блоке 26 памя,ти центрального поста, через мультиплек,сор 11 передачи данных и канал 9 связи в блок 27 памяти станции, после чего блок 10 управления центрального поста через мультиплексор 11 передачи данных и канал 9 связи подключается к следующей станции, и цикл обработки сообщений повторяется, Блок 27 станции, приняв сообщение с центрального поста, направляет последовательно коды сообщений на декодер 29 сообщений станционный, в котором выделяются код жетона и информационная часть сообщения, Код жетона поступает на блоки 30 сравнения кодов всех АКП станции, а информационная часть сообщения — соответственно на все регистры 31. В том АКП, в котором блок 30 сравнения кодов сформировал сигнал равенства кода. жетона, поступившего с декодера 29,и хранящегося в регистре 23 кода жетона, информационная часть сообщения вводится в регистр 31 данного АКП.

Код числа поездок из регистра 31 поступает на индикатор 32 числа поездок и информирует пассажира об оставшемся числе поездок, причем, если на.индикаторе нулевое значение, сигнал с него поступает на блок

33 управления створками АКП и последний формирует запрещающий сигнал светофора

АКП, информирующий пассажира о необходимости вначале оплатить проезд. Результат сравнения кодов ключей, поступающий из регистра 31 в блок 33 управления створками АКП, также определяет запрещающее показание светофора АКП, Неравенство кодов означает отсутствие в блоке 14 памяти центрального поста кода данного жетона, что свидетельствует о том, что либо пассажир не оплатил проезд, либо жетон поддельный, либо жетон износился и подлежит замене.

После прохода пассажира через АКП блок ЗЗ управления створками АКП формирует сигнал прохода, поступающий на входы обнуления регистра 23 кода жетона и регистра 31 данного АКП, светофор АКП вновь переключается на запрещающее показание и АКП подготовлена для обработки нового жетона пассажира.

Таким образом, производится обработка всех кодов сообщений, поступающих в блок 27 памяти станции до обнуления последнего, В данном устройстве нэ жетоне отсутствует информация об оплате пассажиром проезда и при подделке жетона (точного повторения кодового признака оригинала) дополнительные затраты несет тот пассажир, жетон которого был подделан, так как злоумышленник будет совершать поездки за его счет. Транспортная организация при этом дополнительных расходов не несет.

В случае, если кодовый признак поддельного жетона не повторяет код оригинала, наличие нанесенного кода ключа при определенной его разрядности делает подделку практически бесполезной, так как необходимо угадать кодовый признак действующего жетона, который неизвестен и оплачен.

Таким образом, предложенное устройство позволяет обеспечить оплату проезда без ущерба для транспортно о предприятия в случае изготовления полных копий жетонов. Использование устройства обеспечивает гарантированную оплату проезда, дифференцированную в зависимости от внесенной пассажиром суммы, что способствует повышению рентабельности метрополитена, Автоматизированная проверка проездных документов (жетонов).с защитой их от подделок увеличивает пропускную способность на станциях, одновременно повысив комфортность прохода пассажиров на станцию, ликвидируя скопление пассажиров перед АКП.

1667124

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я да подключен к входу декодера сообщений, Устройство для оплаты проезда и конт- на центральном посту введены блокдекодироля проездных документов, содержащее рования сообщений, блок памяти приустановленные на станциях кассовые аппа- нимаемого кода, блок задания кода раты, включающие в себя блок считывания 5 тарифа, блок памяти передаваемого кокода с жетона и блок кодирования оплаты да, регистр данных, мультиплексор, депроезда, выходы которых подключены к кодер числа поездок, блок сравнения, входу блока кодирования сообщений кана- блок кодирования сообщений, первые ла связи, и автоматические контрольно- группы входов и выходов мультиплексора пропускные пункты, каждый из которых 10 передачи данных соединены через канал содержит блок считывания кода и индика- связи соответственно с выходом блока патор числа поездок, на центральном посту — мяти передаваемого кода станции и входом мультиплексор передачи данных, вход уп- блока памяти принимаемого кода станции, равления которого подключен к блоку уп- вторые вход и выход мультиплексора переравления, блок задания тарифа, выход 15 дачи данных соединены соответственно с которого подключен к вычитающему входу выходом блока памяти передаваемого кода сумматора, первый вход блока задания та- центрального поста, вход которого соедирифа подключен к выходу блока памяти, о т- нен с выходом блока кодирования сообщел ича ю щеес я тем, что,с целью повышения ний и входом блока памяти принимаемого точности оплаты и контроля проездных до- 20 кода центрального поста. выход которого кументов, в устройство введены на каждой соединен с входом блока декодирования состанции блок управления, буферный блок общений, первый выход которого соединен памяти, мультиплексор, блок памяти пере- с входом блока управления, выход которого даваемогокода,блок памяти принимаемого подключен к управляющим входам блока кода, декодер сообщений, в каждый авто- 25 памяти, регистра данных, блока кодироваматический контрольно-пропускной пункт ния сообщений, мультиплексора передачи введены регистр кода жетонов, блок срав- данных, блока памяти передаваемого кода, нения кодов, регистр, блок управления второй выход блока декодирования сообществорками, выход блока считывания под- ний соединен с входом блока задания кода ключен к первым входам буферного блока 30 тарифа, выход которого подключен к первому памяти и регистра кода жетонов, выход информационному входу мультиплексора, которого подключен к первому входу бло- первому входу сумматора, первому информака сравнения кодов, второй вход которого. ционному входу регистра данных, первому соединен с первым выходом декодера со- информационному входу блока кодирования общений, выход блока сравнения кодов со- 35 сообщений, первому входу блока сравнения единен с первым информационным входом и второму входу блока задания тарифа, вторегистра, второй информационный вход ко- рой вход мультиплексора соединен с выходом торого соединен с вторым выходом декоде- регистра данных, который подключен к входу ра сообщений, первый выход регистра декодера числа поездок, выход мультиплексора соединен с первым входом блока управле- 40 соединенспервымвходомблокапамяти,второй ния створками, второй вход которого под- вход которого соединен с третьим выходом блоключен к выходу индикатора числа поездок, ка декодирования сообщений, выход вход которого соединен с вторым выходом блока памяти подключен к входу сложения регистра, выход блока управления створка- сумматора и второму входу блока сравнеми соединен с управляющими входами ре- 45 ния, выход которого подключен к второму гистра и регистра кода жетона, выход блока входу блока управления, третьему входу управления — с управляющими входами бу- мультиплексора, второму информационноферного блока памяти, блока памяти пере- му входу блока кодирования сообщений и даваемого кода, мультиплексора и блока второму входу сумматора, первый и второй кодирования сообщений каждого кассового 50 выходы сумматора соединены соответстаппарата, выход которого соединен с соот- венно с вторым и третьим входами регистра ветствующим входом группы информаци- данных, выход декодера числа поездок подонных входов мультиплексора, ключен к третьему информационному входу информационный вход которого соединен блока кодирования сообщений, четвертый с выходом буферного блока памяти, выход 55 вход которого соединен с выходом блока мультиплексора соединен с информацион- декодирования сообщений, выход блока коным входом блока памяти передаваемого дирования сообщений соединен с входом кода, выход блока памяти принимаемого ко- блока памяти передаваемого кода.

1667124

Составитель Г.Антонова

Техред М,Моргенran Корректор Э,Лончакова

Редактор M.Êeëåìåø

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 2527 Тираж 272 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике регистрации подвижных объектов :i может быть использовано для контроля за работой водителей на междугородних автобусных маршрутах

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, а именно к устройствам автоматизированной оплаты проезда и проверки проездных документов, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Изобретение относится к контрольным устройствам на транспорте, а именно к устройствам автоматизированной оплаты проезда и проверки проездных документов, преимущественно на метрополитене и железнодорожном транспорте

Изобретение относится к электронной оплате дорожного сбора, т.е

Изобретение относится к устройствам обработки данных связи для поддержания компьютерной системы, подключаемой к различному периферийному оборудованию, и для передачи данных к периферийному оборудованию и приема их от него

Изобретение относится к системам цифровой обработки данных для сферы обслуживания, предназначено для предоставления доступа к телекоммуникационным услугам с помощью билета, дающего доступ к транспортным услугам Московского метрополитена, и может быть использовано на Московском метрополитене, который является уникальным инженерно-техническим сооружением, расположенным на территории Российской Федерации

Изобретение относится к системам для парковки транспортных средств

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте и может быть использовано для автоматизированной оплаты проезда и контроля проездных документов на транспорте, например в метрополитене
Наверх