Учебный стенд для приобретения навыков пользования секстантом

 

Изобретение относится к демонстрационным приборам по астрономии и позволяет повысить удобства пользования при отработке навыков работы с секстантом. Управляя реверсивным электродвигателем 11 посредством кнопки 16, устанавливают, например, визирную нить 9 перпендикулярно линии 4 горизонта. В результате вращение ротора электродвигателя передается через преобразователь 15 и трособлочную передачу 12 на ползуны 7, которые, перемещаясь, занимают определенное положение по отношению к шкалам 10, по которым определяют точность установки нити 9 к линии 4. Приобретя навыки установки нити 9, отключают кнопкой 17 электродвигатель 11 и кнопкой 18 подключают секстант 1 со зрительной трубой 2. Затем берут секстант и совмещают дважды отраженное изображение 5 небесного светила с изображением линии 4 горизонта путем удержания плоскости секстанта вертикально по сетке паутинных нитей, размещенных в фокальной плоскости зрительной трубы 2. В результате повороты секстанта через гибкую связь 6, сельсины 13, 14, преобразователь 15 и трособлочную передачу 12 передаются ползунам 7, перемещающимся аналогично описанному вдоль шкал 10, с которых снимаются показания точности установки нити 9 к линии 4. 2 з.п. ф-лы. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 В 19/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ.И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СНИДETEflbCTBY (21) 4632367/.12 . (22) 05.01.89 (46) 30.07.91. Бюл. М 28 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. акад, С.О. Макарова (72) Ю.С. Зуев и Г.А. Голубев (53) 522.41(088.8) (56) Патент США М 4428671, кл. G 01 С1/10, 1984. (54) УЧЕБНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАВЫКОВ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕКСТАНТОМ (57) Изобретение относится к демонстрационным приборам по астрономии и позволяет повысить удобства пользования при отработке навыков работы с секстантом, Управляя реверсивным электродвигателем 11 посредством кнопки 16, устанавливают, например, визирную нить 9 перпендикулярно линии 4 горизонта. В результате вращения ротора электродвигателя передается через

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано, например, в учебном процессе при измерении высот светил посредством навигационного секстанта, Целью изобретения является повышение удобства пользования.

На фиг. 1 представлен общий вид.прибора; на фиг, 2 — оптическая схема секстанта.

Учебный стенд содержит секстант 1 со зрительной трубой 2, имеющий размещенную в ее фокальной плоскости сетку паутинных нитей, вертикальный прямоугольный экран 3 с нанесенными на нем линией 4 горизонта и иэображением 5 небесного светила, средство преобразования угловых пе„„SU ÄÄ 1667141 А1 преобразователь 15 и трособлочную передачу 12 на ползуны 7; которые, перемещаясь, занимают определенное положение по отношению к шкалам 10, по которым определяют точность установки нити 9 к линии 4, Приобретя навыки установки нити 9, отключают кнопкой 17 электродвигатель 11 и кнопкой 18 подключают секстант 1 со зрительной трубой 2. Затем берут секстант и совмещают дважды отраженное изображение 5 небесного светила с изображением линии 4 горизонта путем удержания плоскости секстанта вертикально по сетке паутинных нитей, размещенных в фокальной плоскости зрительной трубы 2. В результате повороты сектанта через гибкую связь 6, сельсины 13, 14, преобразователь 15 и трособлочную передачу 12 передаются ползунам 7, перемещающимся аналогично описанному вдоль шкал 10, с которых снимаются показания точности установки нити

9 к линии 4. 2 з,п. ф-лы, 2 ил. ремещний в линейные, связанное с секстан- () том гибкой поворотной связью 6, и смонтированное на экране средство измерения д высоты стояния светила, состоящее из четы- р рех ползунов 7, попарно связанных горизонтальной 8 и вертикальной 9 гибкими растяжимыми нитями и размещенных по краям экрана с возможностью перемещения вдоль его сторон, четырех градусных шкал 10, нанесенных вдоль сторон экрана в зоне размещения ползунов 7, реверсивного электродвигателя 11 и трособлочной передачи 12, связанной с двумя разноименными ползунами, реверсивным электродвигателем и средством преоброзования угловых перемещений в линейные.

Средство преобразования угловых перемещений в линейные состоит из электрически связанных между собой сельсиндатчика 13 и сельсин-приемника 14 и преобразователя 15, электрически связанного с последним и механически связанного с трособлочной передачей, В качестве преобразователя угловых перемещений в линейные может быть использован также аналого-цифровой греобразователь.

Кроме того, поворотная связь 6 соединена с ротором сельсин-датчика 13, реверсивный электродвигатель 11 имеет кнопку-переключатель 16 и тумблер 17 для его включения и выключения, секстант имеет кнопку-прерыватель 18, а преобразователь 15 должен обеспечивать перемещение ползунов 7 на одно деление шкалы 10. равное 1, при повороте ротора сельсин-приемника 14 — также на 1 . о

Стенд работает следующим образом.

Перед началом проведения опытов обучаемым обьясняют, что работа ". секстантом сводится к правильному, т.е. с наименьшей ошибкой, отысканию вертикали светила путем восстановления оптической вертикали (горизонтали) по сетке паутинных нитей, размещенных в фокальной плоскости зрительной трубы секстанта.

Затем посредством кнопки 18 прерь,вается электрическая связь между сельсиндатчиком 13 и сельсин-приемником 14, электромеханическая связь между секстантом и ползунами 7 и включается посредством кнопки 17 реверсивный электродвигатель

11. В зависимости от проводимого опыта, т,е. восстановления вертикали или горизонтали, снимают горизонтальную 8 или вертикальную 9 нить. После этого, управляя реверсивным электродвигателем 11 посредством кнопки 16. устанавливают, например, визирную нить 9 перпендикулярно линии 4 горизонта, В результате вращение с ротора электродвигателя 11 передается через преобразователь 15 и трособлочную передачу 12 на полэуны 7, KOTGpble занимают. определенное положение по отношению к шкалам 10, относительно которых они перемещаются.

Снимая показания с этим шкал, определяют точность установки нити 9 к линии горизонта 4.

После.:.приобретения навыков по установке нити 9 вертикально или нити 8 горизонтально по отношению к линии 4 горизонта переходят к работе с секстантом, для чего кнопкой 17 отключается электродвигатель 11, а кнопкой 18 подключается секстант.

Затем берут секстант и совмещают дважды отраженное изображение 5 небесного светила с изображением линии 4 горизонта путем удержания плоскости секстанта вертикально по отношению к линии 4 горизонта па сетке паутинных нитей (см. фиг. 2), В результате повороты секстанта через гибкую связь 6, сельсины 13, 14, преобразователь 15 и трособлочную передачу 12 передаются ползунам 7, которые, перемещаясь вдоль шкал 10, занимают определенное положение. Отключая кнопкой 18 секстант от ползунов 7, снимают показания со шкал 10 и определяют точность установки нити 9 (или 8) в вертикальное (горизонтальное) положение. Использование изобретения позволит в лабораторных условиях приобрести навыки пользования секстантом с большой степенью наглядности и эффективности.

Формула изобретения

1, Учебный сте нд для приобретения навыков пользования секстантом, содержащий секстант и установленную на нем зрительную трубу, имеющую размещенную в ее фокальной плоскости сетку паутинных нитей, 0 т л и ч а ю гц и Й с я тем, что, с целью повышения удобства пользования, он снабжен вертикальным п рямоугольным экраном " нанесенными на нем линией горизонта и изображением небесного светила, средством преобразования угловых перемещений в линейные, связанные с секстантом гибкой поворотной связью, и смонтированным на экране средством измерения высоты стояния светила, состоящим из четырех ползунов, попарно связанных горизонтальной и вертикальной гибкими растяжимыми нитями и размещенчых по краям экрана с возможностью перемещения вдоль его сторон, четырех градусных шкал, нанесенных вдоль сторон экрана в зоне размещения ползунов, реверсивного электродвигателя и трособлочной передачи, связанной с двумя разноименными ползунами, реверсивным электродвигателем и средством преобразования угловых перемещений в линейные, 2. Стенд по и. 1, отличающийся тем, что средство преобразования угловых перемещений в линейные состоит из электрически связанных между собой сельсин-датчика и сельсин-приемника и преобразователя, электрически связанного с последним и механически связанного с трособлочной передачей.

3. Стенд по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что средство преобразования угловых перемещений в линейные представляет собой аналого-цифровой преобразователь.

1667141

1667141

Рмалиружм сдетглд бяи О / и ц щур

h àÔÞÎ

Составитель П.Сердечнов

Редактор Т.Орловская Техред М.Моргентал Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ

Заказ 2528 Тираж 283 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 етка паутииньи

ФЯЮЮУ

Жмитирув щу

РОБЬ.УРИЯ Ъг Г

Учебный стенд для приобретения навыков пользования секстантом Учебный стенд для приобретения навыков пользования секстантом Учебный стенд для приобретения навыков пользования секстантом Учебный стенд для приобретения навыков пользования секстантом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения обращению с инструментами

Изобретение относится к сварке, в частности к обучению обращения с инструментами

Изобретение относится к техЈическим средствам обучения обращению с инструментом, а именно к оборудованию поста ручной дуговой сварки

Изобретение относится к сварке, в частности к техническим средствам обучения приемам и навыкам ручной электросварки

Изобретение относится к устройствам по обучению слепых навыку нарезания резьбы метчиком в изделии и может быть использовано в учебно-производственных предприятиях слепых в учебном процессе по обучению их выполнению операций производственного процесса для возвращения их вновь к трудовой деятельности Цель изобретения -- повышение удобства в пользовании устройством незрячим исполнителем

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для демонстрации изгиба резца и температуры резания при определении оптимальных характеристик обрабатываемости различных материалов

Изобретение относится к обучающим устройством и может быть использовано для обучения владению ручными инструментами, имеющими дисковый вращающийся орган

Изобретение относится к техническим средствам обучения ручной электродуговой сварке и может быть использовано в учебном процессе подготовки сварщиков

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия работы с такелажными инструментами при производстве различных монтажных операций

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков

Изобретение относится к тренажеру для обучения сварщика ручной дуговой сварке плавящимся и неплавящимся электродом

Изобретение относится к способу определения параметров движения сварочной дуги при тренаже или тестировании сварщика на дуговых тренажерных системах
Наверх