Массивный ротор электрической машины

 

Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель - повышение надежности и ремонтопригодности ротора. В массивном неявнополюсном роторе каждый крайний пазовый клин выполнен с тангенциальным выступом, имеющим по концам серьги 6. Головки зубцов ротора снабжены аксиальными глухими отверстиями 8, при входе которых имеется винтовая нарезка. Болты, имеющие так же на соответствующих участках нарезку, пропущены через серьги и ввинчены в упомянутые гнезда. После сборки выступы образуют короткозамыкающее кольцо, которое с усилием оказывается прижатым к торцу головок зубцов. Такое устройство позволяет обеспечить надежные гальванические контакты между всеми составными элементами по пути замыкания вихревых токов к концевой части ротора. При этом ротор обладает повышенной ремонтопригодностью, т.к. допускает замену любого стержня обмотки ротора за счет только частичной разборки демпферной системы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (I I) (н)з Н 02 К 3/16

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ТКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4449997/07 (22) 30.05,88 (46) 30.07.91. Бюл. hk 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) Ю.А.Бобков, В.M.Ëóïêèí и Л.А.Суханов (53) 621.313,704(088.8) (56) Колоколкин А,М. и др. Применение серийных турбодаигателей в регулируемом электроприводе. — Электротехника, 1985, Ря

4, с. 6-10.

Брынский Е,А. и др. Конструкции.демпферных обмоток турбогенераторов. М„

Информстандартэлектро, 1967, с. 33, (54) МАССИВНЫЙ РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель — повышение надежности и ремонтопригодности ротора. В массивном неявнополюсном роторе кажИзобретение относится к электромашиностроению, в частности к высокоскоростным турбодвигателям с массивными роторами, работающими от управляемых тиристорных преобразователей частоты.

Цель изобретения — повышение надежности и ремонтопригодности ротора.

На фиг.1 показана концевая часть poroра, вид с торца; на фиг.2 — то же, вид со стороны цилиндрической части: на фиг.3— разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.1.

В открытые пазы массивного ротора 1 помещена обмотка 2, которая по концам ! бочки ротора удерживается клиньями 3, а по длине ее средней части — пазовыми клиньядый крайний пазовый клин выполнен с тангенциальным выступом, имеющим по концам

-серьги, Головки зубцов ротора снабжены аксиальными глухими отверстиями, при входе которых имеется винтовая нарезка. Болты, имеющие также на соответствующих участках нарезку, пропущены через серьги и ввинчены в указанные гнезда. После сбор- ки выступы образуют короткозамыкающее кольцо, которое оказывается прижатым с усилием к торцу головок зубцов. Такое устройство позволяет обеспечить надежные гальванические контакты между всеми со. ставными элементами по пути замыкания вихревых токов к концевой части ротора.

При этом ротор обладает повышенной ремонтопригодностью, так как допускает замену любого стержня обмотки ротора за счет только частичной разборки демпферной системы, 1 з,п. ф-лы, 4 ил. о в ми 4, Клинья 3 выполнены из материала с более высокой удельной электропроводностью, чем сталь, например, иэ бронзы. Каждый клин имеет наружный, т е. располагающийся вне паза, тангейциаль-, Ф ный выступ 5 с серьгами 6 по ее концам.

Пазовые клинья 4 выполняют двойными из стали и забивают в паз навстречу друг другу.

В головках зубцов 7 просверлены на заданную глубину аксиальные глухие отверстия 8, которые на коротком участке при входе снабжены резьбой.

Серьги 6 соседних выступов 5 и 9, име-.:. ющих показанную на фиг.1 форму, состыко" ваны между собой и прижаты к торцам головок зубцов 7 с помощью болтов 10. Болт имеет граненую головку 11 и участок с резьбой 12, расположенной со стороны головки, Болты предварительно пропускают через отверстия состыкованных серег и вставляют s отверстия головок зубцов (гнезда). По acne этого их завинчивают до конца с

,натягом. Длины нарезанных участков бол тов и отверстий, как и их глубину, выбирают с учетом конкретных данных электродвигателяя и режима его работы. Между дном гнез да и концом болта может быть

, предусмотрен промежуток не менее 5 мм на возможные технологические отклонения, а также термическое удлинение стержня. Ди аметры болтов и отверстий выбирают из условий обеспечения плотной посадки гладкрй части болта в гнезде. Для улучшения контактирующих поверхностей, таких как стыковки серег соседних выступов 5 и 9, дужек и торцовой поверхности головок зубl цов 7, их целесообразно серебрить, особенно для мощных электродвигателей.

При вращении ротора центробежные, силы дополнительно прижимают болты к стенкам отверстия, Это улучшает контакт

,между болтами и головками зубцов ротора, От радиальных перемещений под действи, ем центробежных сил удерживают танген, циальные выступы 5 и 9 аксиальным

, буртиком 13 зубцов, лобовые части обмотки, 2 удерживаются бандажным кольцом 14, от ставленным от бочки ротора для пропуска

, воздуха.

Конструкция стыковки концеаого клина

l 3 с пазовыми клиньями 4 показана на фиг.2.

1 Дополнительное механическое прижатие, между указанными клиньями обусловлено действием больших центробежных сил, что повышает надежность контакта между ними.

В собранном роторе крайние пазовые клинья, снабженные тангенциальными выступами с серьгами, и болты, посаженные в гнезда зубцов, образуют демпферную систему с повышенной электропроводностью.

Замена поврежденного стержня обмотки ротора либо концевых элементов демпфирующей системы относительно проста по сравнению с известными устрбйствами.

Например, для извлечения одного из стержней обмотки 2 необходимо после снятия бандажных колец 14 удалить несколько бол10

20 токи втангенциальном направлении по пути с относительно. высокой электропроводностью. Указанному отводу вихревых токов

25 способствует также прижатое к торцовым

Щ

59 тов 10 с обоих торцов ротора и вытащить пару концевь)х клиньев 3.

Ротор работает следующим образом.

В случае появления вращающихся относительно ротора магнитных полей они индуктируют в тонком поверхностном слое вихревые токи. Они протекают в аксиальном направлении по относительно тонким поверхностным слоям головок зубцов и лазовым клиньям ротора, стремясь замкнуться в его концевых частях. В связи с тем, что в предлагаемом устройстве обеспечены "пути" для токов в тангенциальном направлении, нет предпосылок для появления местных перегревов, а тем более подгаров, в частности, в стыках между клиньями и зубцами ротора. Бронзовые концевые клинья 5 и болты tO "выводят" токи из концевой зоны бочки ротора в аксиальном направлении, а сплошное кольцо, образованное выступами 5. замыкает эти поверхностям головок зубцов ротора кольцо.

Формула изобрете н ия

1, Массивный. ротор электрической машины, содержащий бочку с радиальными пазами и зубцами, имеющими аксиальные отверстия в головках, обмотку и пазовые клинья, крайние из которых выполнены из материала с повышенной по сравнению со сталью электропроводностью, о т л и ч а ющ.и и с я тем, что, с целью повышения надежности и ремонтопригодности, каждый крайний пазовый клин имеет тангенциальные выступы, на концах которых выполнены серьги с аксиальными отверстиями, в которых размещены болты. закрепленные в аксиальных отверстиях. головок зубцов и прижимающие выступы соседних .линьев к торцовой поверхности головок зубцов.

2. Ротор по fl. 1, о т л и ч 8 ю щ и Й с я тем, что аксиальные отверстия в головках зубцов выполнены глухими и каждое отверстие со стороны донной части и соответствующая ему часть болта имеют гладкие участки,.обеспечивающие плотную посадку, при этом болты выполнены из материала с повышенной по сравнению со сталью электропроводностью. (667194

l

I !

1 ! !

1667194

Составитель А.Кузьмин

Техред M.Moðãåíòàë Корректор B.Ãèðíÿê

Редактор А.Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2531 Тираж 333 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5

Массивный ротор электрической машины Массивный ротор электрической машины Массивный ротор электрической машины Массивный ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности Ротор имеет водоохлаждаемую демпферную обмотку 1, которая укладывается в пазы бочки 2 ротора и выносится в лобовую часть на длину бандажного кольца 3 При работе электрической машины возникающие в роторе вихревые токи замыкаются на торцах бочки 2 ротора короткозамкнутой демпферной системой

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к высокоскоростным турбодвигателям

Изобретение относится к элект- .ромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсным двигателям (турбодвигателям)

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам крупньк электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в коллекторных электрических машинах, якорь которых имеет четное число пазов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в якорях коллекторных машин с числом ламелей коллектора, равным удвоенному числу пазов

Изобретение относится к области электротехники, касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, в частности синхронных электродвигателей с резервированными статорными обмотками, и может быть использовано в двигателях, требующихся для различных приводов, например для приводов нагнетателей или компрессоров

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх