Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи

 

Изобретение относится к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи и позволяет уменьшить время раскрытия и повысить качество раскрытия посредством того, что перед размягчением наслоений произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а размещение наслоений осуществляют в течение 12 - 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения, и размещением под ним с зазором компрессора, герметизированным по периметру произведения. Удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью вверх. Перед удалением размещенных слоев произведения живописи накрывают полиэтиленовой пленкой, смазанной с обращенной к живописи поверхности растительным маслом, например льняным, а по мере удаления размягченных слоев пленку удаляют посредством ватного тампона. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sI)s B 44 0 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

° ю (21) 4482304/12 (22) 13.09.88 (46) 23.08.91. Бюл. М 31 (71) Межобластная специальная научно-реставрационная производственная мастерская Объединения."Росреставрация" (72) С.В.Филатов (53) 678.026.32 (088.8) (56) Леликов О.В., Иванов А.В. Разработка методики отслоения записей станковой темперной и монументальной живописи.—

Художественное наследие. 1981, N. 7, с.153, (54) СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ (57) Изобретение относится к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи и позволяет уменьшить время

Изобретение относится к декоративному искусству, а именно к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи.

Целью изобретения является уменьшение времени раскрытия и повышение качества раскрытия.

На фиг.1 изображено устройство для реализации данного способа, вид сбоку; на фиг.2 — вид А на фиг,1, Способ раскрытия произведений станковой темперной живописи заключается в размещении наслоений посредством пропитанного парами растворителя компрессора, удалении паров растворителя и последующем удалении наслоений, перед размягчением наслоений произведения живописи последние ориентируют лицевой по„„!Ы„„1671477 А1 раскрытия и повысить качество раскрытия посредством того, что перед размягчением произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а размещение наслоений осуществляют в течение

12-14ч в герметичной камере, образованной одной иэ стенок произведения, и размещением под ним с зазором компрессора, герметиэированным по периметру произведения, Удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью вверх. Перед удалением размещенных слоев произведения живописи накрывают полиэтиленовой

7 пленкой, смазанной с обращенной к живописи поверхности растительным маслом, например льняным, а по мере удаления размягченных слоев пленку удаляют посредством ватного тампона. 1 э.п. ф-лы, 2 ил. верхностью вниз, а размягчение наслоений осуществляют в течении 12 — 14 ч в герме- i ( тичной камере, образованной одной иэ стенок произведения. и размещением под ним д с зазором компрессом, герметизированным по периметру произведения, при этом удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью вверх, перед удалением размягченных слоев произведение живописи накрывают полиэтиленовой пленкой, смазанной с обращенной к живописи поверхноIQSRI сти растительным маслом, например льняным, а по мере удаления размягченных слоев пленку удаляют посредством ватного тампона.

Способ раскрытия произведений станковой темперной живописи предусматрива1671477

55 ет предварительный подбор органических растворителей для расчистки.

Проводят его как и при обычных пробах, но при этом не используют сильные растворители (уксусный ангидрид, метиленхлорид, диметилформамид). Компрессоры ставятся не сильно увлажненные, чтобы можно было проверить растворимость олифы парами растворителя. Основные пробы делаются на верхнем и нижнем слоях. Растворитель или смесь растворителей подбирается так, чтобы она размягчала верхние слои и не действовала на нижний слой темперной живописи.

Способ осуществляют следующим образом.

Рассмотрим пример раскрытия иконы

"Спас Нерукотворный" площадью 55 — 56 дм2. Пробные расчистки заклеивают папиросной бумагой на слабый осетровый клей, чтобы предотвратить повторное воздействие растворителя на эти участк . Отрезают фланель 1, равную по размерам площади иконы. Затем отрезают полиэтиленовую пленку 2 размером на 15 см больше, чем размеры иконы, по периметру пленки 2 наклеивают медицинский лейкопластырь 3 шириной 5 см таким образом, чтобы продольная половина полоски (ширина 2,5 см) плотно прилегала к пленке 2, а другая половина полоски оставалась открытой. Под короткие стороны пленки 2 подкладывают по одному бруску 4 высотой 3 — 5 см. Установку компрессора проводят под вытяжной вентиляцией.

На лежащую на столе пленку 2 кладут фланель 1 и обильно смачивают ее растворителем, например этиловым спиртом, ацетоном, толуолом.

Икону 5 кладут лицевой стороной вниз, так чтобы ее короткие стороны опирались на лежащие под ней бруски 4. Тканевый компрессор не должен касаться живописного слоя. Полиэтиленовую пленку 2 подклеивают к торцам иконы 5 полосками лейкопластыря 3. Последний наклеивают так, чтобы не было складок. На углы, где складки неизбежны, накладывают дополнительно лейкопластырь 3, при этом не должно быть никаких отверстий для выхода паров растворителя из-под пленки 2. Если икона 5 состоит из нескольких досок и между ними есть зазор или сквозные трещины, то с тыльной стороны иконы 5 по всей длине зазора или трещины заранее наклеивают лейкопластырь 5.

В таком виде икона 5 с паровым компрессором 6 остается 12 — 14 ч. Ткань не касается поверхности живописи, поэтому экспозиция длительная. Размягчение оли30

50 фы происходит за счет растворителя, находящегося в состоянии пара. Длительная экспозиция парового компрессора не замедляет работу, поскольку компресс ставят в конце дня и оставляют на ночь.

Для снятия парового компресса по периметру иконы 5 отклеивают лейкопластырь

3. Компрессорную ткауь сворачивают и убирают в полиэтиленовый мешок, Эту работу выполняют в резиновых перчатках для защиты рук от растворителя, Для раскрытия первоначальной живописи необходимо повернуть икону 5 лицевой стороной вверх и положить на стол, 2/3 иконы накрыть полиэтиленовой пленкой 2, слегка смазанной снизу льняным или подсолнечным маслом.

Это делается для того, чтобы пары растворителя не выходили из поздних слоев. Протирка маслом препятствует прилипанию пленки 3 к поверхности, Ватным тампоном начинают с полей протирку поверхности живописи. Размягченная парами старая олифа, лак и масляные записи легко удаляются с поверхности первоначальной живописи.

Полиэтиленовая пленка 2 постепенно поднимается и делается протирка всей поверхности иконы 5. Нажим тампона должен быть несильным. Тампоны в процессе работы при их загрязнении нужно менять. Удаление поздних наслоений с иконы 5 площадью около 0,5 м занимает от 1 до 2—

Зч, Формула изобретения

1. Способ раскрытия произведений станковой темперной живописи, заключающийся в размягчении наслоений посредством пропитанного парами растворителя компресса, удалении паров растворителя и последующем удалении наслоений, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения времени раскрытия и повышения качества раскрытия, перед размягчением наслоений произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а ряэмягчение наслоений осуществляют в течение 12 — 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения и размещенным под ним с зазором компрессом, герметизированным по периметру произведения, при этом удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью вверх, 2, Способ поп1, отличающийся тем, что перед удалением рязмягченных слоев произведение живописи накрывают полиэтиленовой пленкой, смазанной с об1671477

Фиг.2

Составитель Ю,Зезера

Техред M.Moðãåíòàë Корректор М.Кучерявая

Редактор А.Мотыль

Заказ 2793 Тираж236 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101 ращенной к живописи поверхности расти- мере удаления рязмягченных слоев пленку тельным маслом, например льняным, а по удаляют посредством ватного тампона.

Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к реставрации и позволяет улучшить качество состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации

Изобретение относится к области реставрации произведений искусств и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи

Изобретение относится к способу образования подложки под пастельную живопись и позволяет повысить качество подложки посредством того, что перед нанесением на основу клеевого слоя осуществляют выдержку основы при 25-30°С в течение 24 ч, клеевой слой наносят подогретым до 90°С, а после нанесения грунта осуществляют его постадийное уплотнение упругим и жестким валиками, при этом в качестве грунта используют песок с размерами гранул 40 - 60 мкм. ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 1 Страница 2Описание:Страница 2 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 11-1997 (73) Патентообладатель: ПЛЮХИН К.И

Изобретение относится к реставрации и консервации темперной и клеевой монументальной и станковой живописи

Изобретение относится к полиграфической промышленности и к живописи, а именно к защитному покрытию от осыпания и размазывания изображения, выполненного различными красителями на различных подложках
Изобретение относится к области биотехнологии и может быть использовано при очистке предметов станковой живописи, настенных росписей, скульптуры, памятников архитектуры

Изобретение относится к археологии и касается способа временной обратимой консервации артефактов

Изобретение относится к области создания технических средств борьбы с вредными биоагентами, разрушающими произведения станковой темперной живописи, полихромную, деревянную скульптуру и декоративную резьбу, предметы из кожи, меха, перьев, шерстяной текстиль, графические материалы, документы и может быть использовано в музеях, книгохранилищах, карантинных станциях, складах, магазинах

Изобретение относится к защите различных пористых поверхностей при проведении реставрационных работ, например для обработки поверхностей древних конструкций из сырца, вскрываемых при археологических работах, или поверхностных слоев монументальной живописи и скульптуры, находящихся в интерьере реставрируемого памятника под непосредственным воздействием атмосферы

Изобретение относится к химии высокомолекулярных соединений, точнее к составам, предназначенным для реставрации произведений искусства из мрамора

Изобретение относится к области полиграфической промышленности. Способ производства полиграфической продукции включает подачу исходного материала на печать, локирование, раскрой материала на заготовки посредством резаков, резку и высечку основы и заготовок сложной конфигурации посредством вырубных ножей, имеющих режущий контур, полученный химическим травлением и закалкой лазером, и обеспечивающих получение сквозной высечки до 60 резов на 2,54 см. Далее, получают объемный двухсторонний липкий материал путем нанесения на нее клеевых слоев и раскроя надсечкой. Далее, получают прозрачный экран и осуществляют комплектацию и упаковку продукции. Предложенное изобретение обеспечивает создание продукции высокого качества с эффектом объема. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх