Опора скольжения жидкостного трения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах жидкостного трения шпиндельных узлов. Цель изобретения - повышение качества работы опоры. Опора скольжения содержит подшипниковый вкладыш в виде концентрично расположенных с натягом по посадочным участкам втулок. Охватывающая втулка выполнена с фланцем, центрирующим участком, соединяющей их упругой шейкой и с дополнительным посадочным участком. Этот участок втулки смонтирован в корпусе с натягом. В зоне основного посадочного участка охватывающая втулка имеет заниженный диаметр по наружной поверхности. Охватываемая втулка имеет карманы и продольные канавки для подвода смазки и упорный торец. Последний образует с буртом вала осевой подшипник, охваченный дополнительным посадочным участком охватывающей втулки. В корпусе и во втулках выполнены каналы подвода и слива смазки. Изобретение повышает точность сборки, центрирования и направления подшипникового вкладыша в отверстии корпуса шпиндельного узла. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)5 F 16 С 17/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О

4 (21) 4429584/27 (22) 23.05.88 (46) 23.08.91, Бюл. f+ 31 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) А.Г.Ю.Марцинкявичюс (53) 621.822.5 (088,8) (56) Патент Ф РГ М 2356817, кл. F 16 С 17/02, 1987. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЖИДКОС1НОГО ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах жидкостного трения шпиндельных узлов.

Цель изобретения — повышение качества работы опоры. Опора скольжения содержит подшипниковый вкладыш в виде концентрично расположенных с натягом по посаИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных опорах металлообрабатывающих станков с повышенной точностью вращения шпинделя, Целью является повышение качества работы опоры скольжения.

На фиг.1 показана опора скольжения жидкостного трения, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3— развертка внутренней поверхности отверстия подшипникового вкладыша; на фиг.4— поперечная форма карманов подшипникового вкладыша; на фиг,5 — конструкция опоры с дополнительной упругой шейкой в

„„Я „„1672027 А1 дачным участкам втулок, Охватывающая втулка выполнена с фланцем, центрирующим участком, соединяющей их упругой шейкой и с дополнительным посадочным участком, Этот участок втулки смонтирован в корпусе с натягом. В зоне основного посадочного участка охватывающая втулка имеет заниженный диаметр по наружной поверхности. Охватываемая втулка имеет карманы и продольные канавки для подвода смазки и упорный торец, Последний образует с буртом вала осевой подшипник, охваченный дополнительным посадочным участком охватывающей втулки. В корпусе и во втулках выполнены каналы подвода и слива смазки.

Изобретение повышает точность сборки, центрирования и направления подшипникового вкладыша в отверстии корпуса шпиндельного узла. 2 з.п, ф-лы, 5 ил. охватываемой втулке и с регулятором расхода смазки.

Опора скольжения жидкостного трения содержит упругоустановленный в корпусе 1 подшипниковый вкладыш в виде втулок 2 и

3, концентрично расположенных с натягом по предусмотренным на сопрягаемых поверхностях посадочным участкам 4. На охватывающей втулке 2 выполнены фланец 5, центрирующий участок 6, размещенная между ними упругая шейка 7, и смонтированный в корпусе 1 с натягом дополнительный посадочный участок 8.

Втулка 2 в зоне посадочного участка 4 имеет заниженный диаметр по наружной

1672027 поверхности. Охватываемая втулка 3 имеет на внутренней поверхности карманы 9 и продольные канавки 10 для подвода смазки, и упорный торец 11 со стороны, противоположной торцу охватывающей втулки 2 с фланцем 5, Упорный торец 11 образует с буртом 12 вала 13 осевой подшипник. С другой стороны бурта 12 в корпусе установлен подпятник 14. Упорный торец 11, бурт 12 вала 13 и подпятник 14 охвачены дополнительным посадочным участком 8 втулки 2.

Продольные канавки 10 во втулке 3 соединены каналами 15 подвода смазки с источником питания, В корпусе 1 выполнены также канавки 16 слива смазки, Ilo торцам втулки 3 и фланца 5 втулки 2 расположены крышки 17 со встроенными в них уплотнениями 18, исключающими утечку смазки. Втулка 2 имеет дополнительную упругую шейку 19, при помощи которой фланец 5 связан с центрирующим участком

6 (фиг.5). В канале 16 слива смазки из полостей упорных подшипников установлен регулятор 20 расхода смазки, например гидрозолотник.

Опора скольжения жидкостного трения может работать с малым постоянным давлением подводимой смаэки, например от насоса с давлением 0,05 — 0;1 МПа, либо с давлением порядка 0.1 — 0,5 МПа подводимой смазки.

Дополнительный посадочный участок 8 во втулке 2 обеспечивает центровку охватываемой втулки 3 в отверстии корпуса 1, а центрирующий участок 6 втулки 2 — направление их осей соосно с отверстием корпуса

1. Посадочные участки 4 эа счет посадки их с зазором в отверстии корпуса 1 позволяют рационально деформироваться втулке 3 от температурных деформаций и поддерживать зазор между цапфой вала и отверстием втулки 3. Упругая шейка 7 за счет своей податливости компенсирует неточность направления оси втулки 2, которая может возникнуть за счет неперпендикулярности торца фланца 5. Дополнительная упругая шейка 19 является дополнительным компенсатором таких погрешностей.

Для повышения точности сборки опоры после сборки подшипникового вкладыша

50 целесообразно наружные диаметры центрирующего участка 6 и дополнительного посадочного участка 8 и торец фланца 5 шлифовать за одну установку на круглошлифовальном станке.

Предлагаемая конструкция опоры скольжения жидкостного трения обеспечивает повышение качества работы шпиндельного узла за счет повышения точности сборки, центрирования и направления подшипникового вкладыша в отверстии корпуса шпиндельной бабки.

Формула изобретения

1, Опора скольжения жидкостного трения, содержащая упругоустановленный в корпусе посредством центрирующего участка подшипниковый вкладыш с карманами и канавками для подвода смазки, с фланцем и с упорным торцом, а также магистрали подвода и слива смазки, отл ича юща я с я тем, что, с целью повышения качества работы, подшипниковый вкладыш выполнен составным иэ концентрично расположенных с натягом по предусмотренным на сопрягаемых поверхностях посадочным участкам втулок, фланец и центрирующий участок расположены на охватывающей втулке, карманы и канавки для подвода смазки и упорный торец — на охватываемой втулке, охватывающая втулка снабжена размещенной между центрирующим и посадочным участками упругой шейкой и охватывающим упорный торец и смонтированным в корпусе с натягом дополнительным посадочным участком, при этом наружный диаметр охватывающей втулки в зоне ее посадочного участка выполнен меньше центра внутренней поверхности корпуса.

2. Опора по п,1, отличающаяся тем, что охватываемая втулка снабжена расположенной между фланцем и центрирующим участком дополнительной упругой шейкой.

3, Опора скольжения по пп.1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что она снабжена установленным в магистрали слива смазки иэ полостей упорной части опоры регулятором расхода смазки.

1672027 фиг 1

Фиг. 2

1672027

1672027

Составитель Т, Хромова

Техред M.Ìîðãåíòàï Корректор С. Шевкун

Редактор С. Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уп.Гагарина, 101

Заказ 28?О Тираж 414 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Опора скольжения жидкостного трения Опора скольжения жидкостного трения Опора скольжения жидкостного трения Опора скольжения жидкостного трения Опора скольжения жидкостного трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковому узлу скольжения, и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в регулируемых опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к прокатному производству и наиболее эффективно может быть использовано в нажимных устройствах листовых прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения для судовых электрических машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх