Устройство управления электрооборудованием транспортного средства

 

Изобретение относится к электронному оборудованию транспортного средства и может быть использовано для автоматического управления стеклоочистителями , смывателем и светотехническими приборами транспортного средства. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. Устройство содержит датчик 1 осадков, выполненный на телекамере и установленный в зоне лобового стекла транспортного средства, выходами связанный с компаратором 2 и блоком 23 автоматической регулировки чувстви тельности , и схему обработки сигнала датчика 1, содержащую счетчики 12 и 13 импульсов, триггеры 15, 16, 31, 33, таймеры 17, 19, 36, элементы ИЛИ 11, 14, 35, элементы И 32 и 34, компараторы 25-27, ключевой элемент 3. Выходными каскадами устройства являются исполнительные реле 21, 22, 40, 41, 43. Устройство автоматически включает стеклоочиститель и при необходимости омыватель лобового с стекла транспортного средства при наличии загрязнений, а также управля-- гт в зависимости от освещенности на лобовом стекле светотехническими приборами, включая габаритные огни и осуществляя переключение дальнего света фар на ближний при разъезде с встречным транспортом. Устройство оаботоспособно в широком диапазоне освещенностей, в том числе и в ночное время благодаря диффузному рассеиванию на лобовом стекле светового пятна фар на дороге, и просто перенастраивается с учетом индивидуальных особенностей водителя за счет изменения коэффициентов счета счетчиков 12 и 13 и порогов срабатывания компараторов 25-27. 1 ил. (з

СОНИ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

0% 01)

А1

I

ЬИБДР СтЕ" А

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

flPH ГНКТ ССОР (21) 4746888/11 (22) 09.10 ° 89 (46) 23. 09. 91. Бюл. 35 (71) Научно-исследовательский институт радиотехнической аппаратуры (72) Н.Е.Уваров, В.И.Чернышов и Ю,И.Чернышов (53) 629 ° 113.011.6 (088,8) (56) Радио, 1980, V 3, с. 61. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электронному оборудованию транспортного с редст ва и может б ыт ь ис пол ь зова но для автоматического управления стеклоочистителями, омывателем и свеготехни чес кими прибора ми т ра нс порт ного средства. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей, Устройство содержит датчик 1 осадков, выполненный на телекамере и установленный в зоне лобового стекла транспортного средства, выходами связанный с компаратором 2 и блоком 23 автоматической регулировки чувстви тельности, и схему обработки сигнала датчика 1, содержащую счетчики 12 и (gg)g В 60 G 1/00 9/00

13 импульсов, триггеры 15, 16, 31, 33, таймеры 17, 19, 36, элементы ИЛИ

11, 14, 35, элементы И 32 и 34, компараторы 25-27, ключевой элемент 3.

Выходными каскадами устройства являются исполнительные реле 21, 22, 40, 41, 43. Устройство автоматически включает стеклоочиститель и при необходимости омыватель лобового с стекла транспортного средства при наличии загрязнений, а также управля-гт в зависимОсти от освещенности на лобовом стекле светотехническими приборами, включая габаритные огни и осуществляя переключение дальнего

r.BåTà фар на ближний при разьезде с встречным транспортом. Устройство работоспособно в широком диапазоне освещенностей, в том числе и в ночное время благодаря диффузному рас сеиванию на лобовом стекле светового пятна фар на дороге, и просто перенастраивается с учетом индивидуальных особенностей водителя за счет изменения коэффициентов счета счетчиков 12 и 13 и порогов срабатывания компараторов 25-27. 1 ил.

1678666

Изобретение относится к электронному оборудованию транспортного средства и может быть использовано для автоматического управления стек5 лоочистителями, омывателем лобового стекла, а также светотехническими приборами транспортного средства.

Цель изобретения - расшиоение,. функциональных возможностей. !О

На чертеже приведена функциональная схема устройства, Устройство содержит датчик 1 осадков, расположенный в зоне лобового стекла, первый выход которого подключен к одному из входов первого компаратора 2 и входу ключевого элемент 3, выход которого через фильтр

4 нижних частот подключен к блоку 5 формирования уровней сравнения. Блок

5 выполнен на повторителе 6 напряжения с подключенным к его выходу делителем напряжения на резисторах 7 и 8 с генераторами 9 и 10 тока ° Выходы блока 5 подключены к другим входам первого компаратора 2, управляющий вход которого объединен с управляющим входом ключевого srieмента 3 и подключен к выходу первого элемента ИЛИ 11, Входы последнего подключены к первому и второму синхрониэирующим выходам датчика 1.

Выход компаратора 2 подключен к инФормационным входам первого 12 и вто.рого 13 счетчиков импульсов, выходы которых через второй элемент ИЛИ 14 подключены к одному из входов первого триггера !5. Один из входов второго триггера 16 подключен к выходу второго счетчика 13. Другие входы триггеров !5 и 16 объединены

40 с тактовыми входами счетчиков 12 и

13 и подключены к первому синхронизирующему выходу датчика

Выходы триггеров 15 и 16 через пер-45 вый таймер 17 с формирователем 18 сигнала на выходе и второй таймер 19 с формирователем 20 сигнала на выходе связан соответственно с первым исполнительным реле 21 и вторым исполнительным реле 22. Контакты реле 21 и 22 включены соответственно в цепи питания двигателей стеклоочистителя и омывателя, Второй выход и первый синхронизирующий выход датчика 1 подключены к входам блока 23 автомаS5 тической регулировки чувствительности, выход которого через фильтр 24 нижних частот подключен к входам второго 25, третьего 26 и четвертого 27 компараторов и к управляющему входу датчика 1. Блок 23 выполнен на последовательно соединенных пиковом детекторе 28, дифференциальном усилителе 29 и генератора 30 пилообразного напряжения . Выход второго компаратора 25 подключен к .одному из входов третьего триггера 31, выход которого подключен к одному из входов первого элемента И 32, друго и вход которого подключен к выходу третьего компаратора 26, а выход - к одному из входов четвертого триггера 33, Выход последнего подключен к одному из входов второго элемента И 34, другой вход которого подключен к выходу третьего элемента 35 ИЛИ, выходы последнего непосредственно и через третий таймер 36 связаны с выходом четвертого компаратора 27. другие входы триггеров 3 1 и 33 подключены к выходу блока 37 начальной установки, а их выходы через Формирователи 38 и

39 сигнала связаны соответственно с третьим 40 и четвертым 41 исполнительными реле. Выход элемента И связан через Формирователь 42 сигнала с пятым исполнительным реле 43, Контакты реле 40, 41 и 43 включены соответственно в цепи питания габаритных сигналов и фар ближнего и дальнего света.

Датчик 1 выполнен на телевизион« ной камере, реализованной на Фоточувствительных схемах с зарядной связью, установленной таким образом, что ее объектив сфокусирован на наружную поверхность лобового стекла, а линия визирования объектива наклонена к горизонту и перпендикулярна поверхности лобового стекла. Датчик 1 ориентирован так, что направление строчной развертки перпендикулярно направлению движения щеток стеклоочистителя.

Устройство работает следующим образом.

Если лобовое стекло чистое, то на первом и втором выходе датчика 1 формируется напряжение, равное равномерному фону, так как все изображения остальных предметов, могущих попасть в поле зрения датчика 1, расфокусированы. С помощью ключевого элемента

3 из видеосигнала вырезаются гасящие импульсы и на выходе фильтра 4 появляется постоянное напряжение. Блок

5 16

5 из этого напряжения вырабатывает напряжение двух порогов по величине выше и ниже напряжения фона при чистом стекле, .при этом величина напряжения видеосигнала находится между напряжениями порогов. На управляющий вход компаратора 2 попадают синхроимпульсы с выхода элемента

ИЛИ 11, стробирующие его выходной сигнал. Однако на выходе компаратора 2 при чистом лобовом стекле, формируется нулевое напряжение. При появлении осадков, образующихся на лобовом стекле, капли попадают в поле зрения датчика 1, обеспечивая локальные рассеяния света в плоскости стекла, это приводит к возникновению нестационарных выбросов в виде сигнала, выходящих за пределы поро.гов компаратора 2,„ при этом на его выходе появляются пачки импульсов, если строка пересекает изображение нескольких капель. Число выходов за пороги, установленные блоком 5., под-. считывается первым 12 и вторым 13 счетчиками за время длительности одного кадра. Коэффициент пересчета счетчика 12 устанавливают таким образом, что на его выходе появляется сигнал тогда, когда уровень осадков на стекле (плотность капель на единице noBGpxHOGTN стекла) определяет необходимость включения стеклоочистителя. Этот сигнал переорасывает первый триггер 15 и запускается первый таймер 17 на время, равное двум ходам стеклоочистителя, так как для хорошей очистки стекла необходимо не менее, чем два хода стеклоочистителя. Выходной сигнал первого тай-. мера 17 усиливается формирователем !

8 и подается на обмотку первого реле 21, которое срабатывает и своими замкнутыми конта ктами блоки рует штатный включатель стеклоочистителя, приводя его двигатель в действие, Коэффициент пересчета второго счетчика 13 устанавливается больше, чем на первом счетчике 12. При появлении на лобовом стекле грязи она размазывается щетками стеклоочистителя и поскольку полосы от грязи рас положены перпендикулярно к направлению строчной развертки, то в видеосигнале появляется много нестационарных выбросов, при этом первый счетчик 12 может переполниться, то сигнал с второго счетчика 13 через

78666 элемент ИЛИ : : с .: т .ощью кг акго; первое реле 21 включает двига гель стеклоочистителя, а второй триггер

16, второй таймер 19 и второй Формирователь 20 включают второе реле

22, которое своими контактами блокирует штатный включатель омывателя на время, достаточное для появления давления в системе и вылива необходимого количества моющей жидкости на лобовое стекло.

После очистки стекла устройство переходит в режим ожидания, периодически сбрасывая импульсами с первого синхронизирующего выхода датчика 1 триггеры 15 и 16.и счетчики 12 и 13 в исходное состояние.

Для поддержания номинального зна20 чения размаха видеосигнала на выходах датчика 1 используется блок 23 автоматической регулировки чувствительности, управляющий временем накопления фоточувствительных схем датчи25 ка 1. Датчик 1 благодаря блоку 23. всегда работает в активной области из-за чего на выходе блока 23 формируется сигнал, пропорциональный освещенности в поле зрения датчика

30 1, который поступает на входы компараторов 25-27, где сравнивается с установленными порогами. Порог, установленный на компараторе 25, соответствует сумеречному освещению.При срабатывании компаратора 25 срабатывает триггер 31, выходной сигнал, которого через формирователь 38 сигнала запитывает третье исполнительное реле 40, которое своими контак40 тами включает габаритные сигналы транспортного средства. При достижении порога срабатывания компаратора

26 сигнал с его выхода через первый элемент И 32, прохождение которого

45 разрешено сигналом с выхода триггера 31„срабатывает триггер 33, сигнал с выхода которого через формирователь поступает на четвертое исполнительное реле 41, включающее на-, я1 пряжение на переключатель режима ближнего и дальнего света фар. Сигнал с выхода триггера 33 также разрешает прохождение сигнала через элемент И 34. При росте освещенности на лобовом стекле от встречных автомобилей с достижением порога срабатывания компаратора 27 на его выходе формируется сигнал, который проходит через элемент ИЛИ 35, элемент И 34

167Ð666 формирователь 42 вызывает срабатыва.ние пятого исполнительного реле 43, контакты которого осуществляют переключение режима дальнего света фар на ближний. Третий таймер 36 формирует необходимую для разъезда встречных автомобилей задержку. Блок

37 начальной установки устанавливает триггеры в исходное положение при включении устройства в работу. Устройство работоспособно в широком диапазоне изменения освещенности на лобовом стекле и позволяет повысить безопасность движения транспортного средства за счет расширения функциональных возможностей путем реакции устройства на различные внешние воздействия, рого объединен с управляющим.входбм ключевого элемента и подключен к выходу первого элемента ИЛИ, входы которого подключены к первому и второму синхронизирующим выходам датчика осадков, выход первого компаратора подключен к информационным входам первого и второго счетчиков импульсов, выходы которых через второй элемент ИЛИ подключен к одному из входов первого триггера, один из вхо5

10 дов второго триггера подключен к выходу второго счетчика импульсов, другие входы первого и второго триггеров объединены с тактовыми входами счетчиков импульсов и подключены к первому синхронизирующему выходу

i5 датчика осадков, выход второго триггера через. второй таймер связан с вторым исполнительным реле, при этом второй выход и первый синхронизирующий выход датчика осадков подклюо чены к входам блока автоматической регулировки чувствительности, первый выход которого соединен с управляюФормула и зобретения

Устройство управления электрооборудованием транспортного средства, содержащее датчик осадков, расположенный в зоне лобового стекла, выходом связанный с одним из входов первого компаратора, первый таймер, выходом связанный с первым исполнительным реле, блок начальной установки, триггер и элемент ИЛИ, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно снабжено ключевым элементом, блоком Формирования уровней сравнения, двумя счетчиками импульсов, тремя компараторами, тремя триггерами, двумя таймерами, двумя элементами И, двумя элементами ИЛИ, блоком автоматической. регулировки чувствительности и четырьмя исполнительными реле, а датчик осадков выполнен на телевизионной камере, его первый выход подключен к входу ключевого элемента, выход которого через первый фильтр нижних частот связан с входом блока формирования уровней сравнения, выходами подключенного к другим входам первого компаратора, управляющий вход кото1 щим входом датчика осадков, а второй выход через второй фильтр нижних частот с входами третьего, четвертого и второго компараторов, выход последнего из которых подключен к одному из входов третьего триггера, выход которого подключен к первому входу первого элемента И, второй вход которого подключен к выходу третьего компаратора, а выход - к одному входу четвертого триггера, вы" ход которого подключен к первому из

35 входов второго элемента И, второй вход которого подключен к выходу третьего элемента ИЛИ, входы которого непосредственно и через третий таймер связаны с выходом четвертого компаратора, причем другие входы тре" тьего и четвертого триггеров подключены к выходу блока начальной установки, а их выходы и выход второго элемента И связаны соответственно с третьим, четвертым и пятым исполни0 тельными реле, !

Составитель А,Петров еДактоР Т.КУРкова ТехРед Л,ал йных

КорректоР Н. Ревс кая

За ка з 3990 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, гаушская наб., д, 4/5 а ° »юлю

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, Ул. Гагарина,101

Устройство управления электрооборудованием транспортного средства Устройство управления электрооборудованием транспортного средства Устройство управления электрооборудованием транспортного средства Устройство управления электрооборудованием транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эластичным подвескам для группы последовательно расположенных колес транспортного средства и касается систем связи между четырьмя колесами

Изобретение относится к эластичным подвескам для группы последовательно расположенных колес транспортных средств и касается систем связи между тремя колесами

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с приводом на передние или на задние колеса, а также с приводом на обе оси одновременно

Изобретение относится к гужевым транспортным средствам

Изобретение относится к устройствам связи моста с рамой транспортного средства

Изобретение относится к элементам систем подрессоривания транспортных средств

Изобретение относится к элементам подрессоривания транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к эластичным подвескам для группы последовательно расположенных колес транспортного средства и касается систем связи между четырьмя колесами

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сельскохозяйственным уборочным машинам, и предназначено для автоматического выравнивания их корпусов при работе на пересеченной местности и при поворотах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подвескам колес транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в пневматических подвесках транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к индивидуальным подвескам с рессорой, выполняющей роль упругого рычага

Изобретение относится к упругим элементам , преимущественно подвескам колес транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и конкретно касается конструкции подвески колес транспортного средства
Наверх