Способ получения многорядного соединения деталей

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении различных деталей друг с другом. Цель изобретения - повышение срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения. Изготавливают детали с рядами отверстий и прокладку с изгибами между отверстиями. Соединяют их в пакет. Устанавливают в отверстие пакета крепежные элементы и затягивают их. Изгиб прокладки имеет величину, (последовательно уменьшающуюся от крайних участков между рядами отверстий к середине прокладки. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 16 В 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4709215/27 (22) 11.04.89 (46) 07.10.91, Бюл. ¹ 37 (71) Харьковский авиационный институт им. Н.Е, Жуковского (72) Э,Н. Румянцев, А.Г. Шаманов, В.Г. Бабичев и М.В, Румянцева (53) 621.88.085(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1493804, кл. F 16 В 5/02, 1988. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОРЯДНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных: болтовых соединений.

Целью изобретения является повышение срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения, На фиг. 1 изображена конструкция пятирядного односрезного болтового соединения деталей до затяжки болтов; на фиг. 2— конструкция и геометрические размеры распорной прокладки; на фиг. 3 — конструкция и параметры напряженного состояния после осевой затяжки болтов; на фиг. 4 — конструкция и параметры напряженного состояния после осевой затяжки болтов и приложения эксплуатационной нагрузки.

Соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2 и крепежных элементов — болтов 3, шайбы 4 и гайки 5. Между соединяемыми листами установлена высокопрочная прокладка 6. имеющая перемен-

„„5Q„„1682655 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении различных деталей друг с другом.

Цель изобретения — повышение срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения. Изготавливают детали с рядами отверстий и прокладку с изгибами между отверстиями. Соединяют их в пакет.

Устанавливают в отверстие пакета крепежные элементы и затягивают их, Изгиб прокладки имеет величину, последовательно уменьшающуюся от крайних участков между рядами отверстий к середине прокладки.

4 ил. ный по длине соединения на участках между рядами болтов первоначальный изгиб, Местом усталостного разрушения соединения является сечение по первому относительно эксплуатационной нагрузки Рз ряду отверстий под болты: сечение по линии А-А для листа 1 и сечение по линии Б-Б для листа 2.

Переменный от крайнего ряда болтов к внутреннему изгиб прокладки реализуется последовательным смещением отверстий в листах и прокладке. Пусть лист 1 имеет рядный шаг отверстий tt, t2, Q, И фиг. 1), а прокладка соответственно тр, tp, tp, тр .

Выполнение смещения осей отверстий (относительно среднего ряда) в прокладке в стооону действующей на лист нагрузки

Atp и Л tp, причем Atp < Л tp (фиг. 2) приводит при совмещении отверстий при сборке соединения к переменному изгибу прокладки.

После осевой затяжки болтов изогнутая прокладка выпрямляется и расширяет бол1682655 ты от внутреннего ряда к крайним. На стенках отверстий под болты возникают

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НаПРЯжЕНИЯ СМЯтИЯ О,м I, т действие которых противоположно действию эксплуатационных напряжений смятия, ПРИЧЕМ Осм1 > O«g (фИГ, 3), т.Е, РаСПОР

Т T болтов увеличивается от внутреннего ряда к крайним, После приложения эксплуатационной нагрузки Р; происходит перераспределение напряжений смятия по рядам отверстий, п ичем

О см I = OcM I +%м I т (2) где o« I — величина напряжений смятия на

L-м отверстии под действием эксплуатационной нагрузки Рэ без применения распора болтов.

Поскольку направление o« I от внутТ реннего ряда болтов к первому ряду противоПОЛОжНО О3м I, а От ВНУТРЕННЕГО К ПОСЛЕДНЕМУ ряду болтов совпадает с (g I. то и величина результирующих напряжений смятия постепенно увеличивается от первогЪ ряда болтов к последнему (фиг. 4), т.е.

Осм 1 < Осм 2 < бэсм 3 < ГГсм 4 <Усм 5.

Ф. и

Таким образом. происходит реализация принципа рационального проектирования соединения по критерию усталостной долговечности.

Применение данного соединения целесообразно для многорядных(с числом рядов более четырех) одно- и двухсрезных соединений. Для четногЬ количества рядов в качестве среднего ряда берется один из внутренних либо объединяются два срез5 ных ряда (без прогиба прокладки между ними).

Таким образом, предлагаемый способ соединения деталей позволяет обеспечить равномерную загруженность соединения

10 по его длине, что повышает его усталостную долговечность и приводит к повышению ресурса соединения.

15 Формула изобретения

Способ получения многорядного соединения деталей, при котором изготавливают детали с рядами отверстий и прокладку с соответствующими рядами отверстий и с из20 гибами на крайних участках, расположенных между крайними рядами отверстий и соседними с ними промежуточными рядами, соединяют детали и прокладку между ними в пакет, устанавливают крепежные

25 элементы в отверстия пакета и затягивают их, отличающийся тем, что, с целью повышейия срока службы путем повышения усталостной долговечности соединения, прокладку выполняют с аналогичными изги30 бами на участках между промежуточными рядами отверстий, причем величину прогиба последовательно уменьшают от крайних участков к середине прокладки, 1682655

z.5

Составитель H. Шевченко

Техред М.Моргентал Корректор И. Муска

Редактор И. Горная

Производственно-издательский комбинат ".Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3396 .Тираж Подписное

- .8НИИЙИ Государственного комитета по йзобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Способ получения многорядного соединения деталей Способ получения многорядного соединения деталей Способ получения многорядного соединения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных соединений листовых деталей

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к средствам соединения строительных конструкций преимущественно плоской и слабоизогнутой формы и может быть использовано при монтаже панельных и листовых конструкций

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных заклепочных соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самолетостроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к высокоресурсным соединениям деталей крепежными элементами Цель изобретения - повышение усталостной долговечности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к неподвижным соединениям деталей

Зажим // 1634470
Изобретение относится к зажимам для сборки и обработки деталей при одностороннем доступе к ним

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх