Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства

 

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно сельскохозяйственному , в частности к тракторам, самоходным шасси, скреперам, трубоукладчикам, бульдозерам и другим машинам, в том числе промышленного, строительно-дорожного и специального назначения. Цель изобретения - расширение диапазона изменения скорости при неизменных массо-габаритных показателях и КПД электрических машин путем перевода передачи в однопоточный режим работы. Цель достигается выполнением водила 12 планетарного механизма с возможностью перемещения и входа в зацепление венцом 18 с коронной шестерней 9, оборудованием, его устройством 17 перемещения, вторым органом 36 управления и транспорантом 34 сигнализации водителю. 4 ил.

COI03 СОВЕТСКИХ социллистических

РЕСПУБЛИК (5I)5 В 60 К 17/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1593994 (21) 4435186/11 (22) 01.06.88 (46) 15.10.91, Бюл. ¹ 38 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению (72) Г.В.Новиков (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N1593994,,кл. В 60 К 17/12, 11.10.1988, (54) ДВУХПОТОЧНАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧАТЯГОВОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению, преимущественно сельскохозяйственному, в частности к тракторам, самоходным

5U 1684112 А2 шасси. скреперам, трубоукладчикам, бульдозерам и другим машинам, в том числе промышленного, строительно-дорожного и специального назначения. Цель изобретения — расширение диапазона изменения скорости при неизменных массо-габаритных показателях и КПД электрических машин путем перевода передачи в однопоточный режим работы. Цель достигается выполнением водила 12 планетарного механизма с возможностью перемещения и входа в зацепление венцом 18 с коронной шестерней 9, оборудованием, его устройством 17 перемещения, вторым органом 36 управления и транспорантом 34 сигнализации водителю. 4 ил, 1684112

Изобретение относится к тяговым и транспортным средствам, преимущественно к сельскохозяйственным и промышленным тракторам, тягачам, самоходным шасси, машинно-тракторным агрегатам и другим самоходным машинам сельскохозяйственного, промышленного, строительно-дорожного и специального назначения, главным образом к таким, у которых имеются явно различающиеся технологическая или рабочая и транспортная скорости движения.

Целью изобретения является расширение диапазона изменения скорости при неизменных массо-габаритных показателях и

КПД электрических машин путем перевода передачи в однопоточный режим работы.

На фиг.1 схематично представлена принципиальная схема тягового средства с двухпоточной электромеханической передачей; на фиг.2 — принципиальная схема устройств перемещения солнечной шестерни и водила; на фиг.3 — принципиальная схема системы автоматического управления переключением; на фиг.4 — функциональная схема блока совпадения частот вращения.

На фиг,1 изображена схема двухпоточной электромеханической передачи 1, связанной с первичным тепловым двигателем 2 и движителями 3. Передача 1 включает трехэвенный планетарный дифференциальный суммирующий механизм 4 и две связанные с двумя его входными звеньями электрические машины; генератор 5 и двигатель-генератор 6, первый из которых связан зубчатой передачей 7 с входным валом 8 первого входного звена планетарного механизма 4 — коронной шестерней 9, а вторая — со вторым входным звеном планетарного механизма — коронной шестерней 10 посредством зубчатой передачи 11, Выходное звено планетарного механизма — водило 12 с сателлитами 13 — связано посредством шлицевой муфты 14 и межколесного дифференциала 15 с движителями

Коронная шестерня 9 имеет подвижное шлицевое соединение с валом 8 и может перемещаться вдоль оси вала 8, выполненного с гладким хвостовиком, под действием связанного с ней первого устройства перемещения 16. Водило 12 также выполнено с возможностью перемещения вдоль оси своего вала под действием связанного с ним второго устройства перемещения 17. Водило 12 имеет зубчатый венец 18 внутреннего зацепления, в зацепление с которым может войти коронная шестерня 9.

Электрические машины 5 и 6 связаны между собой посредством регулятора частоты вращения 19.

Устройства перемещения 16 и 17 идентичны и выполнены имеющими три фиксированные позиции.

В первой позиции устройства 16 коронная шестерня 9 находится в шлицевом зацеплении с валом 8. Во второй она сдвинута в сторону водила 12 и выведена из зацепления с валом 8, сохраняя центровку относительно вала. В третьей она сдвинута еще дальше и введена в зацепление с венцом

18 водила 12, Во всех трех позициях шестерня 9 находится в зацеплении с сателлитами

13.

В первой позиции устройства 17 сателлиты 13 находятся в зацеплении с шестернями 9 и 10. Во второй водило сдвигается в сторону коронной шестерни 9 и сателлиты выведены иэ зацепления с шестерней 10, В третьей позиции водило сдвинуто еще дальше и его венец 18 введен в зацепление с коронной шестерней 9. Во всех трех позициях сателлиты 13 сохраняют зацепление с шестерней 9.

На фиг.2 показана принципиальная схема злектромеханического варианта устройств перемещения 16 и 17. Шток 20, конец которого может замыкать контакты позиционного датчика 21 и перемещаться под действием пружины 22, удерживается в первой позиции стопором 23, управляемым катушкой 24, во втором — стопором 25, управляемым катушкой 26. В обратном направлении шток 20 перемещается под действием катушки 27 без помехи со стороны стопора 23.

Устройство 16 снабжено позиционным датчиком 21, один контакт 28 которого замкнут, а другой 29 разомкнут, когда шток 20 находится в первой исходной позиции, контакт 30 замкнут, когда шток находится во второй позиции и контакт 31 замкнут, когда шток находится s третьей позиции.

Устройство перемещения 17 аналогич1 но устройству 16 и его элементы 26 -31

1 полностью совпадают с элементами 20 -31 устройства 16, изображенными на фиг.2 и 3.

Устройство автоматического управления переключением 32 связано с устройствами перемещения 16 и 17, с системой управления 33 частотой вращения двигателя 6, с транспорантом 34 сигнализации водителю, с органом управления переключением 35, с другим органом 36 управления переключением и с блоком совпадения частот вращения 37, связанным с механизмом 4.

1684112 м, =в„при переходе в режим ходо— уменьшения, i м =,< 1 и р и в о 3 в ра щении в норм . режим из режима ходоу— меньшения, в — — г<.<, при переходе в режим транспортной скорости, Х=1

40 где вс — частота вращения солнечной шестерни;

45 в — частота вращения вала 8; а « — частота вращения водила 12;

X = 1 — включенное состояние контактов

38 и 40.

Регулятор 19 так же, как и блок 37, управляет контактами 40, включая их во время обесточенного состояния двигателя 6.

Передача работает следующим образом.

В первой позиции устройств 16 и 17 механизм 4 представляет собой суммирующий элемент, а передача 1 является двухпоточной, в которой скорость водила 12 определяется скоростями первичного двиУстройство 32 (фиг.3) состоит из двух идентичных частей. Первая включает в себя катушки 24, 27 и 26 устройства перемещения 16, подключенные к напряжению питания посредством контактов 28, 29, 30 5 позиционного датчика 21, контактов 38, контактов органа управления 35 и сигнальной лампы 39, подключенной к напряжению контактами 31, Вторая включает элементы

24, 27 — 31<, контакты 40, контакты органа 10 управления 36 и сигнальную лампу 41. Диоды 42 и 43 служат для электрической развязки выходных сигналов устройства 32.

С точки А снимается сигнал на систему управления 33, с точки Б посредством до- 15 полнительного контакта 44 органа управления 36 — на транспорант 34 или систему управления 33, и с точки С вЂ” питание на блок

37.

Контактами 38 и 40 управляет блок 37, 20

Блок 37 совпадения частот вращения содержит исполнительный блок 45, коммутатор 46 и собственно блок 47 фиксации совпадения частот вращения. Исполнительный блок 45 замыкает контакты 38 и 40 в 25 момент совпадения частот вращения, а коммутатор 46, связанный с органами управления переключением 35 и 36 и механизмом 4, определяет один из режимов сравнения, Блок 37 имеет характеристику управления; 30 гателя 2 и электрического двигателя б, а изменение скорости достигается регулированием скорости последнего.

В третьей позиции устройства 16 коронная шестерня 9 сцеплена с венцом водила

12 и не имеет связи с валом 8. Механизм 4 представляет собой зубчатую передачу от двигателя 6 к водилу 12, а передача представляет собой однопоточную электрическую передачу, в которой скорость определяется скоростью двигателя 6 и изменяется в результате ее регулирования.

В третьей позиции устройства 17 коронная шестерня 9 сцеплена с венцом 18 водила, но связь шестерни 9 с валом 8 сохранена. а шестерни 10 с водилом 12 разорвана. Механизм 4 становится прямой передачей от двигателя 2 к водилу 12, а скорость последнего меняется в результате изменения скорости двигателя 2. и передача становится однопоточной механической.

При этом электрический канал может быть выключен, а скорость двигателя 6 может быть любой, Во вторых промежуточных позициях обоих устройств механизм 4 расцеплен и мощность на движители не передается. Позиции используются для согласования скоростей элементов механизма 4 в ходе переключения, Сдвиг шестерни 9 возможен благодаря шлицевому ее соединению с валом 8, а сдвиг водила 12 — благодаря соединению его с межколесным дифференциалом 15 посредством шлицевдй муфты 14. сохраняющей связь их валов при сдвиге водила 12 вдоль оси его вала, Переключение передачи 1 в режим однопоточной электрической передачи осуществляется переключением органа управления 35 в положение "ходоуменьшение", Катушка 24 освобождает стопор 23, и шток 20 под действием пружины 22 перемещает шестерню 9, выводя ее из зацепления с валом 8. Контакт 30. замыкаясь, активизирует блок совпадения частот 37 и подает сигнал на систему управления 33, которая тормозит, реверсирует и разгоняет двигатель б, частота вращения которого передается шестерней 10, зубчатой передачей 11 и сателлитами 13 шестерне 9. Частота вращения (о, последней сближается с частотой вращения й)„водила 12. В момент их равенства исполнительный блок 45 замыкает контакт 38, катушка 26 освобождает стопор 25, шток 20 переходит в третью позицию и вводит illGcTGpH

39.

Обратное переключение осуществляется переключением органа управления 35 в 5 положение "Норма". Катушка 27 переводит шток 20 во вторую позицию, шестерня 9 расцепляется с водилам 12 и гаснет лампа

39, Замыкается контакт 30, активизируется блок 37 и по сигналу на систему управления 10

33 двигатель 6 тормозится, реверсируется и разгоняется, изменяя скорость г<>, шестерни 9 в сторону сближения со скоростью в1 вала 8. В момент их совпадения блок 37 включает контакт 38, катушка 26 освобождает стопор 25 и шток 20 переходит в п рвую позициею, а шестерня 9 входит в зацепление с валом 8, Переключение передачи в ре>ким однопоточной механической осуществляется пе- 20 реключением органа управления 36 в положение "Транспорт", Катушка 24 освобождает стопор.23 и шток 20 перемещаег водило 12, выводя сателлиты 13 из зацепления с коронной шестерней 10. Контакт ЗО, 25 замыкаясь, активизирует блок 37 и подает сигнал на транспорант 34, по команде которого водитель снижает скорость двигателя

2 и сближает cKopOcYb шестерни 9 со скоростью водила 12. В момент их совпадения ЗО в = Ex блок 37замыкаетконтакты 40,катушка

26 освобождает стопор 25, шток 20 переходит в третью позицию и вводит венец 18 водила 12 в зацепление с шестерней 9, после чего сигнал команды на транспорант 34 3-"> пропадает и скорость двигателя 2 восстанавливается.

Для обратного переключения орган управления 36 ставится в поло>кение "Норма .

Катушка 27 переводит шток 20 во вторую позицию, водило 12 расцепляется с шестерней 9, контакт 30 замыкается и через контакты 44 органа управления 36 сигнал подается на систему управления ЗЗ, по которой последняя отключает питание двигателя 6. Мо- 45 мент на нем и на шестерне 10 прог,адает, регулятор 19 включает контакты 40, катуш.<а

26 освобождает стопор 25 и шток 20 переходит в первую позицию, сдвигает водило и сателлиты 13 входят в зацепление с коронной шестерней 10 без удара, поскольку опорный момент с нее снят. При этом вследствие размыкания контакта 30 сигнал на системе управления 33 пропадает и двигагель б вновь получает питание — работ" передачи восстанавливается в режиме двухпоточной.

«>> при переклю— чении в режим ходоуменьшения и транспортной скорости; о>< при переклю— чении в двухпо— точный режим из режима ходоу— меньшения, .У l><: ! где Х вЂ” разрешающий сигнал на переключение: вс — частота вращения солнечной шестерни;

<<> — частота вращения входного вала;

u „— частота вращения водила.

Включение ламп 39 и 41 сигнализирует о включении передачи 1 в один из однопоточных режимов работы.

Передача может использоваться и без автоматики переключения. 8 этом случае переключения могут осуществляться водителем вручную так же как на тяговом средстве с обычной механической передачей, для чего передача должна быть оборудована рычагами, дублирующими устройства 16 и

17.

Формула изобретения

Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства по авт, св.

N.1593994,отлича ю щая с я тем,что,с целью расширения диапазона изменения

CKOPOC tI1 lPVI H8L43ViBHIibl>< MBCC0f863Pl1THblX показателях и КПД электрических машин путем переьода передачи в однопоточный режим работы, передача снабжена шлицевой муфтой, соединяющей вал водила планетарного механизма с входным валом ведущего моста, при этом водило установлено с возможностью перемещения вдоль оси своего вала для выхода сателлитов из зацепления с коронной шестерней и входа зубчатого венца водила в зацепление с солнечной шестерней, и снабжена трехпозиционным устройством перемещения вала водила с позиционным датчиком, органом управления этим устройством и транспорантом сигнализации водителю, причем устройство перемещения вала водила с позиционным датчиком подключено к устройству автоматического управления переключением, к которому также подключены выход органа управления устройством перемещения вала водила и вход транспорант-, а блок совпадения частот вращения также связан с орг»ном управления устройством перемещения вала водила и выполнен реализующим логическую функцию управления

16< " l 1 1 a.z

16Я4112

Редактор Н.Горват

Заказ 3474 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5! 1рси ниц с гвг нно-издлтельскии комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.l are . н», 101

Составитель С.Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор С,Черни

Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства Двухпоточная электромеханическая передача тягового средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно сельскохозяйственному и транспортному, в частности, к тракторам и другим самоходным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам, используемым на внутрицеховой и внутризаводских территориях, ограниченных по площади промышленных площадках, оборудованных промышленными или бытовыми электрическими сетями

Изобретение относится к тяговому электроприводу, точнее к тяговым передачам мощности транспортных и тяговых подвижных средств, тракторов, бульдозеров и т.п

Изобретение относится к гяговым электрическим приводам, точнее к электромеханическим многопоточным трансмиссиям тяговых н траснпортных машин

Изобретение относится к тяговому электроприводу многопоточных трансмиссий тяговых и транспортных машин сельскохозяйственного, строительно-дорожного и специального назначения

Изобретение относится к тяговому и транспортному машиностроению, к тракторам, бульдозерам и другим самоходным машинам сельскохозяйственного, строительно-дорожного и специального назначения с широким диапазоном изменения скоростей

Изобретение относится к гусеничным тракторам с электрическим тяговым приводом и индивидуальным приводом каждой гусеницы от собственного электродвигателя

Изобретение относится к силовым передачам тракторов и других тяговых, транспортных и сельскохозяйственных машин с электрическими силовыми элементами тягового привода, допускающих работу в режиме передвижной электростанции и содержащих электрические машины переменного тока

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к тяговому электроприводу, точнее к тяговым передачам мощности транспортных и тяговых подвижных средств, тракторов, бульдозеров и т.п.машин

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к электромобилям, и может быть использовано в любой отрасли хозяйства для передвижения и транспортировки грузов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования крутящего момента и числа оборотов вторичного вала

Изобретение относится к комбинированным приводным системам транспортных средств

Изобретение относится к тяговым и транспортным средствам и может быть использовано в гусеничных машинах

Изобретение относится к ножному приводу электротрансмиссии

Изобретение относится к полноприводным транспортным средствам, имеющим бортовые передачи

Изобретение относится к рабочей машине и способу эксплуатации рабочей машины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к силовым передачам транспортных средств с электромеханическим приводом, в частности тракторов
Наверх