Движительно-рулевой комплекс

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования движительнорулевых устройств. Целью изобретения является повышение эффективности движительно-рулевого комплекса при маневрировании судна на малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения. Это достигается за счет того, что в движительно-рулевом комплексе рулевое устройство снабжено четырьмя независимыми выдвижными рулями 7-10, которые попарно образуют плоскости, каждая из которых полностью перекрывает диск, гребного винта 11. Причем каждые две плоскости пересекаются между собой таким образом , что ось гребного винта является осью симметрии плоскостей, образованных этими парами рулей. Привод, обеспечивающий выдвижение рулей, выполнен таким образом , что может обеспечивать как раздельное перемещение кормовых рулей тогда они работают как обычное перо руля, - так и перемещение сразу двух рулей в различных сочетаниях. Это достигается наличием выступов 5 на штоке 4, входящих в горизонтальные пазы рулей, обеспечивая таким образом сцепление с рулями и их вертикальное перемещение. Сочетание, позволяющее использовать движительно-рулевой комплекс как тормоз, когда диск гребного винта полностью пересекается парой дополнительных рулей 7,8. Его можно использовать и как эффективное средство управления судном, когда диск гребного винта полностью перекрывается двумя рулями разноименных бортов, образующими одну плоскость, - 7, 10 или 8,9. К достоинствам предлагаемого движительно-рулевого комплекса можно отнести возможность совершения такого маневра, как торможение во время поворота и быстрое приведение рулей в рабочее положение в аварийных ситуациях , при опускании рулей под их собственной тяжестью, растормозив ролики, удерживающие в шахтах рули, где они находятся в нерабочем состоянии. 2 з.п. ф-лы, 10 ил. А-А -Ь I I I& О Ч) о ел ё со I I |/-// 6

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 Н 25/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Г й

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

0 (21) 4668453/11 (22) 30.03.89 (46) 07.11.91. Бюл, М 41 (75) Г.В,Соловьев (53) 629.12.014.6(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 147471, кл, В 63 Н 25/44, 1961. (54) ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ KOMllЛЕКС (57) Изобретение относится к судостроению и касается конструирования движительнорулевых устройств. Целью изобретения является повышение эффективности движительно-рулевого комплекса при маневрировании.судна на малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения, Это достигается за счет того, что в движительно-рулевом комплексе рулевое устройство снабжено четырьмя независимыми выдвижными рулями 7-10, ко-. торые попарно образуют плоскости, каждая иэ которых полностью перекрывает диск гребного винта 11. Причем каждые две плоскости пересекаются междусобойтакимобраэом, что ось гребного винта является осью симметрии плоскостей, образованных этими парами рулей. Привод, обеспечивающий выдвижение рулей, выполнен таким обра„„Я „„1690540 А3 зом, что может обеспечивать как раздель-. ное перемещение кормовых рулей тогда они работают как обычное перо руля, — так и перемещение сразу двух рулей в различных сочетаниях. Это достигается наличием выступов 5 на штоке 4, входящих в горизонтальные пазы рулей, обеспечивая таким образом сцепление с рулями и их вертикальное перемещение. Сочетание, позволяющее использовать движительно-рулевой комплекс как тормоз, когда диск гребного винта полностью пересекается парой дополнительных рулей 7,8. Его можно использовать и как эффективное средство управления судном, когда диск гребного винта полностью перекрывается двумя рулями разноименных бортов, образуюшими одну плоскость, — 7, 10 или 8,9, К достоинствам предлагаемого движительно-рулевого комплекса можно отнести возможность совершения такого маневра, как торможение во время поворота и быстрое приведение рулей в рабочее положение в аварийных ситуациях, при опускании рулей под их собственной тяжестью, растормоэив ролики, удерживающие в шахтах рули, где они находятся в нерабочем состоянии, 2 э,п. ф-лы, 10 ил.

1690540

15 торможение

50

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования движительнорулевых устройств.

Целью изобретения является повышение эффективности движительно-рулевого комплекса при маневрировании судна нз малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения, йа фиг.1 представлен движительно-рулевой комплекс, общий вид; на фиг,2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.З вЂ” положение оулей при торможении судна; на фиг.4— расположение выступа штока при торможении; нэ фиг,5 — положение рулей при резком повороте судна вправо; на фиг.6 — расположение выступа штока при резком повороте судна вправо; на фиг,7 — положение рулей и эи рез ом повороте судна влево; на фиг.8— расположение выст пз штока при резком повороте судна влево; на фиг.9 — положение

<основного руля при плавном повороте судна влево; на фиг.10- расположение выступа штока при плавном повороте судна влево, Движительно-рулевой комплекс состоит из вертикального поворотного гидроци индра 1, установленного в опорах 2 с поршнем 3, установленным на штоке 4, имеЮщем квзд .ятное сечение, Шток 4 в нижней своей части имеет выступы 5, смещенные к одной из сторон штока и заходящие в горизонтальные пазы 6, выполненные в дополнительных рулях 7,8 (фиг.2) и основных рулях 9,10, сходящихся вместе на оси греб»ого винта 11, Высыпь. 5 и горизонтальные пазы 6 выполнены со скосом кромок для возможности входа выступов 5 в пазы 6 из любого проме,куточного положения.

Пары рулей разноименных бортов 7 и

10; 8 и 9 образуют плоскости, полностью г1ерекрывзющие диск гребного винта 11 и развернутые к диаметральной nRocKocTM судна нз угол, обеспечивающий безотрывНое обтекание руля встречным потоком и создающий при этом максимальную подьемную силу нз руле, Сходящиеся вертикальные кромки догюлнительных рулей 7 и 8 по всей высоте имеют пазы 12, з вместе со сходящимися кромками основных рулей 9 и 10 они образуют окружность, в которую входит гильза

13, нижний конец которой установлен на выступах 5 штока 4, а верхний конец охватЫвает вертикальный поворотный гидроцилиндр 1, который, в свою очередь, в верхней своей части, связан с, приводом 14 через г,ередзчу 15, Рули 7 — 10 расположены в шахтах 16 кормового подзора судна, где установлены направляющие ролики 17, нижние из которых снабжены тормозами с дистанционной отдачей.

Движительно-рулевой комплекс работает следующим образом.

При необходимости торможения судна вертикальный поворотный гидроцилиндр 1 от привода 14 поворачивается на угол, когда выступы 5 штока 4 займут положение перпендикулярно оси гребного винта 11 (фиг,4).

После этого нижние направляющие ролики

17, снабженные тормозом, растормаживаются, и в верхнюю часть гидроцилиндра 1 (над поршнем 3) нагнетается масло, которое перемещает поршень со штоком и сцепленные через выступы 5 рули 7 и 8 вниз. Опущенные рули 7 и 8 (фиг,3) обеспечивают

Для увеличения эффективности рулей на малом ходу судна одновременно опускаются оба руля разноименных бортов 8 и 9 (фиг.6) или 7 и 10 (фиг.8), когда выступы 5 штока 4 займут положения, показанные на этих фигурах. При этом опущенные рули 8 и

9 (фиг.5) или 7 и 10 (фиг.7) полностью перекрывают диск гребного винта и вызывают реактивное действие струи, которая вызывает поворот даже при отсутствии движения судна.

Для использования комплекса в режиме работы как обычный руль опускается только один иэ основных рулей левого борта (фиг.10) или правого борта (фиг,2). Это выполняется при установке выступа 5 штока 4 параллельно плоскости симметрии руля тзк, чтобы одна часть выступа 5 оказалась в пазах одного из дополнительных рулей 7 или

8 и в зацепление с ними не входит, а противоположная часть выступа 5 входит в зацепление с одним из основных рулей, который и опускается при перемещении поршня 3 в гидроцилиндре, Движительно-рулевой комплекс может быть использован в режиме одновременного торможения и поворота судна, Для этого выступ 5 штока 4 входит в зацепление с одним из рулей 7 или 8, при этом второй выступ 5 входит в промежуток между рулями„расположенный в плоскости, перпендикулярной оси гребного винта.

После частичного опускания одного из этих рулей выступ 5 поворачивается и входит в зацепление с обоими рулями 7 и 8 (фиг.4) и опускает их.

Для совершения резких маневров, в экстренных ситуациях, опускание рулей может производится при растормаживании роликов под их собственным весом. При этом выступы 5 штока 4 разворачиваются перпендикулярно оси гребного винта в промежуток между рулями.

1690540

Формула изобретения

1. Движительно-рулевой комплекс, содержащий два вертикальных независимо опускающихся руля, расположенных в корме судна под постоянным углом к диаметральной плоскости, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности при маневрировании судна на малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения, он снабжен двумя дополнительными выдвижными рулями, каждый из которых расположен в плоскости соответствующего ему основного руля, причем основные и дополнительные рули сопряжены вертикальными кромками по единой линии, перпендикулярной оси гребного винта, с возможностью перекрытия его диска в крайнем нижнем выдвинутом положении рулей разноименных бортов.

2. Комплекс по п,1, отличающийся

5 тем, что он снабжен цилиндрической гильзой, выполненной с возможностью перемещения вместе с. выдвижными рулями, при этом их внутренние кромки спрофилированы по форме гильзы, расположенной в мес10 те сопряжения всех этих рулей.

3. Комплекс по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что он снабжен штоком, размещенным в гильзе с возможностью перемещения с нею и разворота вокруг своей оси, снаб15 женным в нижней своей части выступами с возможностью их захода в пазы, выполненные в рулях.

1690540

Составитель В,Бернадский

Техред М.Моргентал Корректор M.Äåì÷èê

Редактор A.Øàíäoð

Заказ 3829 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/Б

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Движительно-рулевой комплекс Движительно-рулевой комплекс Движительно-рулевой комплекс Движительно-рулевой комплекс 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к рулевым устройствам быстроходных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным колонкам глиссирующих судов

Киль судна // 1512851
Изобретение относится к судостроению, а именно к килю судна

Изобретение относится к судостроению и касается рулевых устройств

Изобретение относится к судостроению и позволяет улучшить ремонтопригодность комплекса путем упрощения поворота стабилизатора при демонтаже комплекса, а также уменьшить напряжения в местах .крепления стабилизатора к насадке
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном

Изобретение относится к управлению морскими судами, в частности к автоматизации управления движением судна

Изобретение относится к судостроению и касается рулевого управления судном

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна

Изобретение относится к системам ручного управления движением судов с несколькими рулями по курсу, например к системам ручного управления судами на подводных крыльях или судами с каверной

Изобретение относится к области управления движением судна, в частности специальным судном, которое оборудовано сбрасываемыми объектами

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна

Изобретение относится к судовой технике и касается конструирования судовых рулевых устройств ледоколов Цель изобретения - повышение надежности работы рулевого устройства в ледовых условиях, ремонтопригодности и повышения технологичности изготовления Рулевое устройство ледокола содержит рулевой привод 1, соединенный с пером руля 2 посредством разрезного баллера, верхняя и нижняя части соответственно 3 и 4 которого разъемно соC- f T 23
Наверх