Кресло-коляска

 

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть применено инвалидами для передвижения по лестницам и по горизонтальным участкам пути. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик и повышение удобства эксплуатации. Кресло-коляска снабжено двумя ходовыми винтами 52, шарнирно связанными с валом 40 передних колес 41, а приводные гайки ходовых винтов снабжены звездочками 54, кинематически связанными между собой. При этом втулки, несущие поворотные рычаги 37 передних колес, установлены неподвижно на шлицах заднего вала 24, а на переднем валу 13 между промежуточным валом и звездочкой, снабженной с обеих сторон торцовыми зубцами , размещена с возможностью вращения и осевого перемещения двусторонняя зубчатая муфта, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточным валом и шарнирно связанная с другой зубчатой муфтой, установленной на шлицах переднего вала так, что обе муфты могут поочередно взаимодействовать с расположенной между ними звездочкой. Рукоятки управления 49 и 50 зубчатыми муфтами снабжены фиксаторами крайних положений в виде пружин с системой рычагов. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isi)s А 61 G 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4773744/11 (22) 26,12.89 (46) 15.11.91. Бюл. N 42 (75) В, А. Яковлев (53) 615.472(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1527065, кл. В 62 В 5/02, 1988. (54) КРЕСЛО-КОЛЯСКА (57) Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть применено инвалидами для передвижения по лестницам и по горизонтальным участкам пути. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и повышение удобства эксплуатации. Кресло-коляска снабжено двумя ходовыми винтами 52, шарнирно связанными с валом 40 передних колес 41, а приводные гайки ходовых винтов

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть применено инвалидами для передвижения по лестнице и по горизонтальным участкам пути.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик и повышение удобства эксплуатации, На фиг, 1 изображена кресло-коляска в положении для движения по горизонтальным участкам пути, на фиг. 2 — то же, в положении для передвижения по лестницам; на фиг. 3 — то же, вид спереди; на фиг.

4 — то же, вид сзади; на фиг, 5 — кинематическая схема кресло-коляски, на фиг. 6 — схема фиксатора рукоятки управления.

„„Я „„1690750 А1 снабжены звездочками 54, кинематически связанными между собой. При этом втулки. несущие поворотные рычаги 37 передних колес, установлены неподвижно на шлицах заднего вала 24, а на переднем валу 13 между промежуточным валом и звездочкой, снабженной с обеих сторон торцовыми зубцами, размещена с воэможностью вращения и осевого перемещения двусторонняя зубчатая муфта, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточным валом и шарнирно связанная с другой зубчатой муфтой, установленной на шлицах переднего вала так, что обе муфты могут поочередно взаимодействовать с расположенной между ними звездочкой. Рукоятки управления 49 и 50 зубчатыми муфтами снабжены фиксаторами крайних положений в виде пружин с системой рычагов. 6 ил.

Кресло-коляска содержит раму 1 с сиденьем 2, спинкой 3, подножкой 4 и червячным приводом 5. Червяк 6 редуктора (см. фиг. 5) скреплен с удлинителем 7, на котором установлена рукоятка 8. Червячное колесо 9 редуктора сцеплено с валом 10 (см. фиг. 3 и 5), который установлен на подшипниках, закрепленных на передних стойках

11. На валу 10 неподвижно закреплена звездочка 12.

На концах передних стоек 11 (см. фиг. Э) закреплены пбдшипники, на ксторых установлен передний вал 13. На этом валу снаружи стоек закреплены неподвижно на шлицах передние крестовины 14 и 15 с неподвижно закрепленными на них на одинаковом расстоянии от центра колесами 16, 1690750

55

На шлицах вала 13 неподвижно закреплена звездочка 17, а полый промежуточный вал

18 с торцовыми зубцами с одной стороны и закрепленной на нем звездочкой 19 и звездочка 20, снабженная торцовыми зубцами с обеих сторон, установлены на том же валу с возможностью вращения, Между звездочками 17 и 20 на шлицах переднего вала установлена с воэможностью осевого перемещения муфта 21 с торцовыми зубцами, обращенными в сторону звездочки 20. Между звездочкой 20 и промежуточным валом 18 установлена муфта 22 с возможностью осевого перемещения и вращения относительно вала. Торцовые зубцы с одной стороны этой муфты обращены в сторону зубцов звездочки 20, а удлиненные зубцы с другой стороны ее постоянно сцеплены с зубцами вала 18.

Звездочка 20 связана со звездочкой 12 цепью 23.

Задний вал 24 закреплен на задних . стойках 25 и на нижних трубках 26. На заднем валу установлен с возмо>кностью вращения промежуточный вал 27, на концах которого закреплены задние крестовины 28 и 29, снабженные свободно вращающимися колесами 30. С крестовиной 28 жестко скреплена звездочка 31. Звездочка 32 неподвижно закреплена на заднем валу. Звездочка 31 связана со звездочкой 17 цепью 33, такой же цепью связаны звездочки 32 и 19.

На заднем валу между звездочкой 31 и задней стойкой, а также между звездочкой

32 и другой задней стойкой установлены на шлицах по два нижних держателя 34 и 35 задних опорных колес 36. На каждой паре держателей установлены втулки с рычагами

37 и 38, к которым крепятся втулки с крон-. штейнами 39, несущие вал 40 передних колес 41.

На задних стойках 25 неподвижно закреплен вал фиксаторов 42. На этом валу установлены с возможностью вращения снабженные с одной стороны зубцами верхние держатели 43 и 44 задних колес. На шлицах этого же вала установлены с возможностью осевого перемещения две муфты 45 и 46 так, что торцовые зубцы их обращены навстречу зубцам верхних держателей.

Верхние держатели 43 и 44 и нижние держатели 34 и 35, закрепленные на неподвижных кронштейнах 47, шарнирно свяэаны планками 48, вместе они образуют шарнирные четырехзвенники, с помощью которых осуществляется подъем или опускание задних опорных колес, Приводы всех муфт устроены аналогичным образом, Движение от рукояток 49 и 50

35 управления передается к муфтам 21, 22 и 45, 46 соответственно через систему рычагов и тя г.

Механизм подъема и опускания передних колес 41 выполнен следующим образом.

Вал 40 передних колес шарнирно связан через две качающиеся проушины 51 с двумя ходовыми винтами 52 и 53. На ходовые винты установлены приводные гайки со звездочками 54 и 55, На обе гайки установлены удлинители 56, выведенные к подлокотникам для установки рукоятки 57 привода ходовых винтов. Обе звездочки выполнены с одинаковым числом зубьев и связаны цепью 56 так,что при вращении одной рукоятки любого йз двух ходовых винтов передние колеса поднимаются или опускаются одновременно и равномерно.

Поскольку вращение приводных гаек со стороны ходовых винтов невозможно, то передние колеса фиксируются в любом положении, при снятии усилия с рукоятки 57 привода.

Фиксаторы рукояток 49 и 50 управления выполнены в виде пружины 58, установленной одним концом на рукоятке, другим шарнирно связанной с рычагами 59 и 60.

Свободный конец рычага 59 шарнирно установлен на рукоятке, а свободный конец рычага 60 шарнирно установлен на раме 1(фиг, 6), Для движения по горизонтальным участкам пути передние и задние колеса должны быть опущены до соприкосновения с дорогой. Задние колеса необходимо зафиксировать в опущенном положении движением вперед рукоятки 50 управления, установленной у левого подлокотника, при этом муфты 45 и 46 сцеплены с втулками верхних держателей 43 и 44 и фиксируют их и . соответственно, шарнирные четырехзвенники, несущие задние колеса. относительно неподвижного вала 42.

Движение на коляске осуществляется вращением вручную колец, неподвижно закрепленных на передних колесах 41.

Для движения по лестницам поднимают передние и задние колеса и фиксируют задние колеса в поднятом положении. Подъем передних колес осуществляется вращением вручную рукоятки, установленной на любом из двух удлинителей 56 приводов ходовых винтов. Фиксация передних колес осуществляется самоторможением винтовой передачи. Для подъема задних колес рукоятку управления 49, установленную у правого подлокотника, переводят назад до упора.

Если при этом зубцы муфты 22 и звездочки

20 сразу не войдут в зацепление, то для

1690750

50 обеспечения его достаточно вращением рукоятки червячного привода и, соответственно, звездочки 20 совместить пазы между торцовыми зубцами ее с зубцами муфты.

Затем снимают фиксацию задних колес движением назад до упора рукоятки 50 управления у левого подлокотника. Вращением рукоятки 8 червячного привода 5 осуществляют подъем задних колес. Затем фиксируют задние колеса в поднятом положении движением рукоятки 50 управления вперед до упора. Установленную у правого подлокотника рукоятку 49 управления переносят в крайнее .переднее положение, при этом звездочка 20 с помощью муфты 21 приходит в зацепление с передним валом 13, т. е. передние и задние крестовины сцепливаются червячным приводом.

Движение по лестнице осуществляется вращением рукоятки привода, установленной на удлинителе 7 червяка 6 (см. фиг, 5).

При этом передние и задние крестовины вращаются синхронно, так как числа зубцов звездочек 17 и 31 равны.

Наилучшие условия для передвижения по лестницам обеспечиваются регулировкой положения колес передних крестовин относительно центра. вращения их до такого положения, при котором исключается или максимально снижается проскальзывание колес относительно вертикальных поверхностей ступенек,,т. е. до положения, при котором после обката одной пары колес по ступеньке еще до момента упора их в вертикальную стенку вышерасположенной ступеньки другая пара колес должна опуститься до соприкосновения с упомянутой вышерасположенной ступенькой.

Усилие, которое необходимо приложить к рукоятке червячного привода для осуществления передвижения по лестнице, определяется общим передаточным отношением от рукоятки привода к валу передних крестовин. В предложенной конструкции коляски общее передаточное отношение равно

44,3. Простой расчет показывает, что при полном весе коляски с сидящим в ней человеком 130 кг и КПД привода с цепными передачами, принятом предварительно равным 0,6, усилие на рукоятке привода будет равным приблизительно 5 кгс, Приблизительно с таким же усилием необходимо вращать рукоятку привода ходовых винтов, чтобы поднять или опустить передние колеса.

Подъем на одну ступеньку лестницы коляска совершает за 1/3 оборота всех крестовин и эа 44,3:3=14,76 оборота рукоятки червячного привода. При необходимости можно без усилий легко, манипулируя передаточным отношением, изменить в любую сторону (увеличения или уменьшения) как усилие на рукоятке привода, так и, соответственно, числа оборотов рукоятки, необходимых для подъема коляски на одну ступечьку лестницы.

Формула изобретения

Кресло-коляска, содержащая раму с сиденьем, установленные на раме привод вращения «pecтовин, передний вал с неподвижно закреплеt .ными на нем передними крестовинами, сн бженжие неподвижнь ми of ори ыми коле<..ами, и размещенными на нем г .ромежуточным валю:. и зубчатой муФ-..ой, задний вал с размещенным на ням Ilpot жуточным ьалоь, на котором закреплечы задние крестовины, <инематически связанные с передними, и не -одвижный вал, передние колеса, вал которых установлен на поворотных рычагах с втулками, размещенными на заднем валу, и задние опооные колеса, установленные на шарнирнь:х четырехзвенниках, каждый из которых одним звеном закреплен на втулке, размещенной на задней оси, другим звеном закреплен на вгулке с торцовыми зубцами, размещенной на неподвижном валу, о т л ич а io щ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатацион -;ых характеристик и повышения удобства в эксплуатации, она снабжена двумя ходовыми винтами, шарнирно связанными с помощью качающихся проушин с втулками, размещенными на валу передних колес, приводные гайки упомянутых винтов снабжены звездочками, кинематически связанными между собой, а втулки заднего вала, несущие поворотные звенья шарнирных четырехзвенников, установлены на нем на шлицах неподвижно, при этом на переднем валу между промежуточным валом и звездочкой, установленной с возможностью вращения, снабженной с обеих сторон торцовыми зубцами, размещена с возможностью вращения и осевого перемещения относительно вала двусторонняя зубчатая муфта, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточным валом и шарнирно связанная с другой зубчатой муфтой, установленной с другой стороны звездочки на шлицах переднего вала для поочередного взаимодействия обеих муфт с расположенной между ними звездочкой, а рукоятки управления муфтами переднего и неподвижного валов снабжены фиксаторами крайних положений.

1690750

1690750

1690750

О

17

Фиг. Х

Составитель Н. Веялко

Редактор Л. Веселовская Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова

Заказ 3875 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Кресло-коляска Кресло-коляска Кресло-коляска Кресло-коляска Кресло-коляска Кресло-коляска Кресло-коляска 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к инвалидным коляскам, обеспечивающим передвижение как по ровной поверхности, так и по лестнице

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к производству мускульных транспортных средств

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к коляскам для инвалидов , и может быть использовано для движения по ровным, труднопроходимым (мягким грунтам) поверхностям, а также препятствиям , типа лестниц

Изобретение относится к транспорт ным средствам для инвалидов Цель ичоиретения - повышение маневренности путем обеспечения движения nHBd/идо1 лицом вперед и повышение безопасности при m ремещении по лестнице ввер/ и вниз Уст ройЈтво состоит из рамы 1, сиденья 2 спинки 3, подножки 4

Изобретение относится к медицинскому оборудованию и позволяет повысить удобство в эксплуатации

Коляска // 1683741

Изобретение относится к медицинской технике и позволяет повысить удобство эксплуатации

Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к медицине и предназначено для передвижения больных и инвалидов с нарушенной или утраченной функцией опорно-двигательного аппарата и может использоваться в домашних условиях, для прогулок по улице, лечебных учреждениях, домах-интернатах

Изобретение относится к области медицины, в частности относится к транспортным средствам, и может быть использовано для перемещения инвалидов в различных условиях, для тренировки всех групп мышц при одновременном передвижении по различным направлениям, а также для занятий физкультурой и спортом, участия в соревнованиях вместе со здоровыми людьми, что значительно стимулирует социальную реабилитацию инвалидов

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к самоходным креслам для инвалидов, и может быть использовано для движения по лестничным маршам и преодоления аналогичных профильных препятствий

Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения инвалидов на улице, в стационарных больницах и домах престарелых

Изобретение относится к креслу на колесах и может быть использовано для самостоятельного перемещения инвалидов

Изобретение относится к коляскам для инвалидов, имеющим приспособления, облегчающие преодоление препятствий, например для подъема по ступенькам, и может использоваться с приводом от двигателя

Изобретение относится к коляскам для инвалидов, имеющим приспособления, облегчающие преодоление препятствий, например для подъема по ступенькам, и может использоваться с приводом от двигателя

Изобретение относится к области транспорта, в частности к конструкциям легких самоходных транспортных средств с индивидуальным приводом колес, размещенным непосредственно на колесе
Наверх