Диспетчерская линейка

 

Изобретение относится к измерительным средствам и может быть использовано для контроля движения воздушных судов с помощью диспетчерского графика движения , а также для выполнения диспетчерских расчетов при управлении воздушным движением . Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет решения задач управления воздушным движением по пересечению встречного занятого эшелона. Диспетчерская линейка содержит основную прозрачную пластину с нанесенными на ней шкалами скоростей и временных интервалов, двух вращающихся лимбов с нанесенными на них значениями допустимых расстояний между воздушными судами и двух вспомогательных прозрачных пластин с нанесенными на них секторами счета данных, соединенных с основной пластиной в местах размещения лимбов 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л G Об 6 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4783384/24 (22) 21.11.89 (46) 15.11,91. Бюл. 1Ф 42 (75) Ю.П.Мовчан (53) 681.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1310845, кл. G 06 G 1/06, 1986. (54) ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЛИНЕЙКА (57) Изобретение относится к измерительным средствам и может быть использовано для контроля движения воздушных судов с помощью диспетчерского графика движения, а также для выполнения диспетчерских расчетов при управлении воздушным двиИзобретение относится к измерительным средствам и может быть использовано для контроля движения воздушных судов с помощью диспетчерского графика движе-ния, а также для выполнения диспетчерских расчетов при управлении воздушным движением.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем решения задач управления воздушным движением по пересечению встречного занятого эшелона.

На фиг. 1 представлена диспетчерская линейка общий вид; на фиг. 2 — лимб для определения допустимого расстояния между воздушными судами (ВС) при пересечении встречного эшелона; на фиг. 3 — лимб для определения допустимых расстояний

ВС до точки пересечении курсов на одинаковых эшелонах.

Диспетчерская линейка содержит основную пластину (планки) 1, изготовленную из прозрачного материала, например орг„„. Ж„„1691857 А1 жением. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет решения задач управления воздушным движением по пересечению встречного занятого эшелона. Диспетчерская линейка содержит основную прозрачную пластину с нанесенными на ней шкалами скоростей и временных интервалов, двух вращающихся лимбов с нанесенными на них значениями допустимых расстояний между воздушными судами и двух вспомогательных прозрачных пластин с нанесенными на них секторами счета данных, соединенных с основной пластиной в местах размещения лимбов. 3 ил.

1 К» стекла, и два вращающихся лимба 2 и 3 с нанесенными на них значениями продольных расстояний, достаточных для пересечения встречного занятого эшелона и пересечения курсов на одинаковых эшелонах, Лимбы на линейке закреплены под прозрачными пластинами 4.в нанесенными на О них секторами счета данных, На основной линейке нанесены следую- QO щие шкалы: 5 — шкала путевых скоростей; (Я

6 — 8 — шкалы временных интервалов, в том числе на шкале 6 нанесены десятикилометровые отметки в масштабе работы РЛС для определения расстояния при следовании

BC по хорде развертки. ъ

Шкалы 6 и 7 предназначены для контроля временных безопасных интервалов при полетах 8С в условиях отсутствия радиолокационного контроля на попутных курсах.

Шкала 7 нанесена на расстоянии от шкалы

6, равном десятиминутному интервалу диспетчерского графика.

1691857

20

25 скоростей 150 км/ч

50

Шкалы 6 и 8 предназначены для контроля временных безопасных интервалов при полетах ВС в условиях отсутствия радиолокационного контроля на пересекающихся курсах, Расстояние между шкалами 6 и 8 равно пятнадцатиминутному интервалу диспетчерского графика.

Шкала 5 предназначена для прокладки линии движения ВС, ориентировки диспетчерской линейки относительно линии движения ВС, контроля точности расчетов экипажам и времени пролета очередных пунктов обязательного донесения. Линии пу евых скоростей (по типам BC) наносят таким образом, чтобы угол, заключенный между краем (образом) линейки и линией скорости, соответствовал углу, заключенному между линией движения ВС на графике и вертикальной линией, проходящей через пункт обязательного донесения (точки входа ВС), Вращающийся лимб 2 с нанесенными на нем пятью шкалами служит для определения допустимого расстояния между ВС при пересечении встречного занятого эшелона в зависимости от суммарных путевых скоростей, вертикальной скорости набора (снижения) и интервала вертикального эшелонирования (300 или 500 м), Шкалы служат для считывания необходимых расстояний, при которых еще можно диспетчеру давать команду на пересечение эшелона, занятого другим ВС, при соответствующей вертикальной скорости.

На фиг. 2 обозначены следующие шкалы: I — шкала суммарных путевых скоростей;

11 — шкала допустимых расстояний на пересечении занятого эшелона при вертикальной скорости снижения (набора) Vy = 5 м/с;

111 — шкала допустимых расстояний при вертикальной скорости Vy = 10 м/с; IV — шкала допустимых значений при вертикальной скорости Vy =; V — допустимые значения при Vy -Ä 20 м/с.

Сектор счета данных — это сектор, нанесенный на прозрачной пластине, прикрывающей лимб, со значениями вертикальных скоростей набора (снижения) 5, 10, 15, 20 м/с на нем. При совпадении сектора на лимбе и сектора на стационарном оргстекле считывают необходимый результат против располагаемой вертикальной скорости.

Лимб разделен на два полукруга: один — значение для пересечения эшелона 500 м (суммарные путевые скорости на шкале i на первом по фиг, 2 полукруге), другой — для пересечения эшелона 300 м (суммарные путевые скорости на шкале 1 на левом по фиг.

2 полукруге).

Допустимые значения между BC взяты из таблицы допустимых значений на пересечение встречных занятых эшелонов.

Значения на шкалах Jl-V (фиг, 2) соответствуют расстоянию на ведение радиосвязи. Для суммарных скоростей 900-1200 км/ч значение расстояния на связь равно 10 км, для скоростей 1300 — 2000 км/ч Л S« = 15 км.

Вращающийся лимб 3 служит для определения допустимых расстояний ВС до точки пересечения трасс при следовании на одинаковых эшелонах в зависимости от разности путевых скоростей, На нем нанесены пять шкал: I — шкала расстояния первого ВС до точки пересечения воздушных трасс; П-расстояние второго ВС до точки пересечения воздушных трасс с разницей путевых скоростей О, т.е, путевые скорости одинаковы; III — расстояние второго ВС до точки пересечения воздушных трасс с разницей путевых скоростей 50 км/ч; И вЂ” расстояние второго

ВС до точки пересечения воздушных трасс с разницей путевых скоростей 100 км/ч; V— расстояние второго ВС до точки пересечения воздушных трасс с разницей путевых

На стационарном прикрепленном к линейке оргстекле нанесен сектор счета данных (позиция VI, фиг. 3), на нем соответственно шкалам II — V нанесены значения разности путевых скоростей Л Ф/= О, 50, 100, 150 км/ч, С диспетчерской линейкой работают следующим образом.

При получении от диспетчера смежного пункта (сектора) управления воздушным движением информации о движении ВС диспетчерскую. линейку устанавливают на графике так, чтобы линия путевой скорости (по типу В С) на шкале 5 совпала с вертикал ьной линией на графике, обозначающей пункт обязательного донесения (точку входа), и по продольному краю линейки проводят линию движения ВС.

При необходимости определения временных интервалов на попутных курсах шкалу 6 совмещают с линией движения ВС, а по шкале 7 сравнивают временной интервал движения второго ВС. На пересекающихся курсах временные интервалы сравнивают по шкалам 6 и 8

Для определения допустимого расстоя- . ния между ВС при пересечении встречного занятого эшелона применяют лимб 2. Суммарное значение путевых скоростей (первая шкала лимба) устанавливают против секто-. ра счета данных и в зависимости от вертикальной скорости снижения (набора) нв

1691857 соответствующей ей шкале считывают необходимое расстояние между ВС. Сравнивают найденное расстояние с фактическим. Для подачи команды на пересечение встречного занятого эшелона необходимо, чтобы рас- 5 четное расстояние было равно или меньше фактичесКого. Боковой интервал 10 км создают обычным путем.

Для определения допустимых расстояний воздушных судов до точки пересечения 10 курсов при полете на одинаковых эшелонах используют лимб 3, Диспетчер определяет разность путевых скоростей ВС, следующих на одном и том же эшелоне в одну точку пересечения 15 воздушных траекторий (ВТ) и расстояние ближнего ВСдо точки пересечения. Вращая лимб так, чтобы сектор с определенным расстоянием близлежащего ВС совпал с сектором результата на неподвижной части 20 линейки, и зная разность путевых скоростей, напротив него считывают допустимое значение второго ВС до точки пересечения.

Если это значение меньше фактического, то диспетчеру необходимо одним из методов 25 (смена эшелона. отворот, уменьшение путевой скорости) развести воздушные суда, так как безопасный интервал 40 км в точке пересечения ВТ не обеспечивается. Если значение удаления второго ВС такое; как в секторе, или больше, то (путевые скорости при этом не изменяются) путевой интервал в точке пересечения ВТ будет больше 40 км.

Формула изобретения

Диспетчерская линейка, содержащая планку и лимб, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет решения задач управления воздушным движением по пересечению встречного занятого эшелона. линейка выполнена в виде прозрачной планки с нанесенными на ней шкалами скоростей и временных интервалов, на концах планки расположены два вращающихся лимба с нанесенными на них шкалами допустимых расстояний между воздушными судами и две.вспомогательные прозрачные планки с нанесенными на них секторами счета данных, соединенные с основной планкой в местах размещения лимбов.

1691857

1691857

Составитель Г.Тимофеев

Техред М.Моргентал Корректор 3.Лончакова

Редактор А.Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3929 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Диспетчерская линейка Диспетчерская линейка Диспетчерская линейка Диспетчерская линейка Диспетчерская линейка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства при составлении смесей растворов различных компонентов с заданным их соотношением

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением и может найти применение в балансировочной технике

Изобретение относится к измерительным средствам и может быть ис пользовано для контроля движения воздушных судов с помощью диспетчерского графика движения

Изобретение относится к механическим средствам вычислительной техники

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в сельском хозяйстве

Изобретение относится к механическим средствам вычислительной техники и может быть использовано для расчета размерной цепи при проектировании изделий и технологических процессов

Изобретение относится к области вычислительных устройств с ручным управлением

Изобретение относится к вычислительным устройствам, предназначенным для принятия решений по управлению производственным процессом, и может быть использовано во всех отраслях крупно- и мелкосерийного производства, где продукция на выходе процесса или на отдельных его стадиях изготавливается партиями или непрерывно

Изобретение относится к вычислительным устройствам, предназначенным для принятия решений по управлению производственным процессом, и может быть использовано во всех отраслях крупно- и мелкосерийного производства, где продукция на выходе процесса или на отдельных его стадиях изготавливается партиями или непрерывно

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением

Изобретение относится к счетным устройствам и предназначено для упрощения подбора определенных различных по значению величин так, чтобы их сумма была максимально приближена к наперед заданной величине
Наверх