Катер на воздушной подушке

 

Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эксплуатационные качества катера на воздушной подушке. В носу катера в канале 8 смонтирован винт 6. Под днищем катера выполнены бортовые параллельные каналы, каждый из которых пневматически сообщен с каналом 8 посредством воздуховода и отверстия а в днище . В каждом из бортовых каналов смонтированы подвижные подьемнох-опускные отражатели 12, которые в зависимости от своего расположения регулируют направление истечения воздуха повышенного давления из воздушной подушки в каждом из бортовых каналов и, таким образом, обеспечивают создание тяги для движения и управления положением катера. Между бортовыми каналами выполнен более широкий канал, в котором воздушная подушка создается при движении катера благодаря набегающему потоку, что снижает сопротивление движению. 4 з.п. ф-лы 7 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Э б1

М IlATEHTV

11 (21) 4613330/11 . (86) PCT/IT 86/00072 (24.09.86) (22) 19.01,89 (31) 213336А/86 (32) 31.07.86 (ЗЗ) IT (46) 30.11.91. Бюл, N 44 (75) Франко Солари {IT) (53) 629.124.9.039.002,54(088.8) (56) Бенуа Ю.Ю. и Корсаков В.M. Суда на воздушной подушке. Л.: Судпромгиз, 1962, с. 38-39, рис. 13. (54) КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (57) Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эксплуатационные качества катера на воздушной подушке. В носу катера в канале 8 смонтирован винт 6.

„„SU „„1695824 АЗ

s В 63 В 1/38, В 60 / 3/06

Под днищем катера выполнены бортовые параллельные каналы, каждый из которых пневматически сообщен с каналом 8 посредством воздуховода и отверстия а в днище. В каждом из бортовых каналов смонтированы подвижные подъемно;опускные отражатели 12, которые в зависимости от своего расположения регулируют направление истечения воздуха повышенного давления из воздушной подушки в каждом из бортовых каналов и, таким образом, обеспечивают создание тяги для движения и управления положением катера, Между бортовыми каналами выполнен более широкий канал, в котором воздушная подушка создается при движении катера благодаря набегающему потоку, что снижает сопротивление движению. 4 з.п. ф-лы. 7 ил.

1695824

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования катеров на воздушной подушке.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств катера на воздушной подушке.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый катер, вид снизу, изометрия; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, с вырезом в верхней части корпуса; на фиг. 4 — катер с вырезом в борту с поднятым отражателем, вид сбоку; на фиг, 5 — то же, с, опущенным отражателем; на фиг. 6 — катер с вырезом в районе воздуховода над бортовым каналом, вид с кормы; на фиг. 7 — узел (на фиг. 2 (укрупненно).

Катер на воздушной подушке содержит корпус 1, под днищем 2 которого вдоль его верти кал ьных бортов 3 расположены одинаковые по ширине прямолинейные параллельные друг другу открытые снизу каналы с возможностью образования под ними воздушных подушек. При этом в кормовой части днища 2 над каждым из бортовых каналов 4 и 5 выполнены отверстия а, Внутри корпуса 1 смонтированы органы управления, нагнетательный винт 6 с приводом 7, расположенный во входном канале 8, и воздуховоды 9 и 10 для пневматического сообщения канала 8 с полостью А канала 4 и полостью В канала 5 через отверстия а. В кормовой части каждого из каналов 4, 5 за отверстием а на днище 2 с помощтю шарнира 11 установлен направляющий отражатель 12, Днище 2 выполнено с центральным продольным прямолинейным каналом 13, который размещен вдоль диаметральной плоскости между каналами 4 и 5, открыт снизу и выполнен с возможностью образования под ним воздушной подушки. Ширина канала 13 больше ширины каждого из каналов 4 и 5. Каждый воздуховод 9, 10 внутри выполнен с отсечным клапаном 14, размещенным перед отверстием а на днище 2. Каждый отражатель 12 выполнен с возможностью его выдвижения из корпуса

1 для перекрытия соответствующего канала

4 или 5.

Винт 6 и его канал 8 целесообразно размещать в носовой части корпуса 1. Канал

8 может быть снабжен решеткой 15, установленной перед винтом 6, а привод 7 винта

6 может быть выполнен в аиде двигателя внутреннего сгорания.

Каждый канал 4, 5 и 13 в поперечном сечении целесообразно спрофилировать по дуге окружности, причем каналы 4 и 5 в поперечном сечении могут иметь форму полукруга.

Борта 3 снаружи в нижней части могут быть выполнены со скуловыми булями 16, которые располагают выше нижних кромок открытых снизу каналов 4 и 5.

Клапаны 14 и отражатели 12 целесообразно выполнять с приспособлением для управления их положением в виде гидроцилиндров 17, связанных с гидроагрегатом 18, а органы управления целесообразно снабжать приборным щитком 19 и объединенными в пары рычагами 20-25, из которых два рычага 20 и 21 — "хода вперед", два рычага 22 и 23 — "левый вперед" и "правый вперед" соответственно и два рычага 24 и 25 — "малый влево" и "малый вправо" соответственно. Кроме того, на щитке 19 могут быть расположены рычаги 26 — 29, Канал 4 снаружи ограничен вертикальной стенкой 30, а канал 5 — вертикальной стенкой 31. В йосовой и кормовой частях каждой стенки 30 и 31 выполнены сопла 32 и 33 соответственно, причем сопла 32 пневматически сообщены с воздуховодом 9 через двухпозиционные клапаны 34, а сопла

33 — с воздуховодом 10 через двухпозиционные клапаны 35. Каждый рычаг 26 — 29 связан с одним иэ клапанов 34, 35 для обеспечения их срабатывания, Винт 6 целесообразно выполнять шестилопастным.

При работе привода 7 винт 6 приводится 8D вращение, что обеспечивает засасывание воздуха из окружающей среды в канал

8 через решетку 15, Затем из канал 8 воздух повышенного давления поступает в воздуховоды 9 и 10, а из них (при открытых клапанах 14) — через отверстия а в каналы 4 и 5, в полостях А и В которых образуются эоны повышенного давления — воздушная подушка, обеспечивающая вытеснение воды из полостей А и В и одновременный подъем катера над водой.

Для обеспечения движения катера вперед отражатели 12 со стороны каждого борта поднимают. При этом нагнетаемый в каналы 4 и 5 воздух повышенного давления истекает в корму катера.и создает тягу для его движения вперед, Благодаря наличию набегающего потока в канале 13 также образуется зона повышенного давления, обеспечивающая дополнительный подъем и поддержание катера на воздушной подуш-, ке, а значит и снижение сопротИвления его движению.

Для торможения или изменения движения на обратное отражатели 12 опускают настолько, чтобы изменилось направление истечения воздушных струй из воздушной подушки внутри каналов 4 и 5 на обратное, т.е. в сторону носовой части корпуса 1.

1695824

При опускании лишь одного из отражателей 12 в одном из каналов 4 или 5 осуществляют поворот катера вправо или влево.

Маневрирование катера в ограниченном пространстве может осуществляться путем перекрытия с помощью клапанов 14 5 подачи воздуха повышенного давления через отверстия а в каналы 4 и 5. При этом с помощью клапанов 34 и 35 обеспечивается подача воздуха повышенногодавления к соплам 32 и 33. За счет открытия сопл 32 и 33 10 в различных сочатаниях можно обеспечить поворот катера в любую сторону..

Скуловые були 16 помогают удерживать устойчивое положение катера при его передвижении смалой скоростью,,а также когда 15 он находится без движения в положении на плаву.

Перемещение рычагов 20 и 21 обеспечивает и регулирует движение катера строго по прямой линии, рычагов 22 и 23 — соответ- 20 ственно "влево вперед" и "вправо вперед". а рычагов 24 и 25 — соответственно "малый влево" и "малый вправо".

При одновременном перемещении рычагов 22 и.23 обеспечивается продвижение 25 катера вперед, замедления или прекращение его движения, При одновременном перемещении рычагов 24 и 25 обеспечивается замедление движения катера, прекращение его движе- 30 ния и изменение направления движения катера на обратное.

Рычаги 26 — 29 обеспечивают нужное срабатывание клапанов 34 и 35 для подачи воздуха повышенного давления к соплам 32 35 и 33, расположенным в носовой и кормовой частях корпуса 1, Снижение сопротивления движению и улучшение управляемости у данного катера обеспечивает повышение его эксплуатаци- 40 онных качеств.

Формула изобретения

1. Катер на воздушной подушке, содержащий корпус, под плоским днищем кото- рого вдоль его вертикальных бортов 45 расположены одинаковые по ширине прямолинейные параллельные друг другу от крытые снизу каналы с возможностью образования под ними воздушных подушек, при этом в кормовой части днища над каж- 50 дым из бортовых каналов выполнены отверстия, а внутри корпуса смонтированы органы управления, нагнетательный винт с приводом расположенный во входном канале, и воздуховоды для пневматического сообщения этого входного канала винта с полостью каждого из бортовых каналов через указанные отверстия, причем в кормовой части каждого из бортовых каналов за указанным отверстием на днище с помощью шарнира установлен направляющий отражатель, о т л,и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, днище выполнено с центральным продольным прямолинейным каналом, который размещен вдоль диаметральной плоскости между бортовыми каналами, открыт снизу и выполнен с возможностью образования под ним воздушной подушки, а его ширина больше ширины каждого из упомянутых бортовых каналов, при этом каждый воздуховод внутри выполнен с отсечным клапаном, размещенным перед отверстием в днище, а каждый направляющий отражатель выполнен с возможностью его выдвижения из корпуса для перекрытия соответствующего бортового канала.

2. Катер по и. 1, о т л и «ю шийся тем, что нагнетательный винт и его входной канал размещены в носовой части корпуса, при этом входной канал снабжен решеткой, установленной перед указанным винтом, а привод этого винта выполнен в виде двигателя внутреннего сгорания.

3. Катер по и. 1, отличающийся тем, что каждый из указанных каналов в поперечном сечении спрофилирован по дуге окружности, причем бортовые каналы в поперечном сечении имеют форму полукруга.

4. Катер по и, 1, отличающийся тем, что вертикальные борта корпуса снаружи в нижней части выполнены со скуловыми булями, которые расположены выше нижних кромок открытых снизу бортовых каналов.

5. Катер по пп. 1, 2 и 4, о т л и ч а юшийся тем, что отсечные клапаны и направляющие отражатели выполнены с приспособлением для управления их положением в виде гидроцилиндров, связанных с гидроагрегатом, а органы управления снабжены приборным щитком и обьединенными в пары рычагами, из которых два рычага — "хода вперед", два рычага — "левый вперед и "правый вперед" соответственно и два рычага — "малый влево" и "малый вправо" соответственно.

1695В24

1695824

1695824

Составитель B.Àôîíèè

Редактор М.Петрова Текред М,Моргентал Корректор 3.Лончакова

Заказ 4174 Тираж Подписное

ВНИИПИ Го

И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Катер на воздушной подушке Катер на воздушной подушке Катер на воздушной подушке Катер на воздушной подушке Катер на воздушной подушке Катер на воздушной подушке 

 

Похожие патенты:

Судно // 1689200
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на судах различных типов, в том числе внутреннего плавания

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для многокорпусных судов с несколькими подводными корпусами и для полупогруженных судов

Судно // 1678694
Изобретение относится к судостроению , преимущественно к конструкции судов с оборудованием для подводных работ

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в качестве транспортного средства на внутренних водных путях

Судно // 1643308
Изобретение относится к судостроению

Судно // 1643308
Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования отводов корпусов судов для эксплуатации на внутренних водных путях

Судно // 1634562
Изобретение относится к судостроении и касается ъонструпроваьпя судов с высокой маневренностью Цель изобретения - обеспечение высокого уровня маневренности и остойчивости

Изобретение относится к судостроению , в частности к конструкции скоростных судов„ Предлагаемая конструкция днищевой части скоростного судна позволяет уменьшить конструктивную массу судна и потребную мощность его силовой установки за счет снижения уровня внешних нагрузок и гидродинамической с иль1 сопро-пш.м в меличпангоу пюм i нн

Судно" // 772474

Глиссер // 683148
Наверх