Самоустанавливающееся зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , к самоустанавливающимся зубчатым колесам. Цель - повышение надежности самоустанавливающегося зубчатого колеса - достигается за счет улучшения свойства самоустановки . Венец 2 установлен на ступице 1 с возможностью ограниченных упругих смещений в пределах зазора д между размещенными в лунках 4 ступицы 1 шариками - 6 5 и гранями 3 на обращенной к ступице 1 поверхности венца 2. Диаметр лунок 4 может быть больше диаметра шариков 5. а глубина лунок 4 не превышает половины диаметра шариков 5. Колесо может быть снабжено вставками 6, а каждая из граней 3 выполнена на соответствующей вставке 6. Число лунок 4 и соответствующих граней 3 может быть выбрано вдвое большим числа шариков 5. При работе колеса венец 2 самоустанавливается в зацеплении относительно ступицы в пределах ограниченных упругих смещений. При пиковых нагрузках смещения ограничиваются контактом шариков 5 с гранями 3, не препятствуя самоустановке венца. Выбор соотношений диаметров и глубины лунок 4 с диаметром шариков 5 способствует снижению контактных напряжений и износа. Использование вставок 6 и выбор числа лунок 4 способствует повышению ремонтопригодности колеса. 3 з.п.ф-лы, 3 ил. А со с Os о 00 СП со fO

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4746627!28 (22) 09.10.89 (46) 15.12.91. Бюл, N 46 (71) Ворошиловградский машиностроительный институт (72) В.Н.Старченко и В.В.Август (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 214576, кл. В 61 С 9/08: В 61 С 9/38, F 16

Н 1/26, 1967. (54) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕСЯ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к самоустанавливающимся зубчатым колесам. Цель — повышение надежности самоустанавливающегося зубчатого колеса— достигается за счет улучшения свойства самоустановки. Венец 2 установлен на ступице 1 с возможностью ограниченных упругих смещений в пределах зазора д между размещенными в лунках 4 ступицы 1 шариками,, Ц „„1698532 А1 (я)5 F 16 Н 1/26, B 61 С 9/06, F 16 Н 55/14

5 и гранями 3 на обращенной к ступице 1 поверхности венца 2. Диаметр лунок 4 может быть больше диаметра шариков 5, а глубина лунок 4 не превышает половины диаметра шариков 5. Колесо может быть снабжено вставками 6, а каждая из граней 3 выполнена на соответствующей вставке 6.

Число лунок 4 и соответствующих граней 3 может быть выбрано вдвое большим числа шариков 5. При работе колеса венец 2 само-. устанавливается в зацеплении относительно ступицы в пределах ограниченных упругих смещений. При пиковых нагрузках смещения ограничиваются контактом шариков 5 с гранями 3, не препятствуя самоустановке венца. Выбор соотношений диаметров и глубины лунок 4 с диаметром шариков 5 способствует снижению контактных напряжений и износа. Использование вставок 6 и выбор числа лунок 4 способствует повышению ремонтопригодности колеса, 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

4-А

1698532

Изобретение относится к машиностроению, к самоустанавливающимся в зацеплении зубчатым колесам.

Цель изобретения — повышение надежности самоустанавливающегося зубчатого колеса за счет улучшения свойства самоустановки.

На фиг. 1 изображено самоустанавливающееся зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — относительные положения венца и ступицы беэ нагрузки и под нагрузкой, Самоустанавливающееся зубчатое колесо содержит ступицу 1, установленный на ней с воэможностью ограниченного упругого смещения,в осевой плоскости и в окружном направлении венец 2 и равномерно размещенные между взаимообращенными поверхностями венца 2 и ступицы 1 тела качения. На взаимообращенных поверхностях венца 2 и ступицы 1 выполнены соответственно параллельные оси колеса грани

3 и сферические лунки 4, а каждое из тел качения выполнено в виде размещенного в лунке 4ступицы 1 междусмежными гранями

3 венца 2 с зазором д относительно последних шарика 5.

Сферические лунки 4 могут быть выполнены с диаметром, большим диаметра шариков 5, и с глубиной, меньшей или равной половины диаметра последних.

Колесо может быть снабжено установленными в венце 2 сегментными вставками

6, а каждая из граней 3 выполнена на соответствующей вставке 6..

Число сферических лунок 4 и соответствующих им смежных граней 3 может быть выбрано вдвое большим числа шариков 5.

Упругие смещения венца 2 в осевой плоскости и в окружном направлении возможны за счет установки венца 2 на ступице 1 с помощью ряда промежуточных деталей: внутренних щек 7, наружных щек 8 и размещенных между щеками 8,.7 упругих элементов 9. Для повышения свойства самоустановки венец 2 может состоять из

Ф двух обойм — внутренней и наружной, соединенных между собой зубчатым соединением 10, допускающим взаимные перекосы обойм.

Самоустанавливающееся зубчатое колесо работает следующим образом.

Под действием возникающих в зацеплении с ответным колесом (не показано) усилий венец 2 самоустанавливается относительно ступицы, компенсируя возможные перекосы и обеспечивая равномерный контакт зубьев, Упругие смещения венца 2 относительно ступицы 1 при самоустановке возможны во всех направлениях, в т.ч. и в радиальном, в пределах зазора д между шариками 5 и гранями 3.

При возникновении пиковых нагрузок упругие смещения венца 2 ограничиваются в окружном и радиальном направлениях благодаря контакту шариков 5 с поверхностью граней 3. Угол (фиг, 3) представляет собой диапазон упругого углового смещения венца 2 относительно ступицы 1. Нахождение центра шарика 5 на линии OB соответствует отсутствию нагрузки на венец 2, Нахождение

/ центра шарика 5 на линии ОВ соответствует пиковой нагрузке на венец 2, Контакт шариков 5 с поверхностью граней 3, не препятствуя самоустановке венца 2, обеспечивает сохранность межцентрового расстояния колес в заданных пределах.

Выбор соотношения диаметров шариков 5 и лунок 4 и глуЪины последних обеспечивает повышение контактной прочности, снижение потерь на трение при взаимодействии шариков 5, лунок 4 и граней 3.

Использование сегментных вставок 6 повышает ремонтопригодность колеса, так как упрощает замену изношенных граней 3.

Выбор соотношений чисел лунок 4 с гранями 3 и шариков 5 также повышает ремонтопригодность, так как позволяет использовать запасные лунки 4 и грани 3 взамен изношенных, Формула изобретения

1. Самоустанавливающееся зубчатое колесо, содержащее ступицу, установленный на ней с возможностью ограниченного упругого смещения в осевой плоскости и в окружном направлении венец и равномерно размещенные между взаимообращенными поверхностями венца и ступицы тела качения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности за счет улучшения

cRoAcTBa самоустановки, на взаимообращенных поверхностях венца и ступицы выполнены соответственно параллельные оси колеса грани и сферические лунки, а каждое из тел качения выполнено в виде размещенного в лунке ступицы смежными гранями венца с зазором относительно последних ша,>и.а.

2. Колесо по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что сферические лунки выполнены с диаметром, большим диаметра шариков, и с глубиной, меньшей или равной половины диаметра последних.

3. Колесо по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено установленными в венце сегментными вставками, а каждая из граней выполнена на соответствующей вставке.

1698532

Ди1

Составитель В.Сергеев

Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Редактор M.Òîâòèí

Заказ 4379 Тираж Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yn,Гагарина, 101

4. Колесо по пп. 1-3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что число сферических лунок и соответствующих им смежных граней выбрано вдвое большим числа шариков,

Самоустанавливающееся зубчатое колесо Самоустанавливающееся зубчатое колесо Самоустанавливающееся зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , точнее к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью

Изобретение относится к машиностроению , в частности к полиграфической промышленности , и предназначено для осуществления малошумных зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с полимерными колесами

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с пониженным шумом

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к губчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизBW мах различного назначения для снижения вибраций

Изобретение относится к магнитным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , применяется для изучения кинематики волновых передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности к спироидным зубчатым Ь 7 fft 18 передачам с твердой смазкой зацепления Цель изобретения - уменьшение габарита в направлении оси спироидного колеса Указанная цель достигается за счет того, что смазывающее устройство выполнено в виде стержней 9 из твердого смазочного материала, установленных в отверстиях 11, расположенных по архимедовой спирали на венце спироидного колеса 5, с которым зацепляется червяк 2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении

Изобретение относится к машиностроению , точнее к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , точнее к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин общего специального назначения

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в малонагруженных точных волновых передачах
Наверх