Авиационный бортовой турбомеханическийпривод

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 05.Ч.1964 (.(31Ъ 898661/40-23) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11.Ч,1965. Бюллетень № 10

Кл. 47h, 8 62 с, 15»

Государствениый комитет по делам изобретений

МПК F 06h

В 64d

УДК 621.83;629.13.01/06

3Y

А. Е. Голодовский, Г. М. Заславский, Е. П. Жуков и И. М. Майзенберг

Заявитель Организация Государственного комитета по авиационной технике СССР

АВИАЦИОННЫЙ БОРТОВОЙ ТУРБОМЕХАНИЧЕСКИЙ

ПРИВОД

Поди сная грцппа Л& 207

Известны авиацио1)иые комбинированные турбомеханические приводы, предназначенные для турбовоздушиого запуска двигателя силовой установки летательного аппарата и вращения генератора перемеш3ого тока с постоянными оборотами. Приводы включают многорежимиую воздушную турбину, re»ератор переменного тока, пусковой и генераторный шестереичатые переборы, неуправляемую муфту обгона, планетарную (дифференциальную) передачу и регулирующее устройство постоянных оборотов, Крут)иций момент валу генератора персдлстсн от вала двигателя сило1и)й устлнонки и одно13рсмснно оТ влла 1303ду1и1н)й ту()3)nlll иитлслп)11 сж;)тым воздухом от компрессора двигателя и работающей на длительном режиме привода генератора с неоптимальным к.п.д. Эти приводы конструктивно сложны, малоэкономичиы и имеют большой вес.

Описываемый авиационный бортовой турбомехаиический привод предназначен для тех же целей, но имеет более простую коиструк1jHlo, наде>кнее. экономичнее, ускоряет запуск двигателя, снижает вес привода.

В приводе применены: одноре>кимная воздушная турбина, использусмля лишь в режиме запуска двигателя и работающая при этом на режиме се ollòèìllël nl)ão к.п.д.; сдвоенная фри1,цио101ая торовля исредлчл, имшощая Iloстояииые сочленения с валом двигателя и валом генератора и сочленение с валом турбины лишь в режиме запуска двигателя, когда ему передается крутящий момент от турбины.

После запуска сочлеиеиие разъединяется и турбина перестает работать в режиме привода генератора.

Постояиство оборотов генератора обеспечивается взаимодействующим с регулятором

10 постоянных оборотов устройством, управляющим синхронными поворотами на соответствующие углы и в необходимом направлении промс>куточных роликов, постоянно коитакти()QIolllnx с To()013I>lми попс()xnooтями 13сд3 и1их

15 и ведомых дискон To()olio)I псрсдл In. (-(а чертеже дана принципиальная конструктивная схема описываемого авиационного бортового турбомеханического привода в режиме запуска.

20 Привод включает однорежимную воздушную турбину 1, генератор переменного тока 2, сдвоенную фрикциоинуlo торовую передачу, пусковой шестеренчлтый перебор (шсстерни

3 — б), гснераториый шестсренчатый перебор

25 (шестсрии 7, 8); исуправлясмую муфту обгона, состоящуlo 113 хрлповой муфты 9 и собачек 1О; диффсрснциллыю-урлвнитсльный механизм (шестерни 1! !.!); регулятор постониных оборотов 15, приводимыи 1)сиомога30 тельными шестсриями !б, 17; взаимодсйству171234

3 ющее с регулятором устройство 18, управляющее синхронными поворотами промежуточных роликов 19 торовой передачи; устройство 20, управляющее заслонкой 21 в магистрали подвода сжатого воздуха на лопатки турбины 1; масляный насос 22, приводимый вспомогательными шестернями 28, 24, и смонтированный на нем датчик 25 предельных оборотов турбины.

Сдвоенная фрикционная торовая передача имеет два ведущих диска 26, 27 и два ведомых диска 28, 29, выполненных с односторонними торовыми поверхностями. Этими поверхностями диски соответственно взаимодействуют друг с другом при помощи поворотных проме>куточных роликов 19, которые постоянно контактируют по периферии с соответствующими торовыми поверхностями. Ведущие диски 26, 27 жестко закреплены на валу 80, вращающемся в подшипниках 31, 32, закрепленных в корпусе 88 торовой передачи, Выходной конец вала 80 через рессору 34 сочленен с валом двигателя и несет на себе пакет тарельчатых пружин 85, стягиваемых на другом конце вала 30 затяжной гайкой 36, благодаря чему промежуточные ролики постоянно контактируют с торовыми поверхностями дисков.

На периферии ведущего диска 26 жестко закреплены собачки 10 муфты обгона. Ведомые диски разделены между собой упорным подшипником 37 и смонтированы на подшипниках 88, 89 на неподвижной оси 40, расположенной сооспо валу 30 и закрепленной торцовыми фланцами 41, 42 на корпусе 88 передачи. Ведомые диски имеют на периферии зубчатые венцы, находящиеся в зацеплении с шестернями 11, 12 дифференциально-уравнительного механизма, и через его шестерни 18, 14 и шестерни 7, 8 генераторного перебора передается крутящий момент от вала двигателя валу генератора.

Промежуточные поворотные ролики 19 закреплены на штырях 43 фасонного поводка

44 и пропущены через прорези во фланцах

41, 42 неподвижйой оси 40. Фасоппьш поводок связан с исполнительным звеном устройства 18, взаимодействующего с регулятором постоянных оборотов 15.

Смазка турбогенератора и работа устройств

l8, 20 и регулятора оборотов 15 производится масляным насосом 22.

В ре>киме запуска двигателя с>катый воздух, подаваемый от аэродромного или бортового источника на лопастный аппарат турбины, создает на ее валу крутящий момент, который через шестерни 3 — 6 пускового перебора, храповую муфту 9 и сцепленные с ней со4 бачки 10 неуправляемой муфты обгона через ведущий диск 26, вал 80 и рессору 84 передается валу двигателя, Когда двигатель начинает устойчиво рабо5 тать на режиме малого газа, датчик 25 предельных оборотов турбины автоматически подает сигнал на устройство 20, закрывающее заслонку 21 — перекрывается подача сжатого воздуха на лопатки турбины, и обороты се резко падают. Под действием центробежных сил, возникающих на периферии ведущего диска 26, закрепленные «а нем сЬбачкн выходят из зацепления с храповой муфтой муфты обгона и турбина с пусковым перебором останавливаются. Когда вал двигателя начинает вращаться, крутящий момент от него передается валу генератора через рессору

84, вал 80, ведущие диски 26, 27, промежуточные ролики 19, ведомые диски 28, 29, шестер20 ни 11 — 14 дифференциально-уравшпельного механизма н шестерни 7, 8 генераторного перебора.

Прн отклонении числа оборотов генератора от заданного номинального чувствительный

25 элемент регулятора, автоматически взаимодействуя с устройством 18, управляющим синхронными поворотами промежуточных роликов 19, поворачивает.их в нужном направлении на такую величину, при которой номинальные обороты генератора восстанавлшгаются.

Предмет изобретения

Авиационный бортовой турбомсхацичсскнй привод для турбовоздушного запуска двигателя и вращения с постоянными оборотами генератора переменного тока, содержащий воздушную турбину, генератор переменного тока, пусковой и генераторный шестеренчатые переборы и неуправляемую муфту обгона, птличсиощийся тем, что, с целью повышения экономичности и паде>кпости привода, снижения его Dcc3 и сокращения времени запуска, он снабжен сдвоенной торовой передачси, выполненной в виде установленных на передаточном валу двух ведущих торовых дисков, двух ведомых торовых дисков, установлешп1х на неподвижной оси, разделенных упорным подшипником, н автоматически поворачнваемых управляющим устройством промежуточных роликов, обеспечивающих взанMoäåéñòвие между ведущими н ведомыми торовымн дисками при передаче вращения от двигателя к генератору с постоянными оборотами через дифференциальный управляемый механизм и генераторпьш шестеренчатый перебор.

171234

Составитель В. И. Гуслянников

I едактор Л. В. Калашникова Техред Ю. В. Баранов Корректор Л. М. Комарова

Заказ I2(i5/!! Тираж l700 Формат бум. 60 90 /, Объем 0,27 изд. л. Цена 5 коп.

ЦН! I I Il If! Государственного комнтста по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Авиационный бортовой турбомеханическийпривод Авиационный бортовой турбомеханическийпривод Авиационный бортовой турбомеханическийпривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП)

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ) вертолетов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регуляторе мощности и регуляторе процесса или устройства (1) регулировки мощности, которые предназначены для регулирования гибридного источника энергии для летательного аппарата
Наверх