Мотор-колесо

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>s В 60 К 7/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4701980/11 (22) 06.06.89 (46) 07.01.92. Бюл. hk 1 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.И. Бобровник, А.С. Белькович, А.Т.

Скойбеда, А.А, Боталенко, А.А. Зенькович и

0.8. Безмен (53) 629.113.012(088,8) (56) Петров В.А. Гидрообьемные трансмиссии самоходных машин, М.: Машиностроение, 1988, с. 90, рис. 36. (54) МОТОР-КОЛЕСО (54) Изобретение относится к трнспорному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности трансмиссии прицепных и мо„„5U„„1703504 A l бильных сельхозмашин. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств мотор-колеса за счет снижения трудоемкости технического обслуживания и повышения долговечности мотор-колеса путем снижения динамической нагруженности. Мотор-колесо содержит приводной, двигатель 1, тормозной механизм 3 и двухрядный планетарный редуктор 2, выходное звено которого связано с ведущим колесом. а промежуточное -с рамой 7 транспортого средства, при этом тормозной механизм 3 расположен на дополнительном эпициклическом колесе 12, взаимодействующем с двухвенцовым сателлитом 10 первого планетарного ряда 4. 2 ил.

1703504

Изобретение относится к транспортному и сельскокозяйственному машиностроению, в частности трансмиссии прицепных и мобильных сельхозмашин.

Известно мотор-колесо, содержащее приводной двигатель, редуктор и расположенный со стороны, противоположной двигателю, тормозной механизм с набором наружных и внутренних дисков, которые соответственно связаны с неподвижным корпусом и центральным колесом редуктора.

Недостатком данного мотор-колеса является невозможность получения редуктора с большим передаточным отношением, что позволяет использовать указанное моторколесо только на скоростных транспортных средствах и исключает его применение на тихоходных мобильнык сельхозмашинах с большими тяговыми усилиями, Наиболее близким техническим решением является мотор-колесо, содержащее приводной двигатель, двухрядный планетарный редуктор и расположенный между двигателем и редуктором тормозной механизм с набором фракционных дисков, Недостатками данного мотор-колеса являются высокая трудоемкость технического обслуживания тормозного механизма и повышенная масса мотор-колеса, обусловленная высокими динамическими нагругкаюм, воспринимаемыми редуктором и рм торможении транспортного средства.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств мотор-колеса аа счет снижения трудоемкости технического обслуживания и повышения долговечности мотор-колеса путем снижения динамичвской нагруженности, что позволяет испоаьзоеать мотор-колесо как на скоростных транспортных средствах, так и с низкими скоростями передвижения и большими тяговыми усилиями, РРя достижения этой цели в известном мотор-колесе, имеющем приводной двигатель, тормозной механизм и планетарный двухрядный редуктор, выходное звено которого связано с ведущим колесом, а промежуточное — с рамой транспортного средства, выполнена дополнительная коронная шестерня. размещенная со стороны, противоположной приводному двигателю, и зацепленная со стороны, противоположной приводному двигателю, со вторым венцом выполненного двухвенцовым сателлита планетарного ряда, также размещенного с этой стороны колеса, а тормозной механизм расположен на дополнительной коронной шестерне для связи ее с одним из звеньев этого планетарного ряда. Такое расположение тормозного механизма позволяет про35 ляется общей с солнечной шесте ней9, вектор ве скорости тоже равен Ч,. Точка В окружной скорости не имеет, поэтому 7 =

О. Отрезок, соединяющий конец вектора Ча с проекцией точки В на ось. является гео40 метрическим местом концов векторов окружных точек сателлитов. Точка С является общей для сателлита 13 и коронного колеса планетарнык рядов 4 и 5. Поэтому вектор скуости точки С наружного ряда 4 равен Vr

45 "Vñ.

Точки звеньев редуктора солнечных шестерен 9 и 11 и водила 8, расположенных на оси 0-0, окружной скорости не имеют. Поэтому 7< =- О. Точка А принадлежит как сол50 нечной шестерне 9, так и во 8. Отрезок, соединяющий конец вектора Ч с проекцией точки О на ось, является геометрическим местом концом векторов окружных скоростей точек водила 8. У сателлита 10 точка D

55 является общей с водилам 8, вектор ее ско1 рости равен Vo, а точка С вЂ” общей с коронным колесом, вектор скорости которой равен Vy, Отоезок, соединяющий концы векторов Vc и Vg, является геометрическим местом концов векторов точек сателлита 10, 5

30 водить его техническое обслуживание беэ демонтажа приводного двигателя и мотор-колеса с транспортного средства, что повышает эксплуатационные качества мотор-колеса.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема мотор-колеса; на фиг. 2 — план скоростей планетарного редуктора и схема усилий, возникающих на сдвоенном сателлите при торможении.

Мотор-колесо содержит двигатель 1, двухрядный планетарный редуктор 2 и тормозной механизм 3. Планетарный редуктор

2 включает первый 4 и второй 5 планетарные ряды. Водило б второго планетарного ряда закреплено на раме 7, а водило 8 взаимодействует с солнечной шестерней 9 планетарного ряда 5. Сателлиты 10 первого планетарного ряда 4 выполнены двухвенцовыми, одним венцом взаимодействующие с солнечной шестерней 11 и общим для обоих рядов 4 и 5 коронным колесом, а вторым венцом — с дополнительным, расположенным с внешней стороны редуктора 2 зпициклическим колесом 12, на котором закреплен тормозной механизм 3. Сателлиты 13 взаимодействуют с солнечной шестерней 9 и коронным колесом планетарнык рядов 4 и 5.

При вращении вала двигателя точки элементов редуктора имеют некоторые окружныв скорости. Зададимся величиной вектора скорости точки А и отложим отрезок

V, от проекции скорости этой точки на ось, допустим, влево. У сателлита 13 точка А яв1703504 у которого точка А является общей с солнечной шестерней 11 и вектор ее скорости равен \/д.

Окружные скорости точек двухвенцового сателлита 1О общие, Поэтому по известным векторам Vcf и d легко определить точку Е, принадлежащую наоужному венцу сателлита 10, окружная скорость которой равна Ч, = О. При этом эта же точка принадлежит и дополнительному эпициклическому колесу 12, у которого точка О также не имеет окружной скорости, а значит, оно неподвижно. Дополнительное эпициклическое колесо имеет неподвижные общие точки со всеми двухвенцовыми сателлитами планетарного редуктора.

При включении тормозного механизма

3 происходит замыкание ведущих дисков, связанных с валом солнечной шестерни 11, и ведомых дисков, соединенных с эпициклическим колесом i2 через корпус механизма 3, При этом ведущие диски, вращаясь, стремятсяя провзритть евдохе и связанное с ним эпициклическое колвсо 12, которое е свою очередь стрвмится провернуть сдвоенный сатвллит 10 (направление отмечено на фиг, 2 штрихоеымю линиями), частота и направление вращения которого оп ределе н ы ки нематичесаеми зависимостями редуктора 2 (сплошныв линии). Это приводит к возникHO99HNl0 ô е H0l о 146M% Fp H8 солнечном колесе, которов совместно с усивеем торможения F позволяет более зффектнвно осуществлять процесс замедления транспортного средства и уменьшает ввлмчину силового потока, проходящего через редуктор.

Мотор-колесо обладает следующими преимуществами: закрепление тормозного механизма на дополнительном эпициклическом колесе, расположенном снаружи, обеспечивает свободный доступ для техни4еского обслуживания тормозного механиз5 ма и замены фрикционных элементов без демонтажа приводного двигателя и мотор-колеса с транспортного средства; возникающий при включении тормозного механизма реактивный момент на дополнительном эпицик10 лическом колесе приводит к формированию на первом планетарном ряду дополнительных усилий, обеспечивающих более эффективное торможение и разгружающих второй высоконагруженный планетарный ряд ре15 дуктора.

Формула изобретения

Мотор-колесо, содержащее приводной

20 двигатель. связанный кинематически с входным звеном двухрядного планетарного редук .ора. выходное звено которого связано с ведущим колесом. а промежуточное — с рамой транспортного средства, и тормоз25 ной механизм, о т л и ч а ю щ е в с я тем. что, с целью повышения долговечности и эксплуатационных качеств за счет обеспечения свободного доступа к тормозному механизму при обслуживании. оно снабжено дополни30 тельной коронной шестерней, размещенной со стороны, противоположной приводному двигателю, и зацепленной со стороны, противоположной приводному двигателю. с вторым венцом выполненного двухвенцо35 вым сателлита планетарного ряда, также размещенного с этой стороны колеса, а тормозной механизм расположен на дополнительной коронной шестерне для связи ее с одним из звеньев этого планетарного ряда, 40

1703504

Составитель А. Белькович

Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Заказ 31 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромотор-копясам объемных гидропередач различных трзчспортных ссздстз, тракторов , комбайнов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машин

Изобретение относится к колесным узлам транспортных средств и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к транспортным средствам и касается расположения электродвигателя в его ведущих колессэх

Изобретение относится к трансмиссиям мобильных машин, в частности к агрегатам индивидуального приеода колес, в которых гидромотор располагается в непосредственной близости с мотор-колесами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для перемещения объектов с использованием энергии текучей среды, и может быть применено в транспортных, подъемных и других подобных машинах

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к машинам специального назначения, а именно к моторколесам

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх