Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания

 

Целью изобретения является повышение эффективности использования энергии при обкатке и испытаниях двигателя внутреннего сгорания и расширение функциональных возможностей стенда. Цель достигается тем, что стенд снабжен синхронизирующим блоком для включения в электросеть машины при ее работе в режиме, генератора, а выведенные одноименные концы фаз обмоток статора асинхронной электрической машины, противоположные соединенным с электрической сетью или замкнутым, соединены через контакты дополнительного переключателя с входом выпрямителя , выход которого через нагрузочное сопротивление и контакты этого переключателя соединен с выводами фаз обмоток ротора. Это обеспечивает самовозбуждение асинхронной машины постоянным током и ее работу в режиме синхронного генератора с преобразованием механической энергии двигателя внутреннего сгорания в электрическую и полезное ее использование потребителями, включенными в стационарную сеть электроснабжения со стороны статора машины и в цепи ротора. Изобретение обеспечивает полезное использование энергии при обкатке и испытаниях двигателя внутреннего сгорания и позволяет использовать стенд в качестве резервного или автономного источника электроснабжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4819810/06 (22) 02.04.90 (46) 29,02,92. Бюл. N 8 (71) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) А,С.Хлопов, Ю.П.Кузнецов, Е.А.Никифоров и Л.В.Фишкова (53) 621.436.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 840867, кл. G 01 M 15/00, 1979. (54) СТЕНД ДЛЯ ОБКАТКИ И ИСПЫТАНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Целью изобретения является повышение эффективности использования энергии при обкатке и испытаниях двигателя внутреннего сгорания и расширение функциональных возможностей стенда. Цель достигается тем, что стенд снабжен синхронизирующим блоком для включения в электросеть машины при ее работе в режиме. генератора,. а выведенные одноименные

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, в частности к нагрузочным устройствам двигателей, и может быть использовано при обкатке и испытаниях двигателей в качестве автономного источника электроснабжения.

Целью изобретения является повышение эффективности использования энергии при обкатке и испытаниях двигателя.

На чертеже представлена схема описываемого стенда.

Стенд содержит средства 1 измерения и контроля, средства 2 управления, асинх„„SU 1716366 А1 (si)s G 01 М 15/00, F 02 В 79/00 концы фаз обмоток статора асинхронной электрической машины, противоположные соединенным с электрической сетью или замкнутым, соединены через контакты дополнительного переключателя с входом выпрямителя, выход которого через нэгрузочное сопротивление и контакты этого переключателя соединен с выводами фаз обмоток ротора. Это обеспечивает самовозбуждение асинхронной машины постоянным током и ее работу в режиме синхронного генератора с преобразованием механической энергии двигателя внутреннего сгорания в электрическую и полезное ее использование потребителями, включенными в стационарную сеть электроснабжения со стороны статора машины и в цепи ротора. Изобретение обеспечивает полезное использование энергии при обкатке

Ои испытаниях двигателя внутреннего сгорания и позволяет использовать стенд в качестве резервного или автономного источника электроснабжения. 1 з.п. ф-лы;

1 ил, ей ронную электрическую машину 3 с фазным ротором, вал которого соединен с валом двигателя 4 внутреннего сгорания. Одни выведенные концы фэз обмоток статора асинхронной электрической машины через контакты переключателя 5 соединены с электрической сетью, содержащей нагрузку

6, К этим выводам обмоток статора машины подключены конденсаторы 7 с разрядными резисторами 8, необходимыми при значительной индуктивной составляющей нагрузки сети. Противоположные одноименные концы фаз обмоток статора машины соеди1716366

10 нены через контакты переключателя 9 с входом переменного тока выпрямителя 10, выход постоянного тока которого соединен через электронагреватель сопротивления

11 и контакты этого переключателя с выводами фаз обмоток ротора. Обмотки ротора соединены через кнопочный выключатель

12 с аккумуляторной батареей или другим вспомогательным источником постоянного тока, обеспечивающим начальное подмагничивание машины с отключенного от сети состояния. Параллельно контактам переключателя 5 включен синхронизирующий блок 13. Для разделения электрических цепей постоянного тока выпрямителя и внешних вспомогательных электрических цепей подмагничивания машины может предусматриваться диод, показанный на чертеже штриховой линией. При необходимости плавного регулирования частоты вращения вала машины или тормозного вращающего момента на нем только выпрямитель или только электронагреватель сопротивления выполняются управляемыми или регулируемыми, Схемой стенда предусмотрена работа машины в режимах асинхронного двигателя, асинхронного генератора и синхронного генератора. Состояние контактов переключателей на чертеже показано для случая работы машины в режиме синхронного генератора. Режимам асинхронного двигателя и асинхронного генератора соответст- вует обратное показанному на чертеже состояние контактов переключателя 9. При этом обмотки статора соединяются по схеме "звезда", вход переменного тока выпрямителя 10 подключается к выводам фаз обмоток ротора, а выход постоянного тока— к электронагревателю сопротивления.

Стенд работает следующим образом.

При подключении обмоток статора к источнику переменного тока электрическая машина работает в режиме асинхронного двигателя, вращая вал двигателя внутреннего сгорания и обеспечивая его холодную приработку.

При подаче топлива двигатель внутреннего сгорания вращает вал электрической машины, которая при достижении частоты вращения ротора выше частоты питающей сети переходит в режим асинхронного генератора, создавая нагрузочный момент на коленчатом валу двигателя 4 при его горячей обкатке и испытаниях.

Тормозной режим асинхронного генератора обеспечивается при частоте вращения ротора машины, превышающей синхронную, наличии напряжения питаю15

55 щей электрической сети и электрической нагрузки.

Режим асинхронного генератора асинхронной электрической машины стенда предусматривается с целью создания тормозного вращающего момента на валу двигателя во всем диапазоне частоты его вращения его обкатке и испытаниях, обеспечения потребителей электроэнергией в случае отсутствия напряжения переменного тока в стационарной сети электроснабжения и использования машины в качестве резервного генератора или в качестве автономного генератора электроэнергии.

В этом режиме стенд работает следующим образом.

С помощью двигателя внутреннего сгорания приводится во вращение ротор машины. Кратковременным нажатием кнопочного выключателя 12 в обмотки ротора подается постоянный ток. Возникающий магнитный поток ротора наводит в статорных обмотках ЭДС. Если цепи статорных обмоток замкнуты через контакты переключателя 5 или через подключенную к сети нагрузку, то в них под действием ЭДС протекает переменный ток, Этот ток течет через нагрузку стационарной электрической сети, выпрямляется, проходит через электронагреватель сопротивления и подается в обмотки ротора, в результате возникает генераторный режим, при котором постоянный ток ротора пропорционален току статора, Благодаря положительной обратной связи по току нагрузки обеспечивается самовозбуждение машины, стабилизация напряжения на нагрузке в заданном режиме и жесткие механические характеристики с практически неограниченным тормозным моментом.

Плавное регулирование частоты вращения вала двигателя 4 при холодной обкатке и вращающего тормозного момента на нем при горячей обкатке и испытаниях осуществляются изменением напряжения выпрямителя или сопротивления электронагревателя в цепи постоянного тока. Задание режимов и их стабилизация осуществляются с помощью сигналов управления и обратной связи, показанных на чертеже стрелками, Для случая регулируемого электронагревателя сопротивления и неуправляемого выпрямителя эти стрелки на чертеже показаны штриховой линией. При горячей обработке и испытаниях двигателя в режиме работы синхронного генератора тормозной момент и частота вращения изменяются в широком диапазоне. При этом частота тока и напряжение на нагрузке стационарной се1716366

10 ти и напряжение на электронагревателе также изменяются.

Для случая работы стенда в качестве автономного или резервного источника электроснабжения необходимая частота тока в нагрузке задается частотой вращения вала двигателя, а напряжение — управляемым выпрямителем или регулируемым электронагревателем. При необходимости подключения стенда на параллельную работу с другими генераторами переменного тока предусмотрен синхронизирующий блок

13. В качестве простейшего синхронизирующего устройства могут быть использованы три лампы и вольтметр. Вольтметр и одна лампа включаются в первую фазу, а две другие лампы — в остальные фазы перекрестно, Такое соединение при некоторой разности частот дает поочередное загорание и потухание ламп, что создает, если их расположить по кругу, впечатление вращения света, По направлению вращения кругового света можно знать, что нужно увеличить или уменьшить скорость вращения стенда для приближения его к синхронизму. Более точно правильный момент включения определяется лампой первой фазы, включенной на потухание, и нулевым вольтметром, включенным параллельно этой лампе.

Порядок включения стенда на параллельную работу следующий. Предварительно необходимо убедиться в одинаковом порядке последовательности фаз сети и стенда. Установить переключатель 5 в нейтральное положение (" Выключено" ). Изменением частоты вращения вала двигателя, сопротивления 11 или напряжения управляемого выпрямителя 10 по синхронизирующему устройству добиться равенства значения частот и ЭДС сети и подключаемого стенда. В момент синхронизма установить переключатель 5 в положение, соответствующее показанному на чертеже.

При отсутствии нагрузки в стационарной электрической сети переключатель 5 устанавливается в положение, при котором одноименные выводы обмоток статора замкнуты. B этом случае нагрузкой стенда является только электронагреватель сопротивления. Во всех режимах электрическая энергия ротора с помощью электронагревателя преобразуется в тепловую и может использоваться непосредственно для собственных нужд.

Таким образом, данный стенд обеспечивает электроснабжение потребителей, включенных в стационарную электрическую сеть со стороны статора электрической асинхронной машины и подключаемых дополнительно со стороны ротора, что повы15

55 шает эффективность использования энергии при обкатке и испытаниях двигателя внутреннего сгорания. Практически вся механическая энергия двигателя за исключением потерь, связанных с КПД устройств, может быть утилизирована и использована полезно.

Стенд может быть также использован в качестве автономного или резервного источника электроснабжения переменного и постоянного тока, что расширяет его функциональные возможности.

Формула изобретения

1. Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания, содержащий средства измерения, контроля и управления, асинхронную электрическую машину с фазным ротором, выводы обмоток которого соединен с выпрямителем переменного тока, на выходе последнего включено регулируемое нагрузочное сопротивление, первые выводы обмоток фаз статора через три нормально замкнутые контакта первого переключателя соединены с электрической сетью, кнопочный выключатель и источник постоянного тока, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности использования энергии при обкатке и испытаниях двигателя, стенд снабжен вторым переключателем, содержащим первую группу контактов в виде двух нормально замкнутых контактов, вторую группу контактов в виде трех нормально разомкнутых контактов и третью группу контактов в виде трех переключающих контактов, синхронизирующим блоком, тремя резисторами и тремя конденсаторами, первый переключатель снабжен дополнительными тремя нормально открытыми контактами, соединенными между собой, а каждый подвижный контакт первого переключателя выполнен в виде перекидного контакта, причем первые выводы трех резисторов и три первых вывода синхронизирующего блока подключены к соответствующим первым выводам обмоток фаз статора, параллельно которым включены три конденсатора, вторые выводы резисторов замкнуты между собой, вторые выводы синхронизирующего блока подключены к соответствующим фазам питающей сети, вторые выводы обмоток фаз статора через вторую группу контактов второго переключателя связаны между собой, входы по переменному .току выпрямителя через нормально замкнутые контакты третьей группы второго переключателя соединены с вторыми выводами обмоток фаз статора, а через нормально открытые контакты третьей группы второго переключателя свя1716366

Составитель B. Золотов

Редактор Н. Цаплихина Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор 3. Лончакова

Заказ 606 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 заны с выводами обмотки ротора, выводы двух фаз которой через первую группу контактов второго переключателя дополнительно подсоединены на выход регулируемого нагрузочного сопротивления, параллельно которому через кнопочный выключатель включен источник постоянного тока.

2. Стенд по и 1, отличающийся тем, что регулируемое нагрузочное сопро5 тивление выполнено в виде нагревателя среды.

Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к диагностированию дизелей тепловозов с гидропередачей

Изобретение относится к методам и средствам испытаний машин и может быть использовано при испытаниях бульдозеров

Изобретение относится к технической диагностике

Изобретение относится к устройствам для измерения силы трения и может бытьиспользовано в машиностроении при определении потерь на трение в цилиндропоршнавой группе поршневых машин

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить надежность и увеличить скорость проведения испытаний путем коррекции программ на первых циклах термоциклических испытаний

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к испытаниям деталей двигателей внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость диагностирования за счет введения двухканальной схемы стробирования и пикового детектирования, двух аналогоцифровых преобразователей, сумматоров, запоминающих блоков

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность и обеспечить безаварийность работы

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на заводах, выпускающих дизели

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к испытаниям и обкатке двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить качество приработки и оптимизировать процесс обкатки двигателя

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность и качество приработки и испытания двигателя внутреннего сгорания, упростить конструкцию и повысить надежность работы

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим ускоренную обкатку двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к автотракторным двигателям и может Пить использовано при испытании их на надежность о Целью изобретения является повышение точности результатов испытания двигателя на надежность путем учета откатов, вызванных задирами направляющей части поршня и поршневых колец„ Способ заключается в чередовании скоростных режимов двигателя, работающего с полной нагрузкой, от ч ITOTFI вращения колечча мг в;1

Изобретение относится к обкаточным стендам двигателей внутреннего сгорания
Наверх