Коробка передач транспорного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции коробки передач. В системе управления коробкой передач транспортного средства нагнетательные магистрали 23,24 гидронасосов 10,11 связаны с нагнетательной магистралью 25 гидромотора 9 посредством обратных клапанов 26,27 с проводимостью в сторойу нагнетательной магистрали 25 гидромотора 9, а распределитель 20 выполнен с шестью линиями, первая 28 связана с источником рабочей жидкости 21. вторая 29 - с гидробаком 22, третья 30 и четвертая 31 - с магистралями управления фрикционных элементов 12,13 гидронасоса 10, пятая 32 и шестая 33 - с магистралями управления фрикционных элементов 14,15 гидронасоса 11. 1 ил.

союз соВетских социАлистических

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829893/11 (22) 29.05.90 (46) 07.03.92, Бюл, К 9 (71) Белорусский политехнический институт (72) О..К.Довнар, О.Н,Протасеня, А.И.Бобровник и В.В.Амельянчик (53) 629. 113-585.2(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1512817, кл. В 60 K 17!08, 1987, (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин. Цель изобретения — упрощение конструкции коробки передач. В

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин, требующих увеличения числа передач. ,Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с гидромотором, по крайней мере два гидронасосэ, связанных с входным валом, и распределитель (авт.св.СССР № 1368199, кл. В 60 К 17/08, 1988).

Недостатком данной коробки передач является уменьшенное количество обеспе„„. Д „„1717427 Аl (я>s F 16 Н 59/02, В 60 К 17/08 системе управления коробкой передач транспортного средства нагнетательные магистрали 23,24 гидронэсосов 10,11 связаны с нагнетательной магистралью 25 гидромотора 9 посредством обратных клапанов

26,27 с проводимостью в стороНу нагнетательной магистрали 25 гидромотора 9, а распределитель 20 выполнен с шестью линиями, первая 28 связана с источником рабочей жидкости 21. вторая 29 — с гидробаком 22, третья 30 и четвертая 31 — с магистралями управления фрикционных элементов 12,13 гидронасоса 10, пятая 32 и шестая 33 — с магистралями управления фрикционных элементов 14,15 гидронасоса

11. 1 ил. чиваемых передач, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.

- Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с гидромотором, по крайней мере два гидронасоса, связанных с входным валом посредством по крайней мере двух передач, управляемых фрикционными элементами, распределитель, источник рабочей жидкости и гидробэк (авт.св. СССР

¹ 1512817, кл. В 60 К 17/08, 1989).

Недостатком данной коробки передач является усложненность конструкции, Обус1717427 ловлено это необходимостью в дополнительных тормозах для связи гидронасасав с корпусом, а также в усложнении распределителя для обеспечения управления данными тормозами.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства нагнетательные магистрали гидронасосов связаны с нагнетательной магистралью гидромотора посредством обратных клапанов с проводимостью в сторону нагнетательной магистрали гидромотора, а распределитель выполнен шестилинейным, первая его линия связана с источником рабочей жидкости, вторая — с гидробаком, третья и четвертая — с магистралями управления фрикционных элементов первого гидронасоса, и пятая и шестая — с магистралями управления фрикционных элементов второго гидронасоса. При этом в первой позиции распределителя третья, четвертая, пятая и шестая линии связаны с второй, во второй позиции третья линия связана с первой, а четвертая, пятая, шестая — с второй, в третьей позиции четвертая линия связана с первой, а третья, пятая и шестая — с второй, в четвертой позиции пятая линия связана с первой, а третья, четвертая и шестая — с второй, в пятой позиции третья и пятая линии связаны с первой, а четвертая и шестая . — с второй, в шестой позиции четвертая и пятая линии связаны с первой, а третья и шестая — с второй, в седьмой позиции шестая линия связана с первой, а третья, четвертая и пятая — с второй, с восьмой позиции третья и шестая линии связаны с первой, а четвертая и пятая — с второй, и в девятой позиции четвертая и шестая линии связаны с первой, а третья и четвертая — со второй.

Введение упомянутых !!зменений в коpoáêó передач транспортного редства обеспечивает упрощени=" конструкции.

Сущность предложенного решения илл острируется приведенной схемой, Коробка передач транспортного средстВа содержит входной 1 и выходной 2 валы, связанны соответственно с двигателем 3 и движителем 4, дифференциальный механизм 5 с входным зв =HoM 6, связанным с

ВхОдным Валом 1, Вь!хадным эВЕном 7, связанным с выходным валом 2, промежуточным 388HG!4 8, связанным с гидромоторам

9, два гидронасаса 10,11, связанных с входным валом 1 посредством управляемых фрикционных элементов 12 —.15 передач 16—

19, распределитель 20, источник 21 ра6о«еА жидкости, ги!дробак 22. Возможно и боль45

50 шее число гидронасосов, а также большее число передач между входным валом 2 и гидронасосами. Нагнетательные магистрали 23,24 гидронасосов 10,11 связаны с нагнетательной магистралью 25 гидромотора

9 посредствам обратных клапанов 26,27 с проводимостью в сторону нагнетательной магистрали 25 гидромотора 9, а распределитель 20 выполнен с шестью линиями, первая

28 из которых связана с источником рабочей жидкости 21, вторая 29 — с гидробаком 22, третья 30 и четвертая 31 — с магистралями управления фрикционных элементов 12,13 гидронасоса 10, и пятая 32 и шестая ЗЗ вЂ” с магистралями управления фрикционных элементов 14,15 гидронасоса 11. При этом в первой позиции 34 распределителя 20 линии 30 — ЗЗ, связаны с линией 29, во второй позиции 35 линия 30 связана с линией 28, а линии 31-33 — с линией 29, в третьей позиции 36 линия 31 связана с линией 28, а линии 30 — ЗЗ вЂ” с линией 29, в четвертой позиции 37 линия 32 связана с линией 28, а линии 30 — 33 — c линией 29, в пятой позиции

38 линии 30,32 связаны с линией 28, а линии

3i и ЗЗ вЂ” с линией 29, в шестой позиции 39 линии 31,32 связаны с линией 28, а линии

30,33 — с линией 29, s седьмой позиции 40 линия 33 связана с линией 28, а линии

30 — 32 — с линией 29, в восьмой позиции 41 линии 30,33 связаны с линией 28, а линии

31,32 — с линией 29, и в девятой позиции 42 линии 31, 33 связаны с линией 28, а линии

30,32 — с линией 29.

Предложенная коробка передач работает по принципу двухпоточной гидромеханической передачи с постоянной мощностью, передаваемой механической ветвью, и переменной мощностью, передаваемой гидравлической ветвью. которые складываются на выходном звене 7 дифференциального механизма 5. Постоянная мощность, передаваемая механической ветвью, обеспечивается за счет постоянной скорости входного звена б, связанного с входным валом 1, и переменная мощность, передаваемая гидравлической ветвью, обеспечивается за счет переменной скорости промежуточного звена 8, связанного с гидрамотором 9, что достигается за счет включения позиций 34 — 42 распределителя 20, выборочного Включения или отключения фрикционных элементов 12-15 гидронасосов 10,11. При этом г!ри выключении фрик55 ционных элементов 12,13 или 14,15 гидронасос 10 или l i останавливается и не подает рабочую жидкость в гидромотор 9, при включении фрикционных элементов 12 или l4 он приводи1ся "..:рез шестеренную передачу !б или 18 с уЕ.O !и-!еннь!м переда1717427 точным числом, т.е. с уменьшенной скоростью, и подает уменьшенное количество рабочей жидкостн в гидромотор 9, и при включении фрикционного элемента 13 или

15 он приводится через шестеренную передачу 17 или 19 с уменьшенным передаточным числом, т.е. с увеличенной скоростью, и подает увеличенное количество рабочей жидкости в гидромотор 9, При отсутствии подачи от гидронасоса 10 или 11 в гидромотор 9 его обратный клапан 25 или 27 за счет давления в магистрали 25 закрыт, и при наличии подачи от противодавления в магистрали 23 или 24 от открывается, чем достигается автоматическое разъединение — соединение магистралей 23-25.

Девять позиций 34-42 распределителя

20 при рассмотренном количестве гидронасосов 10 и 11 и их передач 16-19 обеспечивают девять различных комбинаций включения-отключения фрикционных элементов 12 — 15 и девять различных подач от гидронасосов 10,11 в гидромотор 9 и приводят промежуточное звено 8 с девятью скоростями, чем достигается девять различных передач предложенной коробкой передач транспортному средству. При увеличении числа гидронасосов или их передач число обеспечиваемых транспортному средству скоростей движения увеличивается в геометрической прогрессии.

Таким образом, связь нагнетательных магистралей гидронасосов с нагнетательной магистралью гидромотора посредством обратных клапанов с проводимостью в сторону нагнетательной магистрали гидромотора и выполнение распределителя шестилинейным, причем первая линия связана с источником рабочей жидкости, вторая — с гидробаком, третья и четвертая — с магистралями управления фрикционных элементов первого гидронасоса, и пятая и шестая — с магистралями управления фрикционных элементов второго гидронасоса, обеспечивает упрощение конструкции коробки передач транспортного средства за счет исключения необходимости в торможении и упрощения распределителя управления фрикционными элементами, Формула изобретения

Коробка передач транспортного средст5 ва, содержащая входной и выходной валы, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с

10 гидромотором, по крайней мере два гидронасоса, связанных с входным валом посредством по крайней мере двух передач, управляемых фрикционными элементами, распределитель, источник рабочей жидко15 сти и гидробак, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, нагнетательные магистрали гидронасосов снабжены обратными клапанами, установленными с проводимостью в сторону нагне20 тательной магистрали гидромотора, а распределитель выполнен шестилинейным, первая ее линия связана с источником рабочей жидкости, вторая — с гидробаком, третья и четвертая связаны с магистралями управ25 ления фрикционных элементов первого гидронасоса, пятая и шестая — с магистралями управления фрикционных элементов второго гидронасоса, при этом в первой позиции распределителя третья, четвертая, пятая и

30 шестая линии связаны с второй, во второй позиции третья связана с первой. з четвертая, пятая, шестая — с второй, в третьей позиции четвертая линия связана с первой, а третья, пятая и шестая — с второй, в чет35 вертой позиции пятая линия связана с первой, а третья, четвертая и шестая — с второй, в пятой позиции третья и пятая линии связаны с первой, а четвертая и шестая — с второй, в шестой позиции четвертая и пятая

40 линии связаны с первой, а третья и шестая — с второй, в седьмой позиции шестая линия связана с первой, а третья, четвертая и пятая — с второй, в восьмой позиции третья и шестая линии связаны с первой, а четвертая

45 и пятая — с второй, и в девятой позиции четвертая и шестая линии связаны с первой, а третья и четвертая — с второй.

1717427 А гг

Составитель O.Ïðîòàñåíÿ

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И.Муска

Редактор Т.Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Г згарина. 101

Заказ 843 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач транспорного средства Коробка передач транспорного средства Коробка передач транспорного средства Коробка передач транспорного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе управления ступенчатой коробкой передач

Изобретение относится к механизмам переключения коробок передач

Изобретение относится к машиностроению , к методам изготовления соединения деталей, в частности к способам приклейки кронштейнов к корпусу изделия

Изобретение относится к машиностроению , к устройствам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к транспортным средст* вам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым для изменения скорости :движения самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортнс^му машиностроению, преимущественно к гусеничным трактораг*

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов
Наверх