Дисковый тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подъемно-транспортных и других машинах. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем повышения плавности разгона ведомого вала, а также повышение надежности путем замыкания осевых усилий на одной детали. Вал 2 связан с корпусом 1 пакетом фрикционных дисков (Д) 3 и 4, расположенных между опорным 5 и нажимным Д 6. Резьбовая втулка (В) 8 выполнена с обращенными в противоположных направлениях осевыми упорами, а также с наружной и внутренней несамотормозящимися резьбами противоположного направления , одна из которых сопряжена с валом 2, а другая - с установленным с возможностью взаимодействия с нажимным Д 6 и подпружиненным к последнему посредством пружины 10 нажимным элементом Э 7. Осевые упоры расположены с возможностью взаимодействия: один - с ограничителем нажимного Э 7, второй - с ограничителем вала 2. Нажимной Э 7 связан с ведущим Э 15 посредством подвижной соединительной муфты. В момент пуска в зависимости от направления вращения либо резьбовая В 8 с нажимным Э 7 по валу 2, либо нажимной Э 7 по резьбовой В 8 перемещается, освобождая пакет фрикционных Д 3 и 4 от действия пружины 10. 2 з.п. ф-лы. 1 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)й F 16 Р 67/00

ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4797887/27 (22) 05.03.90 (46) 15.03.92. Бюл. М 10 (71) Днепродзержинский индустриальный институт им. M.È.Àðñåíичева (72) А.Ф.Миронов, С.С.Атанова, В.А.Гончаренко и B.Ñ.×óìàê (53) 621-592-52.117 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 178627, кл, F 16 О 55/40, 1964.

Патент США М 3621958, кл. F 16 0 67/00. 1971. (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подъемно-транспортных и других машинах. Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем повышения плавности разгона ведомого вала, а также повышение надежности путем замыканий осевых усилий на одной детали, Вал 2 связан с корпусом 1 пакетом фрикционных дисков (Д) 3 и

69 8 7

„>50«> 1719740 А1

4, расположенных между опорным 5 и нажимным Д 6. Резьбовая втулка (В) 8 выполнена с обращенными в противоположных направлениях осевыми упорами. а также с наружной и внутренней несамотормозящимися резьбами противоположного направления, одна из которых сопряжена с валом

2, а другая — с установленным с возможностью взаимодействия с нажимным Д 6 и подпружиненным к последнему посредством пружины 10 нажимным элементом Э 7.

Осевые упоры расположены с возможностью взаимодействия: один — с ограничителем нажимного Э 7, второй — с ограничителем вала 2. Нажимной Э 7 связай с ведущим Э 15 посредством подвижной соединительной муфты. В момент пуска в зависимости от направления вращения либо резьбовая В 8 с нажимным Э 7 по валу 2, либо нажимной Э 7 . по резьбовой В 8 перемещается, освобождая пакет фрикционных Д 3 и 4 от действия пружины 10. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

1719740

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано по прямому назначению в подьемно-транспортных и других машинах.

Известны дисковые тормоза, содержащие неподвижный корпус, ведомый (тормозной) вал. связанный с корпусом пзкетом фрикционных дисков, подпружиненных посредством упругого элемента через нажимной элемент к опорному диску, ведущий вал, связанный с ведомым взлом посредством соединительной муфты, и механизм разжима фрикционных дисков в виде электромагнита или гидроцилиндра, связанных с нажимным элементом.

Недостатком дискового тормоза является необходимость применения для ceo управления сравнительно мощных электромагнитов или гидроцилиндров, что предопределяет дополнительные затраты энергии.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является дисковый тормоз, содержащий неподвижный корпус, ведомый взл, связанный с корпусом пакетом фрикционных дисков, подпружиненных посредством упругого элемента через нажимной элемент к опорному диску, ведущий элемент, подвижную в осевом направлении соединительную муфту, одна из полумуфт которой жестко связана с ведущим элементом, втулку, установленную на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с нажимным элементом.

Недостатком данного дискового тормоза являются низкие эксплуатационные качества и надежность из-за неплзвного разгона ведомого вала и замыкания осевого усилия упругого элемента во время работы через подшипник.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем повышения плавности разгона ведомого вала и повышение надежности путем замыкания осевых усилия на одной детали.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом тормозе, содержащем неподвижный корпус, ведомый вал, связанный с корпусом пакетом фрикциднных дисков, подпружиненных посредством упругого элемента через нажимной элемент к опорному диску, ведущий элемент, подвижную s осевом направлении соединительную муфту, одна из полумуфт которой жестко связана с ведущим элементом, втулку, установленную на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с нажимным элементом, вторая полумуфтз укзззнной муфты жестко связана с нзжимным элементом, втулка выполненз с обращенными в противоположных направлениях осевыми упорами и наружной и внутренней несамотормозящими резьбами противоположного направления, первая из которых сопряжена с аналогичной резьбой нажимного элемента, а другая — аналогичной резьбой ведомого вала. Ведомый вал и нажимной элемент выполнены с осевыми ограничителями. Осевой ограничитель нажимного элемента расположен с контактом с одним из осевых упоров втулки, второй осевой упор втулки расположен с возможностью контакта с осевым ограничителем ведомого вала. Зазор между вторым осевым упором втулки и осевым ограничителем ведомого вала по крайней мере равен величине допустимого износа фрикционных дисков. Ведомый вал выполнен с фиксатором. Упругий элемент выполнен в виде витой пружины, один торец которой установлен с контактом с нажимным элементом, другой — с указанным фиксатором, а опорный диск связан с ведомым валом.

На чертеже схематически изображен дисковый тормоз, продольный разрез.

Дисковый тормоз содержит неподвижный корпус 1, ведомый (тормозной) вал 2, связанный с корпусом 1 пакетом фрикционных дисков 3 и 4, расположенных между опорным 5 и нажимным б дисками, нажимную втулку 7, резьбовую втулку 8, выполненную с обращенным в противоположных направлениях осевым упором 9 и наружной и внутренней несамотормозящими резьбами противоположного направления, первая из которых сопряжена с аналогичной резьбой нажимной втулкой 7, а другая — с аналогичной резьбой ведомого вала 2, витую пружину 10, осевое усилие которой с одного торца воспринимается направляющей втулкой 11, установленной нг хвостовике 12 ведомого вала 2 и зафиксированной гайкой 13, а с другого — через подшипник 14 торцом выточки нажимной втулки 7. Тормоз имеет кулачковую полумуфту 15, жестко связанную с ведущим валом 16 и кулачками сопрягающуюся с кулачками, выполненными на торце нажимной втулки 7. Корпус 1 тормоза закреплен на корпусе 17 редуктора и закрыт крышкой 18 с упругим уплотнением ступицы кулачковой полумуфты 15. Ведомый вал 2 жестко закреплен на быстроходном валу 19 редуктора. Ведомый вал 2 и нажимная втулка 7 выполнены с осевыми ограничителями (на валу 2 в виде уступа, а на втулке 7 = в виде торца расточки), которые могут контактировать с осевым упором 9 резьбовой втулки 8. При этом зазор между осевым упором 9 втулки 8 и осевым ограничителем (уступом) ведомого вала 2 или осевым

1719740

55 ограничителем (торцом расточки) нажимной втулки 7 по крайней мере равен величине допустимого износа фрикционных дисков 3 и4.

Дисковый тормоз работает следующим образом.

В исходном заторможенном положении под действием усилия предварительной сжатой пружины 10 нажимная 7 и резьбовая 8 втулки находятся во вкрученном, крайнем левом положении, фрикци, онные диски 3 и 4 сжаты. Усилие пружины

10 замыкается в системе, пружина 10— упорный подшипник 14 — нажимная втулка

7 — нажимнай диск 6 — фрикционные диски

3 и 4, опорный диск 5 — ведомый вал 2 и его хвостовик 12 — гайка 13 — направляющая втулка 11 — пружина 10.

При приложении крутящего момента к ведущему валу 16 он через кулачки кулачковой полумуфты 15 передается на нажимную втулку 7. При вращении нажимной втулки 7, например по часовой стрелке по виду от ведущего вала 16 (резьба нажимной втулки

7 левая, резьба ведомого вала 2 правая), нажимная втулка 7, преодолевая момент сил трения в резьбе, между своим торцом и торцом нажимного диска 6 и в упорном подшипнике 14 (при невращающихся или вращающихся с меньшей частотой ведомым валом 2 и резьбовой втулкой 8) выкручивается на левой резьбе втулки 8 и, смещаясь в осевом направлении вправо, сжимает пружину 10 через упорный подшипник 14 и освобождает фрикционные диски 3 и 4 от сжатия. При этом торцовые кулачки нажимной втулки 7 скользят по кулачкам кулачковой полумуфты 15. Если был осевой зазор между втулкой 8 и выступом (осевым ограничителем) ведомого вала 2, то вначале выбирается он, т.е. вначале втулка 8 движется влево, а затем нажимная втулка 7 — вправо.

При положительном моменте на ведомом валу 2 нажимная втулка 7 смещается до тех пор, пока подшипник 14 не упрется в торец направляющей втулки 11. При расторможенных фрикционных дисках 3 и 4 крутящий момент от кулачковой полумуфты 15 передается на быстроходный вал 19 редуктора через кулачки, тело и резьбу нажимной втулки 7, втулку 8 и ее резьбу, ведомый вал 2 и шпонку быстроходного вала 19 редуктора. При этом усилие пружины 10 замыкается в системе пружина 10 — упорный подшипник 14 — нажимная? и резьбовая 8 втулки и их резьбы — ведомый вал 2 и его хвостовик 12 — гайка 13 — направляющая втулка 11 — пружина 10.

При силовом крутящем моменте на ведущем валу 16 и отсутствии или отрицатель5

35 ном крутящем моменте на ведомом валу 2 по мере смещения нажимной втулки 7 вправо и соответственно уменьшения момента сил трения между фрикционными дисками 3 и 4 при их разжатии крутящий момент нажимной втулки 7 от действия усилия пружины 10 становится больше момента сил трения на фрикционных дисках 4 и в резьбе втулки 7, и она, вращась, начинает смещаться влево, уменьшая зазоры между фрикционными дисками 3 и 4. При увеличении момента сил трения на фрикционных дисках

4 нажимная втулка 7 снова начинает смещаться вправо, увеличивая зазоры между фрикционными дисками 3 и 4. После нескольких повторений этого процесса устанавливается плавное непрерывное скольжение. трущихся поверхностей фрикционных дисков 3 и 4 и вращение ведомого вала 2 с постоянной частотой.

При снятии силового крутящего момента на ведущем валу 16 усилие пружины 10, преодолевая силы трения в кулачках кулачковой муфты 15, в резьбе втулок 7 и 8, в упорном подшипнике 14. и возникающий при замедлении вращения момент сил инерции деталей ведущего вала обеспечивают прокручивание нажимной втулки 7 и смещение ее влево и в конечном результате сжатие фрикционных дисков 3 и 4 — тормоз затормаживается.

При приложении к ведущему валу 16 крутящего момента против часовой стрелки нажимная втулка 7, упираясь своим торцом расточки в осевой упор 9 втулки 8, не вращается относительно втулки 8, а совместно с последней выкручивается на правой резьбе ведомого вала 2 и, смещаясь вправо, сжимает пружину 10 и освобождает фрикционные диски 3 и 4 от сжатия.

Вместо осевого упора 9 резьбовой втулки 8 осевой упор можно закрепить на нажимной втулке 7 справа от втулки 8. Для повышения долговечности резьб втулок их целесообразно выполнять многозаходн ыми. При нереверсивной работе механизма предлагаемый дисковый тормоз можно выполнять с одной нажимной втулкой, сопрягающейся с соответствующей (левой или правой) резьбой ведомого вала. Можно испольэовать фрикционные диски сухого трения, наряду с кулачковой муфтой — зубчатую, лепестковую и другие муфты, в которых одна из полумуфт может смещаться в осевом направлении.

По сравнению с колодочными тормозами дисковые тормоза обладают 6ол ьш ей несущей способностью, меньшими габаритами по диаметру и соответственно меньшей инерционностью, требуют меньших

171 97ЛО

Соатавитель А.Миронов

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Редактор Э.Слиган

Заказ 756 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101 эксплуатационных расходов, Ilo сравнению с дисковыми тормозами с приводом от электромагнита или гидроцилиндра предлагаемый тормоз обеспечивает экономию энергии. 5

Формула из.обретения

1. Дисковый тормоз, содержащий корпус, ведомый вал, связанный с корпусом пакетом фрикционных дисков, подпружиненных посредством упругого элемента че- 10 рез нажимной элемент к опорному диску, ведущий элемент, подвижную в осевом направлении соединительную муфту, одна из полумуфт которой связана с ведущим элементом, втулку, установленную на ведомом 15 валу с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с нажимным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем повышения плавности разгона, он снаб- 20 жен связанными с ведомым валом и нажимным элементом осевыми ограничителями, вторая полумуфта указанной муфты связана с нажимным элементом, втулка выполнена с обращенными в противополож- 25 ных направлениях осевыми упорами, а также с наружной и внутрейней несамотормозящимися резьбами противоположного направления, одна из указанных резьб сопряжена с аналогичной резьбой нажимного элемента, а другая — с аналогичной резьбой ведомого sana, причем упомянутые осевые ограничители расположены с возможностью взаимодействия с осевыми упорами втулки.

2,Тормоз поп,t,î тл ича ю щи йс я тем, что связанный с нажимным элементом осевой ограничитель расположен с контактом с одним из осевых упоров втулки, а второй осевой упор втулки расположен с зазором относительно связанного с ведомым валом осевого ограничителя, величина которого по меньшей мере равна величине допустимого износа фрикционных дисков.

3.Тормоз попп.1и2, отлича ющийс я тем, что, с целью повышения надежности путем замыкания осевых усилий на одной детали, ведомый вал выполнен с фиксатором, упругий элемент выполнен в аиде витой пружины, один торец которой установлен с контактом с нажимным элементом, а другой — с указанным фиксатором, при этом опорный диск связан с ведомым валом,

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных устройствах

Муфта // 1679081
Изобретение относится к машиностроению , а именно к автоматическим муфтам, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения автоматического разрыва кинематической цепи при отключении привода, а также при сообщении ведомой полумуфте ускоренного вращения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам, и может быть использовано в приводах с передачей крутящего момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам, и может быть использовано в приводах с передачей крутящего момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах-тормозах кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтам-тормозам с полной остановкой ведомого вала при включении муфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автоматических устройствах муфт-тормозов (МТ)

Изобретение относится к машино-, строению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин, в которых требуется ускоренная остановка вращающихся частей

Изобретение относится к устройству для сцепления и торможения, приводимых в действие рабочей жидкостью в приводе механических прессов и ножниц для объемной и листовой штамповки, причем следует различать приводы с раздельным и с комбинированным расположениями сцепляющей муфты и тормоза

Изобретение относится к устройству сцепления и торможения, работающему на смазочно-охлаждающем масле

Изобретение относится к косилочному устройству

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механических прессах и кузнечно-прессовых машинах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин
Наверх