Устройство для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить надежность двигателя внутреннего сгорания и упростить его конструкцию. Устройство содержит электромагнитную муфту 1 включения вентилятора, датчик 2 температуры охлаждающей жидкости и блок управления. Блок управления включает тахогенератор 3; электромагнитное реле 4 ограничения числа оборотов включения электромагнитной муфты 1 с контактами 5, обмотка которого соединена с тахогёнератором 3 через подстроечный резистор 6; электромагнитное реле 7 с шунтирующими контактами 8 и контактами 9 цепи управления включением электромагнитной муфты 1; световое табло 10, соединенное выводами с контактами 8 и 9 электромагнитного реле 7. При низкой температуре охлаждающей жидкости датчик 2 температуры размыкает цепь, исключая возможность включения электромагнитной муфты 1. Пр.и прогретом двигателе включение вентилятора возможно лишь на частотах вращения, не превышающих безопасного для включения значения; при больших частотах вращения включается световое табло 10, информирующее о необходимости снижения частоты вращения вала двигателя. 1 ил. СП с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4776833/06 (22) 04.01.90 (46) 23.03.92. Бюл. ¹ 11 (72) О.В.Нифонтов и B.È.Þùeíêî (53) 621.43-713 (088.8) (56) Заявка Японии N - 60-142011, кл, F 01 P 7/04, опублик. 1985.

Авторское свидетельство СССР

N 1229393, кл, F 01 P 7/04, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ВЕНТИЛЯТОРОМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность двигателя внутреннего сгорания и упростить его конструкцию. Устройство содержит электромагнитную муфту 1 включения вентилятора, датчик 2 температуры охлаждающей жидкости и блок управления.

Блок управления включает тахогенератор 3; электромагнитное реле 4 ограничения числа

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгораний.

Известно устройство для автоматического управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя и электронную систему управления вентилятором.

Основным недостатком данного устройства является сложность электронной системы управления вентилятором.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является привод

„„Я „„1721275 А1 (5ц5 F 01 P 7/04, 7/08, 11/14 оборотов включения электромагнитной муфты 1 с контактами 5, обмотка которого соединена с тахогенератором 3 через подстроечный резистор 6; электромагнитное реле 7 с шунтирующими контактами 8 и контактами 9 цепи управления включением электромагнитной муфты 1; световое табло

10, соединенное выводами с контактами 8 и

9 электромагнитного реле 7. При низкой температуре охлаждающей жидкости датчик 2 температуры размыкает цепь, исключая возможность включения электрбмагнитной муфты 1. При прогретом двигателе включение вентилятора возможно лишь на частотах вращения, не превышающих безопасного для включения значения; при больших частотах вращения включается световое табло 10, информирующее о необходимости снижения частоты вращения вала двигателя. 1 ил, вентилятора жидкостной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий электромагнитную муфту, регулятор температуры охлаждающей жидкости, снабженный датчиком температуры, установленным на выходе рубашки охлаждения, электронный блок управления, включающий реле времени и электронный демпфер.

Недостатком данной конструкции является сложность системы, так как блок управления электромагнитной муфтой состоит из регулятора температуры охлаждающей жидкости, реле времени, электронного демпфера, которые представляют собой в от1721275

55 дельности довольно сложные электронные устройства, поэтому существует высокая вероятность отказа данных устройств, что в достаточно сложных условиях эксплуатации, особенно характерных для военной автомобильной техники, при отсутствии сигнализации о работе системы, приводит к выходу из строя двигателя.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания содержатся электромагнитная муфта включения вентилятора, датчик температуры охлаждающей жидкости, соединенный через цепь управления с блоком управления электромагнитной муфтой. Блок управления электромагнитной муфтой включает электромагнитное реле ограничения числа оборотов включения электромагнитной муфты, соединенное с тахогенератором двигателя и обеспечивающее запрет на включение электромагнитной муфты при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя выше допустимой, электромагнитное реле, управляющее включением электромагнитной муфты по сигналам от датчика температуры охлаждающей жидкости в зависимости от состояния контактов электромагнитного реле ограничения числа оборотов включения электромагнитной муфты. Устройство оснащено световым табло, соединенным своими выводами с контактами электромагнитного реле включения электромагнитной муфты, и обеспечивает сигнализацию в режиме работы системы.

На чертеже показана принципиальная схема устройства для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания.

Устройство для управления вентилятором содержит электромагнитную муфту 1 включения вентилятора системы охлаждения двигателя, датчик 2 температуры охлаждающей жидкости и блок управления. Блок

" управления включает тахогенератор3, электромагнитное реле 4 ограничения числа оборотов включения электромагнитной муфты 1 с контактами 5, обмотка которого соединена с тахогенератором 3 через подстроечный резистор 6, электромагнитное реле 7 с шунтирующими контактами 8 и контактами 9 цепи управления включением электромагнитной муфты 1, световое табло

10. соединенное своими выводами с контактами 8 и 9 электромагнитного реле 7.

Устройство для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

В исходном состоянии, когда температура охлаждающей жидкости низкая, контакты датчика 2 разомкнуты, цепь управления электромагнитным реле 7 и световым табло 10 разорвана. Контакты 9 электромагнитного реле 7 разрывают цепь питания электромагнитной муфты 1, вентилятор не работает.

При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного уровня происходит включение датчика 2, что приводит к замыканию цепи светового табло 10, если частота вращения коленчатого вала двигателя выше допустимой для включения электромагнитной муфты1, или цепи управления электромагнитного реле 7, если частота вращения коленчатого вала двигателя ниже допустимой, для включения электромагнитной муфты 1.

В первом случае водитель увидит на световом табло сигнал, по которому должен уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Как только частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшится до безопасной для включения электромагнитной муфты 1, произойдет переключение контактов 5 электромагнитного реле 4, цепь светового табло 10 разорвется и замкнется цепь управления электромагнитным реле 7, что приведет к переключению контактов 8 и контактов 9, включению электромагнитной муфты 1 и. вентилятора. Во втором случае сразу произойдет включение электромагнитной муфты 1. При включении электромагнитного реле 7 происходит переключение контактов 8 и 9, световое табло гаснет, что является сигналом водителю о включении вентилятора, после чего водитель вновь увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя до требуемой.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до определенного предела происходит размыкание контактов датчика

2, которые разрывают цепь управления электромагнитного реле 7, при этом катушка реле обесточивается, контакты 8 и 9 переключаются, разрывая цепь питания электромагнитной муфты 1, вентилятор выключается. По мере увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя ток в цепи тахогенератора 3 — обмотка электромагнитного реле 4 увеличивается, контакты

5 возвращаются в исходное состояние, Формула изобретения

Устройство для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания, содержащий электромагнитную муфту включения вентилятора, блок управления электромагнитной муфтой, вход которого

1721275

50

Составитель Л.Черный

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Редактор Н.Яцола

Заказ 937 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 соединен с датчиком температуры жидкости, а выход — с реле включения электромагнитной муфты, отл и ча ющееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, он снабжен тахогенера- 5 тором, реле ограничения числа оборотов включения вентилятора и световым табло, а реле включения электромагнитной муфты снабжено шунтирующими контактами, 10 причем тахогенератор подключен к обмотке реле ограничения числа оборотов включения вентилятора, контакты которого подсоединены к обмотке реле включения электромагнитной муфты, световое табло соединено с контактами реле включения электромагнитной муфты и контактами реле ограничения числа оборотов включения вентилятора.

Устройство для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания Устройство для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания Устройство для управления вентилятором двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей и позволяет повысить экономичность
Наверх