Автомобильный термоэлектрический льдогенератор

 

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано для получения кускового льда. Цель изобретения - повышение удобства использования в автомобиле. Льдогенератор включают корпус с теплоизоляцией, установленную в нем вертикальную трубчатую льдоформу, термоэлектрическую батарею и теплообменник, расположенные снаружи трубчатой льдоформы, дозатор подачи воды, узел выдачи льда и переключатель питания термоэлектрической батареи. Теплообменник выполнен в виде П-образного металлического теплопровода , внутренние стенки которого снабжены эластичным уплотнением для крепления на стекле автомобиля. Одна из наружных поверхностей теплообменника закреплена на термоэлектрической батарее , а другая снабжена ребристым радиатором . Узел выдачи льда выполнен в виде откидной крышки с фиксатором и установлен под трубками льдоформы, нижние концы которых выступают из нижней части корпуса. Поверхность крышки, контактирующая со льдом, снабжена антиадгезионным покрытием. В процессе работы термобатереи, включенной в бортовую сеть автомобиля , в оежиме охлаждения теплота от горячих спаев отводится радиатором, обдуваемым встречным потоком воздуха. В режиме оттайки лед выпадает в подставляемую посуду . 5 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 25 С 1/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4801593/13 (22) 11.03,90 (46) 30.03.92. бюл. M 12 (75) С,О.Филин, В.КЗ.Задирака, И.П.Мацола, Ю.А.Спиваков и С,О.Журбенко (53) 621, 58 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1401238, кл, F 25 С 1/12, 1986. (54) АВТОМОбИЛЬНЫЙ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЛЬДОГЕНЕРАТОР (57) Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано для получения кускового льда. Цель изобретения — повышение удобства использования в автомобиле. Льдогенератор включают корпус с теплоизоляцией, установленную в нем вертикальную трубчатую льдоформу, термоэлектрическую батарею и теплообменник, расположенные снаружи трубчатой льдоформы, дозатор подачи воды, узел выдачи льда и переключатель питания термоэлектИзобретение относится к холодильной технике, а точнее к устройствам для производства кускового льда для охлаждения напитков, которые используются на наземных транспортных средствах, преимущественно на автомобилях, для повышения комфортности.

Известен миниатюрный автольдогенератор с ячеистой льдоформой, использующий в качестве источника холода баллончик с углекислотой. Несмотря на автономность действия, такие льдогенераторы не получили широкого распространения, что связано с техническими трудностями производства углекислотных источников холода, ограни„„. Ы„„1723415А1 рической батареи. Теплообменник выполнен в виде П-образного металлического теплопровода, внутренние стенки которого снабжены эластичным уплотнением для крепления на стекле автомобиля. Одна из наружных поверхностей теплообменника закреплена на термоэлектрической батарее, а другая снабжена ребристым радиатором. Узел выдачи льда выполнен в виде откидной крышки с фиксатором и установлен под трубками льдоформы, нижние концы которых выступают из нижней части корпуса. Поверхность крышки, контактирующая со льдом, снабжена антиадгезионным покрытием, В процессе работы термобатереи, включенной в бортовую сеть автомобиля, в оежиме охлаждения теплота от горячих спаев отводится радиатором, обдуваемым встречным потоком воздуха. В режиме оттайки лед выпадает в подставляемую посуду. 5 ил. ченной производительностью, высокой стоимостью полученного льда.

Известен льдогенератор, содержащий трубчатую льдоформу, состыкованную с источником холода в виде компрессионной холодильной машины и термоэлектрической батери, дозатор воды, установленный над льдоформой, узел выдачи льда под льдоформой. Термобатарея снабжена переключателем для перевода ее в режим оттайки и теплообменником. Этот льдогенератор отличается большими габаритами и конструктивной сложностью и не может быть использован в автомобиле. Кроме того, выполнение узла выдачи с механизмом резки, 1723415 наклонным лотком и льдоприемником не обеспечивает герметичности льдоформы, создает эксплуатационные неудобства, не позволяет использовать льдогенератор в условиях тряски и вибрации.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение удобства пользования льдогенератором в автомобиле.

На фиг.1 изображен льдогенератор, общий вид; на фиг,2 — то же, вертикальный разрез; на фиг.3 — разрез А — А на фиг,2; на фиг.4 — варианты выполнения оребрения радиатора; на фиг.5 — вариант выполнения теплоотвода.

Льдогенератор включает корпус 1 с теплоизоляцией 2, вертикальную металлическую льдоформу 3 с трубками 4 для получения в них льда, термобатарею 5 из нескольких (например, четырех) модулей, скоммутированных между собой последовательно шинами 6, П-образный металлический теплопровод 7, который может иметь полость 8, ребристый радиатор 9, резиновый уплотнитель 10, обеспечивающий фиксацию льдогенератора на стекле 11 дверцы

12 автомобиля, резиновую манжету 13, размещенную с противоположной стороны теплопровода и обеспечивающую мягкий прижим льдогенератора к верхней части 14 дверцы 12, накопительную емкость 15 с крышкой 16, установленную на оси 17, откидную крышку 18 с уплотнением 19 из эластичной пищевой резины, защелкой 20 и упором 21, подпружиненный фиксатор 22 защелки, пружину 23, заднюю стенку 24, служащую для соединения теплоотвода с корпусом и опорной частью оси 17, Под каждой трубкой льдоформа 3 имеет выступы 25.

Емкость 15 снабжена опущенными в каждую трубку льдоформы сливными патрубками 26. Питание к льдогенератору подводится от гнезда прикуривателя в панели автомобиля с помощью шнура 28 и вилки

27, Нг лицевой панели льдогенератора имеются элементы управления: переключатель

29 полярности питания, светодиоды 30 индикации режимов работы (" Охлаждение", "Оттайка"), кнопки фиксаторов 22 (по числу трубок льдоформы), углубления 31 в кожухе для удобства установки льдогенератора на стекле пальцами одной руки, а также справочная диаграмма 32, Кроме того, радиатор

9 может быть закрыт декоративной крышкой-обтекателем 33, который для упрощения на фиг.1 показан как выполненный за одно целое с радиатором.

Льдогенератор работает следующим образом.

Вначале устанавливают льдогенератор на дверце автомобиля, Для этого опускают

55 теплоотвод двухфазного теплоаккумулятора (не показан). Полость 8 с капиллярной структурой (тепловая труба) используется в случае выполнения паза глубиной более половины высоты теплоотвода, как показано на фиг.2,3, 20

50 стекло 11, утапливая его в дверцу примерно наполовину, надевают сверху льдогенератор так, чтобы торец стекла уперся в дно паза теплоотвода 7, как показано на фиг.2 и

5, Затем, поднимая стекло, прижимают льдогенератор через уплотнитель 13 к верхней части 14 дверцы. B этом положении льдогенератор готов к работе, Чтобы исключить возможные неудобства для пассажиров, связанные со сквозняком через щель, последняя может быть закрыта декоративной планкой (накладкой), входящей в комплект льдогенератора (на чертеже не показана). Включают льдогенератор шнуром 28 с вилкой 27 в гнездо прикуривателя.

Переключатель 29 при этом должен находиться в положении "Охлаждение", 3а счет реализуемого в термобатарее эффекта

Пельтье происходит охлаждение льдоформы 3 и нагрев теплоотвода 7 и радиатора 9, Убедившись, что все крышки 18 плотно закрыты, приступают к заливке воды или напитка из специальной эластичной посуды, выдавливая жидкость через трубочку (фиг.1) или наливая непосредственно из горлышка бутылки. Из накопительной емкости 15, общей для всех трубок льдоформы 3, жидкость через патрубки 26 попадает в трубки 4, заполняя их. Заливку прекращают, когда мениск уровня жидкости достигает патрубков и становится визуально наблюдаем. Чтобы исключить выплескивание жидкости при движении, емкость 15 закрывают крышкой

16. По диаграмме 32, показывающей зависимость времени льдообразования от температуры воздуха для различной средней скорости движения автомобиля, ориентировочно определяют время готовности льда, В процессе работы термобатареи 4 в режиме "Охлаждение" теплота от ее горячих спаев отводится через радиатор 9 при обдуве ребер потоком встречного воздуха, Во время кратковременных остановок автомобиля, например на перекрестке, теплота отводится естественной конвекцией, для чего ребра установлены наклонно к горизонту.

Кроме скругленных и плоских ребер, показанных на фиг.4, возможны и другие конструктивные их выполнения, удовлетворяющие указанному условию, например игольчатые ребра, Улучшение условий отвода тепла при кратковременной стоянке автомобиля достигается использованием встроенного в

1723415

30

40

55

В процессе замораживания жидкости в трубках фронт фазового перехода вода-лед продвигается от стенок к центру трубки и от середины высоты к краям. При этом приращение обьема системы вода-лед при кристаллизации, которое составляет 8%, компенсируется следующим образом. В верхней части происходит подьем уровня воды в патрубке 26 с возможностью ее вытеснения в емкость 15, а в случае блокирования патрубка ледяной пробкой дальнейший рост льда в верхней части трубки обеспечивается кольцевой зоной Z между патрубком и льдоформой, де постоянно находится воздух. При этом объем воздушного пузыря уменьшается, давление в зоне

Z растет. В нижней части полости повышение давления в жидкой фазе при росте льда воспринимается эластичным уплотнением

19 крышки 18. Равномерность намораживания льда по высоте трубок обеспечивается определенным рассредоточением модулей

4 по высоте льдоформы.

Спустя требуемое время (25 — 30 мин) потребитель переключает полярность питания термобатареи переключателем 29. В режиме "Оттайка" льдоформа прогревается до плюсовых температур, пристеночный слой льда подтаивает. Сразу после переключения полярности открывают снизу по крайней мере одну трубку льдоформы нажатием кнопки фиксатора 22. При нажатии фиксатора он освобождает защелку 20, и крышка 18 откидывается, поворачиваясь вокруг оси 17 под действием собственной тяжести и давления в трубке. Если по каким-либо причинам произошло примерзание уплотнения

19 крышки к льдоформе, то для механического отрыва крышки предусмотрен упор 21 для нажатия на него пальцем. Спустя 20 — 40 с после переключения полярности лед под собственной тяжестью и под действием давления воздуха в зоне Z выпадает из льдоформы в подставленную посуду. В качестве последней может служить стандартная ев.робутылка, так как внешний диаметр выступа 25 на 0,5 — 1 мм меньше внутреннего диаметра горлышка бутылки, чем обеспечивается плотная стыковка бутылки с льдоформой и удобная гигиеническая выдача льда непосредственно в бутылку. После выпадения льда льдогенератор отключают от источника электропитания и переводят переключатель 29 в положение "Охлаждение".

Предлагаемый льдогенератор позволяет замораживать не только воду, но и различные напитки, включая газированные, с возвратом замороженного напитка в ту же тару, т.е, исключается необходимость разбавления напитка водой для его охлаждения. Устройство может работать как охладитель без замораживания, при этом для охлаждения порции напитка 75 г на

10 С достаточно выдержать напиток в трубках льдоформы 5 — 7 мин, Использование льдогенератора решает общую задачу возможности получения льда и охлаждения напитков в автомобиле, тем самым повышая его комфортность, и позволяет решить целый ряд частных технических проблем (отказ от вентилятора на горячей стороне термобатареи, стабильность работы применяющихся внешних условий, удобство и гигиеничность выдачи льда и др.), Упомянутая совокупность свойств и возможностей льдогенератора не встречается в известных технических решениях и обеспечивается конструктивными признаками выполнения теплопровода П-образным с уплотнением в пазу, выполнения узла выдачи льда в виде откидной крышки с фиксатором и антиадгезионным покрытием, выполнения радиатора с наружной стороны теплопровода и, соответственно, автомобиля.

Формула изобретения

Автомобильный термоэлектрический льдогенератор, включающий корпус с теплоизоляцией, установленную в нем вертикальную трубчатую льдоформу, термоэлектрическую батарею и теплообменник, расположенные снаружи трубчатой льдоформы, дозатор подачи воды, узел выдачи льда и переключатель питания термоэлектрической батареи, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения удобства использования в автомобиле, теплообменник выполнен в виде П-образного металлического теплопровода, внутренние стенки которого снабжены эластичным уплотнением для крепления на стекле автомобиля, одна из наружных поверхностей теплообменника закреплена на термоэлектрической батарее, а другая снабжена ребристым радиатором, узел выдачи льда выполнен в виде откидной крышки с фиксатором и установлен под трубками льдоформы, при этом нижние концы последних выступают из нижней части корпуса, а поверхность крышки, контактирующая со льдом, снабжена антиадгезионным покрытием. лгзл ь лф,.

/

/. и о

iXAjh

1 1 1

, б см с !

C2

Ю, С2, м Я

1723415

10 укеньшено

Л

903. 5

Составитель С. Филин

Редактор А. Маковская Техред М.Моргентал Корректор M Кучерявая

Заказ 1057 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Автомобильный термоэлектрический льдогенератор Автомобильный термоэлектрический льдогенератор Автомобильный термоэлектрический льдогенератор Автомобильный термоэлектрический льдогенератор Автомобильный термоэлектрический льдогенератор Автомобильный термоэлектрический льдогенератор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пищевой промышленности

Изобретение относится к оборудованию для пищевой промышленности и может быть использовано при сублимационной сушке продуктов

Изобретение относится к получению искусственного льда, в частности к льдогенераторам, и может быть использовано на предприятиях различных областей народного хозяйства, например рыбной промышленности

Изобретение относится к торговому холодильному оборудованию и предназначено для использования в быту, системе общепита, для медицинских и других целей

Изобретение относится к холодильному оборудованию и может быть использовано для получения кубиков льда для пищевой, медицинской промышленности и других потребителей

Изобретение относится к холодильному оборудованию, предназначено для использования в торговле, в сети общественного питания, а также для экспериментальных целей

Изобретение относится к торговому холодильному оборудованию и может быть использовано при производстве кубического льда для пищевых целей, преимущественно, на предприятиях торговли, общепита, а также в быту

Изобретение относится к холодильному оборудованию, предназначено для использования в торговле, в сети общественного питания, а также для экспериментальных целей

Изобретение относится к технике льдообразования и может быть использовано при строительстве различных рекламных или развлекательных сооружений из льда и др

Изобретение относится к холодильной технике, а более конкретно, к устройствам для охлаждения продукции до температур не ниже нуля градусов Цельсия

Изобретение относится к машиностроению и решает задачу получения льда и конденсата воды из наружного воздуха

Изобретение относится к области ледотехники и может использоваться при создании грузонесущих ледяных платформ

Изобретение относится к холодильной технике, а именно для приготовления кускового льда, например, для охлаждения напитков
Наверх