Способ корректировки виброхарактеристик полых конструкций

 

Использование: энергетическое машиностроение при корректировке виброхарактеристик полых конструкций турбин с внутренними стержнями. Сущность изобретения: определяют текущее значение эксплуатационных виброхарактеристик, сравнивают их с заданными и корректируют до заданных значений изменением жесткости конструкции, которое осуществляют с помощью регулирующих муфт. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 01 О 25/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4814278/06 (22) 27.02.90 (46) 07.04,92. Бюл. М 13 (71) Производственное объединение атомного турбостроения "Харьковский турбинный завод" им. С. М. Кирова (72) Б. А; Аркадьев, В. П. Сухинин, Г. М.

Медлерович, Н. М. Вражкин, С. М. Митяев, А. Н, Потапов и B. Н. Сарабун (53) 621.165(088.8) (56) Разработка и внедрение мероприятий по улучшению вибрационных характеристик изделия К-220-44-3 с целью совершенствования его эксплуатационных показателей, Харьков, отчет СКБ "Турбоатом", Д4481, 1984, с. 5, 7, 106, 107, рис. 13, 14, Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при корректировке виброхарактеристик полых конструкций, например корпусов цилиндров турбин с внутренними стержнями.

Целью изобретения является ускорение достижения заданных значений виброхарактеристик, На фиг. 1 изображен выхлопной патрубок паровой турбины; на фиг. 2 — колено трубопровода большого диаметра (ресивера турбины), на которых реализуется предлагаемый способ.

Выхлопной патрубок турбины содержит корпус 1, стенки которого соединены внутри регулируемыми стержнями 2. снабженными регулирующими муфтами 3 (гайками). Соответственно корпус 1 ресивера турбины име. Ы 1724902 А1 (54) СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ ВИБРОХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЫХ КОНСТРУКЦИЙ (57) Использование: энергетическое машиностроение при корректировке виброхарактеристик полых конструкций турбин с внутренними стержнями. Сущность изобретения: определяют текущее значение эксплуатационных виброхарактеристик, сравнивают их с заданными и корректируют до заданных значений изменением жесткости конструкции, которое осуществляют с помощью регулирующих муфт. 2 ил. ет внутри помимо стержней 2 и муфт 3 также направляющие лопатки 4.

Применительно к выхлопному патрубку (фиг. 1) предлагаемый способ осуществляют следующим образом, При некотором исходном состоянии регулируемых стержней 2 определяют текущее значение собственной (эксплуатационной) частоты корпуса патрубка и сравнивают его с номинальной частотой вращения ротора и, если требуется, с другими частотами вращения, на которых возможна длительная работа (например, при пуске турбины), сравнивают значение эксплуатационной частоты с заданным, определяют желательное направление изменения собственной частоты колебаний корпуса 1,т.е. в сторону повышения или снижения частоты.

Если ее необходимо увеличить, чтобы изменить жесткость конструкции, натягивают. 1724902 последовательно один или несколько стержней 2 с помощью муфт 3, изменяя тем самым их продольно-осевое напряженное состояние. При этом контролируют состояние патрубка. При достижении заданного уровня собственных частот регулирующую муфту 3 стопорят известными способами.

В колене трубопровода (фиг. 2) направляющие лопатки 4 имеют различные собственные частоты колебаний. Кроме того, частота возмущающих сил парового (гааового) потока не совпадает с частотой вращения ротора и практически непредсказуема.

По этой причине нередки случаи попадания лопаток в резонанс и повреждений колена, Выполнение лопаток 4 с распорными стержнями 2 позволяет путем изменения напряженного состояния каждой лопатки 4 индивидуально добиться приемлемых виброхарактерстик колена. Если со временем амплитуды вибрации изменяется, их можно привести в норму тем же способом.

Изобретение позволяет сократить длительность и снизить трудоемкость работ по корректировке виброхарактеристик полых конструкций турбоустановки без ее останова и разборки. Способ упрощает и удешевляет процесс корректировки виброхарактеристик. Кроме того, благодаря исключению

5 длительных простоев турбин и исключению дополнительных стержней на пути потока рабочего тела повышается выработка электроэнергии турбоустановкой, 10 Формула изобретения

Способ корректировки виброхарактеристик полых конструкций, преимущественно корпусов цилиндров турбин с внутренними стрежнями путем определе15 ния текущего значения эксплуатационных виброхарактеристик, сравнения их с заданными и последующей корректировки до заданных значений воздействием на изменение жесткости конструкции, о т л и20 ч а ю шийся тем, что, с целью сокращения времени корректировки, воздействие на жесткость конструкции производят изменением продольно-осевого напряженного состояния по меньшей мере в одном стерж25 не.

1724902

5 4

/7

7ыс i

35

45.

50. Составитель B.Ãóòoðoâ

Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Редактор Н.Тупицы

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1161 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Способ корректировки виброхарактеристик полых конструкций Способ корректировки виброхарактеристик полых конструкций Способ корректировки виброхарактеристик полых конструкций 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу демпфирования вибраций в компонентах турбомашин и устройству для осуществления этого способа

Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой устройство для диагностики автоколебаний рабочего колеса турбомашины, содержащее по крайней мере один датчик пульсаций, помещенный в корпусе в зоне периферии лопаток рабочего колеса и подключенный через фильтр и усилитель ко входу схем совпадения, а выход последней через усилитель подключен к системе индикации, причем датчик через согласующий усилитель подключен к входам схемы совпадений одной промежуточной и двумя крайними параллельными цепями, каждая из которых имеет последовательно включенные перестраиваемый активный полосовой фильтр, амплитудный дискриминатор, интегратор и электронный ключ, а к фильтрам крайних и промежуточных цепей дополнительно подключен через усилитель датчик частоты вращения рабочего колеса

При демпфировании колебаний в лопатке турбинной машины колебательную энергию лопатки сначала преобразуют в электрическую энергию за счет пьезоэлектрического эффекта, а затем электрическую энергию преобразуют в тепло потерь. Внутри подлежащей демпфированию лопатки создают полое пространство для установки пьезоэлектрического демпфирующего элемента. Устанавливают в полое пространство лопатки пьезоэлектрический демпфирующий элемент, выполненный с возможностью деформации за счет колебаний лопатки и создания электрического напряжения. Жестко соединяют демпфирующий элемент с лопаткой за счет замыкания по материалу или механического зажимания. С помощью созданного электрического напряжения создают в подключенной электрической цепи омическое тепло потерь. Другое изобретение группы относится к лопатке турбинной машины, в которой для осуществления указанного выше способа внутри лопатки образовано полое пространство и, по меньшей мере, один пьезоэлектрический демпфирующий элемент расположен в указанном полом пространстве. Группа изобретений позволяет упростить демпфирование колебаний лопатки турбинной машины. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

Лопаточный кольцевой сектор статора турбомашины летательного аппарата содержит сектор внутренней обечайки, множество лопаток и сборку, образующую сектор наружной обечайки. Лопатки закреплены на сборке, образующей сектор наружной обечайки, и на секторе внутренней обечайки. Сборка, образующая сектор наружной обечайки, содержит множество элементарных секторов на расстоянии друг от друга вдоль тангенциального направления сборки, и демпфирующие вибрацию клинья. Каждый демпфирующий вибрацию клин вставлен между двумя элементарными секторами, размещенными непосредственно последовательно вдоль упомянутого тангенциального направления. Профиль каждого демпфирующего вибрацию клина является приблизительно таким же, как профиль элементарных секторов. Демпфирующие вибрацию клинья проходят вдоль наклонного направления упомянутой сборки. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанный выше лопаточный кольцевой сектор. Группа изобретений позволяет повысить демпфирование вибраций статора турбомашины. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

При доводке рабочего колеса газотурбинного двигателя проводят экспериментальные испытания и определяют необходимость доводки вследствие обнаружения возбуждающих колебаний, приводящих к разрушению замкового соединения на рабочих лопатках. После определения необходимости доводки газотурбинного двигателя определяют наиболее эффективный вариант подрезки сопловых лопаток, заключающийся в наименьшем падении КПД газотурбинного двигателя. Первый вариант подрезки заключается в косой подрезке выходной кромки сопловой лопатки с увеличением угла подрезки от концевой части пера с максимальной глубиной подрезки у корневой части пера, не превышающей 10% от хорды профиля пера сопловой лопатки. Второй вариант подрезки заключается в косой подрезке выходной кромки сопловой лопатки с увеличением угла подрезки от корневой части пера с максимальной глубиной подрезки у концевой части пера, не превышающей 10% от хорды профиля пера сопловой лопатки. Лопаток с вариантом подрезки с наименьшим падением КПД закладывают в рабочее колесо от 60% до 70%, с наибольшим падением КПД - от 30% до 40%. Выполняют подрезку в соответствии с полученными расчетами и сформированный комплект сопловых лопаток расставляют в сопловом аппарате в зависимости от расположения жаровых труб, делящих сопловой аппарат на сектора, в каждый из которых закладывают разную комбинацию лопаток. Комбинацию лопаток составляют по меньшей мере из четырех лопаток одного варианта подрезки или обоих. Затем проводят опытную эксплуатацию, при положительном результате которой газотурбинный двигатель переходит на стадию производства, при отрицательном результате опытной эксплуатации принимают иные варианты расстановки сопловых лопаток в сопловом аппарате. Изобретение позволяет снизить возбуждающие колебания, воздействующие на рабочие лопатки газотурбинного двигателя, при несущественном изменении его конструкции. 5 ил., 2 табл.

Изобретение относится к энергетике. Система впрыска топлива для турбореактивного двигателя, включающая в себя неподвижную часть и скользящую траверсу, дополнительно содержащую центрирующий конус, предназначенный для центрирования инжектора топлива относительно системы впрыска, причем неподвижная часть и скользящая траверса проходят по оси отсчета, причем неподвижная часть содержит полость, ограниченную в осевом направлении дном и закрывающим желобом, при этом скользящая траверса имеет реборду, содержащуюся в полости. Система впрыска топлива дополнительно включает в себя упругие средства, расположенные в полости так, чтобы оказывать усилие на реборду, способные препятствовать вибрирующим микроперемещениям скользящей траверсы относительно неподвижной части в отсутствии термического расширения. Также представлены камера сгорания, а также двигатель летательного аппарата, содержащие систему впрыска топлива согласно изобретению, а также способ сборки системы впрыска топлива. Изобретение позволяет повысить сопротивление износу инжектора. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.

Газовая турбина содержит систему балансировки вращающейся части, включающую балансировочный весовой элемент и крепежный элемент. Балансировочный весовой элемент выполнен с первым и вторым отверстиями, при этом первое и второе отверстия выполнены с возможностью съемной установки крепежного элемента. Крепежный элемент обеспечивает соединение балансировочного весового элемента с вращающейся частью при его установке в первое отверстие. Крепежный элемент размещают во втором отверстии после крепления балансировочного весового элемента без возможности снятия на вращающейся части. При балансировке вращающейся части газовой турбины соединяют с возможностью снятия балансировочный весовой элемент с вращающейся частью в пространственно зафиксированном положении посредством введения крепежного элемента в первое отверстие вращающейся части. Проверяют, сбалансирована ли вращающаяся часть, и если вращающаяся часть сбалансирована, то прикрепляют балансировочный весовой элемент без возможности снятия в пространственно зафиксированном положении к вращающейся части. Вводят крепежный элемент во второе отверстие балансировочного весового элемента, когда балансировочный весовой элемент прикрепляют без возможности снятия в пространственно зафиксированном положении. Группа изобретений позволяет упростить балансировку вращающейся части газовой турбины. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх