Дисковое фрикционное сцепление, в частности, для транспортных средств

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть исполыовано в дисковых фрикционных сцеплениях, в частности транспортных средств, с одним или двумя дисками и мембранными пружинами. Цель изобретения - повышение надежности в работе путем повышения синхронности отвода фрикционных дисков. Для этого в дисковом фрикционном сцеплении к проушинам (П) 2 корпуса 1, расположенным под углом 120°, прикреплена нажимная пластина 3 посредством трех плоских пружин 5, соединенных с ее П4. Фрикционный диск 9 размещен между маховиком 10 и нажимной пластиной (НП) 3. В двухдисковом исполнении сцепление содержит дополнительную НП 11, закрепленную посредством плоских пружин 12 на П 2. В отверстиях корпуса 1 и П 4 с возможностью поворота размещены шаровые концы двуплечих рычагов (Р) 15. В их промежуточных точках установлены соединительные элементы (Э) 16 с упорами 18, связанные с П 13, выполненными на НП 11. Как вариант, Э 16 может быть связан с НП 11 посредством фрикционного соединения для компенсации износа. При расцеплении мембранная пружина 7 при помощи прихватов 8, рычагов 15 и Э 16 одновременно удаляет от маховика 10 НП 3 и 11. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. йот XJ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Р 13/70, 23/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Фиг.3 (21) 3700252/27 (22) 03.02.84 (31) 1689/83 (32) 16.05.83 (33) HU (46) 30.04.92, Бюл. ¹ 16 (71) Чепел Аутодьяр (HU) (72) Ласло Теречик, Дьюла Гайгер, Иштван

Ковач и Иштван Надь (HU) (53) 621-825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹476385,,кл. F 16 О 13/69, 1973. (54) ДИСКОВОЕ ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕHИЕ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЪ|Х СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть исполь: овано в дисковых фрикционных сцеплениях, в частности транспортных средств, с одним или двумя дисками и мембранными пружинами. Цель изобретения — повышение надежности в работе путем повышения синхронности отво,, Ж„„1731069 АЗ да фрикционных дисков. Для этого в дисковом фрикционном сцеплении к проушинам (П) 2 корпуса 1, расположенным под углом

1200, прикреплена нажимная пластина 3 посредством трех плоских пружин 5, соединенных с ее П4. Фрикционный диск 9 размещен между маховиком 10 и нажимной пластиной (НП) 3. В двухдисковом исполнении сцепление содержит дополнительную

НП 11, закрепленную посредством плоских пружин 12 на П 2. В отверстиях корпуса 1 и

П 4 с возможностью поворота размещены шаровые концы двуплечих рычагов (P) 15. В их промежуточных точках установлены соединительные элементы (Э) 16 с упорами 18, связанные с П 13, выполненными на НП 11.

Как вариант, Э 16 может быть связан с НП

11 посредством фрикционного соединения для компенсации износа, При расцеплении мембранная пружина 7 при помощи прихватов 8, рычагов 15 и Э 16 одновременно удаляет от маховика 10 НП 3 и 11. 2 з и. флы, 3 ил, 1731069 нажимной пластины 3 v. мембранной пружины 7 соответствует описанной-. На прилежа- 45

S5

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых фрикционных сцеплениях, в частности, транспортных средств, с одним или двумя дисками и мембранными пружинами.

Цель изобретения — повышение надежности работы путем повышения синхронности отвода фрикцион н ых дисков.

На фиг.1 изображено дисковое фрикционное сцепление в плане; на фиг,2 — фрикционное сцепление s однодисковом исполнении, вид сбоку; на фиг.3 — фрикционное сцепление в двухдисковом исполнении, вид сбоку, Дисковое фрикционное сцепление, в частности, для транспортных средств содержит корпус 1, нэ котором под равными центральными углами 120 выполнены три проушины 2. К проушине 2 прикреплена нэжимная пластина 3 посредством присоединенных к ее проушинам 4 трех плоских пружин 5, Пружины 5 прикреплены к проушинам 2 и 4 посредством заклепок б. С поверхностью на>кимной пластины 3 контактирует нажимной элемент в виде мембран;tQA пружины 7. К нажимной пластине 3 вместе с плоскими пружинами 5 приклепэны выполненные из железа соединительные элементы в виде прихватов 8, прилегающих к мембранной пружине 7 и прижимающих ее к на>кимной ллэстине 3.

Фрикционный диск 9 размещен между маховиком 10 и нажимной пластиной 3.

Двухдисковая муфта (фиг.3 и 1) составлена с использованием деталей ранее представленной однодисковой муфты.

На предусмотренных на корпусе 1 муфты проушинах 2 при помощи плоских пружин 5 прикреплена нажимная пластина 3, а дополнительная нажимная пластина 11 прикреплена посредством плоских пружин

12. Плоские пружины 5 и 12 размещены по обе стороны проушины 2 и прикреплены при помощи заклепок 6.

Конструкция удаленной от маховика 10 щей к маховику 10 нажимной пластине 11 предусмотрены проушины 13 и к ним прикреплен при помощи заклепок 14 другой конец плоской пру кины 12. Плоская пружина 12 короче, чем плоская пружина 5, однако может быть выполнена одинаковой посредством изменения компоновки, В находящейся на нажимной пластине

3 проушине 4 и в корпусе 1 выполнены противолежащие отверстия для размещения шаровых концов двуплечего рычага 15 с возможностью поворота. В промежуточной точке приложения усилия в средней части

40 рычага 15 параллельно оси сцепления выполнено отверстие, в котором с зазором расположен соединительный элемент 16 в виде стержня. Центральные углы, образованные одинаковыми точками соседних двуплечих рычагов 15, равны между собой.

Между нажимной пластиной 11 и маховиком 10 помещен второй фрикционный диск 17. Один из концов соединительного элемента 16 закреплен в предусмотренной на нажимной пластине 11 проушине 13, тогда как íà его другом конце на противолежащей нажимной пластине 11 стороне двуплечего рычага 15 закреплен упор 18.

Состоящий из двуплечего рычага 15 и соединительного элемента 16 механизм может может быть выполнен так, что один конец соединительного элемента 16 присоединяется к двуплечему рычагу 15, а другой его конец крепится к нэ>кимной пластине 11 посредством фрикционного соедикения (не изображено), которое при достижении осевого превосходящего установленный размер усилия допускает движение конца соединительного элемента 16 относительно нажимной пластины 11 для компенсации действия, вызываемого возможным неравномерным износом фрикционных дисков 9 и 17 на величину расцепления.

Однодисковое сцепление. работает следующим образом.

В замкнутом состоянии мембранная пружина 7 через нажимную пластину 3 прижимает фрикционный диск 9 к маховику 10.

При рэзмыкании сцепления, т.е. отводе его посредством давления на середину мембранной пружины, ее фланец отходит от маховика 10 и при помощи прихватов 8 захватывает с собой нажимную пластину 3, в результате освобождается фрикционный диск 9 и происходит его отход.

Двухдисковое сцепление работает следующим образом.

В замкнутом состоянии сцепления мембранная пружина 7 через нажимную пластину 3 прижимает фрикционный диск 9 к одной из сторон нзжимной пластины 11 и посредством фрикционного диска 17 при помощи другой стороны нажимной пластины 11 — к маховику 10. Таким образом, в передаче момента вращения принимают оба фрикционных диска э и 17, При расцеплении мембранная пружина

7 при помощи прихватов 8 удаляет нажимную пластину 3 от маховика 10, при этом первая захватывает с собой двуплечий рычаг 15. Двуплечий рычаг 15 при помощи соединительного элемента 16 удаляет нажимную пластину 11 одновременно с нэ

1731069

13 жимной пластиной 3 от маховика 10, в результате чего обеспечивается одновременное расцепление обеих нажимных пластин

3 и 11. Соединительный элемент 16 обеспечивает отвод, т.е. подьем, нажимной пластины 11 и ее приближение к маховику 10 вместе с фрикционным диском 9 посредст- 5 вом двуплечего рычага 16.

Формула изобретения

1. Дисковое фрикционное сцепление, в частности для транспортных средств, содержащее корпус, два ведомых фрикцион- 10 ных диска, нажимной элемент, нажимную пластину однодискового исполнения и дополнительную нажимную пластину. закрепленные каждая на проушинах корпуса посредством по крайней мере трех плоских 15 пружин, соединенных с проушинами нажимных пластин, при этом нажимной элемент и контактирующая с ним нажимная пластина соединены между собой посредством по меньшей мере одного фиксирующе-. 20 го их 8 осевом направлении соединительного элемента, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено по крайней мере тремя двуплечими рычагами, одни концы 25 которых соединены с корпусом, а другие — с возможностью поворота с нажимной пластиной, контактирующей с нажимным элементом, при этом промежуточные точки приложения усилий двуплечих рычагов соединены с дополнительной нажимной пластиной, центральные углы, образованные одинаковыми точками соседних двуплечих рычагов, равны между собой, а нажимной элемент выполнен в виде мембранной пружины, 2. Сцепление по п.1. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вторые концы двуйлечих рычагов соединены с проушинами контактирующей с нажимным элементом нажимной пластины, на которых закреплены плоские пружины, закрепленные на корпусе.

3. Сцепление по пп.1 и 2, о т л и ч а ю ще е с я тем, что оно снабжено соединительными элементами, установленными между промежуточными точками приложения усилий двупгечих рычагов и Дополнительной нажимной пластиной, при этом на соединительных элементах со стороны их свободного конца выполнены упоры, контактирующие по крайней мере с одной из упомянутых деталей.

1731069

Составитель В.Козырькова

Редактор М.Келемеш Техред М.Моргентал Корректор Т,Палий

Заказ 1520 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Дисковое фрикционное сцепление, в частности, для транспортных средств Дисковое фрикционное сцепление, в частности, для транспортных средств Дисковое фрикционное сцепление, в частности, для транспортных средств Дисковое фрикционное сцепление, в частности, для транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к выжимным подшипникам сцепления, например, для автомобильных транспортных средств, предназначенным для создания тягового усилия на устройство выключения управляемого сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах выключения сцепления, например, транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач различных механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к магниюстроению, а именно к узлам для монтажа выжимного подшипника сцепления на механизме выключения сцепления с натягом в осевом направлении, и может быть использовано для оборудования автомобильных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приборам для управления силовыми двигательными установками

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к усилителям привода управления сцеплением транспортных средств, преимущественно автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к области конструирования механического привода и может найти применение в различных отраслях машиностроения, где используется передача вращающих моментов между валами

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным и способам их работы

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения. Фрикционная муфта содержит корпус, ведущий и ведомый валы, фрикционный диск и пружины. Корпус выполнен в виде коробчатого сечения, у которого с противоположных сторон в подшипниковых узлах смонтированы ведущий и ведомый валы, причем в каждом из них, внутри корпуса, выполнены шлицевые соединения, шлицевые валы которых с одной стороны контактируют с пружинами, а с другой стороны снабжены фрикционными дисками. Между фрикционными дисками по центральной оси в посадочном месте размещен шарик, а с наружной стороны с противоположных сторон два прижимных ролика, смонтированных на прижимных рычагах, шарнирно установленных внутри корпуса и сжатых между собой посредством пружины. Между свободными концами прижимных рычагов установлен кулачок, связанный с поворотным рычагом. Достигается повышение надежности и увеличения долговечности устройства. 3 ил.
Наверх