Источник питания постоянным током

 

Использование: электрооборудование, обеспечивающее заряд аккумуляторных батарей или питание стартера при запуске двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: использование блока контроля напряжения для автоматического включения выпрямителя на нагрузку напряжением 12 В при заряде батареи или предварительная коммутация батарей на параллельное или последовательное соединение для пускового напряжения питания стартеров 12 В или 24 В. 2 ил. со с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 J 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4834932/07 (22) 06.06.90 (46) 15.05.92. Бюл, № 18 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве (72) Ю,К.Бурмистров, В.Ф.Гудухин, А.М.Шувалов и А,Ф.Фирсов (53) 621.355.1(088,8) (56) Многоцелевой источник питания (МИП) типа СП31-125/220 УЗ. Руководство по эксплуатации ПО "Уралэлектротяжмаш" им.

Ленина, 1986, 11 с.

Тракторы и автомобили. /Под ред.

B.À.Скотникова, М„, Агропромиздат, 1985, с.226 †2;

Авторское свидетельство СССР

¹ 11225599440099, кл. Н 02 J 7/02, 1985, Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования при питании потребителей постоянным током, а именно для заряда аккумуляторных батарей и питания стартеров при запуске двигателей внутреннего сгорания особенно в зимний период на открытых площадках, когда стартерные характеристики аккумуляторных батарей ухудшаются и пуск двигателей от них затруднен.

Известен многоцелевой источник питания (МИП) типа СПЗ-1-125/220 УЗ, который применяется для зарядки аккумуляторных батарей и запуска двигателей легковых автомобилей.

При запуске двигателей выходные клеммы "+" и "-" данного источника соединяются с соответствующими клеммами аккумуляторной батареи. Затем источник включается и батарея подзаряжается, При включении

„) 5U(Ä> 17341б4 А1 (54) ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ ПОСТОЯННЫМ

ТОКОМ (57) Использование: электрооборудование, обеспечивающее заряд аккумуляторных батарей или питание стартера при запуске двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: использование блока контроля напряжения для автоматического включения выпрямителя на нагрузку напряжением 12 В при заряде батареи или предварительная коммутация батарей на параллельное или последовательное соединение для пускового напряжения питания стартеров 12 B или 24 B. 2 ил. стартера его питание осуществляется параллельно от батареи и источника, Однако конструкция данного источника питания не позволяет осуществлять пуск двигателей, для которых производится предварительное переключение соединения аккумуляторных батарей с параллельного на последовательное. Например, у тракторов К-700 и К-701 напряжение бортовой сети 12 B от двух батарей, соединенных параллельно, которые для пуска двигателя переключаются последовательно, т,е. на 24

В. Кроме того, при зарядке аккумуляторных батарей данный источник не отключается автоматически в конце заряда, т.е. необходим периодический контроль степени их заряженности.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для заряда аккумуляторной батареи, выбранное в качестве

17341 64

15

20 прототипа, содержащее зарядный выпрямитель, подключенный к трехфазной сети питания через контакты автоматического выключателя и магнитного пускателя с замыкающим контактом промежуточного реле в цепи питания его катушки, блок контроля напряжения со стабилизатором, входные клеммы "-" и "+" которого соединены с соответствующими шинами зарядного выпрямителя, пороговый элемент и первый элемент выдержки времени, входы которых соединены через размыкающий контакт промежуточного реле с положительной шиной зарядного выпрямителя, два логических элемента ИЛИ вЂ” НЕ (элемент повторения) и элемент И, при этом выход первого элемента выдержки времени соединен с первым входом элемента И, выход порогового элемента с первым входом первого элемента

ИЛИ вЂ” НЕ, выход которого соединен с вторым входом элемента И и входом второго элемента ИЛИ вЂ” НЕ, триггер, усилитель и второй элемент выдержки времени, при этом прямой вход триггера соединен с выходом элемента И, инверсный вход — с выходом второго элемента ИЛИ вЂ” НЕ, а выход триггера с выходами усилителя, нагруженного промежуточным реле, и второго элемента выдержки времени, выход которого соединен с вторым входом первого элемента ИЛИ вЂ” НЕ.

Данное устройство осуществляет периодический автоматический контроль напряжения на клеммах аккумуляторной батареи в процессе заряда и автоматически отключает выпрямитель при окончании заряда, когда напряжение батареи достигает заданной величины.

Недостаток данного устройства в том, что оно имеет ограниченные функциональные возможности и не может применяться для питания стартеров при запуске двигателей автомобилей и тракторов.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем введения в источник переключателя режимов, второго триггера, второго элемента повторения, дополнительных электрических связей и использования блока контроля напряжения для автоматического включения выпрямителя при запуске двигателей после переключения соединения аккумуляторных батарей с параллельного на последовательное.

Указанная цель достигается тем, что в источник питания постоянным током, содержащим мостовой выпрямитель с выходными клеммами„подключенный через контакты магнитного пускателя и автоматического выключателя к трехфазной сети питания, и блок контроля напряжения со

55 стабилизатором, входная клемма "-" которого соединена с выходной клеммой "-" выпрямителя, первым элементом выдержки времени и пороговым элементом, входы которых соединены с размыкающим контактом промежуточного реле, выход элемента времени соединен с первым входом элемента И, а выход порогового элемента — с первым входом первого элемента повторения, триггером, вторым элементом выдержки времени и усилителем, нагруженным промежуточным реле, входы которых соединены, введены переключатель режимов, первый вход первой платы и вход третьей платы которого соединен с выходной клеммой "+ 12В" выпрямителя, которая подключена к нулевой точке соединения вторичных обмоток трансформатора, включенных по схеме 3 B ЕЗДА, второй вход — с клеммой "+

24В", а выход с входной клеммой "+" стабилизатора и входом второй платы переключателя, первый выход которой соединен с размыкающим контактом промежуточного реле, а второй выход — с выходом первого элемента выдержки времени, выход которого соединен с прямым входом первого триггера, выход которого соединен с первым входом четвертой платы переключателя, выход порогового элемента соединен с вторым входом элемента И, второй триггер и второй элемент повторения, при этом прямой вход второго триггера соединен с выходом элемента И, первый вход второго элемента повторения — с выходом второго элемента выдержки времени, второй вход — с выходом второго триггера, а выход с инверсным входом первого триггера, второй вход первого элемента повторения соединен с вторым выходом третьей платы переключателя режимов, а выход — с вторым входом четвертой платы переключателя, выход которой соединен с входом усилителя.

Данное схемное решение источника питания постоянным током позволяет использовать его как для автоматической зарядки аккумуляторных батарей, так и для питания стартеров при запуске стартеров при запуске двигателей внутреннего сгорания. При этом обеспечивается автоматическое включение источника при запуске от клемм "+

24В" после переключения соединения аккумуляторных батарей запускаемого двигателя с параллельного на последовательное, На фиг,1 представлена принципиальная электрическая схема источника питания; на фиг.2 — схема подключения источника к бортовой системе питания, например, трактора К-701.

Выключатель 1 неподвижными контактами включен в сеть, а подвижными через

1734164

20 соединен с прямым входом первого тригге- 25

35 контакты 2 магнитного пускателя 3 соединен с мостовым выпрямителем 4. Первый вывод катушки магнитного пускателя через замыкающий контакт 5 промежуточного реле 6 соединен с выходом выключателя 1, а второй вывод — с нулевым проводом, Вход I "Заряд" первой платы 7 переключателя режимов соединен с выходной клеммой "+ 12В" выпрямителя, нулевой точкой соединения вторичных обмоток трансформатора 8, соединенных по схеме ЗВЕЗДА, и входом третьей платы 9 переключателя.

Вход П "Пуск" платы 7 соединен с выходной клеммой "+24В" и катодной группой вентилей 10. Выход платы 7 соединен с клеммой

"+" стабилизатора 11 блока 12 контроля напряжения и входом второй платы 13 переключателя, выход 1 которой соединен через размыкающий контакт 14 реле 6 с входами первого элемента 15 выдержки времени и порогового элемента 16, соединенных с входом II платы 13 переключателя. Клемма "-" стабилизатора 11 соединена с выходной клеммой "-". Выход элемента 15 времени ра 17 и первым входом элемента И 18, второй вход которого соединен с выходом порогового элемента 16 и первым входом первого элемента 19 повторения, Выход триггера 17 соединен с входом 1 четвертой платы 20 переключателя, выход которого соединен с входами второго элемента 21 выдержки времени и усилителя 22, нагруженного промежуточным реле 6. Выход элемента 21 времени соединен с первым входом второго элемента 23 повторения, выход которого соединен с инверсным входом триггера 17, а второй вход — с выходом второго триггера 24, Прямой вход последнего соединен с выходом элемента И 18. Второй вход первого элемента

19 повторения соединен с выходом II третьей плиты 9 переключателя режимов, а выход элемента 19 — с входом II платы 20.

Источник работает следующим образом, В режиме "Заряд" переключатель режимов находится в положении I. К клеммам источника "-" и "+ 12 В" подключают соответственно клеммы "-" и "+" аккумуляторной батареи 25. Затем включают выключатель 1, Блок 12 контроля получает напряжение питания от батареи 25 через вход I панели 7 переключателя, которое поступает через выход! панели 13 и размыкающий контакт

14 реле 6 на входы первого элемента 15 выдержки времени и порогового элемента

16, Так как в начале зарядки напряжение на клеммах батареи 25 ниже заданного, то на выходе порогового элемента присутствует

55 сигнал "0", Через заданное время паузы на выходе элемента 15 выдержки времени появляется сигнал "1". Триггер 17 переходит в другое состояние и на его выходе и, соответственно, на входе второго элемента 21 выдержки времени также появляется напряжение, которое с помощью усилителя

22 включает реле 6, контакт 5 которого замыкает цепь питания магнитного пускателя

3.

Пускатель включается и своими контактами 2 подает напряжение на выпрямитель

4, на выходных клеммах которого появляется напряжение зарядки. Контакт 14 реле 6 отключает входы элемента 15 времени и порогового элемента 16 от клеммы "+". Через заданный промежуток времени зарядки на выходе элемента 21 выдержки времени и, соответственно, на выходе второго элемента 23 повторения и инверсном входе триггера 17 появляется сигнал "1". Триггер возвращается в исходное состояние, реле 6 отключается и его контакт 5 разрывает цепь питания катушки 3 пускателя, который отключается и контактами 2 разрывает цепь питания выпрямителя 4, Контакт 14 реле 6 замыкает цепь контроля напряжения и цикл повторяется. Когда напряжение на клеммах аккумуляторной батареи 25 в процессе зарядки поднимается выше заданного, то на выходе порогового элемента 16 и, соответственно, на втором входе элемента И 18 появляется сигнал "1".

На его выходе и на прямом входе триггера

24 появляется сигнал "1". Триггер 24 переходит s другое состояние и на его выходе и, соответственно, на втором входе второго элемента 23 повторения появляется сигнал

"1", который проходит на инверсный вход триггера 17, Последний остается в исходном состоянии и пускатель 3 не включается.

Триггер 24 возвращается в исходное состояние при отключении заряженной батареи и установке другой для зарядки, В режиме "Пуск" переключатель режимов переводится в положение II, При пуске двигателей с питанием стартеров от одной аккумуляторной батареи напряжением 12В ее клеммы "-" и "+" соответственно подключаются к клеммам "-" и "+" источника питания (фиг,1), На блок 12 контроля "Плюс" напряжения от батареи 25 поступает через клемму "+ 12В", вторичные обмотки трансформатора 8, катодную группу вентилей 10 и вход II панели 7 переключателя. На вход порогового элемента 16 напряжение подается через выход II платы 13 переключателя, На выходе элемента 16 и на первом входе первого элемента 19 повторения находится сигнал "0". Чтобы реле 6 включилось на вто1734164

510 рой вход элемента 19 поступает через выход

II платы 9 напряжение и на выходе элемента

19 появляется сигнал "1", который через вход II платы 20 поступает на вход усилителя 22 и реле 6 включается.

При включении выключателя 1 напряжение питания подается на катушку 3 магнитного пускателя через замыкающий контакт 5 промежуточного реле 6. Пускатель срабатывает и контактами 2 включает выпрямитель. Батарея начинает подзаряжаться, Пуск двигателя осуществляется обычным путем из кабины водителем. Питание стартера осуществляется параллельно от источника и батареи.

Для запуска двигателей с питанием стартера напряжением 24В от двух аккумуляторных батарей и переключением их соединения с параллельного на последовательное подключение источника к бортовой системы пуска двигателя осуществляется по схеме, представленной на фиг.2. Клемма "-" источника 26 питания соединяется с массой трактора, а клемма "+

24В" — с входной клеммой "+" тягового реле

27 стартера 28. Аккумуляторные батареи 29 и 30 соединены параллельно размыкающими контактами 31 и 32, переключателя 33.

Клемма "-" батареи 29 соединена через выключатель 34 массы с массой трактора, а клемма "+" батареи 30 — с входной клеммой

"+" тягового реле 27 и через его замыкающий контакт 35 — с обмоткой возбуждения и якорем стартера 28, Для пуска двигателя замыкается выключатель 34 массы. Напряжение 12В от аккумуляторных батарей 29 и 30 через клеммы

"-" и "+ 24В" источника 26 (фиг.2), вход 11 платы 7 (фиг.1) поступает на блок 12 контроля напряжения и через вход 11 платы 13 на вход порогового элемента 16. Напряжение — ниже заданного пороговым элементом, поэтому на его выходе и первом входе первого элемента 19 повторения и его выходе присутствует сигнал "0", который через вход

II платы 20 переключателя режимов поступает на вход усилителя 22, Реле 6 не включается. При включении выключателя 1 выпрямитель не включается.

При подготовке к запуску водитель производит включение переключателя 33 (фиг.2) соединения батарей 29, 30. Контакты

31 и 32 размыкаются, контакт 36 замыкается и соединяет батареи последовательно, а контакт 37 подготавливает цепь включения тягового реле 27. На клеммах источника "—" и "+ 24В" на блоке 12 контроля (рис,1) появляется напряжение 24В. На выходе порогового элемента 16 появляется сигнал "1".

На выходе первого элемента 19 повторения и входе усилителя 22 также появляется сигнал "1", реле 6 включается и своим контактом 5 замыкает цепь питания магнитного пускателя 3, который контактами 2 включает выпрямитель 4. На выходных клеммах "-" и "+ 24В" источника 26 (рис.2) и, соответственно, на клеммах последовательно соединенных батарей 29 и 30 появляется выпрямленное напряжение. При замыкании ключа 38 подается напряжение на втягивающую 39 и удерживающую 40 катушки тягового реле 27.

Реле срабатывает и контакт 35 замыкает цепь питания стартера 28, питание которого осуществляется параллельно от источника 26 и последовательно соединенных аккумуляторных батарей 29 и 30.

Таким образом, использование предлагаемого источника позволит расширить функциональные возможности устройства путем введения дополнительных элементов, связей и использования блока контроля напряжения для автоматического включения выпрямителя во время запуска после переключения соединения аккумуляторных батарей с параллельного на последовательное.

Формула изобретения

Источник питания постоянным током, содержащий мостовой выпрямитель с выходными клеммами, подключенный через контакты магнитного пускателя и автоматического выключателя к трехфазной сети питания, и блок контроля напряжения со стабилизатором, входная клемма "-" которого соединена с выходной клеммой "-" выпрямителя, первым элементом выдержки времени и пороговым элементом, входы которых соединены с размыкающим контактом промежуточного реле, выход элемента времени соединен с первым входом элемента И, а выход порогового элемента — с первым входом элемента повторения, триггером, вторым элементом выдержки времени и усилителем, нагруженным промежуточным реле, при этом входы усилителя и второго элемента времени соединены, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, в него введены второй триггер, второй элемент повторения и переключатель режимов, вход первой платы и вход третьей платы которого соединены с выходной клеммой "+ 12B" выпрямителя, которая подключена к нулевой точке соединения вторичных обмоток трансформатора, включенных по схеме ЗВЕЗДА, вход Il первой платы — с выходной клеммой "+ 24В", а выход первой

1734164

15!

t ! (!!! !!

55 платы соединен с входной клеммой "+" стабилизатора и входом второй платы переключателя, выход I которой соединен с размыкающим контактом промежуточного реле, а выход ll с входом первого элемента выдержки времени, выход которого соединен с прямым входом первого триггера, выход которого соединен с входом I четвертой платы переключателя, выход порогового элемента соединен с вторым входом элемента И, выход которого соединен с прямым входом второго триггера, и второй элемент повторения, при этом прямой вход второго триггера соединен с выходом элемента И, первый вход второго элемента повторения — с выходом второго элемента времени, вто5 рой вход — с выходом второго триггера, а выход — с инверсным входом первого триггера, второй вход первого элемента повторения соединен с выходом li третьей платы переключателя режимов, а выход первого

10 элемента повторения — с входом Il четвертой платы переключателя, выход которого соединен с входом усилителя.

1734164

35

50

Составитель А,Шувалов

Техред М.Моргентал Корректор Н,Ревская

Редактор С.Лисина

П венно-издательский комбинат Патент", . р, у .

11

" г. Ужго од, л.Гагарина, 101 роизводственнТираж Подписное

Заказ 1674 етениям и отк ытиям при ГКНТ СССР

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и р

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Источник питания постоянным током Источник питания постоянным током Источник питания постоянным током Источник питания постоянным током Источник питания постоянным током Источник питания постоянным током 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для формовки при производстве и заряде аккумуляторных батарей (АБ) в процессе их эксплуатации и может быть использовано в системах электроснабжения стационарных и автономных объектов со средствами форсированного ; заряда АБ асимметричным током (AT)

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для одновременного заряда группы аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике , связанной с производством и эксплуатацией аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам для зарядки аккумуляторной батареи, и предназначено для использования при питании потребителей постоянным током, Цель изобретения - повышение точности контроля конца заряда аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам заряда аккумуляторных батарей (АБ), и может быть использовано для ускорения заряда никелькадмиевых герметичных батарей преимущественно большой емкости

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для заряда ляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к преобразователям , формирующим асимметричньй ток для одновременного питания трех потребителей, например тиристорных устройств, в гальванике и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при., эксплуатации герметичных никель-водородиых (НЕ) аккумуляторов

Изобретение относится к области электроники и электротехники и может быть использовано в электротехнической промышленности для заряда группы батарей электрических аккумуляторов

Изобретение относится к высоковольтной импульсной технике, а именно к зарядным устройствам емкостных накопителей энергии, предназначенных для накачки лазеров и получения мощных электрогидравлических ударов

Изобретение относится к области электротехники и касается способа импульсного заряда аккумуляторных батарей (АБ) асимметричным переменным током (АПТ) от источника трехфазного переменного тока (ИТПТ) и энергосберегающей системы заряда (СЗ) АБ

Изобретение относится к системам автоматического управления зарядом конденсаторной батареи и предназначено для регулирования процесса заряда конденсаторной батареи до заданного напряжения и формирование прямоугольной формы зарядного тока и линейно-нарастающей формы зарядного напряжения

Изобретение относится к области электротехники, конкретно к устройствам для заряда герметичных и негерметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей

Изобретение относится к импульсной технике и касается систем так называемого "медленного" заряда емкостных накопителей электрической энергией генераторов мощных импульсов (т.е

Изобретение относится к устройствам для заряда аккумуляторных батарей от сети через преобразователи и может быть использовано для заряда накопителей энергии в различных устройствах автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к способу обеспечения цифровой последовательной передачи информации через интерфейс между электронным устройством и аккумулятором

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании вторичных источников тока
Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к эксплуатации свинцовых аккумуляторов или аккумуляторных батарей
Наверх