Смазочная композиция для узлов трения

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к смазочной композиции для узлов трения. Цель - повышение износостойкости узлов трения при удельных давлениях сопряженных поверхностей деталей выше 10 МПа. Смазочная композиция содержит (мас.%): фенолформальдегидную смолу 0,4-0,6; кристаллический иод 0,10- 0,15; стеарин 2,0-2,5 и базовое масло-остальное . Применение композиции при удельных давлениях трущихся поверхностей выше 10 МПа, скорости скольжения 0,5 м/с в течение 60 мин. в 2 раза увеличивает износостойкость деталей, 3 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (А)

lQl (л) ф

:(с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1472470 (21) 4862873/04 (22) 09.07.90 (46) 23.05.92. Бюл. М 19 (71) Проектно-конструкторский и технологический институт кузнечно-прессового роботостроения (72) В,И.Бутенко (53) 621.892(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N1472470,,кл. С 08 J 5/16, 1989. (54) СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ У3ЛОВ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочной композиции для узлов трения при эксплуатации машин, например, в тяжелонагруженных узлах и является усовершенствованием известной смазочной композиции по авт. св. N. 1472470.

Известна смазочная композиция для узлов трения.

Недостатком известной смазочной композиции для узлов трения является то, что при удельных давлениях выше 10 МПа в узлах трения коэффициент трения резко возрастает, что связано со снижением диспергирующего свойства фенолформальдегидной смолы (резита) с. увеличением удельных давлений вследствие преобладания процесса упрочнения поверхностного слоя над его диспергированием.

Цель изобретения — повышение износостойкости узлов трения при удельных давле„„. Ж„1735346 А2 (sl)s С 10 М 141/02 // 145/20. 169/04 С 10 N 30: (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочной композиции для узлов трения, Цель — повышение износостойкости узлов трения при удельных давлениях сопряженных поверхностей деталей выше 10 МПа. Смазочная композиция содержит (мас.%): фенолформальдегидную смолу 0,4-0,6; кристаллический иод 0,100,15; стеарин 2,0-2,5 и базовое масло-остальное. Применение композиции при удельных давлениях трущихся поверхностей выше 10 МПа, скорости скольжения

0 5 м/с в течение 60 мин, в 2 раза увеличивает износостойкость деталей, 3 табл. ниях сопряженных поверхностей деталей выше 10 МПа.

Поставленная цель достигается тем, что смазочная композиция дополнительно содержит кристаллический йод и стеарин при следчющем соотношении компонентов, мас.%:

Фенолформальдегидная смола 0,4-0,6

Кристаллический йод 0,10-0,15

Стеарин 2,0-2,5

Базовое масло Остальное

Эффект обеспечения низкого коэффициента трения при удельных давлениях сопряженных поверхностей деталей выше

10 МПа при использовании предлагаемой смазочной композиции достигается в результате одновременного действия активного кристаллического йода и диспергирования материала поверхностного слоя

1735346

60 фенолформальдегидной смолой. Присутствующий в смазочной композиции стеарин способствует удержанию на сопряженных поверхностях деталей в узлах трения при удельных давлениях выше 10 МПа такой толщины смазочной пленки, при которой содержащийся в смазочной композиции активный йод имеет возможность реагировать с диспергированными поверхностями деталей, создавая на них защитные пленки, кристаллическая структура которых подобна структуре твердых смазок.

Приготовление смазочной композиции для узлов трения осуществляется в следующей последовательности, В базовое масло (нефтяное или минеральное) добавляется измельченная на шаровой мельнице термореактивная фенолформальдегидная смола (резит), кристаллический йод и тонкоизмельченный стеарин (размер фракции 0,50,8 мм) в заданном количестве, после чего полученная смазочная композиция тщательно перемешивается в течение 2-10 мин (в зависимости от вязкости базового масла), Для определения оптимального количества кристаллического йода и стеарина, добавляемых в смазочную композицию для узлов трения, на установке для испытания материалов на истирание проводят специальные исследования, Испытаниям подвергают образцы из стали 40Х, предварительно прошедшие механическую обработку шлифованием на круглошлифовальном станке мод,ЗА151, В зону трения подают смазочную композицию, содержащую различное количество кристаллического йода и стеарина при постоянном количестве фенолформальдегидной смолы 0,5 мас,%, В качестве контртела используют бруски из быстрорежущей стали Р6М5, закаленные до твердости HRC 63-65. Испытания образцов проводят при удельном давлении трущихся поверхностей Р=12 МПа и скорости скольжения VcK-0,5 м/с в течение 60 мин, после чего на вертикальном оптиметре ИЗВ-1 с точностью до+0,001 мм проводят измерение износа образцов, При каждом принятом составе смазочной композиции испытаниям подвергают 10 образцов и вычисляют среднеарифметическое значение величины износа.

Результаты выполненных испытаний приведены в табл. 1.

Анализ приведенных в табл. 1 данных свидетельствует о том, что наивысшая износостойкость образцов (минимальный износ поверхностей) наблюдается при использовании в узле трения смазочной композиции следующего состава, мас,%:

Фенолформальдегидная смола 0,5

Кристаллический йод 0,12

Стеарин 2,5

Масло индустриальное И-20А 96,88

Причем увеличение в составе смазочной композиции стеарина (более 2,5 мас,%) не приводит к какому-либо существенному изменению величины износа поверхностей исследуемых образцов, Смазочная композиция, содержащая, мас,%. фенолформальдегидная смола 0,4-0,6; кристаллический йод 0,10-0,15; стеарин 2,0-2,5%, базовое масло остальное, обеспечивает наименьший коэффициент трения, Указанный состав смазочной композиции является оптимальным и рекомендуется для практического использования в узлах трения с удельным давлением трущихся поверхностей деталей выше 10 МПа, В табл. 2 приведены значения величины износа поверхностей образцов при граничных и средних значениях компонентов смазочной композиции и удельном давлении сопряженных поверхностей Р=12 МПа и скорости скольжения Ч к=0,5 м/с, Установленные оптимальные значения компонентов в смазочной композиции обеспечивают минимальную величину износа деталей при других величинах удельных давлениях сопряженных поверхностей (табл, 3).

Из анализа представленных результатов испытаний видно, что применение предлагаемой смазочной композиции при удельных давлениях трущихся поверхностей более Р=10 MRa позволяет в 2,0 раза увеличить износостойкость деталей по сравнению с прототипом. Таким образом, применение предлагаемой смазочной композиции для узлов трения повышает износостойкость и надежность деталей, работающих при удельных давлениях более

10 MIla. Состав смазочной композиции достаточно прост и легко может быть получен на любом машиностроительном предприятии, что и обеспечит значительный зкономический эффект.

Формула изобретения

Смазочная композиция для узлов трения по авт. св. М 1472470, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения износостойкости узлов трения при удельных давлениях сопряженных поверхностей деталей выше 10 МПа, смазочная композиция дополнительно содержит кристаллический иод и стеарин при следующем соотношении компонентов, мас.%: фенолформальдегидная смола 0,4-0,6; кристаллический иод 0,100,15; стеарин 2,0-2,5; базовое масло остал ьное.

1735346

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Составитель В. Бутенко

Редактор Н, Гунько Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Максимишинец

Заказ 1792 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Смазочная композиция для узлов трения Смазочная композиция для узлов трения Смазочная композиция для узлов трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным составам , в частности к смазочной композиции для узлов трения

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к защитным смазочным материалам, предназначенным для защиты от коррозии металлоизделий с чистой или прокорродировавшей поверхностью с последующим нанесением на них лакокрасочных материалов, в частности, при проведении ремонтных работ железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к металлоплакирующим смазочным материалам и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей в технологических процессах производства автомобилей и станций антикоррозионной обработки

Изобретение относится к композиции для углеводородной смеси с низким содержанием серы
Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для шлифования плазменных покрытий на никелевой основе, содержащей эмульсол «ЭПМ-1ш» и воду, отличающейся тем, что смазочно-охлаждающая жидкость дополнительно содержит присадку ML - RM 20 и присадку ML - 5331 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Эмульсол «ЭПМ-1ш» 2,0-3,2 Присадка ML - RM 20 0,45-0,65 Присадка ML - 5331 0,05-0,08 Вода остальное Техническим результатом настоящего изобретения является достижение высокой производительности обработки и высокой стойкости абразивного инструмента, а также получение удовлетворительной шероховатости обрабатываемой поверхности. 2 табл.
Настоящее изобретение относится к смазке для механической обработки металлов, содержащей касторовое масло в количестве 40-60 мас.%, олеиновую кислоту в количестве 10-30 мас.%, стеариновую кислоту в количестве 17-25 мас.% и серу мелкого помола в количестве 5-7 мас.%. Техническим результатом настоящего изобретения является создание пластичной смазки, используемой на операциях сверления, резьбонарезания, развертывания, растачивание конструкционных и инструментальных сталей, особенно закаленных до твердости HRCэ 40…45, нержавеющих и жаропрочных сталей, труднообрабатываемых материалов, цветных металлов и их сплавов, используя доступный металлорежущий инструмент из стали Р6М5, Р9, Р18 на станках и в ручной обработке. 4 табл.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной смазочной композиции, содержащей присадку в виде ультрадисперсного порошка углекислого кальция с размером частиц не более 0,1 мкм, олеиновую кислоту и базовую основу, при этом размер частиц углекислого кальция не превышает 0,1 мкм, соотношение компонентов в высокотемпературной смазочной композиции, мас.%: Ультрадисперсный порошок углекислого кальция   с размером частиц не более 0,1 мкм 7,0÷10,0 Олеиновая кислота 1,0÷2,0 Базовая основа Остальное Техническим результатом настоящего изобретения является повышение антифрикционных свойств смазочной композиции и возможность использования в интервалах высоких температур (130-400°C). 3 ил.

Настоящее изобретение относится к консервационному составу, содержащему, масс.% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; герметизирующая жидкость - 4,5-5,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C - до 100. Техническим результатом настоящего изобретения является создание консервационного состава для защиты от коррозии черных и цветных металлов, обладающего повышенной способностью вытеснять воду и агрессивный электролит с поверхности металла, а также повышенными защитными свойствами по отношению к цветным металлам. 2 табл., 1 пр.
Изобретение относится к противотурбулентной присадке, содержащей высокомолекулярный полиизобутилен, при этом он представляет собой раствор высокомолекулярного полиизобутилена в смеси органических растворителей, с добавкой индустриального масла и 1,2-эпоксипропана, при следующем соотношении компонентов, масс.%: высокомолекулярный полиизобутилен 2,0-7,0; нефрас 15-30; уайт-спирит 45-62,5; индустриальное масло 15-20; 1,2-эпоксипропан 0,25-0,75. Также настоящее изобретение относится к способу снижения гидравлических потерь в трубопроводе. Техническим результатом настоящего изобретения является увеличение эффективности действия присадки для снижения гидравлических потерь в трубопроводе с перекачиваемой жидкостью. 2 н.п. ф-лы, 12 пр.

Изобретение относится к консервационному маслу, которое содержит, % мас.: 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; окисленный петролатум с числом окисления 50-60 мг КОН/г - 2,4-2,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием, - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C, - остальное до 100. Технический результат заключается в создании консервационного материала, обладающего повышенными защитными свойствами. 3 табл., 1 пр.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, включающему в качестве основы минеральное масло, многофункциональный пакет присадок, содержащий смесь высокощелочных сульфонатов, высокощелочных фенолятов, салицилатов, дитиофосфатов, композицию синтетическую базовую КСБ-1, представляющую собой смесь сложных эфиров триметилолпропана и карбоновых кислот С7-С9 и полиметилсилоксановую жидкость ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, мас.%: вышеуказанный пакет присадок 8,9-9,3; вышеуказанная синтетическая базовая композиция КСБ-1 1,5-3,0; полиметилсилоксановая жидкость ПМС-200А 0,003-0,005; минеральное масло остальное. Также настоящее изобретение относится к способу изготовления масла моторного. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение противоизносных свойств моторного масла. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкций и автомобилей

Изобретение относится к нефтехимическим, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкций и автомобилей

Изобретение относится к антикоррозионным смазочным составам и может быть использовано преимущественно для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей и полостей металлоконструкций и кузовов автомобилей

Изобретение относится к антикоррозионным смазочным составам и может быть использовано преимущественно для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей и полостей металлоконструкций и кузовов автомобилей

Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий, применяемых в узлах трения и эксплуатирующихся при высоких удельных нагрузках
Наверх