Способ определения неровностей железнодорожного пути

 

Изобретение относится к области измерения геометрических параметров железнодорожного пути и может быть использовано для измерения неровностей рельсов в продольном профиле, плане и по уровню. Цель изобретения - повышение достоверности результатов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности . Измерительную базу выбранной длины разбивают на определенное количество участков до точки, в которой измеряют неровность, и равное им количество участков после этой точки, замеряют углы наклона участков до указанной точки и поеле нее относительно условного или реального горизонта, затем в масштабе определяют ординату точки, в которой замеряют неровность, и ординату проекции этой точки на среднюю линию, предварительно построив среднюю линию, соединяющую крайние точки базы, определяют неровность , сравнивая ординату указанной точки с ординатой ее проекции, а величину кривой линии рельса определяют по формуле i т/2р2 I- Г a(n+I-т/2-1 ) 2R X I т Х

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО ЦИАЛ И СТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ С ВИДЕТЕЛ ЬСТВУ

ВСггОС(, A t(AR

ПАТЕНтц, 1-ПХ": ЧЕС(4я (21) 4746303/11 (22) 27.06.89 (46) 23,05,92, Бюл. ¹ 19 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад.

В,Н.Образцова (72) B.B.Äëîóãèé, А.E.Àëåêñååâ, А,В,Мочалов и А.П.Попов (53) 625.144.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N431278,,кл,,Е 01 В 35/06, 1970, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРОВНОСТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (57) Изобретение относится к области измерения геометрических параметров железнодорожного пути и может быть использовано для измерения неровностей рельсов в продольном профиле, плане и по уровню. Цель изобретения — повышение достоверности результатов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности, Измерительную базу выбранной длины разбивают на определенное количество участков до точки, в которой измеряют неровность, и равное им количество участков после этой точки, замеряют углы наклона участков до указанной точки и поИзобретение относится к области измерения геометрических параметров железнодорожного пути и может быть использовано для измерения неровностей рельсов в продольном профиле, плане и по уровню (в продольной, поперечной и горизонтальной плоскостях), Целью изобретения является повышение достоверности результатов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности, „„ Ы„„1735476 А1 сле нее относительно условного или реального горизонта, затем в масштабе определяют ординату точки, в которой замеряют неровность, и ординату проекции этой точки на среднюю линию, предварительно построив среднюю линию, соединяющую крайние точки базы, определяют неровность, сравнивая ординату указанной точки с ординатой ее проекции, а величину кривой линии рельса определяют по формуле

i =m/2

Р2

Н,„=f g а(п+ -m/2 — 1)- 2R х

1 =m х «» (2 m+1 — 21) a(rt+im/2 — 1), 1 где : — длина участка, на котором измеряют угол наклона пути, например, к горизонту; а- угол наклона на участке до соответствующей точки, в которой измеряют неровность, к условному или реальному горизонту; R — база измерений; m — количество участков измерений, входящих в базу измерений R; п — порядковый номер точки, в которой измеряют неровность; i — порядковый номер измерительного участка (пути на базе измерения R (от 1 до m). 5 ил„1 табл, На фиг. 1 представлен график измерений неровности пути в продольном направлении; на фиг. 2-4 — графики к математическому обоснованию новой математической зависимости; на фиг. 5 — график для расчета неровности к примеру конкретного выполнения.

Под неровностью пути согласно схеме на фиг, 2 понимается отключение рельсовой нити НР„в точке Х> от расчетной прямой линии, которая проведена так(В,-Вк) что площади кривой пинии, лежащие выше и

1735476 ниже указанной прямой линии, равны между собой. Длина расчетной линии однозначно определена длиной базового участка пути R, длина которого неизменена и определена выбором, Величина неровности Н» на абсциссе Хп, соответствующей середине базовой и расчетной прямым линиям, определяется по формуле

Hpn = Yn Ycn, где Yn — ордината точки на линии рельса;

Ycn — ордината середины расчетной прямой линии, На фиг. 3 указаны обозначения для определения текущего значения ординаты Yi через текущие значения угла наклона кривой и линии рельса в точке с координатой X по формуле л

YI = YO+ f XIdX, (1)

Хо где Y — начальная ордината.

Используя формулу (1), величину неровности пути Н» определим зависимостью

Н рп = Yn Уcn (2) при этом величина У, определяется по формуле

Х, й)+ f x

2 R

Х (n — — ) г х di(Xi) dX, (3) гДе Y (и 1 — оРДината нити пУти, соот2) ветствующая абсциссе в начальной точке базовой линии пройденного пути R, Величина Усп, как ордината средней точки с на на фиг. 4, определяется из того условия, что расчетная измерительная линия В,-В» должна разделить кривую линию рельса Yi = f(Xi) таким образом, чтобы сумма площадей, ограниченных кривой и лежащей выше расчетной линии (со знаком "+" на фиг, 4) была бы равна сумме площадей, лежащих ниже расчетной линии (co знаком

"-"), т,е, выполнялось условие

Х (n + — )

f (Yj(Xj) — Yj P(Õ)) dX = 0, (4)

Х(п — — )

R где Yi Р— текущая ордината прямой Ân-Вк.

Кроме условия (4) необходимо. чтобы площадь трапеции Вд — В к — X (и )—

2 — Х (и была бы равна площади фигуры, 2) образованной линией Y (n ) с осью аб2 сцисс (базовым отрезком пути R), линией

Y (и» 1 и кривой Yi=f(Xi), Этоаналогич2) но тому, что выполняется условие

Х (n + — )

Yi(Xi)dX = YcnR, (5)

Х(п — — )

R г

Система уравнений (4) и (5) полностью определяет положение измерительной прямой линии, проведенной через точки У,„, Bii, Вк.

Из выражения (5) определяем числен10 ное значение

X(n+ — )

Yi(Xi) dX. (6)

X(n — — )

2

В выражение (6) вместо Yj(Xj) подставляется его значение Yi из (3), тогда получаем

Х (n + — )

Vcn R f (У („)+

R 2

Х(п — — ) г

Х(+-, )

+ f а; (Х;) dX) dX, (7)

Х (и — — )

Ycn =

25 г

Х(п+ — )

Ycn = Y (и-Й) + — ) x и-2 В R

Х(п — — )

40

X(n+ — ") х f (di(Xi)) dX dX, Х(п — — )

2

Подставляя в формулу (2) значение Уп и в формулу (3) значение Усп из (1), окончательно получаем величину неровности Нр линии рельса

Ап 1

Н» = . (di(Xj)) 1".1Х вЂ” — x

Х(п — — )

Х(п+ — ) х ) 1 pQj (Xj)) dX бХ. (8)

Х(п — — )

R г

Более удобно использовать измеритель угла не в аналоговой форме, а в дискретной, так как последующая обработка данных предполагается осуществляться ЭВМ. В этом случае полученная математическая зависимость в дискретной форме примет вид

I =—

Н» = (; a(o +1 — -1) „Х

55 х,>, (2m+ 1 — 21) а(п + i — — — 1), (9)

1

В окончательную формулу (9) начальные ординаты измерительного участка не входят, т,е. от указанных ординат величина не1735476 ровности не зависит, Для определения величины неровности рельсовой нити в заданной точке Хп необходимо лишь знать функцию а- — f(X ) на длине пройденного базового участка R.

Пример. Способ определения неровностей железнодорожного пути опробован в лабораторных условиях. Для реализации способа используют макет измерительной тележки с базой измерительного участка I =

=2 м. В процессе измерения неровности пути выбрана база измерения R = 16 м, т.е, m =R/I 8, Измерения производят на общей длине пути 20 м, с условными точками пути от i =

=24 до i = 45.

На макете измерительной тележки устанавливают один лазерный гироскоп, подключенный к реверсивному счетчику, выход которого подключен к самописцу. К самописцу подключают датчик пройденного пути. Вычисления производят с помощью

ЭВМ, которая находится вне макета измерительной тележки.

Для участка пути 20 м вычислены неровности на основе геодезических замеров ординат пути. По полученным значениям построен график Hp„= 1(п)(фиг, 5). Согласно предлагаемому способу производится за мер глубины местных неровностей на измерительной базе определенной длины.

Фиксируется равное число участков до точки, в которой измеряется неровность, и равное число участков после нее, т,е. m =

=-I/R, где R = 16 м, I = 2 м, т,е. m = 8; m/2 = 4.

Фиксирование участков производится по числу оборотов колесной пары макета измерительной тележки. Углы наклона участков а2э...а46, определяются с помощью лазерного гироскопа, установленного на макете измерительной тележки, Для ординат от Узз до У42 с помощью Э ВМ на основе новой математической зависимости определяются неровности пути.

В таблице приведены искомые значения, полученные в результате эксперимента.

Сопоставление указанных величин в таблице и на графике (фиг,5) Фоказывает их полное соответствие.

Формула изобретения

Способ определения неровностей железнодорожного пути, включающий в себя

5 измерение местных неровностей на измерительной базе определенной длины и фиксирование результатов измерения в масштабе, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результа10 тов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности, измерительную базу выбранной длины разбивают на определенное количество участков до точки, в которой из15 меряют неровность, и равное им количество участков после этой точки, замеряют углы наклона участков до указанной точки и после нее относительно условного или реального горизонта, затем в масштабе

20 определяют ординату точки, в которой замеряют неровность,и ординату проекции этой точки на среднюю линию, предварительно построив среднюю линию, соединяющую крайние точки базы, определяют неров25 ность, сравнивая ординату указанной точки с ординатой ее проекции, а величину неровности кривой линии рельса определяют по формуле

30 2

Hpn t . а(п +! — m/2 — 1) — — х

1 ! =m х, >, (2 m + 1 — 2 i ) a(n + i m/2 — 1 ), 1

35 где f — длина участка, на котором измеряют угол наклона пуги, например, к горизонту; а — угол наклона на участке до соответ40 ствующей точки, в которой измеряют неровность, к условному или реальному горизонту;

R — база измерений;

m — количество участков измерений, 45 входящих в базу измерений R; п — порядковый номер точки, в которой измеряют неровность;

i — порядковый номер измерительного участка i пути на базе измерения R (от 1 до

50 п1) 1735476

Номер участка У>

НеровНОСТЬ Hpn

Угол

У1 — Уг

Разность

У1 У2

Орди ната, мм! „ а(n+ I — — — 1)—

1

2 г (2m+ 1 — 2i) х

2R х a(n+ i — -2- — 1)

1=4

i =8

Г

1.

У,,(l

У у. бр. 7 ... - с

/ с

29

31

32

33

34

36

37

38

39

41

42

43

44

73,5

69,5

78

83

86

93

92

108

101

96

88

72

83

85,5

86 — 4

8,8

3

7 — 1

8 — 7 — 5 — 8 — 16

13

0 — 2 — 2,5

0,5 — 11

0,2

0,425

0,28

0,15

0,35 — 0,05

0,4

0,4 — 0,35 — 0,25 — 0,4

-0,8

0,65

0 — 0,1

0,125

0,025 — 0,55

16,5

2,5

10,5

12,5

23,5

14

17

22

4 — 12 — 36 — 13 — 11 — 5

13,5

15,87

9,31

11,44

8,12

13,03

21,15

15,75

12,19

8,62

0,25

0,31

--9,19 — 19.66 — 15 — 12,25

--6,31

8,56 — 5,25 — 0,53

2,34 — 1,75

4,8

13,4

7,75

3,69 — 2,81 — 16,34

173547б

) (f: .- Р (/- J х

Фиг. 5 х(лil/ ) 10

1735476 + !

1 л

/ /

Составитель Л, Петрухин

Редактор С. Пекарь Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Заказ 1798 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ определения неровностей железнодорожного пути Способ определения неровностей железнодорожного пути Способ определения неровностей железнодорожного пути Способ определения неровностей железнодорожного пути Способ определения неровностей железнодорожного пути Способ определения неровностей железнодорожного пути 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути, в частности для использования в системах автоматического управления рабочими органами путевых машин при осуществлении ими выправки железнодорожного пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике определения геометрических неровностей железнодорожного пути и предназначено для использования в научно-исследовательских целях при выявлении влияния геометрических неровностей пути на колебания подвижного состава Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем изменения вертикальных неровностей

Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к устройствам для измерения и контроля железнодорожного пути в плане

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к устройствам для контроля неровностей - отступлений от вертикальной продольной прямолинейности поверхностей катания рельсов железнодорожного пути

Изобретение относится к устройствам для измерения уровня рельсов пути, просадок рельсов и гаирины колеи

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути, в частности, к измерительным системам механизмов для выправки железнодорожного пути

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей

Изобретение относится к машинам с измерительной аппаратурой, используемой при сооружении рельсовых путей

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного контроля прогиба рельса, например, при его рихтовке перед сваркой бесшовных рельсов

Изобретение относится к приспособлениям для испытания крестовины стрелки в условиях, соответствующих условиям применения крестовины путевой стрелки, установленной в путевом хозяйстве

Изобретение относится к машиностроению и представляет собой базовую систему отсчета для путеукладочной машины и предназначено для беспроводного дистанционного управления агрегатами путеукладочной машины

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для определения неровностей на поверхности катания рельсов

Изобретение относится к устройствам для защиты верхнего строения железнодорожного пути от воздействия погодных условий

Изобретение относится к карьерному железнодорожному транспорту и может быть использовано при определении радиуса кривизны рабочей поверхности железнодорожного рельса. Для определения радиуса кривизны цилиндрических поверхностей бесконечной длины, например рабочей поверхности железнодорожного рельса, определяют ширину дорожки катания колеса и высоту сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу окружности контура поверхности дорожки катания. Вычисляют частное от деления суммы квадратов полуширины дорожки катания колеса и высоты сегмента, измеренную от хорды, стягивающей дугу поверхности дорожки катания, на удвоенную высоту сегмента. Высоту сегмента измеряют по оси, проходящей по центру дорожки катания колеса перпендикулярно хорде, стягивающей крайние точки дуги поверхности дорожки катания. Достигается возможность непосредственно в условиях карьера без сложных вычислений определить радиус кривизны рабочих поверхностей рельсов и принять меры для своевременной профилировки изношенных рельсов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх