Трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к тракторостроению . Цель изобретения - повышение технологичности для получения различных транспортных средств. Трансмиссия представляет собой единый блок, состоящий из механизма реверса, коробки передач и механизма поворота. Коробка передач содержит составной входной вал, наружная полая часть 1 которого соединена с внутренней 2 с помощью механизма реверса. Для улучшения маневренности транспортного средства между механизмом реверса и коробкой передач установлен демультипликатор, соединительный вал которого связывает внутренний входной вал коробки передач с входным валом 17 механизма реверса. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sijs В 62 D ..55/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

17

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4825688/11 (22) 15,05.90 (46) 30.05.92 Бюл. ¹ 20 (71) Челябинский филиал Научно-производственного объединения по тракторостроению "НАТИ" (72) Ю.И.Чирихин, В;В.Кийко и В.Л.Довжик (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 208447, кл. B 60 К 17/23, 1965. (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к тракторостро ению. Цель изобретения — повышение тех„„SU,, 1736812 А1 нологичности для получения различных транспортных средств. Трансмиссия представляет собой единый блок, состоящий из механизма реверса, коробки передач и механизма поворота. Коробка передач содержит составной входной вал, наружная полая часть 1 которого соединена с внутренней 2 с помощью механизма реверса. Для улучшения маневренности транспортного средства между механизмом реверса и коробкой передач установлен демультипликатор, соединительный вал которого связывает внутренний входной вал коробки передач с входным валом 17 механизма реверса. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

1736812

15

25

35

45

55

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно тракторостроению, и может быть использовано в качестве трансмиссии гусеничного и колесного тракторов.

Известна коробка передач, содержащая входной вал, промежуточный вал, два выходных вала, параллельных промежуточ2 ному, установленные на выходных валах гидроподжимные фрикционы и тормоза, ходоуменьшител ь.

Недостатком данного устройства является то, что увеличение диапазона скоростей требует и увеличения количества и фрикционных элементов.

Известна также коробка передач с шестернями постоянного зацепления, переключаемыми многодисковыми. фрикционными муфтами, установленными на вращающихся валах,.содержащая два выходных вала, параллЕльных друг другу и входному валу, и промежуточные валы, соосные с соответствующими выходными валами. входной составной вал с установленным в нем соединительным валом, причем каждый из выходных валов соединен с соосным ему промежуточным валом через планетарный механизм реверса, содержащий двойной ряд сателлитов, тормозной элемент, установленный на водиле, многодисковую фрикционную муфту и демультипликатор, установленный на входном валу.

Однако компоновка этого устройства не позволяет получать различные модификации машины, расширять диапазон скоростей без изменения компоновки машины и, кроме того, управление демультипликатором требует наличия дополнительного фрикционного элемента.

Цель изобретения — повышение технологичности для получения различных транспортных средств.

Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем кинематически связанные между собой механизм реверса планетарного типа, коробку передач с составным входным валом, включающим в себя внутренний вал, соединяемый с приводным двигателем, и наружный вал, охватывающий внутренний вал, на котором размещены шестерни, зацепленные с шестернями механизма поворота транспортного средства, а также многодисковые муфты для переключения шестерен постоянного зацепления механизма поворота, и демультипликатор, механизм поворота и коробка передач объединены в единый блок с разнесенными в поперечном направлении параллельно составному входному валу промежуточными и выходными валами с указанными шестернями постоянного зацепления и муфтами, механизм реверса выполнен в отдельном блоке, закреплен на картере блока механизма поворота и коробки передач и связан с валами коробки передач через соединительные элементы, при этом наружный вал коробки передач связан с внутренним входным валом последней через механизм реверса. С целью обеспечения возможности монтажа-демонтажа в условиях эксплуатации демультипликатор выполнен в отдельном блоке с элементами крепления его между блоком механизма поворота и коробки передач и блоком механизма реверса, а его валы снабжены элементами для связи с соответствующими валами механизмов других блоков.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема трансмиссии; на фиг, 2 — кинематическая схема трансмиссии с демультипликатором.

Устройство содержит выполненные в едином блоке коробку передач с двухступенчатым механизмом поворота и механизм реверса в отдельном блоке.

Коробка передач содержит входной вал, составленный из наружной полой части 1 с установленным в ней внутренним валом 2, два параллельных входному промежуточных вала 3 и два выходных вала 4, параллельных друг другу и входному валу. На выходных валах установлены многодисковые фрикционные муфты 5 и 6, шестерни 7 и 8, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточных валов 9 и 10, дисковые тормоза 11 и фланцы 12 для крепления карданных валов, соединяющих выходные валы 4 с конечными передачами машины. На наружной полой части выходного вала установлены на подшипниках качения шестерни 13 и 14, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 9 и

10 промежуточных валов, и зубчатая муфта

15 для переключения передач. Внутренний вал 2 связывает двигатель 16 с входным валом 17 механизма реверса шлицевым соединением 18, Выходной вал 19 механизма реверса охватывает входной вал, связан с наружным входным валом 1 коробки передач шлицевым соединением 20 и с входным валом 17 механизма реверса — многодисковым фрикционом 21. На выходном валу 19 механизма реверса установлена ведомая шестерня 22, находящаяся в зацеплении с рядом сателлитов 23, установленных на водиле 24, на барабане которого установлены диски тормоза 25, Второй ряд 26 сателлитов установлен на водиле и находится в зацеплении с сателлитами первого ряда и ведущей шестерней 27 механизма реверса, 1736812 связанной с ведущим барабаном фрикциона 21. Механизм реверса установлен в корпусе 28, соединенном с корпусом коробки передач 29 фланцевым соединением.

Демультипликатор содержит соединительный вал 30, связывающий внутренний входной вал 2 коробки передач с входным валом 17 механизма реверса, выходной вал

31, связанный с наружным входным валом

1 коробки передач, промежуточный вал 32 с шестернями 33 и 34, находящимися в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 35 и ведомой шестерней 36, связанной с выходным валом 19 механизма реверса, и зубчатую муфту 37 переключения диапазонов.

Трансмиссия работает следующим образом.

При движении передним ходом крутящий момент от двигателя 16 передается через внутренний входной вал 2 коробки передач и связанный с ним входной вал 17 механизма реверса на барабан фрикциона

21. При этом тормоз 25 разомкнут, а фрикцион 21 замкнут и выходной вал 19 механизма реверса вращается как одно целое с входным валом 17 механизма реверса и наружным входным валом 1 коробки передач.

Муфта 15 переключения передач осуществляет жесткое соединение вала с одной из ведущих шестерен, передавая вращение на промежуточные валы 3 коробки передач.

Включением того или иного фрикциона выходного вала обеспечивается необходимое передаточное отношение трансмиссии.

При движении задним ходом фрикцион

21 размыкается, включается тормоз 25, затормаживая водило, при этом направление движения ведущей шестерни 27 сохраняется, а ведомой шестерни 22 вместе с валами

22 и 4 — меняется на противоположное.

Демультипликатор устанавливается на модификациях с увеличенным диапазоном скоростей, крепится фланцевым соединением к корпусу коробки передач, а с противоположной сторон ы на него устанавливается механизм реверса, Крутящий момент от двигателя 16 передается через внутренний входной вал 2 и механизм реверса на ведущую шестерню 35, вращая промежуточный вал 32 и ведомую шестерню 36. При среднем положении зубчатой муфты получается нейтральное положение — крутящий момент не передается. При перемещении зубчатой муфты вправо происходит соединение выходного вала 19 механизма реверса с наружным входным валом 1 коробки передач, демультипликатор отключается.

При левом положении зубчатой муфты 37 происходит соединение ведомой шестерни демультипликатора 36 с наружным входным валом коробки передач, вследствие чего последний изменяет частоту вращения.

Таким образом, включение (отключение)демультипликатора происходит при выключенных фрикционных элементах механизма реверса без остановки двигателя и проведения дополнительных монтажных работ.

Использование изобретения позволяет упростить конструкцию, так как можно обходиться наименьшим количеством фрикционных элементов; позволяет улучшить маневренность и производительность транспортного средства благодаря возможности управления демультипликатором без остановки двигателя; а также установить демультипликатор без перекомпоновки базовой модели машины.

2, Трансмиссия по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что демультипликатор выполнен в отдельHQM блоке с элементами крепления его между блоком механизма поворота и коробки передач и блоком механизма реверса, а его валы снабжены соединительными элементами для связи с соответствующими валами механизмов других блоков.

Формула изобретения

20 1. Трансмиссия транспортного средства, содержащая кинематически связанные между собой механизм реверса планетарного типа, коробку передач с составным входным валом, включающим в себя внут25 ренний вал, соединяемый с приводным двигателем, и наружный вал, охватывающий внутренний вал, на котором размещены шестерни, зацепленные с шестернями механизма поворота транспортного средства, а

30 также многодисковые муфты для переключения шестерен постоянного зацепления механизма поворота и демультипликатор, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности для получения

35 различных транспортных средств, механизмы поворота и коробка передач объединены в единый блок с разнесенными в поперечном направлении параллельно составному входному валу промежуточными и выходны40 ми валами с указанными шестернями постоянного зацепления и муфтами, механизм реверса выполнен в отдельном блоке, закреплен на картере блока механизма поворота и коробки передач и связан с валами

45 коробки передач через соединительные элементы, при этом наружный входной вал коробки передач связан с внутренним входным валом последней через механизм реверса.

1736812

45

Составитель Н, Демидова

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор О, Кундрик

Редактор Е, Копча

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1860 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к многогусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самоходным гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к приспособлениям, повышающим проходимость транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости

Изобретение относится к машиностроению, к транспортным средствам особо высокой проходимости

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Наверх