Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам с трением скольжения. Цель изобретения - повышение долговечности путем обеспечения компенсации износа подшипника Подшипниковый узел скольжения содержит опорную втулку 1, которая выполнена в виде цилиндрической винтовой пружины, корпус 2 и стакан 3 с фланцами 4 и 5 соответственно , которые стягиваются винтами 6. Развиваемое винтами усилие замыкается через пружину, зажимая ее между корпусом и стаканом и плотно прижимая соседние витки пружины один к другому. Пружина имеет прицепы, которые по одному утоплены в пазы корпуса и стакана соответственно. При осуществлении компенсации износа трущихся деталей подшипникового узла винты отворачивают, освобождая пружины от действия осевого усилия зажатия. Корпус поворачивают относительно стакана в направлении , противоположном направлению спирали пружины, закручивая ее вокруг собственной оси. в результате чего увеличивается число витков пружины и уменьшается ее диаметр. После компенсации винты затягивают, вновь зажимая пружину между корпусом и стаканом, фиксируя деформированное состояние пружины. Повышение радиальной жесткости пружины достигается за счет ее изготовления из проволоки квадратного , прямоугольного и т.п. сечений, обеспечивающих контакт соседних витков пружины по поверхности, а также выполнением корпуса в виде клеммового зажима. 2 з.п ф-лы, 4 ил. VJ ы VJ ч Јь «- 0U2J

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 25/02.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l (21) 4765018/27 (22) 05.12.89 (46) 30.05.92. Бюл. ¹ 20 (71) Московский институт нефти и газа им.И.M. Губкина (72) Н.M.Ìèõèí, Г.С.Долгов и А,P.Ëoãèíoâ (53) 621 822 5 (088 8) (56) Иванов M.Н. Детали машин. M.: Высшая школа, 1984, с.272, рис,16,1-а.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1525356, кл. F 16 С 25/02, 1986.

Авторское свидетельство СССР

¹ 193229, кл. F 16 С 33/26, 1965. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам с трением скольжения. Цель изобретения— повышение долговечности путем обеспечения компенсации износа подшипника. Подшипниковый узел скольжения содержит опорную втулку 1, которая выполнена в виде цилиндрической винтовой пружины, корпус

2 и стакан 3 с фланцами 4 и 5 соответственно, которые стягиваются винтами 6. Разви°, Ж 1737174 А1 ваемое винтами усилие замыкается через пружину, зажимая ее между корпусом и стаканом и плотно. прижимая соседние витки пружины один к другому, Пружина имеет прицепы, которые по одному утоплены в пазы корпуса и стакана соответственно.

При осуществлении компенсации износа трущихся деталей подшипникового узла винты отворачивают. освобождая пружины от действия осевого усилия зажатия. Корпус поворачивают относительно стакана в направлении, противоположном направлению спирали пружины, закручивая ее вокруг собственной оси. в результате чего увеличивается число витков пружины и уменьшается ее диаметр. После компенсации винты затягивают, вновь зажимая пружину между корпусом и стаканом, фиксируя деформированное состояние пружины. Повышение радиальной жесткости пружины достигается за счет ее изготовления иэ проволоки квадратного, прямоугольного и т,п. сечений, обеспечивающих контакт соседних витков пружины по поверхности, а также выполнением корпуса в виде клеммового зажима. 2 з.п, ф-лы, 4 ил, 1737174

Изобретение относится к машиностро- ложенного с возможностью вращения в корению и касается подшипниковых узлов с пусе,сконтактомсторцомпружиныстакана трением скольжения, с фланцем, причем фланцы стакана и корпуИзвестен подшипниковый узел сколь- са размещены с зазором, концы винтовой жения, содер>кащий корпус с установлен- 5 пружины закреплены в корпусе и стакане ной в нем опорной втулкой, охватывающей соответственно, а средство фиксации выцапфу вала. полнено в виде элементов, стягивающих в

Недостаток известного подшипниково- осевом направлении фланцы корпуса и стаго узла скольжения состоит в том, что опор- кана, ная втулка установлена в коническом 10 Для повышения жесткости опорной отверстии корпуса. имеющем малый (не бо- втулки участки взаимного контакта витков лее 7 ) угол при вершине конуса, из-за чего пружины выполнено по поверхности. радиальная деформация втулки, проявля- Корпус в зоне размещения опорной ющаяся при ее затягивании в указанное втулки с целью обеспечения повышенной отверстие корпуса, получается незначи- 15 несущейспособности узла выполнен ввиде тельной, следовательно,при этом малы из- клеммового"зажима, менения рабочего отверстия опорной На фиг.1 схематически изображен подвтулки. поэтомудолговечность узла в целом шипниковь и узел скольжения, разрез; на .остается низкой. фиг.2 — схема его сборки; на фиг.3 — опорная

Известен подшипниковый узел сколь- 20 втулка, изготовленная из проволоки пряможения, который также содержит корпус с угольного сечения; на фиг,4 — корпус узла, установленной в нем опорной втулкой, ох- выполненный в виде клеммового зажима. ватывающей цапфу вала.. Подшипниковый узел скольжения соНедостаток этого подшипникового узла держит выполненную в виде цилиндричесостоит в том, что опорная втулка выполне- 25 ской винтовой пружины опорную втулку 1, на в виде тарельчатой пружины, из-за чего корпус 2 с цилиндрическим гнездом, в которади,:.:;ьная деформация втулки, проявляю- ром размещена опорная втулка и стакан 3, щаяся присжатии пружины, незначительна, утопленный в указанное гнездо своей цичто также делает долговечность узла невы- линдрической частью (фиг.1). Опорная втул30 ка взаимодействует своими торцами с

Наиболее близким к предлагаемому яв- корпусом и стаканом; Корпус и стакан снабляется подшипниковый узел скольжения, жены фланцами 4 и 5 соответственно и межсодержащий корпус с установленной в нем ду ними имеется осевой зазор 5. Фланцы опорной втулкой, выполненной в виде ци- стянуты, например, винтами 6. Развиваемое линдрической винтовой пружины, охваты- 35 ими осевое усилие замыкается через опорвающей цапфу вала. ную втул ку, зажимая ее между оппозитными

Недостаток подшипникового узла торцами корпуса и стакана. при этом любые скольжения состоит в том, что опорная втул- соседние витки пружины плотно прижаты ка поджимается к корпусу установленной в один к другому. Втулка 1 охватывает.цапфу нем регулировочной гайкой, из-за чего ра- 40 7 вала, образуя с ней пару трения подшипдиальная деформация втулки, проявляемая никового узла, при изменении усилия поджатия, незначи- Опорная втулка 1 имеет на своих торцах тельна, а потому долговечность узла остает- выступы, в частности образованные прицеся низкой. пами 8 и 9 пружины (фиг.2). Каждый из этих

Цель изобретения — повышение долго- 45 прицепов утоплен в одном из пазов 10 и 11, вечности путем обеспечения компенсации выполненных соответственно в корпусе и износа подшипника. стакане. Во фланце 4 корпуса 2 выполнены

Общий срок службы предлагаемого уз- также сквознь е пазы 12 под винты 6. ла не менее чем вдвое выше срока службы При работе подшипникового узла, т.е. известных узлов. 50 при вращении вала, силы трения, возникаюПоставленная цельдостигается тем, что щие на скользящем контакте цапфы 7 с подшипниковыйузелскольжения,содержа- опорной втулкой 1, стремятся провернуть щий корпуссустановленной в нем опорной относительно корпуса 2 и стакана 3 как втулкой, охватывающей цапфу вала, снаб- опорную втулку в целом. так и отдельные жен средством для изменения внутреннего 55 витки образующей ее пружины. Проворачидиаметра винтовой пружины и средством ванию опорной втулки в целом противодейфиксации ее в деформированном состоя- ствуютсилыторцового трения в контакте ее нии, корпус выполнен с фланцем, средство с относительно неподвижными корпусом и для изменения внутреннего диаметра пру- стаканом, а проворачиванию любого иэ витжины выполнено в виде коаксиально распо- KQB пружины — силы торцового трения в его

1 137174

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с установленной в нем опорной втулкой, выполненной в виде цилиндрической винтовой пружины, охватывающей цапфу вала, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения компенсации износа подшипника, узел снабжен средством для изменения внутреннего диаметра винтовой

55 контакте с соседними витками, Это противодействие осуществляется независимо от направления вращения вала. Радиальная нагрузка от цапфы передается на корпус и стакан узла также за счет укаэанных сил трения.

По мере изнашивания элементов пары трения подшипникового узла зазор в сопряжении его опорной втулки с цапфой вала постепенно увеличивается и начинает пре-. вышать допустимые нормы, определяемые служебным назначением механизма, в котором используется подшипниковый узел, В этот момент должна быть выполнена компенсация износа. которая производится следующим образом.

Отворачивая винты б. освобождают опорную втулку 1 от действия на нее усилия осевого зажима. Далее поворачивают корпус 2 относительно стакана 3 в направлении, противоположном направлению спирали пружины. При этом повороте стакан и корпус через прицепы 8 и 9 закручивают спираль пружины вокруг ее собственной оси. В процессе закручивания увеличивается число витков пружины, а поскольку при этом сечение и длина проволоки, из которой пружина изготовлена, практически не изменяются, то закручивание сопровождается уменьшением диаметра пружины, в результате чего в сопряжении цапфы с опорной втулкой выбирается зазор, образовавшийся в процессе изнашивания элементов пары трения подшипникового узлаа.

Закручивание пружины прекращают в момент, когда требуемый в сопряжении цапфы с втулкой зазор восстанавливается.

Далее винты б вновь затягивают, т.е. снова зажимают опорную втулку, фиксируя тем самым пружину в закрученном (деформированном) состоянии.

Данная регулировка (компенсация) повторяется всякий раз, когда в процессе эксплуатации подшипникового узла износ его подвижного сопряжения выходит за рамки допустимого, При использовании для изготовления опорной втулки проволоки круглого сечения контакт соседних витков пружины теоретически происходит по линии, в результате чего радиальная жесткость втулки уменьшена в сравнении с целой и при ее зажиме в узле осевой силой возможно относительное смещение витков пружины, в конечном счете приводящее к ухудшению геометрии контакта цапфы с опорной втулкой.

Для повышения жесткости опорной втулки для ее изготовления используется

50 проволока прямоугольного квадратного или иного сечения, обеспечивающего более развитцй контакт соседних витков, т.е. контакт не по; а по поверхности. На фиг, 3 представлен общий вид опорной втулки, выполненной из проволоки прямоугольного сечения. Прицепы пружины в этом случае также могут выполняться иными, например в крайних витках пружины выполняют отверстия 13. которыми она устанавливается на штифты 14 корпуса и стакана.

При регулировании подшипника, т.е. закручивании спирали пружины, уменьшается не только ее внутренний диаметр, но и наружный, Это приводит к увеличению радиального зазора между опорной втулкой 1 и корпусом 2 узла, При большой длине втулки, в условиях ее крепления к стакану и корпусу узла только за счет торцового трения, несущая способность подшипникового узла снижается, Для повышения несущей способности корпус в зоне размещения опорной втулки выполнен в виде клеммового зажима (фиг.4). При стягивании клеммы винтами 15 корпус 2 деформируется и опорная втулка получает дополнительную опору, подводимую к периферии втулки, Подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус, в котором установлена опорная втулка, выполненная в виде цилиндрической винтовой пружины, охватывающей цапфу вала. за счет снабжения его средствами для закручивания спирали пружины BoKpyr ее собственной оси и для фиксации деформированного состояния пружины имеет широкий диапазон компенсации износа, Так, при закручивании цилиндрической пружины и соответствующем увеличении числа ее витков на 6, что отвечает условиям ее упругого деформирования, внутренний диаметр пружины также меняется на б /, .

Этот диапазон изменения диаметра не менее чем вдвое превышает соответствующий показатель известных подшипниковых узлов скольжения, т,е. при прочих равных условиях за счет увеличения количества возможных регулировок долговечность подшипникового узла также возрастает вдвое, 1737174

©ua. 8

Составитель А.Логинов

Редактор З.Слиган Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 1878 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 пружины и средством фиксации.ее в деформированном состоянии, корпус выполнен с фланцем, средство для изменения внутреннего диаметра пружины выполнено в виде коаксиально расположенного с возможностью вращения в корпусе, с контактом с торцом пружины стакана с фланцем, причем фланцы стакана.и корпуса размещены с зазором, концы винтовой пружины закреплены в корпусе и стакане соответственно, а средство фиксации выполнено в виде элементов. стягивающих в осевом направлении фланцы корпуса и стакана.

2. Узел по п.1. отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости опорной

5 втулки, участки взаимного контакта витков пружины выполнены по поверхности.

3, Узел по пп,1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения несущей способности узла, корпус в зоне раэмеще10 ния опорной втулки выполнен в виде клеммового зажима.

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к опорам валов, шпинделей

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипников скольжения с регулировкой, автоматически компенсирующей износ

Изобретение относится к опорам для вращающихся звеньев механизмов и касается подшипников скольжения

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к опорному подшипнику, посредством которого тяговый двигатель частично поддерживается на оси железнодорожной тележки, установленной в нижней части локомотива

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипникового скольжения с регулировкой, компенсирующей радиальный износ

Изобретение относится к радиальным подшипниковым опорам скольжения и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к области авиационного моторостроения и может быть использовано в межроторных опорах газотурбинных двигателей. Межроторная опора газотурбинного двигателя включает подшипник скольжения, содержащий внутреннее кольцо подшипника, выполненное из композиционного материала на основе дисперсно-упрочненного реакционно-спеченного карбонитрида кремния и закрепленное на валу ротора низкого давления, наружное кольцо, выполненное из металлокерамоматричного материала на основе нитрида титана при определенном соотношении компонентов и расположенное внутри вала ротора высокого давления, а опора снабжена шарнирным элементом, представляющим собой опорное кольцо, выполненное из жаропрочной стали, установленное на наружном кольце подшипника. При этом внешняя поверхность опорного кольца выполнена в виде полусферы, взаимодействующей с соответствующей внутренней поверхностью вала ротора высокого давления. Технический результат заключается в исключении воздействия изгибающих моментов на подшипник в процессе рабочего цикла при одновременном повышении износостойкости подшипника опоры, что обеспечивает повышение надежности межроторной опоры. 1 ил.
Наверх