Самоходное транспортное средство сидоренко
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано там, где есть необходимость интенсивной перевозки грузов и тяжестей. Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств и экономичности. Работа самоходного средства заключается в том, что поступательное движение нагруженных кузовов тележек вниз преобразуется двухступенчатым ускорителем во вращательное движение колес тележек, Чтобы движение тележек не остановилось, происходит своевременный подъем подвижной части кузова с грузом в верхнее положение за счет выходного давления применяемой гидросистемы . Эффект самоката, заключается в том, что для перевозки большого количества грузов применяется силовой агрегат ограниченной мощности только для работы гидронасоса, воздушного компрессора, но не для основной тяги. Практическое использование самоката в железнодорожном и на емнщ-варианте по твердому покрытию на равнинной местности дает значительную экономию топливных ресурсов , 9 ил. Q &
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А3 (gg)g B 60 К 8/00
И IlATEHTY
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4859321/1,1 (22) 16,0 „90 (46) 30 ° 05 .9Й. Бюл. 1." 20 (75) A.N.Ñèäoðåíêo (53) 629,113 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
1411165, кл. B 60 К 9/00, 1986, (54) САМОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТ ВО СИ ЦОРЕНКО (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано там, где есть необходимость интенсивной перевозки грузов и тяжестей, Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств и экономичности. Работа самоходного средства заключается в том, что поступательное движение нагруженных кузовов тележек вниз преИзобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано там, где есть необходимость интенсивного перемещения грузов и тяжестей.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных свойств и экономич" ности, На фиг,1-9 показаны схемы самоката в железнодорожном варианте (не показаны необходимые полшипники, детальное тормозное устройство и гидравлическая система, детальный силовой агрегат и привод к системам и другое конструктивное оснащение самоката), 2 образуется двухступенчатым ускорителем во вращательное движение колес тележек, Чтобы движение тележек не остановилось, происходит своевременный подъем подвижной части кузова с грузом в верхнее положение за счет выходного давления применяемой гидросистемы, Эффект самоката, заключается в том, что для перевозки большого количества грузов применяется силовой агрегат ограниченной мощности только для работы гидронасоса, воздушного компрессора, но не для основной тяги, Практическое использование самоката в железно о ожном и мдземнрдваомрмте по твердому покры- о
Щ тию на равнинной местности дает значительную экономию топливных ресурсов, 9 ил, На фиг,l дан общий вид самоходного транспортного средства; на фиг,2 - то же, вариант железнодорожной тележки; на фиг,3 — храповое устройство привода ведущих колес; на фиг,4 — то же, вид сбоку; на фит фиг,5 - то же; вид в плане; на фиг,6храповая плашка; на фиг.7 - храповое колесо; на фиг.6 - силовой гидроцилиндр; на фиг.9 - гидросистема управления распределителем, На фиг,l изображен общий вид самоходного транспортного средства, На раме 1 (фиг.l) крепится вся конструкция самоходного средства, На передней оси 2 ведомые колеса 3 снаб3 1 жены тормозным устройством с тормозными колодками 4. На передней части рамы 1 расположена компактная кабина 5, состоящая из двух отсеков. P. переднем отсеке размещается рабочее место водителя: сидение для водителя, приборная доска 6, управление тормозами и гидравлической системой
7, электрооборудованием. В заднем отсеке размещен силовой агрегат 8 (дизель) с приводом к воздушному компрессору-гидронасосу и генератору тока. Весь силовой узел компактно крепится на раме на колесах, что позволяет выкатывать силовой узел для замены и ремонта. Под кабиной расположен топливный бак к дизелю.
В задней части рамы 1 (фиг.1) расположен двухступенчатый, цилидрический, с параллельным расположением валов ускоритель. На оси 9 (фиг. 1) напрессовано храповое колесо 10, сос тоящее из зубчатого колеса 11 (фиг.4 (120 зубьев) и двух силовых плашек
12 (фиг,4) с косыми зубьями по внешнему радиусу и отверстиями для стяжных болтов 13. Храповое колесо 10 через зубчатое колесо 11 связано с валом-шестерней 14, с которым состав ляет первую ступень ускорителя. На вал-шестерню 14 (фиг. 1) насажено зубчатое колесо 15, которое зубья- ми входит в зацепление с зубьями вала-шестерни 16, на который насажены задние ведущие колеса 17 тележки, и составляет с ним вторую ступень ускорителя, Храповое колесо 10 приводится в работу силой веса, нагруженного в кузов 18 (фиг. 1) самодвижущейся тележки, через силовые кронштейны 19 (фиг. 3), которые верхним концом 20
-шарнирно (фиг, 1, 3) связаны с кузовом 18 (проушина шарнира приварена к усиленной площадке 21 кузова 18), а нижним концом связаны шарнирно с двумя (с двух сторон храпового колеса) силовыми поводками 22, за проушины 23 (фиг. 1, 4), Силовые поводки 22 противоположным концом, своим осевым отверстием, надеты на ось 9 (фиг, 1) с двух сторон храпового колеса 10. В специальных вырезах силовых поводков 22 размещен храповик 24 (фиг. 4) с тремя косыми зубьями, которыми при движении вниз входит в зацепление с косыми зубьями силовых плашек 12 храпового колеса 10 и увлекает его вниз. Храповик
738086—
24 шарнирно на осях ?5 верхней частью крепится на двух серьгах 26 болтами
27 (фиг. 4), находящимися с внешней стороны силовых поводков 22, Храповик
24 имеет фигурный вырез 27 (фиг. 41 для свободного прохода зубьев зубчатого колеса 11. Храповик 24 предварительно прижимается слабо к храповому колесу 10 проволочной трапециевидной пружиной 28 (фиг,4), когда работает только ее нижняя часть (с упором 29, фиг, 4), и с напряжением, когда верхним концом пружина 28 упирается о силовой кронштейн 19 в поднятом положении кузова 18, Пружина
28 удерживается средней частью на осях 29 с внутренней стороны силовых поводков 22 (фиг. 4).
20 Кузов 18 самодвижущейся тележки (фиг. 1) является емкостью для загрузки тяжестей, Передней нижней частью кузов связан с рамой 1 проушинами 30, осью 31 - шарнирно (фиг.1).
25 В передней части кузова 1с отгорожен отсек для гидравлической жидкости 32 (фиг.1) для всех сцепленных тележек, В верхней части гидробак 39 имеет закрываемое отверстие для заправки жидкостью и прохода сливного трубопровода 33. В нижней части гидробак имеет штуцер гидрозаборника 34 (фиг. 1) для отвода жидкости из гидробака 32 к гидронасосу через гидроузел 35 (фиг. 1). Задней частью кузов 18 опирается на силовые кронштейны 19 и подъемники 36 силовыми упорами 37, осью 38 (фиг. 1, 3).
На фиг.2 изображена самодвижущая40 ся тележка грузовая. По устройству тележка полностью совпадает с грузовой частью тележки по фиг. 1, но на раме 1 отсутствует кабина 5, в кузове 18 — отсек для гидробака 32 с подводящими и отводящими трубопроводами, Самодвижущаяся тележка грузовая включает все элементы гидравлической и тормозной системы тележки по фиг,1, 50
Гидравлическая система самоката служит для поднятия задней части нагруженного кузова 18 в верхнее исходное рабочее положение и включает силовой агРегат 8 (фиг, 1), гидронасос 39, гидробак 32, гидроподъемник 36, перепускной клапан 40 и натяжитель с тросом 41 натяжки (фиг.1, 9), систему стальных и гибких бро38086—
17 нированных трубопроводов 42 с гидроузлом 35 и соединительными разъемами 43 (фиг. 1), приборы контроля дав ления в гидросистеме и управление гидросистемой 6 (фиг. 1). котором шток 24 золотника (фиг, 9) застопорится шариком 47 в выемку штока 48 (фиг.9) под давлением пружины
49 стопорного механизма 50 (фиг.9).
В нижней точке золотник 51 перекроет
Воэдушыая система самоката служит для управления движением самоката путем торможения колес и для аварийной остановки, Воздушная система включает силовой агрегат 8 (фиг. 1), воздушный компрессор и генератор тока для сигнализации системы, узел
7 управления торможением (фиг, 1) и систему трубопроводов и гибких шлангов 44 с соединительными разъемами
45 и другие необходимые элементы тормозной системы на современных транспортных средствах (фиг. 1, 2), Топливная система является индивидуальной для каждой из применяеt мой силовой установки (дизеля) 8 (фиг, 1) и включает силовой агрегат, топливный бак 41, систему топливной проводки и сопутствующих агрегатов, приборов контроля и сигнализации.
Если s поднятый в верхнее положение кузов 8 самодвижущейся тележки положить груз (фиг. 1, 2), то вследствие давления тяжести С вниз задняя часть кузова станет опускаться и через силовые кронштейны 19 (фиг.1-3) .силовые поводки 22, храповик 24 происходит нагрузка на детали конструкции трех — двухступенчатого ускорителя. Храповик 24, опускаясь, увлекает и вращает храповое колесо 10, которое,. находясь в зацеплении с валом-шестерней 14 (фиг. 1, 2) и через него передает вращение зубчатому колесу 15, которое находится в зацеплении с валом-шестерней 11 (фиг. 1), на котором находятся колеса тележки
17, которые при снятии с тормозов, вращаясь, создают движение нагруженной тележки, Движение тележки будет продолжаться до тех пор, пока кузов 18, опускаясь под тяжестью веса, ляжет на раму 1 самоката, ь!тобы не npo" изошло остановки самоката, предусмотрена система возвращения нагруженного кузова обратно в верхнее рабочее положение. Опускаясь до йижней точки, кузов 18 пяткой 35, 46 (фиг. 1 - 3) нажимает на головку што ка 24 перепускного клапана 40 (фиг.1
9) и под давлением веса опускает золотник 7 в нижнее положение, при
50 штуцер 52 низкого давления (фиг,9) и откроет подводящий штуцер 53 BbIсокого давления. Жидкость под давлением от гидронасоса через штуцер 53 устремляется в питающий штуцер 54
1 и по гибкому шлангу через штуцер 55 к подъемнику 36 под поршень 56, Создавая давление под поршнем, будет его поднимать и через шток 57.будет поднимать кузов с грузом, упираясь в силовой упор 37, с которым шток связан шарниром 58, При подъеме кузова 18 в верхнюю точку натяжитель 41 тросом натяжки потянет за петлю 59 шток золотника, преодолевая усилия стопорного механизма 50, при котором передвижение золотника 51 произойдет с запаздыванием за счет того, что расчетная длина троса удерживает за петлю шток 60 натяжители 41, и связанной с ним тарелкой 61 сжимается пружина 62, так как кузов продолжает подъем. Как только сила сжатой пружины 62 натяжителя 41 преодолевает усилие шарико-вого стопорения стопорного механизма 50, в этот момент шарик 9 выйдет из стопорной выемки 48 и золотник 51 перепускного клапана 40 резко переместится в верхнее положение и перекроет штуцер 53, соединяющий подъемник 36 с высоким давлением, одновременно откроется штуцер 52, соединяю-. щий подъемник 36 с системой низкого давления, слива жидкости в бак. l 12 храпового колеса 10 в новом, верхнем по окружности месте и с прекращением давления жидкости станет опять опускаться под тяжестью груза в кузове, Повторяется цикл движения. Опус. каясь, поршень 56 станет выдавливать жидкость обратно в бак через штуцер 54 и открывшийся штуцер 52 (фиг.9,1), Таким образом, при постоянном вы" соком давлении в гидросистеме работа самоката будет происходить автоматически, Чтобы гидросистема работала в нормальном режиме, необходимо, чтобы при составлении состава из многих 1738086 грузовых тележек служба должна выс- тавлять кузова в разных положениях по вертикали, чтобы в нижнее положение приходило минимум тележек. !(оличество тележек в составе зависит от наличия гидрожидкости в баке и мощности дизеля и гидронасоса, Остановка самоката производится за счет применения тормозов, начало движения будет происходить при снятии состава с тормозов, Избыточное высокое давление от гидронасоса будет циркулировать через редукционный клапан в бак. Сила веса кузова с грузом С, воздействуя на двух или трехступенчатый ускоритель, создает силу Р, (полную), но часть ее расходуется на преодоления ряда сопротивлений, а оставшаяся избыточная сила F эффективно используется для движения груженой тележки без применения топлива или другой физической силы (фиг. 2). Использование изобретения дает значительную экономию в расходовании топливных средств при простой конструкции изделия. А применение схемы двух- или трехступенчатого ускорителя дает возможность перевозить значительное количество грузов при малых затратах, Самокат может быть использован в наземном варианте по твердому покрь1тию, только на равнинной местности, что является недостатком данного изобретения, Его можно использовать в малой механизации, формула изобретения Самоходное транспортное средство, содержащее раму, на которой подвижно установлен грузовой кузов, кабину водителя с органом управления, ведомые и ведущие колеса, оснащенные тормозным устройством с системой управления, привод ведущих колес, включающий в себя рекуперативное устройство, кинематически связанное с ведущими колесами и кузовом, двига10, тель, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств и экономичности, кузов с одного борта закреплен шарнирно на раме, а с другого связан с рамой силовыми гидроцилиндрами и выполнен со стороны закрепления шарнира с емкостью для жидкости для питания гидронасоса, связанного с реверсивным распределителем, выходы которого сод) общены с управляющими полостями указанных гидроцилиндров, при этом подвижный элемент распределителя с одной стороны тросом кинематически связан с кузовом для перевода расд пределителя в позицию слива жидкости при опускании кузова, снабженного упорной пяткой для воздействия на подвижный элемент с другой стороны для перевода распределителя в пози30 цию нагнетания давления в гидроцилиндрах при подъеме кузова, а рекуперативное устройство представляет собой храповое колесо, закрепленное на раме и через ступенчатый редуктор связанное с ведущими колесами транспортного средства, кузов которого снабжен храповиком для взаимодействия с храповым колесом при опускании кузова. 1738086 1738086 1738086 1738086 Фиг.5 Фиг.7 1738086 Составитель С,Белоусько Техред A,ÊðàB÷óê Редактор О,Спесивых КоРРектоР С,Щекмар Заказ 1909 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101