Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

 

Использование: область судостроения, а именно конструкция водометного движителя . Сущность изобретения: реверсив.норулевое устройство ведометного движителя содержит струенаправляющую коробку 1 с входным 8, выходным 9 и бортовыми 10 и 11 патрубками, реверсивные заслонки 2 с сек

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 63 Н 11/08

ГОСУДАРСТ В Е ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ. СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4379776/) 1 (22) 19.02,88 (46) 07.06.92. Бюл. М 21 (71) Центральный научно-.исследовательский институт лесосплава (72) В.А. Макаров, Л,С. Папков и И.R. Бейлин (53) 629.12,532,5:075.014,6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

M 1111945, кл. В 63 Н 25/42, 1983.

„„. Ж„„1738690 А1

{54) РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО.ДВИЖИТЕЛЯ (57) Использование: область судостроения, а именно конструкция водометного движителя, Сущность изобретения: реверсивнорулевое устройство ведометного движителя содержит струенаправляющую коробку 1 с входным 8, выходным 9 и бортовыми 10 и 11 патрубками, реверсивные заслонки 2 с сек1738690 лах 15 — 20 и конкретно определяется исходя из мощности водометного движителя, необходимого усилия гидравлической балансировки заслонок и плавности обтекания водометной струей рабочих плоскостей заслонок при.их любых положениях.

При этом гидравлическая балансировка рабочих плоскостей достигается тем, что внутренние плоскости 21 расположены под углом к наружным плоскостям 20, а также тем, что оси баллеров 12 и 13 реверсивных заслонок эксцентрично разнесены от диаметральной плоскости, Возникающие при этом усилия от действия водометной струи на передние (носовые) части реверсивных заслонок частично компенсируются усилиями, действующими на задние (кормовые) части заслонок, а также составляющими сил от обтекания струй воды расположенных под углом наружных 20 и внутренних 21 рабочйх плоскостей, Секторные румпели 4 соединены штуртросами привода 6 с соответствующими рычагами управления реверсивных заслонок (рычаги управления реверсом, расположенные в рубке судна, не показаны), Благодаря тому, что каждая реверсивная заслонка 2 имеет свой независимый секторный румпель

4-и привод 6, обеспечйвается выборочное (по выбору рулевого) управление каждой отдельной заслонки или совместное (синхронное) управление обеими заслонками. В последнем случае рулевой блокирует оба рычага управления реверсом между собой, 5 например, посредством пружинного фиксатора..

В струенаправляющей коробке 1 также на разрезных соосных вертикальных баллерах 22 и 23 посредством фланцев 24 закреплены.-симметрично расположенные дефлекторные рули 3, охватывающие снару- жи струю воды, выбрасываемую за корму водометным движителем. На верхних концах баллеров 22 неподвижно закреплены

5 рычажные рулевые румпели 25.

Соосность и герметичность установки соответствующих разрезных баллеров 12 и

13, а также 22 и 23 обеспечивается подшипниковыми втулками 26, сальниками 27 и грундбуксами 28, 5

25 леров 12 каждой реверсивной заслонки 2 неподвижно закреплены секторные румпе- 30 ли 4. Причем эти румпели соединены штур40 расположенные под острым углом одна к другой. Величина этого угла лежит в преде- 50 торными румпелями 4, дефлекторные рули 3 с рычажными румпелями 25. Реверсивные заслонки 2 установлены перед дефлекторными рулями 3, а секторные румпели 4 смонтированы на баллеры 12 по разные стороны

Изобретение относится к судостроению и предназначено для использования на судах и катерах с водометными движителями, эксплуатируемых на лесосплавных узких и извилистых реках с повышенными скоростями течения.

Целью. изобретения является улучшение управляемости судна.

На фиг.1 изображено реверсивно-рулевое устройство, общий вид; на фиг.2= разрез А-А на фиг,1; на фиг,З вЂ” вид Б на фиг.1; на фиг,4- схема работы реверсивно-рулевого устройства при:различных положениях реверсивных заслонок и рулевых дефлекторов.

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя состоит из струенаправля ющей коробки 1, реверсивных заслонок 2, дефлекторных рулей 3, секторных реверсивных румпелей 4, амортизирующих демпфе ров 5 и привода 6.

Струенаправляющая коробка 1 имеет верхнюю и нижнюю несущие плиты 7, а также входной 8, выходной 9 и бортовые 10, и

11 патрубки. Внутри коробки 1 на разрезных соосных вертикальных баллерах 12 и 13 с помощью фланцев 14 закреплены реверсивные заслонки 2. На верхних концах балтросами с приводом 6 и установлены с взаимным смещением друг к другу на 1.80О.

Секторные румпели 4 соединены шарнирно с помощью осей 15 со штоками 16 амортизирующих пружинных демпферов 5. Цилиндрические корпуса обоих демпферов 5 с расположенными внутри пружинами шарнирно посредством осей 17 соединены с кронштейнами 18, установленными неподвижно на струенаправляющей коробке 1, Реверсивные заслонки 2 расположены в струенаправляющей коробке 3 перед дефлекторными рулями 3 и конструктивно выполнены в виде двух эксцентричных ковшей 19. Последние имеют двухсторонние.наружные 20 и внутренние 21 гидравлически балансирные рабочие плоскости, от плоскости, проходящей через оси этих баллеров, при этом рычажные румпели 25 шарнирно соединены между собой тягой 30 регулируемой длины. 4 ил.

1738690

Концы рычажных рулевых румпелей 25 шарнирно с помощью осей 29 сбединены между собой тягой 30, Последняя конструктивно выполнена регулируемой длины, для чего предусмотрен талреп 31. Обе оси 29 5 рычажных румпелей соединены штуртросами 32 с рулевой машиной, Кроме этого, применение тяги 30 регулируемой длины с талрепом 31 дает возможность повысить КПД движительной 10 установки за счет регулирования поджатия сечения струи водомета. Поджатие обеспечивается некоторым поворотом дефлекторных рулей 3 друг относительно друга путем изменения длины тяги 30. 15

Вместо талрепа 31 может быть применен какой-либо приводной орган, например гидро- или пневмоцилиндр.

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя работает следующим 20 образом.

При ходе судна вперед струя воды (на. фиг, 4а показана стрелками) от водометного движителя попадает в струенаправляющую коробку 1, откуда через канал, образован- 25 ный открытыми реверсивными заслонками

2, поступает через выходной патрубок 9 в канал между дефлекторными рулями 3 и выбрасывается за корму судна. Штуртросовый привод 6 реверсивных заслонок 2 в этом 30 случае находится в среднем исходном поло>кении (фиг. 4а). В этом же исходном положении находится штуртросовый привод 32 дефлекторных рулей 3.

При необходимости поворота судна на 35 курсе на соответствующий борт поворачивают дефлекторные рули 3 (фиг. 46 и 461), которые отклоняют на тот же борт струю водометного движителя, Отклонение струи водомета и направление движения штурт- 40 роса рулей на фиг. 46 и 461 показаны стрел- . ками. При поворотах судна на курсе на переднем ходу реверсивные заслонки 2 остаются открытыми.

Для обеспечения реверсирования и заднего хода судна реверсивные заслонки 2 закрывают, для чего оба штуртроса привода

6 сблокированн ыми рычагами управления пе- . ремещают в одинаковых направлениях (по- 50 казано на фиг, 4в и 4в1 стрелками), При этом струя воды от работающего водометного движителя делится на две части и,.поступая через входной патрубок 8, выбрасывается за оба борта судна через бортовые патрубки 55

10 и 11. Курсовое управление судном на заднем ходу осуществляется поворотом дефлекторных рулей 3, расположенных за реверсивными заслонками 2 и работающих при закрытом положении последних на заднем ходу судна подобно спаренным судо- вым рулям.

При открытом положении реверсивных заслонок 2 струя водомета омывает их внутренние плоскости 21. В момент. закрытия реверсивных заслонок 2 в положение на задний ход струи водомета частично омывают наружные 20, а частично внутренние 21 плоскости этих заслонок, За счет того, что наружные 20. и внутренние 21 плоскости реверсивных заслонок расположены под острым углом одна к другой, возникают составляющие сил от действия струи водомета, частично компенсирующие одна другую и снижающие общие усилия на баллеры и привод. Кроме того.. эксцентричная . конструкция реверсивных заслонок 2, полученная за счет разнесения разрезных баллеров 12 и 13 от диаметральной плоскости, обеспечивает плавное и постепенное перераспределение усилий при вращении реверсивных заслонок в струе водомета. При этом резких гидравлических и динамических нагрузок на заслонках и баллерах, присущих известным реверсивно-рулевым устройствам, не возникает.

При работе судна в особо трудных условиях плавания с целью повышения маневренности в предлагаемом устройстве обеспечена возможность производить как совместный синхронный поворот реверсивных заслонок во взаимно-противоположных направлениях, так и раздельные независимое управление этими заслонками, Как показано на фиг. 4г и 4г1, при раздельном управлении и открытой реверсивной заслонке, например, правого борта и закрытой заслонке левого борта струя воды от водометного движителя делится на две части. Одна часть выбрасывается за корму и, пройдя канал между повернутыми на левый борт дефлекторными рулями 3, обеспечивает поворот судна на левый борт. Одновременно другая часть струи водомета при закоытой заслонке 2 левого борта поступает через входной патрубок 8 и бортовой патрубок 10 и выбрасывается за борт под углом к диаметральной плоскости, обеспечивая еще более крутой поворот судна на левый борт. При таком положении элементов реверсивно-нулевого устройства; закрытой реверсивной заслонке левого борта, открытой реверсивной заслонке правого борта и повернутыми на левый борт дефлекторными рулями, происходит крутой поворот судна, в том числе и при малых скоростях. Для аналогичного поворота судна на правый борт указанные элементы реверсивно-рулевого устройства переводят в другие крайние положения. При положении

1738690 элементов реверсивно-рулевого устройства, показанном на фиг. 4r и 4г, производится поворот судна вплоть до полного разворота практически на одном месте (радиус циркуляции равен нулю). Такой разворот судна возможен и весьма эффективен не только на ходу судна, но и при нулевой скорости хода, что очень важно при работе судна в сложных условиях плавания.

Формула изобретения

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, содержащее струенаправляющую коробку с входным, выходным и бортовыми патрубками, реверсивные заслонки с секторными румпелями; дефлекторные рули с рычажными румпелями и их

5 привод, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения управляемости судна, реверсивные заслонки установлены перед дефлекторными рулями, а секторные румпели смонтированы на баллерах по разные сто10 роны от плоскости, проходяшей через оси этих баллеров, при этом рычажные румпели дефлекторных рулей шарнирно соединены между собой тягой регулируемой длины.

Я-А.

Я въ

Ilk

Составитель А.Логачев

Редактор О.Юрковецкая Техред М;Моргентал Корректор H.Êoðoëü

Заказ 1970 Тираж .. Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, именно к водометным движителям амфибий

Изобретение относится к судостроению, преимущественно к быстроходным судам малого водоизмещения, оборудованным водометными движителями

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым водометным движителям

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водометным движителям

Движитель // 1400949
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к плавающим машинам, оборудованным водометньгми движителями, и позволяет повысить надежность движителя в работе путем предотвращения поломки рабочего колеса при его заклинивании во внутреннем кольце водовода инородным предметом

Изобретение относится к судостроению , в частности к судковым водометным движителям

Изобретение относится к судостроению , в частности к водоотливным устройствам плавающих средств с водометными движителями

Изобретение относится к ремонту судов, в частности к подводной очистке корпусов судов от обрастания гидродинамической или кавитирующей струей

Изобретение относится к судостроению, к водометным судовым установкам

Изобретение относится к движителям и может быть использовано на водном и воздушном транспорте

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для активного управления судами, обеспечивающих маневрирование судов в стесненных условиях акватории порта и швартовку в море

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки

Изобретение относится к судостроению и касается вопроса создания движителей скоростных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания активных подводных крыльев, имеющих водометный движитель
Наверх