Способ получения соединения трех конструктивных элементов

 

Использование: в машиностроении в срезных болтовых соединениях типа вилкаухо. Болт изготавливают изогнутым. Соединяют констуктивные элементы в пакет. При установке в отверстие пакета болта его ориентируют прогибом в направлении нагрузки на промежуточный конструктивный элемент . Устанавливают на болт шайбу и затягивают его гайкой. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАЛистических

РЕСПУБЛИК (51)з F 16 В 5/02

Ь1 ч2

ГОСУДАР СТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4854582/27 (22) 26;07.90 (46) 07.06.92. Бюл. ¹ 21 (71) Харьковский авиационный институт им. Н.Е.Жуковского (72) Э,Н.Румянцев, А.Г,Шаманов, А.Е.Новожилов и В.Г.Бабичев . (53) 621,882 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1508020, кл. F 16 В 5/02, 1987, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготЪвлении срезных одноболтовых соединений типа ухо-вилка.

Известна конструкция однорядного срезного болтового соединения типа "уховилка" — см., например, Войт Е.С., Ендогур

А.И. и др. Проектирование конструкций самолетов. М.: Машиностроение, 1987, с. 39, рис. 3.2. Известные соединения относятся к особо ответственным и широко применяются в практике машиностроения, в частности самолетостроения, для крепления двигателей, шасси, управления. Статическая и усталостная прочность известных соединений в равной степени определяется статической и усталостной прочностью как самих соединяемых деталей, так и соединительного болта, Изгиб стержня болта при передаче им сдвиговой нагрузки приводит к дополнительному, .совместно с затяжкой, растяжению стержня болта, что значительно снижает его усталостную долговечность и приводит к неравномерной контактной нагрузке на стенке отверстия под болт.

„„. Ж „„1739083 А1 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ

ТРЕХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (57) Использование: в машиностроении в срезных болтовых соединениях типа вилкаухо, Болт изготавливают изогнутым; Соединяют констуктивные элементы в пакет. При установке в отверстие пакета болта его ориентируют прогибом в направлении нагрузки

HG промежуточный конструктивный элемент. Устанавливают на болт шайбу и затягивают его гайкой. 3 ил.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату является соединение деталей, известное из а.с, № 1508020, кл, F 16 В 5/02; 1987 (прототип), Известное соединение предполагает соединение деталей посредством болта, имеющего средства обеспечения локального натяга в отверстии посредством выполнения на стержне болта продольных скругленных выступов. Однако известное соединение не устраняет неприятных последствий от изгиба стержня болта и служит средством обеспечения усталостной долговечности только соединяемых деталей, Цель изобретения — повышение надежности соединения.

Для достижения поставленной цели способ получения соединения трех конструктивных элементов включает изготовление болта с изгибом, соединение конструктивных элементов в пакет, установку в отверстие пакета болта, ориентируя направление прогиба болта в направлении нагрузки на промежуточный конструктйвный элемент пакета, установку на болт шайбы и осевую затяжку гайкой.

1739083

На фиг. 1 показана конструкция соединяемых деталей и соединительных крепежных элементов до сборки соединения; на фиг. 2 — конструкция соединения деталей и параметры напряженного состояния в стержне болта после его установки и осевой затяжки; на фиг. 3 — конструкция болтового соединения и параметры напряженного состояния в стержне болта после нагружения соединения эксплуатационной нагрузкой.

Способ получения соединения трех конструктивных элементов — охватывающих деталей 1, 2 и охватываемой 3, заключается в изготовлении болта 4, стержень которого при изготовлении до закаливания изгибают с прогибом ЛБ посреди стержня (фиг.1). В соединяемых деталях предварительно выполняют отверстие под болт, причем диаметр отверстия выполняют меньше диаметра болта для обеспечения натяга болта, после чего соединяемые детали 1, 2, 3 собирают в пакет, B совмещенные отвер. стия соединяемых деталей устанавливают болт 4, .ориентируя прогиб болта h, в сторону направления нагрузки на промежуточный элемент пакета, После чего на болт устанж,ливают шайбу 5 и производят осевую затяжку болта гайкой б, В собранном соединении болт в отверстии под действием отпорных реакций соединяемых деталей, а также усилий осевой затяжки болта выпрямляется, а в стержне болта возникают предварительные напряжения изгиба a иБ (фиг.2), направление которых противоположно направлению изгибных напряжений в стержне болта в условиях эксплуатации, После приложения на соединение эксплуатационной нагрузки Рэ (фиг.З) болт изгибается в сторону нагрузки, а в его стержне возникают напряжения изгиба (Pgg, но, поскольку после сборки соединения в ней действовали предварительные технологические напряжения изгиба о ит, m суммарные напряжения будут меньше на величину предвари э тельно созданных, т,е,o g = о иБ — о иБ, T.o. разработанный способ получения соединения позволяет реализовать в стержне болта полезные напряжения изгиба, . которые уменьшают уровень эксплуатационных и способствуют повышению усталостной долговечности и статической

10 прочности соединительного болта, Величину изгиба болта целесообразно выбрать такую, чтобы в собранной конструкции величина напряжений изгиба была бы равна эксплуатационным о иБ = — о иг,. В этом случае суммарная величина напря>кений изгиба в стержне болта в условиях нагружения соединения равна или близка к нулю, что обеспечивает наибольшую эффективность решения по повышению его прочности.

T.å, разработанный способ получения соединения позволяет повысить на 10-15",ь усталостную долговечность и статическую прочность соединительного блока. Это повышает надежность соединения, либо при заданном уровне надежности на 5-8% его ресурс, что принесет при эксплуатации изделия с соединением экономический эффект, Формула изобретения

Способ получения соединения трех конструктивных элементов, включающий изготовление болта, соединение конструктивных элементов в пакет, установку в отверстие пакета болта, установку на него шайбы и осевую затяжку гайкой, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности соединения при действии экс- плуатационных нагрузок путем создания в

40 болте предварительных технологических напряжений изгиба, болт при изготовлении изгибают, а при установке ориентируют прогибом в направлении нагрузки .на промежуточный конструктивный элемент паке45 та.

1739083

1739083

Составитель Э,Румянцев

Редактор С.Кулакова Техред M.MoðãåHòàë Корректор А,Осауленко

Заказ 1989 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, улХагарина, 101

Способ получения соединения трех конструктивных элементов Способ получения соединения трех конструктивных элементов Способ получения соединения трех конструктивных элементов Способ получения соединения трех конструктивных элементов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию космических аппаратов и служит, в частности , для теплоизоляционного крепления элементов аппаратуры и радиационных теплообменников к корпусу космического аппарата , а также может быть использовано в криогенной технике

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх