Узел контровки

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к стопорению резьбовых соединений Цель изобретения - повышение надежности и долговечности Контровочное устройство в виде герметизирующей шайбы 4 и охватывающей ее стопорной шайбы 5 установлено под головкой резьбового элемента 3. Стопорная шайба 5 выполнена в виде шайбы Гровера. Герметизирующая шайба 4 в свободном состоянии имеет высоту , большую высоты стопорной шайбы 5 при контровке она объемно зажата, 2 з п ф-лы, 2 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>5 F 16 В 39/24 : 1Unq

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4774622/27 (22) 27.12.89 (46) 07.06.92. Бюл. N 21 (71) Внедренческо-изобретател ьский кооператив технических и опытных разработок изобретений "Виктория" (72) Н,Н.Шляхтин и Е,Г.Кузовенко (53) 621.882(088,8) (56) Патент ФРГ М 3433375, кл. F 16 В 39/24, 1986, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для контровки деталей резьбового соединения, Известно устройство контровки резьбовых соединений, которое обеспечивает большую надежность стопорения резьбового соединения, чем шайбой Гровера.

Однако в данном устройстве внецентренное приложение силы затяжки приводит к перекосу оси резьбового соединения и уменьшению его прочности, так как сила затяжки главным образом передается на участки расположения концов прорези. зубчиков шайбы. Кроме того. отсутствует герметичность соединения. Вследствие врезания зубчиков в поверхность закрепляемой детали шайбы данного соединения неприменимы при соединении деталей из мягких алюминиевых и магниевых сплавов. Недостатком устройства является также неуниверсальность соединения, так как шайбу данного соединения с полукруглым

„„. Ы„„1739094 А1 (54) УЗЕЛ КОНТРОВКИ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к стопорению резьбовых соединений, Цель изобретения — повышение надежности и долговечности, Контровочное устройство в виде герметизирующей шайбы

4 и охватывающей ее стопорной шайбы 5 установлено под головкой резьбового элемента 3. Стопорная шайба 5 выполнена в виде шайбы Гравера. Герметизирующая шайба 4 в свободном состоянии имеет высоту, большую высоты стопорной шайбы 5, при контровке она объемно зажата, 2 з.п. ф-лы, 2 ил, профилем нельзя устанавливать перед головкой винта, болта, кроме того, она своим острым углом врезается в переходный радиус головки и разупрочняет болт.

Известно устройство контровки резьбового соединения, например шайбы Гровера.

Недостатком устройства контрбвки резьбового соединения с шайбой Гровера является то, что при стопорении болтов и винтов через их головку шайба своим острым углом врезается в точке вупрочняющий радиус перехода стержня винта на торец головки, В связи с этим создаются дополнительные напряжения в зоне повышенной напряженности винта и ослабляется прочность его головки, Это вызвано тем, что за-. зор между внутренним диаметром шайбы и диаметром болта меньше, чем упрочняющий радиус головки винта, и тем, что шайба

Гравера на переходахторцов на внутренний диаметр не имеет радиуса и фасок, Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является контровоч1739094 ное устройство, содержащее наружную стопорную шайбу и размещенную в ней внутреннюю герметизирующую (эластичную) шайбу с высотой, больше высоты стопорной шайбы.

Недостатком данного устройства является ненадежность и неуниверсальность, Целью изобретения является повышение надежности и долговечности.

Указанная цель достигается тем, что стопорная шайба выполнена в виде шайбы

Гровера с внутренним диаметром не менее суммы диаметра стержневого элемента и двух радиусов его сопряжения с головкой, при этом герметизирующая шайба выполнена из пластмассы, а отверстие соединяемой детали выполнено с конической фаской со стороны опорного торца головки стержневого элемента.

На фиг.1 схематично изображен узел контровки резьбового соединения; на фиг.2— конструктивное выполнение и схема сил, действующих при работе предлагаемого узла, осевой разрез.

На фиг.1 и 2 приняты следующие обозначения параметров;

d — наружный диаметр стержня винта:

С вЂ” величина конической фаски на прикрепляемой детали; р — угол профиля фаски;

h — высота профиля шайбы Гровера в сжатом состоянии;

Н вЂ” высота профиля кольцевой пластмассовой шайбы в сжатом состоянии;

d< — внутренний диаметр шайбы Гровера;

F — сила затяжки винта;

P — рассредоточенная сила сжатия стержня винта кольцевой пластмассовой шайбой.

Узел контровки резьбового соединения (фиг,1) содержит базовую деталь 1, прикрепляемую деталь 2, в отверстиях которых установлен винт 3 с надетыми на его стержень пластмассовой сплошной кольцевой шайбой 4 и упругой разрезной шайбой Гровера

5 или обычной сплошной круглой шайбой, В отверстии прикрепляемой детали 2 выполнена коническая фаска величиной С под углом <р к оси. Величина фаски С и ее угол р выполняются в зависимости от типоразмера резьбового соединения.

При сборке соединения винт 3 с надетыми на него шайбами 4 и 5 через отверстие прикрепляемой детали 2 ввинчивается в базовую деталь 1 до полного жесткого сжатия упругой шайбы Гровера и одновременного

55 сжатия при этом пластмассовой кольцевой шайбы, Под действием усилия затяжки F u при одновременном сжатии шайб 4 и 5 пластмассовая шайба, выполненная по высоте

Н в свободном состоянии большей, чем высота h упругой шайбы в сжатом состоянии, деформируясь, осаживается и плотно заполняет полость, образованную между шайбой

Гровера, деталью и болтом, обеспечивая дополнительное (помимо шайбы Гровера) надежное стопорение винта в осевом и радиальном направлениях. В радиальном направлении за счет рассредоточенных сил сжатия Р, при полном сжатии шайб обеспечивается также надежная герметизация соединения вследствие плотного затекания материала конического выступа пластмассовой шайбы в коническую полость, образованную фаской С- изделия и цилиндром стержня винта, Использование данного узла контровки резьбового соединения позволяет повысить надежность стопорения, применяя обычные стандартные шайбы Гровера, повысить универсальность применения шайб Гровера, Введение промежуточной пластмассовой шайбы делает соединение без особых затрат виброустойчивым и герметичным; не портятся поверхности деталей резьбового соединения, сопрягаемые с шайбой, что повышает их долговечность, так как в зоне контакта пластмассовой шайбы получается эластичное соединение. формула изобретения

1, Узел контровки, содержащий резьбовой стержневой элемент, сопряженный по радиусу с головкой, установленный в отверстии соединяемой детали, и размещенное на стержневом элементе под опорным торцом его головки контровочное устройство в виде герметизирующей шайбы и охватывающей ее стопорной шайбы с внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности, вписанной в опорный торец головки стержневого элемента, при этом герметизирующая шайба в полости, образованной внутренней поверхностью стопорной шайбы, поверхностью стержневого элемента, торцом его головки и поверхностью соединяемой детали установлена с натягом, о т— л и ч а ю шийся тем. что, с целью повышения надежности и долговечности, стопорная шайба выполнена в виде шайбы

Гровера с внутренним диаметром не менее суммы диаметра стержневого элемента и двух радиусов его сопряжения с головкой.

2, Узел контровки по п,1, о т л и ч а юшийся тем, что герметизирующая шайба выполнена из пластмассы, 1739094

3. Узел контровки по п,1, о т л и ч а ю— шийся тем, что отверстие соединяемой детали выполнено с конической фаской со стороны опорного торца головки стержневого злемента.

Составитель Н,Шляхтин

Редактор Т.Зубкова Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Заказ 4990 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Узел контровки Узел контровки Узел контровки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к резьбовым соединениям со стопорными средствами

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорным резьбовым соединениям деталей, эксплуатируемых в условиях переменных нагрузок и значительных вибраций

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для тяжелонагруженных резьбовых соединений при циклическом нагружении при ограниченных размерах опорной площади под гайку

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для закрепления элементов конструкций

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к области машиностроения и горного дела и предназначено для использования в различных соединениях, преимущественно работающих в условиях ударных или вибрационных нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения, к резьбовым разъемным соединениям, применяемым в машинах и механизмах, конструкциям различных самостопорящих приспособлений и конструктивным элементам крепежных деталей, препятствующим самоотвинчиванию

Изобретение относится к резьбовым соединениям

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к вибрационной испытательной технике и может быть использовано, в частности, для крепления резонансов и приспособлений, работающих в условиях высоких температур и вибраций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)

Изобретение относится к машиностроению и служит для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для стопорения резьбовых соединений
Наверх