Подшипниковый узел

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкции. В теле упорной пяты 1 выполнены наклонные каналы (К) 3. Радиальные каналы (К) 2 пяты 1 выполнены глухими, К 2 сообщены с центральным каналом вала 12 посредством К 3. При этом расстояние между наружной поверхностью вала 12 и стенкой К 2 равно расстоянию между наружной поверхностью вала 12 и внутренней поверхностью подпятника 7 Сопряжение противолежащих стенок каждой К 2 с торцевой поверхностью пяты 1 выполнено по криволинейной поверхности Это улучшает условия смазки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 С 33/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР ()1 "-9

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (л)

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4747327/27 (22) 11.10.89 (46) 07.06.92, Бюл, ¹ 21 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (72) В,(D,Омельченко и К.M.Ãðèò÷èí (53) 621.822.5(088.8) (56) Патент Англии ¹ 1431688, кл, F 16 С 33/02, 1976.

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в погружных электродвигателях в качестве подшипникового узла для подвески вращающейся части, Известны подшипниковые узлы, служащие местом подвески вращающейся части погружного электродвигателя. Эти подшипниковые узлы состоят из вращающейся пяты, скользящей торцевой плоскостью по неподвижному подпятнику, разделенному на сегменты, На сегментах подушек, на заходных частях, выполнены специальные заходные фаски на трущейся поверхности (например, из баббита). Перенос масла осуществляется самозахватом трущейся поверхностью пяты из прорезей между сегментами, Богданов А,А. Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти, M.: Недра, 1968, с. 131). (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции.

В теле упорной пяты 1 выполнены наклонные каналы (К) 3, Радиальные каналы (К) 2 пяты 1 выполнены глухими, К 2 сообщены с центральным каналом вала 12 посредством К

3. При этом расстояние между наружной поверхностью вала 12 и стенкой К 2 равно расстоянию между наружной поверхностью вала

12 и внутренней поверхностью подпятника 7.

Сопряжение противолежащих стенок каждой

К 2 с торцевой поверхностью пяты 1 выполнено по криволинейной поверхности, Это улучшает условия смазки. 1 з,п. ф-лы, 3 ил.

Недостатками такой конструкции являются:

1) перенос. масла самозахватом не гарантирует поступление в заходную зону достаточного количества масла;

2) необходимость выполнения специальных заходных фасок с малым углом захода на относительно мягком материале;

3) необходимость разделения опорной поверхности подпятника на отдельные сектора;

4)чувствительность пленкообразования к величине заходных углов, вязкости масла, температуре масла, скорости вращения и технологическим неточностям;

5) лавинообразный износ в случае деформации заходных фасок;

6) относительно высокая трудоемкость и сложность изготовления.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является упорный

1739101 подшипниковый узел, имеющий два опорных элемента с взаимодействующими поверхностями, По крайней мере в одной из указанных поверхностей выполнены два ряда кольцеобразных канавок, которые концентричны относительно оси вращения подшипника. Глубина канавок одного ряда превышает глубину канавок другого ряда, Подобные канавки обеспечивают равенство осевых усилий, производимых насосным действием обоих рядов канавок, при этом равные осевые усилия противоположны по направлению воздействия, когда пленка смазки в зазоре имеет заданную толщину, Глубина канавок одного ряда может превышать глубину канавок другого, как минимум, в 5 раз (предпочтительны размеры соответственно 2 и 10 мкм), Каналы обоих рядов могут быть также выполнены спиральной формы или прямыми.

Недостатками такого подшипникового узла являются те же факторы, что и для рассмотренного выше аналога, в основе которых лежит явление самопроизвольного переноса и нагнетания масла по канавкам с помощью захватывания частиц смазки вращающейся пятой. Такая конструкция дает лишь незначительное преимущество перед аналогом из-за лучшего обеспечения заходной зоны маслом, т,е. имеет больший резерв смазки. Однако такая конструкция подшипника имеет намного большее удельное давление на опорную поверхность и намного большую сложность изготовления. Достаточно одному опорному элементу проявить "бреющий эффект", как нарушится нормальная работа остальных элементов, т.е. при наличии множества одинаковых взаимосвязанных опорных элементов повышается вероятность выхода из строя всей системы связанных элементов.

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции, Поставленная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, содержащем размещенный в корпусе вал и установленные на нем подпятник и кольцеобразную упорную пяту с радиальными канавками на торце со стороны подпятника, сообщенными с центральным каналом вала и выполненными с выходом на наружную боковую поверхность пяты, в теле упорной пяты выполнены наклонные каналы, радиальные канавки пяты выполнены глухими и сообщены с центральным каналом вала посредством указанных наклонных каналов, при этом расстояние между наружной поверхностью вала и стенкой радиальной канавки равно расстоянию между наружной поверхностью вала и внутренней боковой поверхно5

55 стью подпятника. При этом сопряжение противолежащих стенок каждой канавки с торцевой поверхностью подпятника выполнено по криволинейной поверхности.

Выполнение наклонных каналов в теле упорной пяты, сообщающих радиальные канавки пяты с центральным каналом вала, упрощает конструкцию, обеспечивая направление потока циркулирующего масла через радиальные канавки между пятой и подпятником, где находятся заходные поверхности к трущимся элементам, Поток масла, проходя через зону, питающую трущиеся поверхности маслом, значительно увеличивает долговечность работы двигателя.

Выполнение радиальных канавок глухими позволяет получить избыточное давление в выходной зоне, что способствует лучшему пленкообразованию, обеспечивая систему принудительной смазки (в отличие от существующей адгезионной смазки), Расположение глухой внутренней стенки радиальных канавок на одной вертикали с образующей внутренней цилиндрической поверхности подпятника обеспечивает удержание давления масла и одновременно не вызывает больших потерь, связанных с потерями. вне зоны принудительной смазки. Сечение наружной стороны радиальной канавки выполняется с учетом скорости вращения пяты и удельных нагрузок в зоне трения. Так, при увеличении удельных нагрузок в зоне трения отверстия уменьшаются, обеспечивая более высокое давление масла (заход масла увеличивается и улучшается плен кообразование), Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает, что заявляемый подшипниковый узел соответствует критерию "новизна". Заявляемое решение обладает

"существенными отличиями" по сравнению с известными техническими решениями, так как в патентной и научно-технической литературе не выявлены аналоги, имеющие отличительные существенные признаки.

На фиг,1 схематично изображен подшипниковый узел, продольный разрез, на фиг,2 — сечение А — А на фиг.1 (через радиальную канавку); на фиг,3 — вид Б на фиг,2.

Подшипниковый узел содержит кольцеобразную упорную пяту 1, на торце которой со стороны подпятника выполнены радиальные канавки 2, связанные с внутренней полостью двигателя через каналы 3 и кольцевую проточку 4, выполненные в теле упорной пяты 1, Радиальные канавки 2 выполнены глухими с внутренней стороны так, что стенка 5 расположена на одной вер1739101

55 тикали с образующей внутренней цилиндрической поверхности 6 подпятника 7. Вертикальные стенки 8 канавки 2 сопрягаются с торцевой поверхностью 9 подпятника 7 криволинейными поверхностями 10. На- 5 ружный конец 11 радиальной канавки 2 открыт и в случае необходимости может быть полузакрытым. Величина свободного прохода подбирается конструктивно в зависимости от исходных условий. Торцевая 10 поверхность 9 подпятника 7 покрыта антифрикционным слоем, например металлофторопластом, и непрерывна по окружности. Упорная пята 1 крепится на вращающемся валу 12, который имеет осе- 15 вой канал 13 и радиальные каналы 14. Подпятник 7 опирается на корпус 15.

Принцип действия подшипникового узла заключается в следующем.

Вращающийся вал 12 и упорная пята 1 20 жестко связаны между сообой так, что осе.вой канал 13 вала 12 и его радиальные каналы 14 соединены с кольцевой проточкой 4 упорной пяты 1, куда поступает масло. Кольцевая проточка 4 соединена каналами 3 с 25 радиальными канавками 2 на торцевой поверхности упорной пяты 1. Под действием центробежных сил масло поступает из осевого канала 13 вала 12 и радиальные каналы

14 в кольцевую проточку 4, замыкающую 30 всасывающую зону устройства, Из кольцевой проточки 4 масло поступает в нагнетательную зону устройства через канал 3 в радиальные канавки 2, которые сопрягаются с непрерывной торцевой поверхностью 35

9 подпятника 7 криволинейными поверхностями 10. Внутренние стенки 5 радиальных канавок 2 и внутренняя цилиндрическая поверхность 6 кольцевого подпятника 7 расположены на одной вертикали, благода- 40 ря чему создается внутренний замок нагнетательной камеры, Для повышения давления в радиальных канавках 2 их наружный конец 11 может быть выполнен уменьшенного сечения в зависимости от 45 удельной нагрузки в зоне трения и скорости вращения упорной пяты 1.

В радиальных канавках 2 во время работы скапливается смазка под определенным избыточным давлением, которое 50 регулируется конструкцией в зависимости от оборотов, при этом обеспечивается его оптимальное значение. Набегающая вертикальная стенка 8 радиальной канавки 2, выполненная с криволинейной поверхностью

10, улучшает условия образования масляной пленки между трущимися поверхностями.

Предлагаемая конструкция подшипникового узла, упрощенная за счет выполнения в теле упорной пяты наклонных каналов, соединяющих радиальные канавки с полостью двигателя, обеспечивает направление потока циркулирующего масла через радиальные канавки между пятой и подпятником, где находятся заходные поверхности к трущимся элементам, а избыточное давление, полученное в заходной зоне, способствует лучшему пленкообразованию трущейся поверхности, т,е. образована система принудительной смазки, что обеспечивает повышение надежности и долговечности работы подшипникового узла и двигателя в целом.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе вал и установленные на нем подпятник и кольцеобразную упорную пяту с радиальными канавками на торце со стороны подпятника, сообщенными с центральным каналом вала и выполненными с выходом на наружную боковую поверхность пяты, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, в теле упорной пяты выполнены наклонные каналы, радиальные канавки пяты выполнены глухими и сообщены с центральным каналом вала посредством указанных наклонных каналов, при этом расстояние между наружной поверхностью вала и стенкой радиальной канавки равно расстоянию между наружной поверхностью вала и внутренней боковой поверхностью подпятника, 2, Подшипниковый узел по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что сопряжение противолежащих стенок каждой канавки с торцевой поверхностью пяты выполнено по криволинейной поверхности.

1739101

r 12 13 1

«4i

:3

7

А-А

1739101

Ви3 В

45

Составитель В.Омельченко

Редактор Т.Зубкова Техред М,Моргентал Корректор Т.Палий

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ/ЯЯО Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к вкладышу подшипника скольжения

Изобретение относится к подшипнику скольжения, содержащему несущую подложку и по крайней мере один металлический слой скольжения, нанесенный электроннолучевым напылением

Изобретение относится к способу армирования цапф лап буровых шарошечных долот и может найти применение в машиностроении при изготовлении буровой техники для строительства скважин в глубоком и сверхглубоком бурении, а также для бурения взрывных скважин с продувкой забоя воздухом

Изобретение относится к подшипнику скольжения и к способу изготовления такого подшипника

Изобретение в целом относится к подшипниковым узлам и в частности к подшипниковым узлам, предназначенным для использования в дробилках для породы. Подшипниковый узел (20) установлен на дробилке (22) для породы, включающей основной корпус (24), приводной вал (26), эксцентрик (28) и дробящую головку (30). Подшипниковый узел (20) включает первое кольцо (32) подшипника, расположенное вокруг приводного вала (26) и на эксцентрике (28), второе кольцо (34) подшипника, расположенное примыкающим к первому кольцу (32) либо на корпусе (24), либо на дробящей головке (30), и устройство (46, 48) для подачи рабочей жидкости под давлением, по меньшей мере, на первое кольцо (32) и второе кольцо (34). По меньшей мере одно из колец (32, 34) включает закрытое углубление для рабочей жидкости, предназначенное для приема и сбора рабочей жидкости под давлением. Внутренний контур стенки углубления для рабочей жидкости предотвращает подачу рабочей жидкости радиально внутрь из колец (32, 34), а внешний контур стенки углубления для рабочей жидкости предотвращает подачу рабочей жидкости радиально наружу из колец (32, 34). Углубление принимает рабочую жидкость через впускное отверстие для подачи жидкости, расположенное на расстоянии от внутреннего контура стенки углубления. Первое кольцо (32) и второе кольцо (34) предназначены для гидродинамического разъединения друг от друга до запуска. Подшипниковый узел (20) предназначен для передачи всех нагрузок, производимых дробящей головкой, напрямую через первое кольцо (32) и второе кольцо (34). Технический результат: создание подшипникового узла, предназначенного для использования в дробилках для породы, позволяющего снизить образование тепла при работе подшипника и повысить эксплуатационный срок службы подшипников, а также повысить нагружаемость подшипников и упростить проведение технического обслуживания, ремонта и замены подшипников. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 11 ил.

Группа изобретений относится к резинометаллическому шарниру для подвески колес автомобиля. Подвеска колес автотранспортного средства содержит стойку колеса, шарнирно соединенную с кузовом автотранспортного средства с помощью рычага. Трапециевидный рычаг имеет две соединительные точки для соединения с кузовом автотранспортного средства и две соединительные точки для его соединения со стойкой колеса. Задняя опора со стороны колеса представляет собой резинометаллическую опору. Резинометаллическая опора содержит эластичное резиновое тело, расположенное между внешней втулкой и внутренней втулкой и выровненное коаксиально с направлением движения транспортного средства. Внешняя втулка имеет переднюю поверхность, с которой соединен передний демпфирующий резиновый элемент c первым профилем, и заднюю поверхность, с которой соединен задний демпфирующий резиновый элемент со вторым профилем. Передний и задний демпфирующие резиновые элементы отстоят друг от друга и расположены асимметрично друг относительно друга на передней поверхности и на задней поверхности, соответственно. Достигается обеспечение устойчивости автомобиля на поворотах и точной реакции на изменение положения руля. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх