Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей

 

Сущность изобретения: сиденье автомобиля с рельсовой направляющей содержит нижний рельс и верхний рельс, способные перемещаться относительно друг друга в продольном направлении. Один рельс снабжен ходовой рейкой, а на другом рельсе имеется контрхраповик. Этот контрхраповик способен поворачиваться с помощью управляющего механизма между положением перестановки, стопорным положением и положением освобождения или перемещаться между этими положениями. Управляющий механизм содержит управляющий рычаг. Параллельно рельсовой направляющей имеется направляющее приспособление . Параллельно управляющему рычагу на верхней части направляющего приспособления поворотно закреплен опорный рычаг, на котором установлен контрхраповик. 7 з.п. ф-лы, 5 ил. Ё

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (I! ) (Я)5 В 60 N 2/50

1,1 (1Ч 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ з,п, ф-лы, 5 ил, Ф

Ql «Л (21) 4894009/11 (22) 05.12.90 (31) P 4023351,0 (32) 23.07,90 (33) ОЕ (46) 30.06.92. Бюл. № 24 (71) Граммер АГ (DE) (72) Эрих Зайлер (DE) (53) 629.11.012 (088.8) (56) Заявка ФРГ

¹ 3127892, кл, В 60 N 1/00, 1981.

Заявка ФРГ

N2721926,,кл. В 60 N 1/00, 1978. (54) СИДЕНЬЕ АВТОМОБИЛЯ С РЕЛЬСОВОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ (57) Сущность изобретения: сиденье автомобиля с рельсовой направляющей содерИзобретение относится к сиденью автомобиля с рельсовой направляющей, содержащей нижний рельс, закрепляемый на полу кабины, и верхний рельс, закрепляе-, мый на каркасе сиденья, способного перемещаться по нижнему рельсу, причем один из рельсов снабжен рядом храповых зубьев, а для второго рельса имеется контрхраповик, перемещаемый управляющим приспособлением между положением перестановки, в котором контрхраповик расцепляется с хра-. повыми зубьями, подпружиненным амортизированным положением, в котором второй рельс способен ограниченно перемещаться относительно первого рельса с .помощью амортизатора, содержащего пружинный элемент, в пределах амплитуды. задававмой этим амортизатором, и стопорным пожит нижний рельс и верхний рельс, способные перемещаться относительно друг друга в продольном направлении, Один рельс снабжен ходовой рейкой, а на другом рельсе имеется контрхраповик. Этот контрхраповик способен поворачиваться с помощью управляющего механизма между положением перестановки, стопорным положением и положением освобождения или перемещаться между этими положениями. Управляющий механизм содержит управляющий рычаг, Параллельно рельсовой направляющей имеется направляющее приспособление. Параллельно управляющему рычагу на верхней части направляющего приспособления поворотно закреплен опорный рычаг, на котором установлен контрхраповик. 7 ложением, в котором амортизатор заблокирован, а контрхраповик находится в зацеплении с рядом храповых зубьев.

Известна рельсовая направляющая, выполненная весьма компактной, Однако свойства перемещения у нее слишком просты и определяются только верхним и нижним рельсами.

Известно автомобильное сиденье, каркас которого, включающий раму сиденья, продольно перемещается на нижнем каркасе, прикрепленном к полу, с промежуточным . амортизатором, проходящим горизонтально в направлении движения автомобиля и выполненным в виде цилиндра с поршнем. Цилиндр этого амортизатора закреплен на нижнем каркасе над распорным пальцем, за который зацеплены над про1745114

55 дольными направляющими две предварительно напряженные пружины натяжения, проходящие навстречу друг другу в продольном направлении сиденья, в то время как другие концы этих пружин удерживаются на верхнем каркасе сиденья, а к цилиндру амортизатора закреплена храповая рейка, взаимодействующая с контрхраповиком, расположенным на фиксаторном рычаге, поворотно закрепленном на верхнем каркасе и управляемом вручную. Помимо фиксаторного рычага для управления контрхраповиком имеется другой рычаг для фиксации сиденья в определенном продольном положении относительно пола.

Цель изобретения — создание автомобильного сиденья указанного типа, простого в обслуживании, с улучшенными свойствами перемещения и хорошими амортизирующими свойствами.

Эта цель достигается за счет того, что управляющее приспособление содержит управляющий рычаг, закрепленный на каркасе сиденья, способный поворачиваться вокруг продольной оси между положением перестановки, стопорным положением и подпружиненным амортизированным положением; параллельно рельсовой направляющей вблизи от нее имеется направляющее приспособление с закрепленной на полу нижней частью и проходящей вдоль через эту нижнюю часть параллельно рельсовой направляющей верхней частью, прикрепленной к каркасу сиденья; на верхней части поворотно закреплен опорный рычаг параллельно ряду храповых зубьев рельсовой направляющей и на этом рычаге зафиксирован контрхраповик; управляющий рычаг находится на расстоянии от опорного рычага, неподвижно в осевом направлении закреплен на каркасе сиденья и снабжен храповиком, зафиксированным на управляющем рычаге и закрепленным с возможностью фиксации на верхней части направляющего приспособления; от опорного рычага отходит первый управляющий орган, а от управляющего рычага — второй управляющий орган и при перестановке управляющего рычага из стопорного положения в положение перестановки второй управляющий орган прилегает к первому управляющему органу и опорный рычаг поворачивается так, что контрхраповик выходит из зацепления с рядом храповых зубьев, Таким образом, согласно изобретению необходимо лишь управлять одним элементом управляющего приспособления, а именно управляющим рычагом, для перестановки сиденья по желанию между положением перестановки, стопорным положени5

50 ем и амортиэированным подпружиненным положением. Благодаря выполнению с направляющим приспособлением, расположенным вблизи рельсовой направляющей и имеющим нижнюю и верхнюю части, создается параллельная направляющая из нижнего и верхнего рельсов, а также из нижней и верхней частей направляющего приспособления, а следовательно, сиденье с исключительными свойствами перемещения, амортизации и взаимной фиксации рельсов в соответствующем положении управляющего рычага. Сиденье имеет, кроме того, преимущество прочной конструкции, обеспечивающей прекрасную устойчивость даже при максимальных нагрузках.

Целесообразно, чтобы с верхней части направляющего приспособления на сторону, обращенную к рельсовой направляющей, выступали две планки на определенном расстоянии друг от друга и чтобы жесткий выступающий иэ управляющего рычага храповой зуб имел осевой размер, соответствующий зазору между планками, причем храповик размещен в положении перестановки между планками, а в амортизированном положении — снаружи от планок. Таким образом, достигается свобода зазора в стопорном положении, а следовательно, надежная фиксация между верхним и нижним рельсами, а также надежная фиксация сиденья относительно пола.

Другое преимущество такой конструкции сиденья состоит в том, что при необходимости можно также легко заменять отдельные изношенные длительной работой детали новыми, Опорный рычаг предпочтительно снабжен не менее чем одной пружиной, имеющей надежное натяжение для обеспечения зацепления храповика с рядом храповых зубьев в амортизированном положении и в стопорном положении управляющего рычага, причем это натяжение в положении освобождения еще повышается. Такая пружина предпочтительно выполнена винтовой и одним концом закреплена на опорном рычаге, а другим — предпочтительно на одной из двух планок, Механическое предварительное натяжение этой пружины составляет предпочтительно не более 180 угловых градусов по окружности опорного рычага.

Опорный рычаг предпочтительно выступает своими обоими концами за планки, причем последняя из пружин располагается у одного конца, а к другому концу может быть закреплен первый управляющий орган, Таким образом, создается не только надежное в работе крепление опорного рычага к обеим разнесенным планкам, но и

1745114 другое преимущество, состоящее в том, что как пружину, так и первый управляющий орган можно просто и доступно разместить на опорном рычаге.

Для фиксации управляющего рычага в амортизированном положении можно предусмотреть на верхней части направляющего приспособления стопор, а на каркасе сиденья — пружинящий орган, который в амортизированном положении оказывает усилие механического предварительного натяжения на храповик управляющего рычага в направлении от амортизированного положения к стопорному положению. Фиксатор выполнен, например, с подпружиненным захватом для надежного удержания управляющего рычага в амортизированном положении при не слишком большом усилии перестановки управляющего рычага из амортизированного положения в последующее стопорное положение, Одновременно фиксатор имеет целью противодействие усилию пружины, т.е. усилию механического предварительного натяжения, оказываемому со стороны пружинящего органа в амортизированном положении на храповик управляющего рычага.

Пружинящие элементы амортизатора предпочтительно расположены между верхней и нижней частями направляющего приспособления и выполнены в виде винтовых пружин натяжения, а между верхней и нижней частями направляющего приспособления установлен амортизирующий элемент с поршневым блоком, предпочтительно параллельный пружинящим элементам. Оба пружинящих элемента имеют некоторое механическое предварительное натяжение между верхней и нижней частями для обеспечения хороших амортизирующих свойств в продольном направлении сиденья в амортизированном положении управляющего рычага. Эти пружинящие элементы предпочтительно расположены на одной прямой, чтобы занимать сравнительно мало места. По тем же соображениям амортизирующий элемент примерно параллелен пружинящим элементам. Это позволяет также обеспечить существенное преимущество в смысле дополнительной амортизации сиденья в продольном направлении, когда управляющий рычаг находится в амортизированном положении.

Хорошие свойства прямолинейного перемещения при большой долговечности сиденья создаются, когда верхняя часть направляющего приспособления охватывает нижнюю часть обращенными друг к другу

П-образными участками, причем между нижней частью и каждым из двух этих уча-.

10

45 ковых растояниях друг от друга с впадинами

11, как показано на фиг,1. Параллельно уп50

35 стков верхней части предусмотрены полозья, например, из износостойкой пластмассы с малым коэффициентом трения, закрепленные в П-образных участках верхней части. Если эти салазки изнашиваются после долгой работы в сиденьи, их можно сравнительно просто заменить новыми.

Таким образом, в целом создается сиденье простой конструкции с хорошими свойствами направления и перемещения, а также с возможностью фиксации, причем отдельные детали, испытывающие в определенных обстоятельствах повышенный износ, можно быстро и легко заменить новыми деталями.

На фиг,1 показана рельсовая направляющая (само сиденье не показано), вид сверху; на фиг,2 — разрез А — А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б — Б на фиг.1; на фиг.4- разрез  — В на фиг,1 (помимо рельсовой направляющей, показанной на фиг.1, показана и другая рельсовая направляющая); на фиг.5 — управляющий рычаг, разрез.

На фиг.1 и 4 показана рельсовая направляющая 1 с нижним рельсом 2 и верхним рельсом 3, переставляемым относительно нижнего рельса 2 в.определенном положении управляющего рычага 4 вдоль сиденья. Здесь показано положение управляющего рычага 4, в котором верхний рельс 3 может выполнять подпружиненное колебание относительно нижнего рельса 2.

От управляющего рычага 4 отходит храповик 5 (фиг.4), на котором выступает штифт б.

Из фиг,3 видно, что храповик 5 со штифтом б располагается между двумя. опорными органами 7, закрепленными на каркасе 8 сиденья, показанном на фиг,4 тонкими штриховыми линиями. Благодаря опорным органам 7 управляющий рычаг 4 закреплен неподвижно в осевом направлении на каркасе 8 сиденья.

От нижнего рельса 2 отходит ряд 9 храповых зубьев 10, расположенных на одинаравляющему рычагу 4 и на расстоянии от него расположен опорный рычаг 12, поворотно закрепленный между двумя разнесенными планками 13. Опорный рычаг 12 имеет по сравнению с управляющим рычагом 4 сравнительно малую длину и обоими концами 14 и 15 выступает за планки 13. На конце 14 расположена пружина 16, выполненная винтом, Она закреплена одним концом 17 на конце 14 опорного рычага 12, а другим концом 18 — на соответствующей. планке 13.

Планки 13 отходят от верхней части 19 направляющего приспособления 20 на сто1745114

55 роне, обращенной к нижнему и верхнему рельсам 2 и 3, Эти планки 13 располагаются на расстоянии друг от друга, соответствующем размеру по оси планки или осевому размеру контрхраповика 21, который в амортизированном положении, а также в стопорном положении управляющего рычага 4 зацеплен с рядом 9 храповых зубьев.

Кроме того, на фиг,1 и 4 показаны пружинящие элементы 22 на направляющем приспособлении 20, закрепленные одним концом 23 на верхней части 19 и другим концом 24 — на нижней части 25 направляющего приспособления 20. Сбоку, рядом с одним из двух механически предварительно напряженных пружинящих элементов 22 расположен амортизатор 26 в виде цилиндра-поршневого блока, закрепленного например цилиндром 27 на верхней части

19 направляющего приспособления 20, а поршнем или поршневым штоком 28 — на нижней части 25 направляющего приспособления 20, Из фиг,4 видно, что верхняя часть 19 направляющего приспособления

20 соединена с каркасом 8 сиденья, а нижняя часть 25 — с полом 29, показанным на фиг,4 штрихами, Верхняя часть 19 содержит обращенные друг к другу П-образные направляющие участки 30, охватывающие противоположные края 31 нижней части 25 направляющего приспособления 20, Прекрасное прямолинейное перемещение параллельно верхнему и нижнему рельсам 2 и

3 рельсовой направляющей 1 достигается благодаря тому, что между каждым П-образным направляющим участком 30 и соответствующим краем 31 предусмотрен полоз 32.

На фиг.5 показан в разрезе управляющий рычаг 4 с управляющей ручкой 33 и штифтом 35, фиксируемым в амортизированном положении управляющего рычага 4 с помощью фиксатора 36, Этот фиксатор выполнен, например, в виде разомкнутого пружиня щего ушка для того, чтобы штифт 35 можно было устанавливать с возможностью освобождения. Фиксатор 36 закреплен на верхней части 19 направляющего приспособления 20, На каркасе сиденья 8, как видно из фиг.4, закреплен пружинящий орган

37, который в амортизированном положении управляющего рычага 4, изображенном на фиг.4, оказывает посредством штифта 6 усилие предварительного натяжения на храповик 5 управляющего рычага 4.

На фиг, рельсовая направляющая 1 показана в амортизированном положении управляющего рычага 4, в котором храповик 5 находится за пределами планок 13 и зацеплен с контрхраповиком 21, отходящим QT опорного рычага 12 и закрепленным на нем, 5

45 в ряду храповых зубьев. В этом положении, хотя верхняя часть 19 направляющего приспособления 20 жестко связана через контрхраповик 21 и ряд 9 храповых зубьев с полом 29 автомобиля, каркас 8 сиденья может совершать прямолинейное перемещение относительно пола 29, точно ограниченное пружинящими элементами 22 и амортизатором 26 по амплитуде.

Если управляющий рычаг 4 поворачивать из амортизированного положения в следующее стопорное положение, штифт 35 освободится из фиксатора 36 (фиг.5) и пружинящий орган 37 (фиг.4) может механически освободиться. благодаря чему храповик

5 устанавливается между планками 13. Благодаря этому создается непосредственное стопорение каркаса 8 сиденья относительно планок 13, а следовательно, относительно ряда 9 храповых зубьев или пола 29, поскольку в стопорном положении контрхраповик 21 остается в зацеплении с рядом 9 храповых зубьев, Если управляющий рычаг 4 продолжает поворачиваться (на фиг.4 против часовой стрелки), второй управляющий орган 38 (фиг,2 и 3), жестко отходящий от управляющего рычага 4, подходит к первому управляющему органу 39, отходящему.от опорного рычага 12 до прилегания, так что с помощью дальнейшего поворота управляющего рычага 4 против часовой стрелки происходит соответствующий поворот опорного рычага

12, с помощью которого контрхраповик 21 выходит из ряда 9 храповых зубьев, а верхний рельс 3 и каркас 8 с ним могут по желанию перемещаться относительно нижнего рельса 2 и пола 29 автомобиля. При этом одновременно пружина 16 (фиг.1) испытывает такое натяжение, что контрхраповик 21 вновь автоматически, после отпускания управляющего рычага 4, входит в зацепление с рядом 9 храповых зубьев, соединенных с нижним рельсом 2.

Формула изобретения

1. Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей, содержащее нижний рельс, закрепленный на полу кабины, и верхний рельс, закрепленный на каркасе сиденья и установленный с возможностью перемещения по нижнему рельсу, на одном из рельсов установлен ряд храповых зубьев, а на втором рельсе установлен контрхраповик с возможностью перемещения от управляющего механизма между положением перестановки, в котором конгрхраповик расцеплен от ряда храповых зубьев, подпружиненным амортизированным положением, в котором второй рельс имеет возможность ограниченного перемещения относительно перво1745114

5

20

40

55 го рельса с помощью амортизатора, содержащего пружинный элемент, в пределах амплитуды колебаний, задаваемой этим амортизатором, и стопорным положением. в котором амортизатор заблокирован, а контрхраповик зацеплен с рядом храповых зубьев, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения обслуживания перемещения и повышения комфортабельности, управляющий механизм содержит управляющий рычаг, закрепленный на каркасе сиденья и установленный с возможностью поворота вокруг продольной оси между положением перестановки, стопорным положением и амортизированным положением, при этом параллельно рельсовой направляющей расположено направляющее приспособление с закрепленной на полу нижней частью и проходящей через эту нижнюю часть параллельно рельсовой направляющей верхней частью, прикрепленной к каркасу сиденья, а на верхней части закреплен с возможностью поворота опорный рычаг, параллельный ряду храповых зубьев рельсовой направляющей, и на этом рычаге зафиксирован контрхраповик, причем управляющий рычаг установлен на расстоянии от опорного рычага, неподвижно в осевом направлении закреплен на каркасе сиденья и снабжен дополнительным храповиком, установленным на управляющем рычаге и закрепленным с возможностью фиксации на верхней части направляющего приспособления, при этом на опорном рычаге расположен первый управляющий орган и на 35 управляющем рычаге — второй управляющий орган, причем при перестановке управляющего рычага из стопорного положения в положение перестановки второй управляющий орган прилегает к первому управляющему органу и опорный рычаг установлен с возможностью обеспечения поворота из зацепления с рядом храповых зубьев.

2. Сиденье по п.1, от л и ч а ю щ ее с я тем, что на верхней части на стороне, обращенной к рельсовой направляющей, закреплены две планки на расстоянии одна от другой и жесткий отходящий от управляющего рычаг храповой зуб выполнен с осевым размером, соответствующим расстоянию между планками, причем храповик размещен в положении перестановок и в стопорном положении между планками, а в амортизированном положении — снаружи от планок.

3. Сиденье по п,1 или 2, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что опорный рычаг снабжен не менее, чем одной пружиной, имеющей в амортизированном и стопорном положениях натяжение для надежного удержания в зацеплении храповика с рядом храповых зубьев, причем в положении освобождения натяжение выше, чем в других положениях.

4. Сиденье по п.3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что пружина выполнена винтовой и одним концом закреплена на опорном рычаге, а другим концом — на одной из двух планок.

5. Сиденье по пп.2 — 4, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что оба конца опорного рычага размещены за планками, причем пружина расположена у одного конца, а к другому концу прикреплен первый управляющий орган.

6. Сиденье по одному из пп,1-5. о т л ич а ю щ е е с я тем. что для фиксации управляющего рычага в амортизированном положении на верхней части направляющего приспособления установлен стопор, а на каркасе сиденья закреплен пружинящий орган с возможностью создания в амортизированном положении усилия предварительного натяжения на храповик управляющего рычага в направлении от амортизированного положения к стопорному положению.

7. Сиденье по одному из пп.1 — 6. отл ич а ю щ е е с я тем, что пружинящие элементы амортизатора расположены между верхней и нижней частями направляющего приспособления и выполнены в виде винтовых пружин натяжения и между верхней и нижней частями установлен амортизирующий элемент с поршневым блоком, параллельным пружинящим элементам.

8. Сиденье по одному из пп,1 — 7, о т л ич а ю щ е е с я тем, что верхней частью направляющего приспособления обхвачена нижняя часть обращенными друг к другу

П-образными участками, причем между нижней частью и каждым из этих участков расположены полозья, 1745i 14

1745114

4-4

7 6 5 7

В-В

Гб 20

1745114

50

Составитель Е.Гучкова

Техред М.Моргентал

Корректор M.Ûàêñèìèøèíeö

Редактор И.Каса да

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2204 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей Сиденье автомобиля с рельсовой направляющей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вибрационной технике в транспортном машиностроении и может быть исдользовано для виброзащиты водителей транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам подрессоривания сидений i транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в подвесках кабины, сиденья и неподрессоренных масс автомобильного транспорта

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к виброзащитным устройствам сидений транспортных средств, и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях широкого спектра вибровозмущений

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в сиденьях, устанавливаемых на транспортных средствах, подверженных воздействию пространственной вибрации и влиянию коррозионно-активчой среды

Изобретение относится к устройствам для виброизоляции объектов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к способам виброизоляции и может быть использовано при оборудовании рабочих мест операторов (водителей) транспортно-технологических машин различного назначения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к сиденьям тракторов, сельскохозяйственных машин и других транспортных средств

Изобретение относится к подъемно-транспортному и строительному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах башенных кранов

Изобретение относится к средствам виброзащиты и может быть использовано на установках и транспортных средствах, где требуется защита оператора от вибрации, вызванной работой механизмов или неровностями дорог

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, в частности к их подвескам

Изобретение относится к виброзащитной технике в области защиты человека-оператора от действия пространственной вибрации и предназначено преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, а именно к подвескам кресел машиниста локомотивов, работающих в условиях повышенного воздействия вибраций

Изобретение относится к способом регулирования жесткости виброизолирующих устройств в системах вибрационной защиты человека-оператора наземных транспортных и самоходных технологических машин, а также пилотов вертолетов

Изобретение относится к устройствам регулирования жесткости упругих подвесок сидений для операторов транспортных и самоходных технологических машин

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, а именно к подвескам кресел машинистов локомотивов, работающих в условиях повышенного воздействия вибраций
Наверх