Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 25/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОткРытиям пРи Гкнт сссР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 1

Фиг.) 1 (21) 4837783/27 (22) 12,06.90 (46) 30.07.92. Бюл. М 28 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) Д.Т.Авдеев, Ю.А.Васечко, С.С.Мусиенко и И.Н.Редько (56) Авторское свидетельство СССР

1л 1656212, кл. F 16 С 25/04, 1989, (54) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ РАЗЪЕМНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

СКОЛЬЖЕНИЯ (54) Изобретение м.б, использовано в машиностроении, в подшипниковых узлах машин и механизмов. Узел содержит корпус 1,верхний 2 и нижний 3 вкладыши, установленные на валу 4 с зазором д и с возможностью

ЬЦ 1751495 А1 перемещения в корпусе в вертикальном направлении. Штифт 11 подпружинен к верхнему вкладышу 2 и поднимает собачку 10 к храповому колесу 9, Две пары скобообразных элементов 5 и 6 связаны с корпусом общей осью 7, а оси. связывающие попарно свободные концы элементов 5 и 6 стянуты пружинами 8 и контактируют с наклонными поверхностями нижнего вкладыша 3. При износе внутренней опорной поверхности нижнего вкладыша 3 верхний вкладыш 2 опускается, собачка 10 выходит из зацепления с храповым колесом, оси скобообразных элементов перемещаются по наклонным поверхностям вклаДыша 3, пружина 8 стягивает элементы 5 и 6 и поднимает собачку 10, последняя снова входит в зацепление с храповым колесом 9. 2 ил, 1751495

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах машин и механизмов.

Известен разъемный подшипник скольжения, состоящий иэ корпуса, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающегocR материала, установленных на цапфе вала, Недостатком данной конструкции является то, что по мере износа вкладышей уве личивается зазор между цапфой вала и вкладышами, что приводит к появлению ударных нагрузок, потере точности сопряжения и значительному сокращению срока службы подшипника, Наиболее близким к предлагаемому является разьемный самосмазывающийся подшипник скольжения, состоящий из корпуса, крышки, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающегося материала и кольца, закрепленного на цапфе вала, причем нижний вкладыш выполнен утолщенным в радиальном направлении с возможностью перемещения по пазам корпуса и опирается на сильфон с веществом, который расположен на пластине, кольцо установлено с зазором относительно пластины и имеет зазор между верхним и нижним вкладышами.

Недостатком данной конструкции является то, что требуется много времени на реакцию срабатывания, .

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение надежности подшипникового узла, Поставленная цель достигается тем, что самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения состоит из корпуса и размещенных в нем на валу верхним и нижним вкладышей с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленными между собой с зазором, при этом нижний вкладыш установлен с возможностью перемещения по направляющим пазам корпуса в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, причем наружная опорная поверхность нижнего вкладыша образована двумя наклонными к оси вкладыша поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе храпового колеса с собачкой штифта, подпружиненного одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша и поджимающего другим концом собачку к храповому колесу, двух пар охватывающих вкладышей скобообразных элементов, одни концы которых связаны общей осью с корпусом, а другие попарно связаны отдельными осями, распо5

20

30

50 ложенными в контакте с наклонными пло скостями нижнего вкладыша и стянутыми между собой пружинами, при этом храповик и одна из пар скобообразных элементов связаны с общей осью жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси и соединена с собачкой, а верхний вкладыш установлен с возможностью перемещения в вертикальном направлении.

На фиг. 1 дано предлагаемое устройство; на фиг, 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения содержит корпус 1 и размещенные в нем на валу 4 верхний 2 и нижний 3 вкладыши с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленные с зазором, при этом нижний вкладыш 3 установлен с возможностью перемещения по направляющим nai зам корпуса 1 в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, причем наружная опорная поверхность нижнего вкладыша 3 образована двумя наклонными к оси вкладыша 3 поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе 1 храпового колеса 9 с собачкой 10, штифта 11, подпружиненного

12 одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша 2 и поджимающего другим концом собачку 10, к храповому колесу 9 двух пар охватывающих вкладыши 2 и 3 скббообразных элементов 5 и 6, одни концы которых связаны общей

5 осью 7 с корпусом 1, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего 3 вкладыша и стянуты между собой пружинами 8, при этом храповик 9 и одна из пар скобообразных элементов 5 и 6 связаны с общей осью 7 жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси 7 и соединена с собачкой 10, а верхний вкладыш 2 установлен с возможностью перемещения в вертикальном направлении, Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения работает следующим образом.

В собранном виде пружины 8 стягивают скобообразные элементы 5 и 6, оси 13 перемещаются по наклонным плоским поверхностям нижнего вкладыша 3 и прижимают его к цапфе вала 4, поднимая при этом цапфу 4 и верхний вкладыш 2 до упора в корпус

1, Штифт 11 нажимает на собачку 10, которая упирается е зубец храповика 9 и фиксирует определенное исходное положение подвижных деталей подшипникового узла.

Подшипниковый узел устанавливается та1751495 ким образом, чтобы суммарная радиальная нагрузка действовала на нижний вкладыш

3, При вращении цапфы вала 4 нижний вкладыш 3 изнашивается и по мере износа цапфы вала 4 опускается вместе с верхним 5 вкладышем 2, который отжимается штифтом 11 и пружиной 12. По мере опускания вкладыша 2 штифт 11 тянет за собой соединенную с ним собачку 10 храповика 9, которая освобождает храповик 9 и позволяет 10 пружине 8 стянуть скобообразные элементы 5 и 6, при этом оси 13, перемещаясь по наклонным плоским поверхностям вклады- ша 3, поднимают его вместе с цапфой вала

4 и вкладышем 2 до упора последнего в 15 корпусе 1, а штифт 11 поднимает собачку 10 храповика 9, которая упирается в зуб храповика 9 и вновь фиксирует исходное положе. ние подвижных деталей подшипника. По мере дальнейшего изнашивания вкладыша 20

3 весь цикл повторяется до ликвидации зазора между вкладышами 2 и 3. Таким образом происходит ступенчатое регулирование зазора подшипникового узла.

Периодичность этого процесса зависит 25 от износостойкости нижнего вкладыша 3, величины зазора д между верхним 2 и нижним 3 вкладышами. Износ внутренней поверхности вкладышей 2 и 3, возникающий в процессе работы самоустанавливающегося 30 разъемного подшипникового узла скольжения, постоянно в течение всего рабочего цикла компенсируется за счет выбирания зазора д между вкладышами 2 и 3, что повышает надежность и расширяет функциональные 35 способности подшипникового узла.

Применение изобретения позволяет повысить долговечность подшипникового узла в 2-3 раза за счет компенсации износа внутренней поверхности вкладыша само- 40 устанавливающегося разъемного подшипникового узла скольжения, Формула изобретения

Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и размещенные в нем на валу верхний и нижний вкладыши с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленные между собой с зазором, при этом нижний вкладыш установлен с возможностью перемещения по направляющим пазам корпуса в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности, наружная опорная поверхность нижнего вкладыша образована двумя наклонными к оси вкладыша поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе храпового колеса с собачкой, штифта, подпружиненного одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша и поджимающего другим концом собачку к храповому колесу, двух пар охватывающих вкладыши скобообразных элементов, одни концы которых связаны общей осью с корпусом, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего вкладыша и стянутыми между собой пружинами, при этом храповик и одна из пар скобообраэных элементов связаны с общей осью жестко, а другая пара выполнена с воэможностью поворота вокруг указанной оси и соединена с собачкой, а верхний вкладыш установлен с воэможностью перемещения в вертикальном направлении.

Фиг. 2

Составитель Д.Авдеев

Редактор Л,Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор Э,Лончакова

Заказ 2679 Тираж Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г; Ужгород, ул,Гагарина, 101

Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения, предназначено для пластмассовых подшипников, не нуждающихся в смазке, и может быть использовано в приборах и аппаратах, работающих при значительном перепаде температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорному подшипнику скольжения, преимущественно для установки на валу центробежных и компрессорных машин, работающих при высоких нагрузках. Упорный подшипник скольжения содержит пяту (4), подпятник (3), несущую втулку (1) со сферической упорной поверхностью, на которую сферической поверхностью своей тыльной стороны опирается подпятник (3), выполненный из антифрикционного материала. Между пятой (4) и подпятником (3) имеется масляный зазор. Подпятник (3) выполнен с равномерно расположенными по окружности карманами (6) на тыльной стороне и масляными каналами (7), сообщающими соответствующие карманы (6) с масляным зазором. Масляная подушка на тыльной стороне подпятника (3) образуется за счет перераспределения давления масла в рабочем зазоре и передачи масла по маслопроводящим каналам (7) в масляные карманы (6). Технический результат: повышение работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в центробежных и винтовых компрессорных машинах, работающих в сложных переходных режимах, при которых происходит изменение знака осевого усилия. Упорный подшипник скольжения содержит соосно установленные несущее кольцо (1), сепаратор (2) и упорный элемент в виде подпятника (3). Сепаратор (2) имеет пазы, в которых установлены упругие элементы (8). Несущее кольцо (1) связано с сепаратором (2) и имеет пазы (6), каждый из которых обращен к соответствующему упругому элементу (8) и перекрыт им. Подпятник (3) установлен внутри сепаратора (2) с возможностью осевого перемещения относительно несущего кольца (1). Одна сторона подпятника (3) имеет ребра, опирающиеся на упругие элементы (8), а на другой стороне выполнены неподвижные подушки, предназначенные для контакта с упорным гребнем (4) вала (14). Несущее кольцо (1) имеет радиальные отверстия (15), сообщенные с полостью между несущим кольцом (1) и подпятником (3). Технический результат: повышение демпфирующих свойств подшипника, снижение влияния динамических нагрузок на подшипник, повышение технологичности, работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения в условиях работы при резких переходных режимах работы компрессорных машин, в том числе при помпаже центробежного компрессора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - исключение избыточных заклинивающих связей в опорах при соединении с рабочим органом, повышение долговечности электродвигателя. Электродвигатель содержит корпус (1), статор (2), ротор (3) на валу (4). Вал имеет опоры в боковых щитах (5 и 7) корпуса. Одна из опор выполнена в виде самоустанавливающегося подшипника (6), другая - виде упругого кольца уплотнения (8). Упругая опора может находиться в переднем или заднем щите корпуса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх