Подшипниковый узел

 

Использование: в машиностроении в подшипниковых узлах с саморегулируемым натягом. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит установленный на валу 1 посредством гайки 2 и в корпусе 3 с радиальным зазором подшипник качения 4. Между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1 установлена пара разрезных треугольного сечения компенсационных колец 5 и 6, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям, и промежуточная втулка 7, смонтированная между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1. В гайке 2 равномерно по окружности размещены регулировочные шпильки 8 с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец. При этом гайка 2 выполнена с резьбовыми отверстиями 9 для шпилек 7. Компенсационное кольцо 5 за счет упругости будет компенсировать в процессе работы как осевые, так и радиальные силы, возникающие в паре компенсационных колец 5 и 6, обеспечивая тем самым надежную фиксацию подшипника 4 в отрегулированном положении и увеличивая долговечность его работы. 1 ил. ел С

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 35/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Р

° °

° ю Г

1 (21) 4790729/27 (22) 14.02.90 (46) 30.07.92. Бюл. % 28 (71) Трест "Уралсибгидромеханизация" (72) В. М; Бобров, В, Н, Викторов и Т. И.

Пеняскин (56) Никитин Ю. M. Конструировайие элементов деталей и узлов авиадвигателей. М,:

M., 1968, с. 259, рис. 7;35. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование: в машиностроений -в подшипниковых узлах с саморегулируемцм натягом. Сущность изобретения: подшип-" никовый узел содержит установленный на валу 1 посредством гайки 2 и в корпусе 3 с радиальным зазором подшипник качения 4.

Между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1 установлена пара раэрезных треИзобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом, и может найти применение в различных механизмах машин, в частности в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве.

Известен узел регулирования и контроля радиального зазора подшипников качЕния, в котором через втулку и сопряженнйе по конической поверхности упругие тариро-ванные шайбы гайка, насаженная на шпййдел ь, создает осевое усилие на торец малого диаметра внутреннего кольца подшипника, Недостатком такого технического решения является сложность предохранения от проворота внутреннего кольца подаианиугольного сечения компенсационных колец

5 и 6, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям, и промежуточная втулка 7, смонтированная между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1. В гайке 2 равномерно по окружности размещены регулировочные шпильки 8 с воэможностью взаимодействия с торцом одного из компенсацйоннйх колец. При этом гайка 2 выполнена с резьбовыми отверстиями 9 для шпилек 7; Компейсационное кольцо 5 эа счет упругости будет компенсировать в и роцессе работы как осевые, так и радиальные силы, возникающие в паре комйенсационных колец 5 и 6, обеспечивая тем самым надежную фиксацию подшипника 4 в отрегулированном пвложений и увеличивая долговечность его работы. 1 ил. ка, например, при высоких температурных нагрузках и, как следствие этого, недолговечность работы подшипника.

Наиболее близким по технической сущно- Ql сти и достигаемому положительному эффекту С) к изобретению является подшипниковый узел, 0р .содержащий установленный на валу посредством гайки и в корпусе с радиальным зазором подшипник качения.

Недостатком такого подшипникового узла также является недолговечность его работы, вследствие невозможности предохранить внутреннее кольцо подшипника от проворота при высоких температурных или ударных нагрузках, так как радиальные составляющие сил, приложенные к внутреннему кольцу подшипника, ничем не уравновешиваются.

1751508

Целью изобретения является повышение долговечности подшипникового узла за счет компенсации радиальных нагрузок.

Это достигается тем, что в известном подшипниковом узле, содержащем установленный на валу посредством гайки и в корпусе с радиальным зазором подшипник качения, снабжен установленными последовательно в осевом направлении между внутренним кольцом подшипника и валом парой разрезных треугольного сечения компенсационных колец, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям, и промежуточной втулкой, смонтированной между внутренним кольцом подшипника и валом, а также размещенными равномерно по окружности в гайке с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец регулировочными шпильками, при этой гайка въ1полнена с резьбовыми отверстиями для размещения шпилек, На чертежике представлен предлагаемый подшипниковый узел, разрез.

Подшипниковый узел содержит установленный на валу 1 посредством гайки 2 и в корпусе 3 с радиальным зазором подшипник 4 качения. Между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1 устайовлена пара разрезийх треугольного сечейия компенса ционных колец 5 и 6, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям и промежуточная втулка 7, смонтированная между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1.

В гайке 2 равномерно по окружности размещены регулировочные шпильки 8 с возможйостью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец, При этом гайка выполнена с резьбовыми отверстиями 9 для размещения шпилек. При сборке подшипникового узла в корпусе 3 подшипник 4 свободно надевается на устайовленные на валу промежуточную ътулку и верхнее компенсационное кольцо 5, затем на BBll устанавливается нижнее компенсационное кольцо 6 и наворачивается до упора гайка 2 со шпильками 8, ввернутыми в отверстия 9, после чего гайка отворачивается на 1/4 оборота, а шпильки 8 вворачива5 ются с упором в нижнее компенсационное кольцо 6, При этом фиксируется осевое положение промежуточной втулки 7 и подшипника 4. При этом верхнее компенсационное кольцо 5 упруго сдеформировано нижним

10 компенсационным кольцом 6, В процессе работы подшипникового узла вследствие износа подшипников, осевого сдвига, ударных или температурных нагрузок упруго сдеформированное верх t5 нее компенсационное кольцо 5 за счет упругости будет компенсировать как осевые, так и радиальные силы, возникающие в паре компенсационных колец 5 и 6, обеспечивая тем самым надежную фиксацию подшипни20 ка 4 в отрегулированном положении и увеличивая долговечность его работы, Годовой экономический эффект от использования изобретения составит 52 тыс, руб.

Формула изобретен ия

Подшипниковый узел, содержащий установленный на валу посредством гайки и в корпусе с радиальным зазором подшипник

30 качения, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, он снабжен установленными последовательно в осевом найравлении между внутренним кольцом подшипника и валом парой разрез35 ных треугольного сечения компенсационных колец, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям и промежуточной втулкой, смонтированной между внутренним кольцом подшипника и валом, а также

40 размещенными равномерно по окружности в гайке с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец регулировочными шпильками, при этом гайка выполнена с резьбовыми отверстиями

45 для размещения шпилек.

1751508

Составитель lO.Ëóøåâ

Техред M.Моргентал

Корректор Э.Лончакова

Редактор Л.Народная

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2680 Тираж . Подписное

ВНЙИПИ Государственного комитета Ао иЗобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-фб, Раушская наб., 4/5

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в конструкциях электрических машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к способам обеспечения заданного значения величины люфта (натяга) в опорных узлах качения системы "вал - корпус", например в шпиндельных узлах металлообрабатывающих станков различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в механизмах, имеющих подшипники качения, установленные на шлицевых валах

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу
Наверх